Переработчики снова без спецрежима НДС, а аграрии — без мясо-молочной дотации
Непредсказуемость нашего законодательства не перестает, мягко говоря, удивлять. Очередным неприятным «сюрпризом» стало признание Закона Украины от 04.02.2009 г. № 922-VI неконституционным. Последствия прекращения действия этого Закона обсудим в этой статье.
Анатолий БОБРО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Документы статьи
Закон об НДС — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.
Закон № 922
— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по предупреждению негативных последствий влияния мирового финансового кризиса на развитие агропромышленного комплекса» от 04.02.2009 г. № 922-VI.Закон № 639
— Закон Украины «О первоочередных мерах по предупреждению негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 31.10.2008 г. № 639-VI.Закон о налоге на прибыль
— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР).Закон об ФСН
— Закон Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» от 17.12.98 г. № 320-XIV.Как мы уже писали (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 98, с. 5),
решением Конституционного Суда Украины (далее — КСУ) от 24.11.2009 г. № 29-рп/2009 Закон № 922 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 24, с. 6) признан неконституционным и утратившим силу со дня принятия КСУ этого решения (т. е. с 24 ноября 2009 года).
Последствия утраты силы
Законом № 922Как известно,
Законом № 922 были внесены изменения в следующие законы Украины: «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV, Закон № 639, «О Кабинете Министров Украины» от 16.05.2008 г. № 279-VI и Закон об НДС. Основные новации в указанных законах согласно Закону № 922 были освещены в редакционном комментарии «Господдержка аграриев: пролонгация кредитов, возврат мясомолочной дотации» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 24, с.10).Сегодня, с учетом принятого КСУ решения о неконституционности
Закона № 922, о привнесенных им новациях можно говорить, к сожалению, лишь в прошедшем времени. В частности, если ранее в отношении Закона Украины от 24.06.2004 г. № 1877-IV говорилось о дополнении его п.п. 9.2.6, которым Аграрному фонду для пополнения спецфонда госбюджета было предоставлено право реализации зерна с установленной регулируемой ценой, то сейчас эти нормы уже не действуют.Не действует теперь и
п. 11 разд. III Закона № 639, устанавливающий, в частности, порядок получения банком от НБУ рефинансирования на поддержание ликвидности, который (порядок) был увязан с соблюдением банком целого ряда условий по пролонгации кредитов сельхозтоваропроизводителям. Следовательно, непролонгация кредитов, выделенных аграриям, теперь формально не препятствует банкам в получении ими рефинансирования от НБУ.С отменой
Закона № 922, руководствуясь п. 2 разд. III Закона № 639, сейчас приходится говорить о восстановлении прежнего ограничения (до 1 января 2011 года) срока действия:—
спецрежима сельхозНДС согласно ст. 81 Закона об НДС;—
порядка отражения сельхозпредприятиями — субъектами спецрежима сельхозНДС и одновременно плательщиками налога на прибыль, в составе валовых доходов и валовых расходов результата налогового учета НДС относительно спецрежимной деятельности, отраженного в спецдекларации по НДС. Другими словами, порядка отражения положительной и отрицательной разницы между суммами НДС, начисленными таким сельхозпредприятием на цену поставленных им сельхозтоваров в течение отчетного или предыдущих отчетному периодов, и суммами НДС, уплаченными (начисленными) им в течение отчетного периода на цену производственных факторов, как того требуют пп. 4.2.1 и 5.3.3 Закона о налоге на прибыль;—
применения сельхозпредприятиями налогообложения в порядке уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога, установленного Законом об ФСН.Не действует теперь и
п. 12 разд. III Закона № 639, которым был предусмотрен запрет на продажу земель сельскохозяйственного назначения до 1 января 2010 года.Однако здесь уместно напомнить, что купля-продажа или иным способом отчуждение земельных участков сельскохозяйственного назначения отдельных категорий собственников и теперь не допускается согласно
п. 15 разд. X Земельного кодекса Украины от 25.10.2001г. № 2768-III.
Спецрежим НДС для переработчиков: ломать — не строить
Молоко- и мясоперерабатывающим предприятиям в отношении возможности применения ими спецрежима НДС в текущем году остается только посочувствовать.
Сначала «добро» от законодателей — издание
Закона № 922 (04.02.2009 г.), восстанавливающего п. 11.21 Закона об НДС, затем — вступление его в силу со дня опубликования (17.03.2009 г.).Потом «подарок» от Кабмина —
постановление КМУ «О реализации пункта 11.21 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»» от 02.04 2009 г. № 291, утвердившее Порядок учета и использования средств, направленных на выплату дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе (далее — Порядок № 291) (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 30).Далее соответствующие шаги ГНАУ:
приказ «О внесении изменений в налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость» от 28.04.2009 г. № 221, утвердивший форму налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (перерабатывающего предприятия) (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 40).Почти семь месяцев пришлось ожидать
приказа Минагрополитики, Минфина, Госказначейства и ГНАУ от 28.10.2009 г. № 767/1258/452/591 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 97), которым они наконец-то выполнили предписанное им п. 11 Порядка № 291 требование об установлении формы отчета о движении денежных средств на небюджетных счетах перерабатывающих предприятий.И весь этот длительно выстраиваемый порядок спецрежима НДС для переработчиков, неспешно «обраставший» необходимыми подзаконными актами, в одночасье развалился как карточный домик, лишенный основания —
Закона № 922.Получается, что
п. 11.21 Закона об НДС просто «не повезло»: он, как говорится, «оказался не в том месте...», т. е. в Законе № 922, который, как оказалось впоследствии, «неправильный» по форме. Суть норм п. 11.21, заметим, не подвергалась сомнению и не оспаривалась. Будем надеяться, что упраздненный фактически «за компанию» вместе с другими нормами Закона № 922 спецрежим НДС для перерабатывающих предприятий в последующем будет восстановлен.
Переломная дата 24 ноября
Сегодня
для перерабатывающих предприятий утрата силы Законом № 922 фактически означает утрату силы п. 11.21 Закона об НДС, которым было установлено, что сумма НДС, которая должна уплачиваться в бюджет перерабатывающими предприятиями всех форм собственности за реализованные ими молоко и молочную продукцию, мясо и мясопродукты, в полном объеме направляется исключительно для выплаты дотаций сельхозтоваропроизводителям за проданные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе.На решение КСУ с завидной оперативностью отреагировала ГНАУ. Если ранее при установлении спецрежима ГНАУ долго «тянула» с установлением формы спецдекларации по НДС перерабатывающих предприятий, вследствие чего при отчетности за март 2009 года даже была вынуждена предложить плательщикам некий суррогатный порядок, о чем мы говорили в комментарии «НДС-отчетность молоко-мясопереработчиков за март 2009 года» к
письму ГНАУ от 13.04.2009 г. № 7767/7/16-1117 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 32), то на отмену спецрежима ГНАУ откликнулась незамедлительно. В письме от 04.12.2009 г. № 27063 /7/16-1417, вернее, в Памятке о льготном режиме обложения НДС перерабатывающих предприятий, являющейся приложением к этому письму (далее — письмо № 27063), в отношении возможности или невозможности применения молоко- и мясоперерабатывающими предприятиями в текущем году спецрежима НДС выделены следующие периоды:—
с 01.01.2009 г. по 16.03.2009 г. включительно — спецрежим не действовал, поскольку отсутствовала законодательная норма относительно выплаты перерабатывающими предприятиями дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям;—
с 17.03.2009 г. по 23.11.2009 г. включительно — специальный режим обложения НДС перерабатывающих предприятий, установленный п. 11.21 Закона об НДС, действовал;— начиная
с 24.11.2009 года спецрежим снова не действует и перерабатывающие предприятия осуществляют расчеты с бюджетом на общих основаниях.Такое мнение налоговиков трудно оспаривать. Следовательно, перерабатывающие предприятия по результатам деятельности за ноябрь 2009 г. суммы налоговых обязательств и налогового кредита, которые возникли в связи с переработкой поставленных сельхозтоваропроизводителями молока и мяса в живом весе и поставкой изготовленной из них готовой продукции, должны отразить в следующем порядке:
— за период
с 1 по 23 ноября включительно — в спецдекларации по НДС. Определенная к уплате сумма НДС перечисляется перерабатывающими предприятиями на их небюджетные счета для последующих дотационных выплат сельхозтоваропроизводителям — поставщикам молока и мяса в живом весе;— за период
с 24 по 30 ноября включительно — в общей декларации по НДС. Сумма НДС по такой декларации, разумеется, подлежит уплате в бюджет.Мало того: в
письме № 27063 ГНАУ еще и акцентирует внимание на том, что сельхозтоваропроизводители имеют право получать дотации от перерабатывающих предприятий лишь в случае поставки ими молока и мяса в живом весе собственного производства. Подтверждающие документы: ветеринарная справка (свидетельство), оформленная в установленном порядке; справка местного сельского (поселковой) совета о принадлежности скота продавцу; копия справки органов статистики о видах деятельности (для юридических лиц). Уточним, что требование о предоставлении таких документов не соответствует законодательству. Пунктом 1 Порядка № 291 действительно установлено, что этот порядок не распространяется, в частности, на операции по поставке молока, молочной продукции, мяса и мясопродуктов, изготовленных перерабатывающими предприятиями из сырья не собственного производства сельхозтоваропроизводителя. Но ни Порядком № 291, ни другим нормативным актом законодательства (заметим, что письма к таковым не относятся) не предусмотрена обязанность предоставления сельхозтоваропроизводителями указанных подтверждающих документов.В отношении порядка составления перерабатывающими предприятиями спецдекларации полагаем уместным напомнить нормы
п.п. 5.7.2 Порядка заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166, согласно которым в этой декларации отражаются суммы налогового кредита, которые возникают в связи с переработкой и поставкой готовой продукции, изготовленной из поставленных сельхозтоваропроизводителями молока и мяса в живом весе. В случае если товары (услуги), основные фонды, изготовленные или приобретенные, используются перерабатывающим предприятием частично для изготовления такой готовой продукции, а частично для других товаров (услуг), то сумма оплаченного (начисленного) налогового кредита распределяется исходя из части использования таких товаров (услуг), основных фондов в операциях по изготовлению готовой продукции и соответственно в других операциях. Указанное распределение происходит в том периоде, в котором осуществляется соответствующее изготовление и/или приобретение, а распределенные суммы включаются в значения строк 10, 12, 13 и справочно отражаются в строках 101, 121, 131 декларации.В заключение заметим, что, по большому счету, в ситуации с утратой переработчиками спецрежима НДС
реально пострадавшей в финансовом плане стороной оказались аграрии-животноводы, поскольку они лишились дотационных выплат за поставленное ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе. Как это соответствует декларируемой государством политике «поддержки» сельского хозяйства, в частности, животноводства, вопрос риторический...