Новогодние подарки в сфере государственных закупок

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2009/№ 103
В избранном В избранное
Печать
Статья

Новогодние подарки в сфере государственных закупок

 

На с. 3 этого номера опубликовано постановление КМУ от 08.12.2009 г. № 1335, которым внесены достаточно существенные изменения в Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства. Анализу этих изменений посвящаем специальный материал.

Елена ПОНОМАРЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Прежде всего отметим, что

постановление КМУ от 08.12.2009 г. № 1335 (далее — постановление № 1335), которым внесены изменения в Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921 (далее — Положение), вступило в силу 12.12.2009 г. (опубликовано в газете «Урядовий кур'єр» от 12.12.2009 г. № 232). Остановимся на основных изменениях и нововведениях, принятых Кабмином относительно организации и проведения процедур закупок.

 

Об окончании процедур закупок, начатых до дня вступления в силу постановления № 1335

Как указано в самом

постановлении № 1335, процедуры закупок товаров, работ и услуг за государственные средства, начатые до дня вступления в силу, т. е. до 12.12.2009 г., завершаются в соответствии с порядком, который действовал до дня вступления в силу этого документа.

Однако

: на все договоры, которые заключаются по результатам проведенных тендерных торгов с 12.12.2009 г., распространяются требования п. 84 Положения в новой редакции, а именно: условия договора о закупке не должны отличаться от условий тендерного (ценового) предложения участника — победителя процедуры закупки. Существенные условия договора о закупке не должны изменяться после подписания договора до полного выполнения обязательств сторонами.

То есть изменение условий договора в части уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов, уменьшения сторонами цены договора о закупке, разрешенное предыдущей редакцией

Положения, теперь действующим законодательством не предусмотрено.

 

О создании и ведении распорядителями государственных средств реестра государственных закупок

Как установлено

пп. 3 и 4 постановления № 1335, в течение одного месяца, т. е. в срок до 12.01.2010 г., распорядители государственных средств обязаны создать реестр государственных закупок с обеспечением отражения в них соответствующих данных согласно форме, приведенной в приложении к постановлению № 1335.

Соответствующие реестры министерства, другие центральные органы исполнительной власти должны обнародовать на собственных веб-сайтах

за последние 5 лет до даты такого обнародования.

То есть заказчики торгов должны свести в указанный реестр все данные о проведенных процедурах закупок за последние 5 лет.

Во исполнение указанных пунктов

постановления № 1335 Положение дополнено п. 311, где указано, что заказчики ведут электронный реестр государственных закупок по установленной форме, который обнародуется на собственном веб-сайте или при его отсутствии — на веб-сайте главного распорядителя государственных средств, предприятий, учреждений и организаций вышестоящего уровня.

Заказчики обязаны вносить информацию в реестр государственных закупок и обнародовать ее

не позднее 7 календарных дней со дня поступления такой информации к заказчику.

Таким образом, во исполнение требований

постановления № 1335 заказчики торгов в обязательном порядке должны обнародовать указанную информацию как на собственном веб-сайте (при его наличии), так и на веб-сайтах главного распорядителя государственных средств, предприятий, учреждений и организаций вышестоящего уровня.

Сразу же возникает вопрос: каким образом реализовать указанное требование? Ведь согласно требованиям

п. 31 Положения срок хранения отчета о результатах проведения процедуры закупки, других документов по процедурам закупок составляет 3 года, а сводную информацию необходимо отразить за последние 5 лет.

 

О нововведениях в организации и проведении процедур закупок

Постановлением № 1335

установлено, что заказчик имеет право начать процедуру закупки до утверждения соответствующих смет (планов использования бюджетных средств) в случае установления в тендерной документации (запросе ценовых предложений) при проведении торгов и/или в договоре о закупке условий по возникновению бюджетных обязательств по договору в случае наличия и в пределах соответствующих бюджетных ассигнований.

Также

постановлением № 1335 определено понятие «сговор».

Сговор

— договоренность между двумя или несколькими участниками процедуры закупки, направленная на установление цены тендерного предложения, ценового предложения на искусственных или неконкурентных принципах с ведома или без ведома заказчика.

Наличие сговора между участниками торгов является основанием для отклонения тендерных предложений указанных участников заказчиком торгов, что установлено требованиями

абз. 8 п. 61 Положения.

 

Об осуществлении закупок исключительно у производителей

Теперь закупка товаров, работ и услуг

осуществляется исключительно у производителей, что прямо указано в абз. 3 п. 6 Положения: «Закупка товаров, работ и услуг осуществляется у отечественных производителей, а в случае, когда товары, работы и услуги не производятся (не выполняются, не предоставляются) на территории Украины, — у производителей товаров, исполнителей работ и предоставителей услуг — нерезидентов».

Отечественный производитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее на территории Украины производство товаров, выполнение работ или предоставление услуг.

Как указано в

п. 241 Положения, с целью подтверждения статуса отечественного производителя участник подает заказчику удостоверенные в установленном порядке копии учредительных документов юридического лица (свидетельства о государственной регистрации физического лица — предпринимателя), а в случае закупки товаров — также свидетельства о присвоении товару штрихового кода GS1, или сертификата продукции собственного производства, или другого документа, подтверждающего, что участник производит товар, являющийся предметом закупки.

Кроме того, Министерством экономики Украины в

письме-разъяснении от 05.08.2009 г. № 3303-27/696 отмечалось, что перечень документов, подтверждающих статус отечественного производителя товаров и указанных в п. 241 Положения, не является исчерпывающим.

Согласно

постановлению № 1335 п. 241 Положения дополнен следующим предложением: «документальное подтверждение статуса отечественного производителя может предоставляться местными органами исполнительной власти».

Если участник не подал документального подтверждения того, что он является отечественным производителем, а в случае, когда товары, работы и услуги не производятся (не выполняются, не предоставляются) на территории Украины, — производителем товаров, исполнителем работ и предоставителем услуг, заказчик обязан отклонить его тендерное предложение в соответствии с новой редакцией

абз. 3 п. 61 Положения.

Кроме того, в соответствии с

п. 34 Положения во время проведения торгов с ограниченным участием заказчик приглашает к участию в процедуре закупки участников, являющихся производителями, информация о которых является общедоступной и может быть получена без дополнительного расходования государственных средств, количество которых могло бы обеспечить выбор наиболее выгодного предложения и конкуренцию, но не менее двух.

При применении процедуры запроса ценовых предложений (котировок) согласно

п. 73 Положения заказчик подает запрос ценовых предложений (котировок) не менее чем трем участникам, являющимся производителями, информация о которых является общедоступной и может быть получена без дополнительного расходования государственных средств.

Заметим, что новой редакцией

Положения заказчиков обязали одновременно с подачей для опубликования объявления о запланированной закупке или о проведении предварительной квалификации направлять уведомления всем производителям, информация о которых является общедоступной и может быть получена без дополнительного расходования государственных средств, о проведении соответствующих торгов.

Таким образом, можно сказать, что в ближайшее время может появиться соответствующий реестр или база производителей товаров, работ и услуг, доступ к которой для заказчиков будет бесплатным, а функционирование такой системы будет осуществляться за счет производителей, которые будут в ней находиться.

 

Об обнародовании объявления в международном издании или международной сети электронной связи

Согласно новой редакции

п. 15 Положения объявления о запланированной закупке или о проведении предварительной квалификации участников размещаются в международном издании, определенном уполномоченным органом, или международной сети электронной связи только в случае, когда в процедуре закупки могут принимать участие нерезиденты и ожидаемая стоимость предмета закупки превышает сумму, эквивалентную:

— для товаров — 200 тыс. евро;

— для услуг — 300 тыс. евро;

— для работ — 500 тыс. евро.

 

Об установлении новых сроков

Постановлением № 1335

изменены (сокращены) некоторые сроки, касающиеся проведения процедуры закупки, выдачи тендерной документации, обращений со стороны участников торгов за получением разъяснений, оценки тендерных предложений, уведомления победителя торгов и заключения договора, что приведено в таблице:

 

Сроки проведения процедур закупки

Предыдущая редакция Положения

Действующая редакция Положения

1

2

3

Процедура открытых торгов и торгов с ограниченным участием

Срок для подачи тендерных предложений (п. 36)

Должен составлять 30 календарных дней с даты опубликования объявления о проведении торгов или направления приглашения к участию в них. В отдельных случаях этот срок может быть сокращен до 15 календарных дней (до 10 календарных дней — в случае проведения торгов с ограниченным участием)

Должен составлять 21 календарный день с даты опубликования объявления о проведении торгов или направления приглашения к участию в них. В отдельных случаях указанный срок может быть сокращен до 14 календарных дней

Причины сокращения срока излагаются в отчете о результатах проведения процедуры закупки и не должны свидетельствовать о намерениях заказчика ослабить конкуренцию между участниками.

Срок подачи тендерной документации (абз. 1 п. 37)

Заказчик бесплатно направляет или подает тендерную документацию лицу, сделавшему запрос на ее получение, в течение 3 рабочих дней со дня получения от него такого запроса

Заказчик бесплатно направляет или подает тендерную документацию лицу, сделавшему запрос на ее получение, в течение 1 рабочего дня со дня получения от него такого запроса

Сроки обращения за разъяснениями по тендерной документации (п. 39)

Лицо, получившее тендерную документацию, имеет право не позднее чем за 7 календарных дней до окончания срока подачи тендерных предложений обратиться к заказчику за разъяснениями по поводу тендерной документации

Лицо, получившее тендерную документацию, имеет право не позднее чем за 5 календарных дней до окончания срока подачи тендерных предложений обратиться к заказчику за разъяснениями по поводу тендерной документации. Заказчик в течение 3 рабочих дней должен дать ответ на запрос лица, получившего тендерную документацию

Заказчик в течение 3 рабочих дней должен дать ответ на запрос лица, получившего тендерную документацию

Срок проведения оценки, сравнения и определения победителя торгов (п. 57)

Общий срок не должен превышать 30 рабочих дней со дня раскрытия тендерных предложений

Общий срок не должен превышать 21 рабочего дня со дня раскрытия тендерных предложений

Сроки уведомления об акцепте тендерного предложения, срок действия которого не закончен, а также направления всем участникам процедур открытых торгов, двухступенчатых торгов и торгов с ограниченным участием письменного уведомления о результатах торгов (абз. 2 п. 66)

Заказчик направляет победителю торгов в течение 5 календарных дней со дня акцепта

Заказчик направляет победителю торгов в течение 1 рабочего дня со дня акцепта

Сроки заключения договоров о закупке

(абз. 3 п. 66)

Не ранее чем через 5 рабочих дней со дня направления письменного уведомления всем участникам процедур открытых торгов, двухступенчатых торгов и торгов с ограниченным участием об их результатах

но не позднее чем через 21 рабочий день со дня акцепта

но не позднее чем через 15 рабочих дней со дня акцепта

Процедура двухступенчатых торгов

Срок подачи участниками предварительных предложений (абз. 5 п. 71)

Не может быть меньше 30 календарных дней со дня опубликования объявления о проведении процедуры двухступенчатых торгов

Не может быть меньше 21 календарного дня со дня опубликования объявления о проведении процедуры двухступенчатых торгов

Процедура запроса ценовых предложений (котировок)

Срок подачи ценовых предложений (п. 74)

Устанавливается заказчиком

но не может быть меньше 10 рабочих дней с даты приглашения участника

но не может быть меньше 10 календарных дней с даты приглашения участника

Срок информирования участников о результатах проведения процедуры закупки (абз. 4 п. 77)

В течение 6 календарных дней с даты раскрытия предложений

В течение 3 (6 — в случае определения победителя по результатам снижения цены) календарных дней с даты раскрытия предложений

 

Об организации и проведении процедуры редукциона

Постановлением № 1335

снова введена такая процедура закупки, как редукцион, что нашло свое отражение в пп. 19, 711, 712 Положения.

Процедура редукциона проводится в порядке, предусмотренном для процедуры открытых торгов, с учетом следующих особенностей:

1) процедура редукциона применяется в случае, когда предметом закупки являются товары или услуги, для которых существует постоянно действующий рынок и которые производятся или выполняются не по отдельно разработанным спецификациям, при условии, что ожидаемая стоимость предмета закупки таких товаров или услуг превышает 200 тыс. гривень;

2) при проведении процедуры редукциона заказчик размещает (распространяет) информацию, предусмотренную этим

Положением, с соблюдением установленных требований и сроков;

3) процедура редукциона проводится двумя этапами.

 

О нововведениях, касающихся процедуры запроса ценовых предложений (котировок)

Как было установлено предыдущей редакцией

п. 81 Положения, заказчик торгов имел право признать процедуру запроса ценовых предложений несостоявшейся, когда самая низкая цена из числа ценовых предложений, отвечающих требованиям запроса заказчика, превышала сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки.

Теперь

заказчик имеет право совершить следующие действия в случае возникновения указанной выше ситуации: предложить участникам, ценовые предложения которых не были отклонены, снизить цену, приняв соответствующее решение. В решении заказчика, оформляемом протоколом тендерного комитета, обязательно указываются:

сумма, предусмотренная заказчиком на финансирование закупки;

шаг снижения;

перечень участников, приглашаемых к снижению цены;

дата, время и место проведения снижения.

В день принятия указанного решения заказчик направляет участникам, ценовые предложения которых не были отклонены, письменные приглашения, в которых обязательно указываются сведения, которые должны быть зафиксированы в решении.

Заказчик осуществляет снижение цены на дату, во время, и месте, определенных в решении о проведении снижения и письменных приглашениях. Если на процедуру снижения цены не явился ни один из приглашенных участников или их представителей,

процедура запроса ценовых предложений (котировок) в обязательном порядке признается заказчиком несостоявшейся.

Заказчик объявляет наименование и местонахождение каждого участника и цену каждого ценового предложения и предлагает присутствующим участникам или их представителям уменьшать цену предложения. Начальной ценой для снижения считается минимальная цена предложения. Если после трехкратного объявления начальной или последующей цены ни один из участников не предложил новую цену, снижение цены прекращается. Если цена, после объявления которой снижение прекратилось, ниже или равна сумме, предусмотренной заказчиком для финансирования закупки, победителем объявляется участник, который был назван последним и предложил самую низкую цену. Если цена, после объявления которой снижение прекратилось, выше суммы, предусмотренной заказчиком для финансирования закупки, процедура запроса ценовых предложений (котировок) в обязательном порядке признается заказчиком несостоявшейся.

Кроме того,

заказчику согласно п. 651 Положения также разрешено провести процедуру запроса ценовых предложений при наличии следующих обстоятельств:

— отмена торгов заказчиком, кроме случая отмены при отклонении всех тендерных предложений до акцепта тендерного предложения в соответствии с

п. 61 Положения;

признание торгов несостоявшимися;

— возникновение неотложной необходимости в осуществлении закупки в связи с особыми экономическими или социальными обстоятельствами, которые заказчик не мог предусмотреть.

Такая процедура запроса ценовых предложений (котировок) осуществляется с учетом следующих особенностей:

— процедура может применяться при закупке любых товаров, работ или услуг, т. е. требование

п. 72 Положения о наличии постоянно действующего рынка для товаров и услуг отсутствует;

— не применяются стоимостные ограничения по проведению процедуры запроса ценовых предложений, т. е. запрос ценовых предложений (котировок) может быть проведен на сумму, превышающую 200 тыс. грн.;

— такой запрос ценовых предложений бесплатно публикуется в информационном бюллетене «Вестник государственных закупок» и размещается в день опубликования на веб-портале по вопросам государственных закупок, которым является www.tender.me.gov.ua.

Основания для применения процедуры запроса ценовых предложений с учетом указанных выше особенностей указываются заказчиком в отчете о результатах проведения процедуры закупки.

Учитывая приведенное, с учетом установленного

постановлением № 1335 месячного срока все нормативно-правовые акты, в том числе нормативно-правовые акты Министерства экономики Украины, касающиеся форм документов в сфере государственных закупок, будут приведены в соответствие.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд