Темы статей
Выбрать темы

Ответственность за нарушение порядка использования РРО: каковы сроки давности?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Ответственность за нарушение порядка использования РРО: каковы сроки давности?

 

Предприятием был допущен ряд нарушений требований законодательства об РРО, в частности, некоторое время использовался не переведенный в фискальный режим регистратор расчетных операций, не сохранен фискальный отчетный чек за один из дней работы РРО. Есть ли сроки давности, по истечении которых предприятие и его работники уже не могут быть привлечены к ответственности за названные нарушения?

(г. Львов)

 

Начнем с того, что санкции, которые могут быть применены к субъекту хозяйствования за нарушение требований законодательства об РРО, не охватываются понятием штрафных санкций, используемым для целей

Закона № 2181. Напомним, в соответствии с п. 1.5 ст. 1 данного Закона штрафная санкция — это плата в фиксированной сумме либо в виде процентов от суммы налогового обязательства, которая взыскивается с налогоплательщика в связи с нарушением правил налогообложения. Закон об РРО таких правил не устанавливает, а потому предусмотренные им штрафные санкции не относятся к налоговым обязательствам и на порядок их взыскания не распространяются требования Закона № 2181. Из этого в своей практике исходят суды (см. определение Киевского апелляционного административного суда от 05.02.2009 г. по делу № 22-а-10142/08). Признает это и ГНАУ (п.п. 2.7.5 письма № 14083).

Санкции, предусмотренные

Законом об РРО, охватываются более общим понятием административно-хозяйственных санкций (см. постановление Верховного Суда Украины от 13.02.2007 г., постановления Окружного административного суда г. Киева от 15.04.2008 г. № 9/171, от 03.03.2008 г. № 3/183, определение Киевского апелляционного административного суда от 26.05.2009 г. по делу № 22-а-18371/08, определение Львовского апелляционного административного суда от 16.10.2008 г.). Согласно ч. 1 ст. 238 ХКУ административно-хозяйственные санкции представляют собой применяемые уполномоченными органами госвласти либо местного самоуправления за нарушение установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности меры организационно-правового либо имущественного характера, направленные на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий.

Одним из видов административно-хозяйственных санкций является

штраф, т. е. денежная сумма, уплачиваемая субъектом хозяйствования в соответствующий бюджет в случае нарушения им установленных правил осуществления хозяйственной деятельности (ч. 1 ст. 241 ХКУ).

Таким образом, применение предусмотренных за нарушение законодательства об РРО санкций должно осуществляться с соблюдением общих требований применения административно-хозяйственных санкций. Одно из них —

требование о сроках их применения. Они установлены в ст. 250 ХКУ, согласно которой административно-хозяйственные санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

Днем выявления нарушения считается день составления акта проверки контролирующим органом, днем применения санкции — день вынесения соответствующего решения о наложении штрафа. Если нарушение длящееся, как, например, использование не переведенного в фискальный режим регистратора расчетных операций, то один год, в течение которого может быть применен штраф за это нарушение, будет отсчитываться с того дня, когда субъект хозяйствования устранит это нарушение и переведет РРО в фискальный режим. Если же предприятие использует не переведенный в фискальный режим РРО на момент самой проверки, то день составления акта проверки будет считаться днем выявления нарушения и с этого момента будет отсчитываться шестимесячный срок, в течение которого может быть вынесено решение о применении санкций за нарушение законодательства об РРО.

Хотим обратить внимание: если субъект хозяйствования добровольно не исполняет решение органа государственной налоговой службы о применении к нему штрафа за нарушение требований законодательства об РРО и не обжалует это решение, то взыскание штрафа осуществляется в судебном порядке. Налоговый орган, вынесший решение о применении штрафа, должен обратиться в административный суд с иском о взыскании с субъекта хозяйствования соответствующей суммы. Подать такой иск налоговый орган может в течение года, который следует отсчитывать со дня, следующего за 10-дневным сроком, предоставляемым на добровольное исполнение субъектом хозяйствования решения о применении к нему штрафа.

Что касается санкций к работникам и должностным лицам предприятия за нарушение требований законодательства об РРО, то сроки их применения значительно короче. Ответственность за такие нарушения установлена в

ст. 1551 КоАП. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, составляют налоговые органы, на основании которых рассматривают дело и налагают санкции суды. В соответствии с ч. 2 ст. 38 КоАП, если дело об административном правонарушении подведомственно суду, взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся нарушении — не позднее чем через три месяца со дня его выявления.

 

Елена Уварова, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше