Эксплуатация РРО по истечении срока службы: возможно ли это?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2009/№ 97
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Эксплуатация РРО по истечении срока службы: возможно ли это?

 

В ходе проверки соблюдения предприятием законодательства об РРО выяснилось, что им в течение определенного времени применялся (и продолжает применяться сейчас) регистратор, у которого закончился срок службы. Насколько правомерным является использование такого РРО? Как определяется срок службы РРО и кто должен контролировать его соблюдение?

(г. Знаменка)

 

В соответствии с

п. 2 Порядка № 601 срок службы РРО — это срок, в течение которого производитель (поставщик) гарантирует работоспособность регистратора, в том числе комплектующих изделий и его составных частей, сохранение информации в фискальной памяти при условии соблюдения пользователем требований эксплуатационных документов. Аналогичное определение содержится также в п.п. 3 п. 4 Положения № 1315.

Таким образом, в общем случае

срок службы регистраторов расчетных операций устанавливает производитель этого оборудования. При этом владельцам старых моделей кассовых аппаратов, срок службы которых производителем мог быть не установлен, следует иметь в виду требование п. 1.5 Порядка № 11: если в эксплуатационной документации срок службы РРО не указан, то он составляет 7 лет с момента ввода в эксплуатацию, но не более 9 лет от даты выпуска. На это в своих разъяснениях обращают внимание как контролирующие органы (см. п.п. 2.2.112 письма № 14083), так и Госкомпредпринимательства (см. п. 2 письма от 26.11.2003 г. № 6852).

Вместе с тем анализ действующего законодательства позволяет заключить, что

субъект хозяйствования не обязан контролировать сроки службы используемых им регистраторов расчетных операций. Такая обязанность возложена на налоговый орган по месту регистрации РРО, который за месяц до окончания срока службы конкретного регистратора должен предупредить плательщика о необходимости отмены его регистрации (п. 2.13 Порядка применения РРО). Подтверждением того, что инициатива в рассматриваемой ситуации должна всегда исходить от контролирующего органа, являются также нормы п. 2.12 этого Порядка, согласно которым окончание срока службы, установленного в технической документации на РРО, является одним из случаев принудительной отмены регистрации РРО.

Дальнейшие действия по отмене регистрации такого РРО, исчерпавшего свой срок службы, после получения субъектом хозяйствования указанного предупреждения от органа ГНС регламентированы

п. 2.11 этого же Порядка. В частности, перед отменой регистрации РРО его необходимо снять с учета, о чем делается отметка в регистрационном удостоверении, и распломбировать в центре сервисного обслуживания. Далее, на основании поданного в произвольной форме заявления от владельца РРО должностное лицо органа ГНС при отмене регистрации изымает регистрационное удостоверение, справку об опломбировании, производит соответствующую запись в Книге регистраторов расчетных операций и выписывает справку об отмене регистрации РРО, которая выдается его владельцу.

Если же

после предупреждения налогового органа о необходимости отмены регистрации РРО плательщик не выполняет указанных выше действий или его нет по месту нахождения (проживания), то через месяц после окончания срока службы в Книге РРО в органах ГНС делается соответствующая запись, после чего регистрация РРО считается отмененной.

Вопрос о правомерности дальнейшего использования РРО с истекшим сроком службы, если предупреждение налогового органа о принудительной отмене регистрации в адрес субъекта хозяйствования вообще не направлялось или было направлено с нарушением установленных сроков, законодательно не урегулирован. На наш взгляд, в данном случае

субъект хозяйствования может продолжать использовать такой РРО, поскольку, как уже отмечалось, законодательство не обязывает его контролировать сроки службы, но только до получения соответствующего предупреждения. В то же время считаем необходимым предупредить о возможных возражениях против указанного подхода со стороны местных налоговых органов, а также попытках оштрафовать плательщика за нарушение требований Закона об РРО.

Подтверждает наши опасения консультация представителей главного налогового ведомства в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 31, с. 39, а также содержание

п.п. 2.2.148 письма № 14083. По мнению налоговиков, в случае использования субъектом хозяйствования РРО, исчерпавшего свой срок эксплуатации, такое технологическое устройство не может считаться РРО. Поэтому его дальнейшее использование является нарушением требований ст. 3 Закона об РРО и влечет наложение штрафных санкций, предусмотренных п. 1 ст. 17 этого Закона.

 

Игорь Хмелевский, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд