Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Порядок заполнения и подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2009/№ 12
Печать
Порядок от 30.05.1997 г. № 166

СОГЛАСОВАН
решением Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 14 июня 2005 г. № 06-10/10-698
Председатель Комитета С. Буряк

УТВЕРЖДЕН
приказом Государственной налоговой администрации Украины от 30 мая 1997 г. № 166 (в редакции приказа от 15 июня 2005 г. № 213)

 

ПОРЯДОК
заполнения и подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 30 июня 2005 г. под № 702/10982

(с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены приказом ГНАУ от 21.01.2009 г. № 8)

 

1. Общие положения

1.1. Подача налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее — декларация) предусмотрена пунктом 4.1 статьи 4 Закона Украины от 21 декабря 2000 года № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181).

1.2. Декларация подается в налоговый орган по месту регистрации лицом, зарегистрированным в качестве плательщика налога на добавленную стоимость согласно требованиям Закона Украины от 3 апреля 1997 года № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон).

Для целей налогообложения два или более лиц, осуществляющих общую (совместную) деятельность без создания юридического лица, считаются отдельным лицом в пределах такой деятельности; хозяйственные отношения между участниками общей (совместной) деятельности приравниваются к отношениям на основании отдельных гражданско-правовых договоров.

Учет результатов общей (совместной) деятельности ведется плательщиком налога, уполномоченным на это другими сторонами согласно условиям договора, отдельно от учета хозяйственных результатов такого плательщика налога. Лицом, осуществляющим учет результатов общей (совместной) деятельности согласно договору об общей (совместной) деятельности, на декларации, подаваемой по результатам такой деятельности, делается отметка «Договор об общей (совместной) деятельности от _______________ № ______» и указывается название договора.

Плательщики налога, у которых согласно действующему законодательству (статья 81 Закона) суммы налога на добавленную стоимость, начисленные сельскохозяйственным предприятием на стоимость поставленных им сельскохозяйственных товаров (услуг), полностью остаются в распоряжении таких сельскохозяйственных предприятий для возмещения сумм налога, уплаченных (начисленных) поставщикам на стоимость производственных факторов, а при наличии остатка таких сумм налога — для других производственных целей, подают налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость (сокращенную), являющуюся неотъемлемой частью отчетности за соответствующий отчетный период. В такую налоговую декларацию включаются только те операции, которые касаются специального режима, установленного указанной статьей.

1.3. Декларация состоит из вступительной части, служебных полей,

четырех разделов и обязательных приложений, из них плательщиком заполняются вступительная часть, служебные поля, первые три раздела и приложения, четвертый раздел заполняется работниками налоговой инспекции (администрации) только на оригинале декларации, остающемся в налоговой инспекции (администрации). Порядок заполнения декларации отдельно по каждому разделу приводится в разделе 5 настоящего Порядка.

 

2. Отчетные (налоговые) периоды и сроки подачи декларации

2.1. Отчетный (налоговый) период определяется в порядке, установленном пунктом 7.8 статьи 7 Закона, и может равняться одному календарному месяцу (с учетом особенностей, изложенных в пункте 2.2 настоящего Порядка) или одному календарному кварталу в зависимости от объема налогооблагаемых операций за прошедшие двенадцать месячных налоговых периодов.

2.2. Отчетным (налоговым) периодом является один календарный месяц (за исключением случаев, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка).

В случае если лицо зарегистрировано плательщиком налога со дня иного, чем первый день календарного месяца, первым отчетным (налоговым) периодом является период, который начинается со дня такой регистрации и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца.

В случае если налоговая регистрация лица аннулируется в день иной, чем последний день календарного месяца, то последним отчетным (налоговым) периодом является период, который начинается с первого дня такого месяца и заканчивается днем такого аннулирования.

2.3. Плательщик налога, объем налогооблагаемых операций которого за прошедшие двенадцать месячных отчетных (налоговых) периодов не превышал 300000 гривень (без учета налога на добавленную стоимость), может выбрать квартальный отчетный (налоговый) период.

2.4. При выборе квартального отчетного (налогового) периода плательщик налога, имеющий объем налогооблагаемых операций, указанный в пункте 2.3 настоящего Порядка, вместе с декларацией за последний отчетный (налоговый) период календарного года подает в налоговую инспекцию (администрацию) заявление о выборе квартального отчетного (налогового) периода. Форма заявления приведена в приложении 1 к настоящему Порядку.

При этом квартальный отчетный (налоговый) период начинает применяться с первого отчетного (налогового) периода следующего календарного года.

Если плательщик налога вместе с декларацией по результатам последнего отчетного (налогового) периода календарного года не подал в налоговую инспекцию (администрацию) указанное выше заявление, такой плательщик налога обязан с первого отчетного (налогового) периода следующего календарного года применять месячный отчетный (налоговый) период.

2.5. Если в течение любого периода с начала применения квартального отчетного (налогового) периода объем налогооблагаемых операций плательщика налога превышает 300000 гривень, такой плательщик налога обязан самостоятельно перейти на месячный отчетный (налоговый) период.

2.5.1. В таком случае месячный отчетный (налоговый) период применяется начиная с месяца, на который приходится такое превышение.

2.5.2. О переходе с квартального на месячный отчетный (налоговый) период плательщик налога обязан указать в соответствующей налоговой декларации по результатам месяца, в котором осуществлен такой переход.

2.6. В соответствии с подпунктом 4.1.4 статьи 4 Закона № 2181 для подачи декларации устанавливаются следующие сроки:

2.6.1. Если отчетный (налоговый) период равен календарному месяцу, декларация подается в государственную налоговую инспекцию (администрацию) по местонахождению плательщика в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

2.6.2. Если отчетный (налоговый) период равен календарному кварталу, декларация подается в государственную налоговую инспекцию (администрацию) по местонахождению плательщика в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.

2.6.3. Если последний день срока подачи налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным операционный (банковский) день.

2.7. Руководителем налоговой инспекции (администрации) или его заместителем на письменный запрос плательщика предельные сроки для подачи налоговой декларации могут быть продлены по правилам и на основаниях, которые установлены пунктом 15.4 статьи 15 Закона № 2181 (приказ ГНА Украины от 19.03.2001 № 113 «Об утверждении Порядка применения норм пункта 15.4 статьи 15 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 28 марта 2001 года под № 284/5475).

 

3. Порядок оформления декларации

3.1. Декларация в органы налоговой службы может быть подана: на бумажных носителях; на магнитных носителях с распечатанными копиями файлов; средствами электронной почты E-mail; почтовыми отправлениями.

3.2. Вступительная часть, служебные поля и четыре раздела налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (сокращенной) подаются на двух двусторонних листах формата А4, скрепленных между собой; приложения к декларациям, уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок, уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (к декларации по налогу на добавленную стоимость /сокращенной/) — на листах формата А4.

3.3. Декларация заполняется таким образом, чтобы обеспечить сохранение записей в ней и свободное чтение текста (цифр) в течение установленного срока хранения отчетности. Декларация может быть заполнена от руки чернильной или шариковой ручкой или напечатана (заполнение карандашом не допускается), без исправлений и помарок; в строках, где отсутствуют данные для заполнения, должен быть проставлен прочерк.

3.4. Плательщик налога самостоятельно исчисляет сумму налогового обязательства, которую указывает в декларации. Данные, приведенные в декларации, должны соответствовать данным бухгалтерского и налогового* учета плательщика, достоверность данных подтверждается: подписью плательщика, если плательщик — физическое лицо, в других случаях (лицо, определенное в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, кроме физических лиц) — подписями ответственных должностных лиц (руководителя, главного бухгалтера) и печатью, а в случае подачи декларации в электронной форме — электронной подписью лиц (подписывающих декларацию), зарегистрированной в порядке, определенном законодательством.

* При этом невключение налоговой накладной (при наличии ее оригинала) в реестр полученных и выданных налоговых накладных не является основанием для отказа в зачислении суммы налога, определенной в такой налоговой накладной, в состав налогового кредита такого плательщика налога.

 

4. Порядок подачи декларации

4.1. Декларация подается плательщиком в определенный в пункте 2.6 настоящего Порядка срок в подразделение государственной налоговой инспекции (администрации), которым осуществляется прием отчетности, для регистрации. В декларацию вносятся данные налогового учета плательщика отдельно за каждый отчетный (налоговый) период, без нарастающего итога.

4.1.1. Декларация подается плательщиком независимо от того, возникло в отчетном (налоговом) периоде у него налоговое обязательство или нет, т. е. независимо от состояния финансово-хозяйственной деятельности плательщика налога.

4.1.2. В случае подачи декларации на бумажных носителях плательщиком подается в налоговую инспекцию (администрацию) по его местонахождению оригинал декларации

(с оригиналами соответствующих приложений).

4.1.3. Если плательщик налога имеет право на получение бюджетного возмещения и принял решение о возврате полной суммы такого возмещения на его текущий счет в банке, в налоговую инспекцию (администрацию) таким плательщиком налога подается также и копия налоговой декларации за соответствующий период, на которой служебным лицом этого налогового органа в момент приема декларации в соответствующем служебном поле, размещенном на первой странице декларации, проставляется отметка о приеме этой декларации (штамп налогового органа, дата, входящий номер). При этом указанная копия декларации с отметкой налогового органа о ее приеме возвращается плательщику налога для подачи им в орган Государственного казначейства Украины; плательщиком налога в служебном поле декларации делается отметка о получении этой копии.

4.1.4. Добровольно плательщик налога может подать в государственную налоговую инспекцию (администрацию) по месту регистрации налоговую декларацию в электронной форме при условии регистрации электронной подписи лиц (подписывающих декларацию) в порядке, определенном законодательством.

4.1.5. Декларация может быть направлена по адресу налоговой инспекции (администрации) по месту регистрации плательщика по почте с уведомлением о вручении не позднее чем за 10 дней (дата отправления на почтовом штемпеле) до окончания предельного срока, установленного для подачи декларации.

До окончания предельного срока подачи (но без учета указанного в предыдущем абзаце десятидневного срока) декларация также может быть направлена по адресу налоговой инспекции (администрации) по месту регистрации плательщика по почте с описью вложенного и уведомлением о вручении в случае, если служебное (должностное) лицо указанного органа не выполняет свою обязанность по приему налоговой декларации (отказывается принять налоговую декларацию по какой-либо причине или выдвигает какие-либо условия для ее приема). При этом плательщик обязан приложить к декларации составленное в произвольной форме заявление на имя руководителя этой инспекции (администрации) с указанием фамилии служебного (должностного) лица, которое отказалось принять такую декларацию, и/или с указанием даты такого отказа. В таком случае декларация считается поданной в момент ее вручения почте (дата отправления на почтовом штемпеле).

В случае потери или порчи почтового отправления плательщик налога в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об этом обязан направить по почте с уведомлением о вручении или предоставить лично (по его выбору) налоговой инспекции (администрации) второй экземпляр такой налоговой декларации.

4.2. В составе декларации должны подаваться все необходимые приложения к декларации, подача которых предусмотрена настоящим Порядком, в том числе расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (приложение 5 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и приложение 2 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость /сокращенной/). В случае подачи уточняющих расчетов, в которых производится корректировка налоговых обязательств и/или налогового кредита, такие же расшифровки подаются на сумму уточнения, а также:

в случае наличия экспортных операций — оригиналы пятого основного листа (экземпляра декларанта) грузовой таможенной декларации (оригиналы листов ГТД новой формы МД-2 с обозначением «3/8»);

при подаче расчета суммы бюджетного возмещения — копии погашенных налоговых векселей, в случае их наличия.

Расшифровки подаются:

на бумажных носителях с копией, по желанию плательщика, на магнитных носителях;

или в электронном виде в формате, утвержденном ГНА Украины, с помощью телекоммуникационных сетей общего пользования с использованием надежных средств электронной цифровой подписи, что должно быть подтверждено сертификатом соответствия или положительным заключением по результатам государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации, полученным на эти средства от Администрации Госспецсвязи, и наличием усиленных сертификатов открытых ключей, полученных согласно законодательству.

4.3. Налоговая отчетность, полученная контролирующим органом от плательщика налогов как налоговая декларация, заполненная им вопреки правилам, указанным в утвержденном порядке ее заполнения, может быть не признана таким контролирующим органом в качестве налоговой декларации, если в ней не указаны обязательные реквизиты, она не подписана соответствующими должностными лицами, не скреплена печатью плательщика налогов. В этом случае, если контролирующий орган обращается к плательщику налогов с письменным предложением (письменное обращение направляется по почте с уведомлением о его вручении) подать новую налоговую декларацию с исправленными показателями (с указанием оснований неприема предыдущей), то такой налогоплательщик имеет право:

подать такую новую декларацию вместе с уплатой соответствующего штрафа;

обжаловать решение налогового органа в порядке апелляционного согласования.

4.4. Если плательщик самостоятельно выявил ошибки, содержащиеся в ранее поданной им налоговой декларации, то такой плательщик обязан подать в порядке, установленном для подачи декларации по налогу на добавленную стоимость (без учета предельного срока подачи, но с учетом сроков давности, установленных статьей 15 Закона № 2181), уточняющий расчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленной ошибки (далее — уточняющий расчет). Одним уточняющим расчетом могут быть исправлены ошибки только одной ранее поданной декларации.

Плательщик налога имеет право не подавать указанный расчет, если такие уточненные показатели указываются им в составе декларации за какой-либо следующий отчетный (налоговый) период (с учетом указанных в первом абзаце сроков давности и положений пункта 17.2 Закона № 2181), в течение которого такие ошибки была самостоятельно выявлены. Такой способ самостоятельного исправления плательщиком ошибки может быть применен в случае исправления в декларации отчетного (налогового) периода ошибок только одной ранее поданной декларации.

4.4.1. В случае исправления ошибок в строках поданной ранее декларации, к которым должны прилагаться приложения, к уточняющему расчету или декларации, в которые включены уточненные показатели, должны быть поданы соответствующие приложения, содержащие информацию по уточненным показателям.

4.4.2. Не может быть уменьшена сумма налоговых обязательств, которая не была уплачена в бюджет в прошедших отчетных (налоговых) периодах в связи с полным или частичным списанием налогового долга.

4.4.3. Уточняющий расчет подается по форме, определенной в приложениях 4, 5 и 6 к настоящему Порядку.

В случае исправления ошибки, допущенной в налоговой декларации (сокращенной), поданной по форме, утвержденной приказом ГНА Украины от 23.10.98 г. № 499, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 10.11.98 г. под № 715/3155 (в редакции приказа ГНА Украины от 21.01.2009 г. № 8), с изменениями, уточняющий расчет подается по форме, определенной в приложении 4.

В случае исправления ошибки, допущенной в налоговой декларации, поданной по форме, утвержденной приказом ГНА Украины от 30.05.97 г. № 166, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 09.07.97 г. под № 250/2054 (в редакции приказов ГНА Украины от 15.06.2005 г. № 213 и от 17.03.2008 г. № 159), с изменениями, уточняющий расчет подается по форме, определенной в приложении 5.

В случае исправления ошибки, допущенной в налоговой декларации (сокращенной), поданной по форме, утвержденной приказом ГНА Украины от 23.10.98 г. № 499, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 10.11.98 г. под № 715/3155 (в редакции приказов ГНА Украины от 15.06.2005 г. № 213 и от 17.03.2008 г. № 159), с изменениями, уточняющий расчет подается по форме, определенной в приложении 6.

4.5. После подачи декларации за отчетный (налоговый) период плательщик налога имеет право до окончания предельного срока подачи декларации за такой же период подать новую декларацию с исправленными показателями.

4.6. Налоговое обязательство, самостоятельно определенное плательщиком налога, считается согласованным со дня подачи налоговой декларации в государственную налоговую инспекцию (администрацию) по месту регистрации и не может быть обжаловано плательщиком в административном или судебном порядке.

 

5. Порядок заполнения налоговой декларации

5.1. Вступительная часть

В специальном поле для отметки о типе декларации (строки 011 — 012 налоговой декларации и 011 — 0133 налоговой декларации (сокращенной)) во второй колонке проставляется отметка (х) в строке специального поля, которое соответствует типу декларации. Первая колонка специального поля содержит код типа декларации, третья — название типа декларации.

Для плательщиков, зарегистрированных в качестве субъектов специального режима налогообложения, в налоговой декларации (сокращенной) отражаются только операции, связанные с сельскохозяйственным производством, другие операции — в налоговой декларации, по которой осуществляются расчеты с бюджетом, в соответствии с редакцией абзаца третьего подпункта 81.15.1 пункта 81.15 статьи 81 Закона.

В специальных полях для отметки строк 0131 — 0133 налоговой декларации (сокращенной) указывается отметка (х) для тех видов деятельности, которые осуществляет данное сельскохозяйственное предприятие.

В специальном поле для отметки строки «ПВ» налоговой декларации (сокращенной) проставляется удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров (услуг) в стоимости всех товаров (услуг), поставленных в течение двенадцати последовательных отчетных периодов в совокупности (%).

В специальном поле для отметки строки «ПВН» налоговой декларации (сокращенной) проставляется удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров (услуг) в стоимости всех товаров (услуг), поставленных вновь созданным сельскохозяйственным предприятием по результатам каждого отчетного налогового периода (%).

Расчет удельного веса производится в приложении 3 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (сокращенной).

Плательщики, которые зарегистрированы в качестве субъектов специального режима налогообложения не менее 12 последовательных отчетных налоговых периодов, рассчитывают удельный вес по формуле:

(стр. 5.1 + стр. 8 + стр. 91) колонки А налоговых деклараций (сокращенных) соответствующих отчетных периодов

х 100.


сумма (стр. 5.1 + стр. 8 + стр. 91) колонки А налоговых деклараций и налоговых деклараций
(сокращенных) соответствующих отчетных периодов

5.2. Суммы оборота и налога в декларации проставляются в гривнях, без копеек, с соответствующим округлением по общеустановленным правилам.

В колонке А во всех необходимых случаях проставляются объемы поставки (закупки) без учета налога на добавленную стоимость, сумма налога указывается в колонке Б.

Строки, которые не должна заполняться плательщиком, поскольку носят информационный характер, обозначены знаком «Х»; колонки, в которых сумма оборота или налога не должна проставляться, обозначены знаком «0»; в строках, где плательщик не имеет данных для заполнения, проставляется знак «-».

5.3. Раздел I «Налоговые обязательства»

5.3.1. В строках 1 — 5 декларации указываются общие объемы поставки, по которым у плательщика в данном отчетном периоде возникло налоговое обязательство (облагаемые налогом по ставке 20 процентов, нулевой ставке, освобожденные от налогообложения в соответствии со статьей 5 Закона и временно освобожденные от налогообложения в соответствии со статьей 11 Закона либо другими нормативно-правовыми актами), и объемы поставки, не являющиеся объектом налогообложения (пункт 3.2 статьи 3 Закона).

При определении объема поставки за отчетный период плательщик обязан учитывать значение термина «поставка товаров (услуг)» в соответствии с требованиями пункта 1.4 статьи 1 Закона.

В налоговой декларации (сокращенной) отражаются операции по поставке сельскохозяйственных товаров (услуг), произведенных (предоставленных) в результате осуществления деятельности в соответствии с подпунктами 81.15.2 — 81.15.6 пункта 81.15 статьи 81 Закона.

5.3.2. В строку 1 декларации включаются облагаемые налогом по ставке 20 процентов объемы поставки, осуществленные на таможенной территории Украины, включая также и объемы поставки транспортных услуг, определенных частью первой подпункта 6.2.4 пункта 6.2 статьи 6 Закона, в виде брокерских, агентских или комиссионных операций с транспортными билетами, проездными документами, заключение договоров или счетов на транспортировку пассажиров либо грузов доверенным лицом перевозчика и другие, определенные Законом, облагаемые налогом по указанной ставке объемы поставки.

5.3.3. В строке 2 «Операции, облагаемые налогом по ставке 0 %» указываются объемы поставки, облагаемые налогом по нулевой ставке, отдельно — экспортные, отдельно — прочие операции.

5.3.4. Строка 3 «Операции, не являющиеся объектом налогообложения» заполняется плательщиком в том случае, если плательщик осуществляет такие операции как часть в общем объеме поставки и зарегистрирован (или должен быть зарегистрирован) в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в соответствии с требованиями Закона. К декларации плательщиком прилагается справка произвольной формы, заверенная подписью руководителя или главного бухгалтера и печатью (или подписью плательщика, если плательщик — физическое лицо), с указанием вида операции и пункта Закона, в соответствии с которым такая операция не является объектом налогообложения.

5.3.5. Строка 4 «Операции, освобожденные от налогообложения». Указывается объем операций, освобожденных от налогообложения в соответствии со статьей 5 Закона и временно освобожденных от налогообложения в соответствии со статьей 11 Закона или другими нормативно-правовыми актами.

К декларации плательщиком прилагается справка произвольной формы, заверенная подписью руководителя или главного бухгалтера и печатью (или подписью плательщика, если плательщик — физическое лицо), с указанием вида операции и пункта Закона либо другого нормативно-правового акта, в соответствии с которым такая операция освобождена от налогообложения.

5.3.6. Строка 5 «Общий объем поставки». Указывается общий объем облагаемых налогом и не облагаемых налогом операций; значение строки равно сумме строк 1, 2, 3 и 4; заполняется только колонка А.

5.4. Строка 6. Указывается объем импорта товаров в течение отчетного (налогового) периода, при импорте которых уплата налога на добавленную стоимость была отсрочена путем выдачи налогового векселя в соответствии с пунктом 11.5 статьи 11 Закона, и указывается срок погашения векселя.

Если плательщиком в отчетном периоде выдано больше одного такого векселя, то к декларации этим плательщиком прилагается справка (перечень) произвольной формы, заверенная подписью руководителя или главного бухгалтера и печатью (или подписью плательщика, если плательщик — физическое лицо), в которой указываются суммы налога и сроки погашения каждого векселя.

Строка 6 может заполняться только в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

5.5. Строка 7. Указываются объемы услуг, полученных от нерезидента на таможенной территории Украины.

Строка 7 может заполняться только в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

В налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (сокращенной) строки 6, 7 не заполняются, поскольку налоговые обязательства, возникающие при импорте товаров и услуг, полученных от нерезидента на таможенной территории Украины, не относятся к обязательствам, связанным с поставкой сельскохозяйственных товаров (услуг).

5.6.

Корректировка налоговых обязательств по НДС

Корректировка налоговых обязательств отражается в строке 8. При заполнении этой строки обязательной является подача приложения 1 к налоговой декларации, которое заполняется в разрезе контрагентов и налоговых накладных

.

В строке 8.1 отражается сумма налога, которая увеличивает или уменьшает сумму налогового обязательства в результате самостоятельного исправления плательщиком ошибки, содержащейся в ранее поданной налоговой декларации.

В строке 8.2 отражается сумма увеличения налоговых обязательств, возникающих в связи с нецелевым использованием товаров, ввезенных в льготном режиме.

Строка 8.2 может заполняться только в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

В налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (сокращенной) строка 8.2 не заполняется, поскольку налоговые обязательства, возникающие при импорте товаров, не относятся к обязательствам, связанным с поставкой сельскохозяйственных товаров (услуг).

В строке 8.3 отражается увеличение или уменьшение налоговых обязательств, осуществляемое в соответствии с пунктом 4.5 статьи 4 Закона.

В строке 8.4 отражаются другие случаи увеличения (уменьшения) налоговых обязательств.

5.7. Раздел II «Налоговый кредит»

В раздел II «Налоговый кредит» (строка 10 — 15 декларации) включаются объемы приобретения (изготовления, строительства, сооружения) с налогом на добавленную стоимость или без налога на добавленную стоимость товаров (услуг), основных фондов на таможенной территории Украины, импортированных товаров, полученных на таможенной территории Украины от нерезидента услуг с целью их последующего использования в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога, а также не предназначаемых для их использования в хозяйственной деятельности или приобретенных с целью их использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины, место поставки которых определяется в соответствии с пунктом 6.5 статьи 6 Закона, отдельно по цели использования (осуществления операций, подлежащих налогообложению, освобожденных от налогообложения, не являющихся объектом налогообложения).

5.7.1. В налоговой декларации (сокращенной) в соответствии с подпунктом 81.15.1 пункта 81.15 статьи 81 Закона отражаются:

а) товары (услуги), которые приобретаются сельскохозяйственным предприятием для их использования в производстве сельскохозяйственной продукции, а также основные фонды, которые приобретаются (сооружаются) с целью их использования в производстве сельскохозяйственной продукции.

В случае, если товары (услуги), основные фонды, изготовленные и/или приобретенные, используются сельскохозяйственным предприятием частично для изготовления сельскохозяйственных товаров (услуг), а частично — для других товаров (услуг), то сумма уплаченного (начисленного) налогового кредита распределяется исходя из доли использования таких товаров (услуг), основных фондов, в операциях сельскохозяйственного производства и соответственно в других операциях.

Указанное распределение происходит в том периоде, в котором осуществлялось соответствующее изготовление и/или приобретение, а распределенные суммы включаются в значения строк 10, 12, 13 и справочно отражаются в строках 101, 121, 131 налоговой декларации (сокращенной);

б) услуги, сопутствующие поставке сельскохозяйственного товара, который выращивается, откармливается, вылавливается или собирается (заготавливается) непосредственно плательщиком налога.

5.8. Корректировка налогового кредита

Корректировка налогового кредита отражается в строке 16. При заполнении этой строки (кроме строки 16.5) обязательной является подача приложения 1 к налоговой декларации, которое заполняется в разрезе контрагентов и налоговых накладных.

В строке 16.1 отражается сумма налога, которая увеличивает или уменьшает сумму налогового кредита в результате самостоятельного исправления плательщиком ошибки, содержащейся в ранее поданной налоговой декларации.

В строке 16.2 отражается увеличение или уменьшение налогового кредита, осуществляемое в соответствии с пунктом 4.5 статьи 4 Закона.

В строке 16.3 отражается корректировка, связанная с использованием ранее приобретенных товаров (услуг), основных фондов частично для изготовления сельскохозяйственных товаров (услуг), а частично — для других.

Такая корректировка производится исходя из остаточной стоимости основных фондов и стоимости остатков товаров, которые используются или подлежат использованию в сельскохозяйственном производстве, в соответствии с долей использования таких товаров (услуг), основных фондов, в операциях сельскохозяйственного производства и в других операциях, но не ниже удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров (услуг), рассчитанной в соответствии с требованиями пункта 81.6 статьи 81 Закона:

а) в случае изменения направления использования товаров (услуг), основных фондов из другой деятельности на деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства;

б) при регистрации сельскохозяйственного предприятия как субъекта специального режима налогообложения.

В строке 16.3 налоговой декларации (сокращенной) корректировка отражается со знаком «+» (к увеличению). В строке 16.3 налоговой декларации, в которой отражается прочая деятельность, — со знаком «-» (к уменьшению).

В строке 16.4 отражаются другие случаи увеличения (уменьшения) налогового кредита.

В строке 16.5 отражается сумма сформированного согласно подпункту 81.15.1 пункта 81.15 статьи 81 Закона налогового кредита, рассчитанная по схеме:

1) сумма значений строк (10.1 + 12.1 + 12.2 +12.4 + 12.5 + 16.1 (+ или -) + 16.2 (+ или -) + 16.3 + 16.4 (+ ли -)) колонки Б) х (значение строки 2.1 колонки А : сумма значений строк (5 + 8 (+ или -) + 91) колонки А);

2) при отрицательном значении знаменателя, рассчитанного согласно предыдущему абзацу, полученный показатель в строке 16.5 не отражается.

В строке 16.3 отражаются другие случаи увеличения (уменьшения) налогового кредита*.

* Согласно приказу от 21.01.2009 г. № 8 изменения в этом абзаце не предусмотрены, но исходя из изложенного выше можно прийти к выводу, что другие случаи увеличения (уменьшения) налогового кредита должны отражаться в строке 16.4. —

Примеч. ред.

5.9. Раздел III «Расчеты с бюджетом за отчетный период» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость

5.9.1. Если в результате расчета получено значение разницы строк 18 и 19 больше 0, то плательщик должен заполнить строку 20 декларации.

5.9.2. Если в результате расчета значение разницы строк 18 и 19 меньше 0, то плательщик должен заполнить строку 21 декларации.

5.10. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая начислению к уплате в бюджет по итогам текущего отчетного периода, с учетом остатка отрицательного значения предыдущего отчетного периода, указывается в строке 27 декларации.

5.11. Если по результатам текущего отчетного (налогового) периода плательщиком налога определено отрицательное значение разницы между суммой налоговых обязательств и суммой налогового кредита, сумма определенного отрицательного значения учитывается в уменьшение суммы налогового долга за предыдущие отчетные (налоговые) периоды по налогу на добавленную стоимость, в том числе рассроченного или отсроченного в соответствии с законом (отражается в строке 22.1 налоговой декларации), а остаток зачисляется в состав налогового кредита следующего налогового периода (отражается в строке 22.2 налоговой декларации текущего отчетного (налогового) периода и переносится в строку 23.1 налоговой декларации следующего отчетного (налогового) периода).

5.12. Если в следующем отчетном налоговом периоде разница между суммой налоговых обязательств и суммой налогового кредита, с учетом остатка такого отрицательного значения прошлого отчетного (налогового) периода, который включается в состав налогового кредита текущего отчетного (налогового) периода, имеет отрицательное значение, то плательщиком налога вместе с налоговой декларацией подаются Справка о суммах остатка отрицательного значения предыдущих налоговых периодов, остающегося непогашенным после бюджетного возмещения, полученного в отчетном налоговом периоде, и подлежащего включению в состав налогового кредита следующего налогового периода (приложение 2 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость) и Расчет суммы бюджетного возмещения (приложение 3 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость). При этом плательщик налога, имеющий право на получение бюджетного возмещения и принявший решение о возврате полной суммы бюджетного возмещения на его счет в банке, подает Заявление о возврате суммы бюджетного возмещения (приложение 4 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).

5.12.1. Не имеют права на получение бюджетного возмещения и подачу указанного Расчета следующие лица:

лицо, которое было зарегистрировано как плательщик этого налога менее чем за 12 календарных месяцев до месяца, по результатам которого подается заявление на бюджетное возмещение (кроме начисления налогового кредита в результате приобретения или сооружения (строительства) основных фондов по решению Кабинета Министров Украины);

лицо, имевшее объемы налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев меньше, чем заявленная сумма бюджетного возмещения (кроме начисления налогового кредита в результате приобретения или сооружения (строительства) основных фондов);

лицо, не осуществлявшее деятельность в течение последних двенадцати календарных месяцев.

5.12.2. Бюджетному возмещению подлежит часть такого отрицательного значения, которая равна сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров (услуг) в предыдущих налоговых периодах поставщикам таких товаров (услуг).

Сумма налога, фактически уплаченная в предыдущих налоговых периодах, определяется из сумм, которые были включены в состав налогового кредита следующего налогового периода и не принимали участия в расчетах бюджетного возмещения в течение предыдущих налоговых периодов или не погашали налоговые обязательства следующих отчетных периодов (строка 24).

5.12.3. Значение строки 4 Расчета суммы бюджетного возмещения (приложение 3 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость) переносится в строку 25 налоговой декларации за текущий отчетный налоговый период. В зависимости от выбранного плательщиком направления возврата суммы бюджетного возмещения (на счет этого плательщика в банке или в уменьшение налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость следующих налоговых периодов) такая сумма в полном размере указывается или в строке 25.1, или в строке 25.2 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. При этом плательщик налога, имеющий право на получение бюджетного возмещения и принявший решение о возврате полной суммы бюджетного возмещения на его счет в банке, подает Заявление о возврате суммы бюджетного возмещения (приложение 4 к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).

5.12.4. Остаток отрицательного значения после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (отражается в строке 26 налоговой декларации текущего отчетного налогового периода и переносится в строку 23.2 налоговой декларации следующего отчетного периода).

5.12.5. Строка 23.4 предусмотрена для отражения увеличения или уменьшения остатка отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (строка 26) по результатам камеральной или документальной проверки, проведенной налоговым органом.

Увеличение возникает в результате установления по результатам проверки занижения задекларированной плательщиком суммы налогового кредита и/или завышения налогового обязательства. Определенная сумма увеличения строки 26 отражается со знаком «+» в строке 23.4 налоговой декларации следующего отчетного периода.

Уменьшение происходит в случае, когда по результатам проверки установлено завышение задекларированной плательщиком суммы налогового кредита и/или занижение налогового обязательства. Такая сумма уменьшения строки 26 отражается со знаком «-» в строке 23.4 налоговой декларации следующего отчетного периода.

5.12.6. Если по результатам проверки налоговым органом выявлено занижение заявленной плательщиком в предыдущих периодах суммы бюджетного возмещения относительно суммы, определенной налоговым органом в результате такой проверки, считается, что плательщик налога добровольно отказался от получения такой суммы занижения бюджетного возмещения и учитывает ее согласно подпункту 7.7.3 пункта 7.7 статьи 7 Закона в уменьшение налоговых обязательств по НДС следующих налоговых периодов на основании налогового уведомления. Такая сумма не может в дальнейшем быть отражена ни в строке 25.1, ни в строке 25.2 декларации.

На такую сумму соответственно уменьшается значение строки 26, что отражается в строке 23.4 налоговой декларации следующего отчетного периода со знаком «-».

5.13. Раздел III «Расчеты за отчетный период» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (сокращенной).

5.13.1. Отличие в заполнении этого раздела по сравнению с налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость:

1) отсутствует отметка плательщика о проведении возмещения;

2) вместо строк 18 — 28 введена новая строка:

18. Разница между суммой налогового обязательства и суммой налогового кредита по НДС текущего отчетного налогового периода (строка 9 - строка 17):

18.1 сумма НДС, которая в текущем отчетном периоде подлежит отражению в лицевом счете плательщика и полностью остается в распоряжении сельскохозяйственного предприятия (положительное значение суммы строки 18);

18.2 сумма НДС, которая включается в валовые расходы плательщика (отрицательное значение суммы строки 18).

5.13.2. Суммы налога на добавленную стоимость, отраженные в строке 24 налоговой декларации (сокращенной) сельскохозяйственных предприятий (пункт 11.21 Закона), сельскохозяйственных товаропроизводителей (пункт 11.29 Закона), за последний налоговый период в условиях действия Закона, действующего до внесения изменений Законом № 639, включаются со знаком «-» в строку 8.4 «другие случаи» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, подаваемой после вступления в силу Закона № 639.

 

6. Особые правила для предприятий судостроения и самолетостроения

Изложенное в пункте 5.11 настоящего Порядка не распространяется на предприятия судостроения и самолетостроения.

При отрицательном значении суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной в порядке, предусмотренном в подпункте 7.7.1 пункта 7.7 статьи 7 Закона, таким предприятиям возмещение из бюджета осуществляется в налоговом периоде, следующем за отчетным периодом, в котором возникло отрицательное сальдо налога, в порядке и сроки, предусмотренные в пункте 7.7 статьи 7 Закона. При этом сумма, отраженная в строке 22.2 налоговой декларации текущего отчетного налогового периода указанных предприятий, переносится в строку 23.1 налоговой декларации этого же отчетного периода.

Расчет суммы бюджетного возмещения осуществляется в общеустановленном порядке.

 

7. Проверка налоговых деклараций в налоговом органе

7.1. Налоговые декларации принимаются без предварительной проверки указанных в них показателей.

7.2. Зарегистрированные в налоговой инспекции (администрации) декларации подлежат документальной невыездной (камеральной) проверке.

7.3. По результатам проверки делается соответствующая запись в разделе IV налоговой декларации и составляется Акт о результатах документальной невыездной (камеральной) проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по форме, определенной в приложении 2 к настоящему Порядку.

7.4. Документальную невыездную (камеральную) проверку данных, заявленных в налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, налоговый орган проводит в течение 30 дней, следующих за днем получения налоговой декларации.

При наличии достаточных оснований считать, что расчет суммы бюджетного возмещения был проведен с нарушением норм налогового законодательства, налоговый орган имеет право в течение такого же срока провести внеплановую выездную (документальную) проверку плательщика для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения.

 

8. Ответственность плательщика налога

В случае если плательщик налога на добавленную стоимость не подает налоговую декларацию в сроки, определенные законодательством, а также когда контролирующий орган по результатам проведенной им проверки определяет сумму занижения налогового обязательства (завышения отрицательного значения разницы между суммой налогового обязательства и налогового кредита или суммы бюджетного возмещения), задекларированного плательщиком в налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, такой плательщик налога несет ответственность согласно действующему законодательству.

 

9. Изменение формы налоговой отчетности

9.1. Формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, зарегистрированные в установленном порядке в Министерстве юстиции Украины, соответствуют нормам и содержанию налога на добавленную стоимость.

9.2. Внесение изменений в формы налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость осуществляется в случае законодательного изменения правил налогообложения, вводящих иной, чем действовавший до их принятия, порядок отражения в отчетности сумм налоговых обязательств и налогового кредита и исчисления сумм налоговых обязательств плательщика перед бюджетом или порядка вычисления и предоставления бюджетного возмещения.

9.3. Если после изменения правил налогообложения, обусловленного пунктом 9.2 настоящего Порядка, центральным налоговым органом не внесены изменения в форму налоговой отчетности и если плательщик считает, что неизмененная форма налоговой отчетности увеличивает или уменьшает его налоговые обязательства вопреки внесенным изменениям в правила налогообложения, то он имеет право подать налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по другой форме вместе с объяснением мотивов ее составления.

 

И. о. директора Департамента методологии ГНА Украины Н. Флиссак



комментарий редакции

Изменения НДС-отчетности касаются всех, особенно сельхозпредприятий-спецрежимщиков

Вот и появился тот мифический приказ ГНАУ № 8, датированный 21 января и зарегистрированный в Минюсте 30 января 2009 г. Следовательно, по общему правилу, он вступит в силу с

10 февраля 2009 года. С учетом даты вступления в силу просто нелепо выглядит п. 4 комментируемого приказа о внесении изменений в приказ ГНАУ от 04.12.2008 г. № 755 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», № 1 — 2) по установлению предельной даты (30.01.2009 г.) подачи сельхозпредприятиями заявления о регистрации субъектом спецрежима НДС с 1 января 2009 года. Что же касается других пунктов, то без комментариев не обойтись.

Прежде всего отметим, что привнесенные комментируемым приказом

новации в порядок составления и подачи НДС-отчетности фактически касаются всех плательщиков НДС. С установлением с 1 января 2009 года для сельхозпредприятий нового спецрежима сельхоз-НДС, согласно ст. 81 Закона об НДС, появление изменений в сокращенной форме декларации было нами ранее прогнозируемо и уже давно ожидаемо.

Согласно комментируемому приказу изменения внесены в:

— форму

общей декларации по НДС, а также в приложение № 1 к ней — расчет корректировки сумм НДС (с изложением его в новой редакции);

— форму

сокращенной декларации по НДС (с изложением ее в новой редакции), которая должна подаваться с новыми приложениями: 1 — расчет корректировки сумм НДС, 2 — расшифровка налоговых обязательства и налогового кредита в разрезе контрагентов. Кроме того, список приложений пополнился третьим — расчетом удельного веса стоимости сельхозтоваров (услуг) к стоимости всех товаров (услуг).

Ряд изменений внесены и в

Порядок заполнения и представления налоговой декларации по НДС, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166 (далее — Порядок № 166). В частности:

приложение 3 к Порядку № 166, которое подавалось в случае исправления ошибки, допущенной в общей декларации, поданной по форме в редакции приказа ГНАУ от 30.09.2003 г. № 466, утратило силу;

приложение № 4 к Порядку № 166, которое подается в случае исправления ошибки, допущенной в специальной декларации, поданной по форме в редакции приказа ГНАУ от 21.01.2009 г. № 8, изложено в новой редакции.

Со спецрежимщиками — разговор особый

Не будем сейчас подробно останавливаться на всех новациях в порядке

НДС-отчетности спецрежимными плательщиками, имеющими такой статус по собственному желанию из числа предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства. Ввиду кардинальных по объему и сути изменений им будет посвящена отдельная публикация в одном из ближайших номеров газеты. К тому времени у вас после знакомства с новыми формами и обновленным Порядком № 166 уже сложится определенное мнение. Сразу скажем, что новая форма сокращенной декларации, за основу которой ГНАУ приняла прежнюю форму с исключением из нее строк 19 — 24 и с другим названием строк 18.1 и 18.2, влечет для плательщиков неприятные последствия.

А теперь перейдем к

обычным плательщикам, которые подают общую декларацию.

 

Корректировки 8 и 16 строк

Если опустить изменения этих строк, связанные со спецрежимом для сельхозников, то первое, что бросается в глаза, — это

исключение из названия строк слов «на основі попередніх».

Как вы помните, именно эти слова давали формальные основания не отражать в этой строке возвраты товаров (авансов), изменения цены, номенклатуры, если они произошли в одном периоде, хотя расчет корректировки к налоговой накладной выписывался в любом случае. Иными словами, в этой ситуации поставщик строку 8.3 не заполнял, а отражал общий объем поставки (за минусом стоимости возвращенных товаров) в строке 1 декларации, а покупатель, не заполняя строку 16.2, общую сумму приобретений показывал в строке 10.1 декларации. Именно так разъясняла ГНАУ в своем письме от 05.06.2008 г. № 5658/6/16-1515-20//«Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 50.

Как расценивать это изменение? не означает ли это изменение позиции ГНАУ? Не исключено, что такое обновление формулировки связано с введением строки 16.5, которая применяется в сельхоз-НДС-учете. Хотя под шумок и простых плательщиков могут обязать корректировки одного периода показывать развернуто и в стр. 1 (10.1), и в стр. 8 (16). Практика покажет.

Обратите внимание, что теперь по строкам 8 и 16 надо будет заполнять не только сумму НДС в колонке Б, но и обороты поставки (приобретения), т. е.

колонку А.

 

Многострадальная строка 23.5/23.4

За глобальными изменениями декларации, связанными с НДС-сельхоз-новациями, не пропустите интересные пояснения к

строке 23.4 «зменшено/збільшено залишок від’ємного значення за результатами перевірки податкового органу». До последних изменений код этой строки был 23.5 (нумерация изменилась ввиду упразднения строки 23.3).

Похоже, что сама ГНАУ не может четко определиться с ее предназначением с самого начала ее появления (приказ ГНАУ от 17.03.2008 г. № 159// «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 25). Ведь с тех пор свет увидел целых три толкования заполнения данной строки:

первое

— в письме ГНАУ от 14.04.2008 г. № 7681/7/16-1117// «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 32;

второе

(по сути коррекция первого) — в письме ГНАУ от 18.04.2008 г. № 8109/7/16-1117// «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 34;

третье

(последнее) — в последней редакции Порядка № 166, которую мы сейчас комментируем.

В первом толковании ГНАУ сказала, что в строке 23.4 (тогда стр.23.5) отражаются выявленные проверяющими суммы завышения/занижения

бюджетного возмещения, во втором они изменили предназначение строки в пользу выявленного проверяющими суммы завышения/занижения отрицательного значения (т. е. стр. 26), а последний, третий, вариант — это смесь предыдущих двух.

Посмотрим, что получилось.

Мы полностью согласны с положениями

нового п.п. 5.12.5, появившегося в Порядке № 166, где сказано, что в строке 23.4 отражаются выявленные проверяющими суммы завышения/занижения отрицательного значения (стр.26). Причем обратите внимание: в порядке указано, что строка 23.4 заполняется в следующем периоде после периода, в котором проведена проверка. Полагаем, что здесь надо ориентироваться на дату подписания акта проверки. Например, налоговики при проверке выявили завышение налогового кредита ноября 2008 года в размере 100 грн., которое не повлияло на расчеты с бюджетом вплоть до периода окончания проверки (января), и эта сумма продолжает сидеть в стр. 26 декларации за январь. Тогда плательщик в декларации за февраль заполняет строку 23.4, отразив в ней «-100».

Вопросы вызывает новый

п.п. 5.12.6, а точнее, отраженный в нем алгоритм корректировки по следам выявления проверяющими сумм ЗАНИЖЕНИЯ бюджетного возмещения (заметьте, об отражении выявленных завышений речь вообще не идет). В этом случае ГНАУ предлагает сделать две вещи в отношении обнаруженной суммы:

1)

учесть ее в уменьшение налоговых обязательств будущих периодов на основании (внимание!) налогового уведомления. То есть эта сумма не отражается в последующих декларациях (ее приложениях) ни в увеличении налогового кредита (ни в стр. 10-17, ни в стр. 23.4), ни в уменьшении налоговых обязательств к уплате (как, например, это было предусмотрено раньше — по стр. 10.1 старого приложения 2 «Розрахунок суми, що підлягає сплаті (перерахуванню) до бюджету» (к приказу ГНАУ от 17.03.2008 г. № 159)). Другими словами, мы эту сумму должны держать в уме, и при появлении НДС к уплате по строке 27 заплатить меньше на эту обнаруженную налоговиками сумму. С этим правилом мы также можем согласиться (хотя и не совсем удобно держать в уме цифру);

2)

занести эту обнаруженную сумму со знаком «-» в строку 23.4 декларации следующего периода (после периода проверки) для уменьшения строки 26 ошибочного периода. Вот здесь хотим добавить свое замечание (!) в предложенный ГНАУ алгоритм. Дело в том, что он не работает в случае, когда ошибка связана с выявлением неучтенного налогового кредита и/или завышения налоговых обязательств (т. е. когда занижен уже показатель стр. 24), а работает лишь тогда, когда ошибка связана с неверным распределением отрицательного значения стр. 24 между строками 25 и 26, т. е. сама строка 24 сформирована верно (например, 100 грн.), а вот в стр. 25 попала заниженная сумма (например, 0 грн. — бухгалтер не учел оплаты), соответственно оставшиеся 100 грн. ушли в стр. 26. Тогда при выявлении такой ошибки налоговиками мы должны помнить, что эта сумма никогда не вернется нам через бюджетное возмещение, поэтому мы не должны ее показывать со знаком «+» в строке 23.4 следующего периода. Мало того, мы должны ее исключить из строки 26, для чего заполняем строку 23.4 следующего периода со знаком «-», но при появлении по итогам декларации суммы к уплате (стр. 27) мы имеем право заплатить на 100 грн. меньше.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда сумма бюджетного возмещения занижена по причине «недоотражения» налогового кредита (100 грн.), тогда, как вы понимаете, стр. 26 тут ни при чем, и уменьшать ее в будущих декларациях через строку 23.4  неправильно, ведь мы исказим показатели. Единственное, что мы тут должны сделать, так это «запомнить» эти 100 грн. и при возникновении суммы к уплате (стр.27) заплатить в бюджет на 100 грн. меньше.

И еще один вопрос, связанный с обнаружением при проверке суммы

ЗАВЫШЕНИЯ бюджетного возмещения. О нем в Порядке ни слова! Действительно, дополнительных пояснений не требует ситуация, когда завышение суммы бюджетного возмещение произошло по причине завышения налогового кредита и/или занижения налоговых обязательств (т. е. когда завышен уже показатель стр. 24). Тогда налоговый орган просто снимает эту сумму с лицевого счета, и плательщик в своей отчетности никак это не отражает. А вот молчание обновленного Порядка № 166 насчет другой причины завышения бюджетного возмещения — когда строка 24 сформирована верно, а неправильно перераспределили сумму между строками 25 и 26 — вызывает опасения. Ведь и в этом случае лишнюю сумму возмещения снимут с лицевого счета, но она не должна потеряться: она имеет все права поучаствовать в формировании налогового кредита будущих периодов. И мы считаем, было бы справедливо отразить ее со знаком «+» в строке 23.4 следующей декларации. Надеемся, что ГНАУ своим молчанием не хотела сказать, что такая сумма должна быть забыта, и в ближайшем будущем прояснит ситуацию.

  

Анатолий Бобро, Наталия Яновская

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше