Получение компенсации за разбитую посуду в заведении ресторанного хозяйства: нужен ли РРО?
Заведение ресторанного хозяйства установило плату за бой посуды посетителями с целью компенсации своих расходов. Нужно ли получение такой компенсации в наличной форме расценивать как продажу и проводить через РРО?
(г. Донецк)
Получение компенсации от посетителей заведения ресторанного хозяйства за разбитую посуду, с точки зрения гражданского законодательства, рассматривается
не как продажа товара, а как возмещение убытков, поскольку именно убытками признаются потери, понесенные таким заведением в связи с уничтожением или порчей посуды (см. ст. 22 ГКУ).Договор же купли-продажи предусматривает переход права собственности на товар от продавца к покупателю (
ст. 655 ГКУ). В рассматриваемой ситуации это право ни к кому не переходит, да и товара как такового уже собственно нет.А что говорит по этому поводу
Закон об РРО? В его ст. 1 указано, что РРО применяются субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими операции по расчетам в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также уполномоченными банками и субъектами предпринимательской деятельности, выполняющими операции купли-продажи иностранной валюты.В свою очередь, под
расчетной операцией ст. 2 данного Закона понимает прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг), выдачу наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки — оформление соответствующего расчетного документа по оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов по перечислению средств в банк покупателя.Мы с вами выяснили, что получение компенсации за бой посуды
не является операцией по продаже товаров (предоставлению услуг) и не относится к расчетным операциям. Следовательно, у заведения ресторанного хозяйства отсутствует обязанность проводить такую операцию через РРО.В данном случае расчеты с неаккуратными посетителями проводятся путем оформления
приходных кассовых ордеров и выдачи соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке.
Наталья Белова, экономист-аналитик