Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения по применению положений статьи 18 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования»

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2009/№ 11
В избранном В избранное
Печать
Приказ от 20.01.2009 г. № 31

Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения по применению положений статьи 18 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования»

Приказ от 20 января 2009 года № 31

(извлечение)

 

С целью обеспечения однозначного понимания отдельных положений законодательства по вопросам налогообложения, руководствуясь подпунктом 4.4.2 статьи 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», и в соответствии с приказом Государственной таможенной службы Украины от 26.07.2005 № 703 «Об утверждении Порядка предоставления таможенными органами разъяснений отдельных положений налогового законодательства»

приказываю:

1.

Утвердить Обобщающее налоговое разъяснение по применению положений статьи 18 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» (прилагается).

<...>

Председатель Службы В. Хорошковский

 

 

Утверждено приказом Государственной таможенной службы Украины от 20 января 2009 г. № 31

Обобщающее налоговое разъяснение по применению положений статьи 18 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования»

 

Особенности режима иностранного инвестирования на территории Украины определяет Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 19.03.96 № 93/96-ВР.

В соответствии со статьей 1 Закона

иностранные инвестиции — это ценности, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.

Согласно статье 2 Закона осуществление иностранных инвестиций возможно в виде любого движимого имущества. Формой осуществления иностранных инвестиций согласно статье 3 Закона может быть частичное участие иностранного инвестора в предприятиях, создаваемых совместно с украинскими юридическими и физическими лицами.

В соответствии со статьей 18 этого Закона имущество, ввозимое в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями (кроме товаров для реализации или собственного потребления), освобождается от обложения таможенной пошлиной.

Если в течение трех лет с момента зачисления иностранной инвестиции на баланс предприятия с иностранными инвестициями имущество, ввезенное в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный фонд указанного предприятия, отчуждается, в том числе в связи с прекращением деятельности этого предприятия (кроме вывоза иностранной инвестиции за границу), то предприятие с иностранными инвестициями уплачивает ввозную таможенную пошлину, которая исчисляется исходя из таможенной стоимости этого имущества, пересчитанной в валюту Украины по официальному курсу, определенному Национальным банком Украины на день осуществления отчуждения имущества.

В статье 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 № 334/94-ВР дано определение термина «прямая инвестиция», согласно которому это хозяйственная операция, предусматривающая внесение средств или имущества в уставный фонд юридического лица в обмен на корпоративные права, эмитированные таким юридическим лицом.

Этим же Законом определено, что

корпоративные права — это право собственности на уставный фонд (капитал) юридического лица или его долю (пай), включая права на управление, получение соответствующей части прибыли такого юридического лица, а также активов в случае его ликвидации в соответствии с действующим законодательством, независимо от того, создано такое юридическое лицо в форме хозяйственного общества, предприятия, учрежденного на собственности одного юридического или физического лица, или в других организационно-правовых формах.

Предприятия или другие субъекты хозяйствования, созданные юридическими лицами и/или гражданами путем объединения их имущества и участия в предпринимательской деятельности с целью получения прибыли, в соответствии со статьей 79 Хозяйственного кодекса Украины признаются хозяйственными обществами.

В соответствии со статьей 87 Хозяйственного кодекса Украины уставный фонд хозяйственного общества составляют суммы вкладов его учредителей и участников. Вкладами согласно статье 86 этого Кодекса могут быть любые материальные ценности.

Отчуждение корпоративных прав является отчуждением права собственности на уставный фонд (капитал) или его долю (пай), т. е. является отчуждением имущества, ввезенного иностранным инвестором в виде взноса в уставный фонд.

Таким образом,

если такое отчуждение произошло в течение трех лет со времени зачисления иностранной инвестиции на баланс предприятия с иностранными инвестициями, в том числе в связи с прекращением деятельности этого предприятия (кроме вывоза иностранной инвестиции за границу), то предприятие должно уплатить ввозную таможенную пошлину, которая исчисляется исходя из таможенной стоимости ввезенного имущества, пересчитанной в валюту Украины по официальному курсу, определенному Национальным банком Украины на день осуществления отчуждения.

Если до окончания трехлетнего срока с момента зачисления имущества как иностранной инвестиции на баланс предприятия произошло увеличение уставного фонда такого предприятия, в котором часть иностранных инвестиций будет составлять менее 10 процентов, то такое предприятие утрачивает статус предприятия с иностранными инвестициями

.

Вместе с этим

объектом, на который распространяется освобождение от уплаты таможенной пошлины в соответствии со статьей 18 указанного Закона, является имущество, ввозимое как иностранная инвестиция.

Учитывая указанное,

поскольку в таком случае отчуждение иностранной инвестиции не происходит, то и отсутствуют основания для уплаты ввозной таможенной пошлины в соответствии со статьей 18 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования».

Первый заместитель председателя Службы А. Гутник



комментарий редакции

Отчуждение корпоративных прав и судьба таможенной пошлины, условно начисленной при ввозе иностранной инвестиции

В комментируемом налоговом разъяснении ГТСУ приходит к двум выводам.

1. Размытие доли иностранного инвестора в уставном фонде предприятия с иностранными инвестициями (до уровня меньше 10 %)

не приводит к необходимости уплаты таможенной пошлины.

2. Отчуждение корпоративных прав иностранного инвестора

является отчуждением имущества, ввезенного в виде взноса в уставный фонд, т. е. приводит к необходимости уплаты таможенной пошлины.

Содержание первого вывода мы полностью разделяем. Сам по себе факт размытия доли инвестора в уставном фонде (до уровня меньше 10 %), хотя и приводит к потере статуса предприятия с иностранными инвестициями, но

не является отчуждением иностранной инвестиции.

В то же время поддержать второй вывод ГТСУ мы не можем. Дело в том, что имущество, внесенное в уставный фонд, и корпоративные права являются

разными объектами права собственности. Более того, их собственниками являются разные лица. Собственником имущества, внесенного в уставный фонд предприятия, выступает само предприятие, а собственником корпоративных прав — инвестор (в данном случае — иностранный).

Право собственности на внесенное в уставный фонд имущество

не следует за правом собственности на корпоративные права. Иными словами, отчуждение предприятием полученного ранее взноса в уставный фонд не приводит к изменению собственника корпоративных прав, равно как и отчуждение инвестором корпоративных прав не приводит к изменению собственника имущества (оно по-прежнему является имуществом именно предприятия).

Судя по тексту разъяснения, ГТСУ опирается на не очень удачное определение корпоративных прав, приведенное в Законе о налоге на прибыль. Действительно, в нем корпоративные права определяются как

право собственности на уставный фонд.

Однако, во-первых, это определение (содержащееся в налоговом законе) не может регулировать и

не регулирует отношения собственности. Во-вторых, более корректное определение из Хозяйственного кодекса Украины под корпоративными правами понимает правомочия участника общества, не привязываясь к такой весьма загадочной категории, как «право собственности на уставный фонд». В-третьих, действующее законодательство достаточно определенно говорит о праве собственности именно юридического лица на имущество, внесенное в его уставный фонд (ч. 1 ст. 66, ч. 1 ст. 85 Хозяйственного кодекса Украины, ч. 1 ст. 115 Гражданского кодекса Украины).

К сожалению, несмотря на очевидность рассматриваемого вопроса, судебные органы решают его не единообразно. Для заинтересованных читателей упомянем о положительном определении ВАСУ от 04.09.2007 г., в котором коллегия судей пришла к обоснованному выводу о том, что последующее изменение иностранного инвестора путем передачи первоначальным инвестором всех прав относительно иностранной инвестиции с надлежащим юридическим оформлением не свидетельствует об изъятии первоначальной инвестиции в виде имущества и связанных с ним имущественных прав.

 

Дмитрий Винокуров

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд