«Инвалидные» обязанности работодателей (создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов)

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2009/№ 14
В избранном В избранное
Печать
Статья

«Инвалидные» обязанности работодателей
(создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов)

 

Среди прочих обязанностей субъекты хозяйствования также должны помнить и о требованиях «инвалидного» законодательства — необходимости создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов. При этом важно, чтобы количество трудоустроенных инвалидов было не меньше расчетной величины — так называемого «инвалидного» норматива, о соблюдении которого работодателям предстоит ежегодно отчитываться, а в случае его невыполнения — уплачивать соответствующие санкции. Ввиду приближения сроков подачи «инвалидной» отчетности за 2008 год, напомним важные моменты «инвалидного» трудоустройства.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КАСУ

— Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон о защите инвалидов

— Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-ХII.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 (в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99).

Рекомендации ВАСУ от 14.04.2008 г. —

Рекомендации ВАСУ «О некоторых вопросах практики применения административными судами законодательства об обеспечении права инвалидов на трудоустройство» от 14.04.2008 г. № 07.2-10/2.

Справка ВАСУ от 23.08.2007 г.

— Справка ВАСУ «О результатах изучения и обобщения судебной практики применения статей 19, 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 23.08.2007 г.

 

Все ли субъекты хозяйствования и в каком количестве должны создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов?

Да

, такая обязанность касается всех субъектов хозяйствования, у которых среднеучетное количество штатных работников за год составило 8 и более человек.

Так, защищая права инвалидов, законодательство в числе прочих прав и возможностей предусмотрело для них право на труд. В свою очередь для реализации такого права за работодателями закреплены определенные обязанности. В частности, согласно

ст. 18 Закона о защите инвалидов предприятия, учреждения, организации, физические лица, использующие наемный труд, обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов.

В каком же количестве следует создавать такие рабочие места? Количество «инвалидных» рабочих мест субъекты хозяйствования рассчитывают самостоятельно,

ориентируясь при этом на базовый, установленный законодательством (ст. 19 Закона о защите инвалидов) «инвалидный» норматив. Так, норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлен в размере 4 % среднеучетного количества штатных работников учетного состава за год, а если последний показатель от 8 до 25 лиц — в размере 1 рабочего места*. Таким образом, «инвалидный» норматив для субъекта хозяйствования напрямую зависит от среднеучетного количества штатных работников за год.

* Справедливости ради стоит заметить, что создать 1 «инвалидное» рабочее место должны работодатели, среднеучетное годовое количество штатных работников у которых составляет вплоть до 37 человек включительно, ведь 37 человек х 4 % = 1,48

1 человек. А вот уже при большем среднеучетном годовом количестве работников (свыше 37 человек) работодателю предстоит создать 2 и более рабочих мест.

Итак, подытожим.

Создавать рабочие места для инвалидов (в количестве, не меньшем от установленного «инвалидного» норматива) обязаны все субъекты хозяйствования (причем как предприятия, так и физические лица — предприниматели, использующие наемный труд**), у которых среднеучетное количество штатных работников за год составляет 8 и более человек. Исключение составляют субъекты хозяйствования с меньшим количеством работающих — до 8 человек. Они трудоустраивать инвалидов не обязаны, однако, конечно, ничто не запрещает им делать это на добровольных началах. Исключение распространяется и на представительства иностранных компаний, которые не являются юридическими лицами. Как разъяснил Фонд социальной защиты инвалидов в письме от 17.04.2006 г. № 06ю-75/667 (пункт 3) // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 45, иностранные представительства, не являющиеся юрлицами, не подпадают под субъектный состав ст. 19 Закона о защите инвалидов и на них требования о соблюдении «инвалидного» норматива не распространяются.

** Напомним, у предпринимателей обязанность трудоустраивать инвалидов появилась с 1 января 2006 года — после вступления в силу изменений, внесенных в Закон о защите инвалидов Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV, и, в частности, включивших предпринимателей согласно статье 19 этого Закона в число субъектов хозяйствования, обязанных соблюдать «инвалидный» норматив.

 

Когда и как субъекты хозяйствования регистрируются в Фонде социальной защиты инвалидов? Что для этого необходимо?

Предприятия, учреждения, организации (в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов), физические лица, у которых по основному месту работает 8 и более лиц, должны

зарегистрироваться в отделениях Фонда социальной защиты инвалидов по месту своей государственной регистрации.

Процедуру регистрации субъектов хозяйствования (работодателей) в отделениях Фонда социальной защиты инвалидов регулирует

Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13 (далее — Порядок регистрации).

Так, регистрация работодателей в Фонде социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) осуществляется бесплатно. При этом

для регистрации субъекты хозяйствования подают (отсылают заказным письмом) отделению Фонда:

заявление (Заявление о регистрации работодателя в отделении Фонда социальной защиты инвалидов по форме № 1, утвержденной приказом Минтруда Украины от 14.03.2007 г. № 98);

копию свидетельства о государственной регистрации юрлица или физлица-предпринимателя.

Также в отдельных случаях дополнительно к этим документам некоторым субъектам хозяйствования следует приложить:

— копию справки о включении в реестр неприбыльных организаций, выданную налоговым органом, — если в Фонде регистрируются предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов;

— сведения о своих подразделениях (т. е.

Перечень предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения и/или обособленных подразделений работодателя по форме, утвержденной приказом Минтруда Украины от 10.02.2007 г. № 42*) — если в Фонде регистрируются работодатели, имеющие обособленные подразделения; при этом отдельная регистрация обособленных подразделений, расположенных на территории соответствующих отделений Фонда, не проводится (письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 03.05.2007 г. № 1/5-393);

* Заметим, не так давно в эту форму были внесены изменения приказом Минтруда Украины от 12.11.2008 г. № 527 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 100 и редакционный комментарий к нему).

— копию учредительного договора и/или устава хозяйственного объединения; перечень предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения; копии свидетельств предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения — если в Фонде регистрируются хозяйственные объединения, созданные в соответствии со

ст. 19 Закона о защите инвалидов.

Оригиналы вышеперечисленных документов предъявляются во время подачи заявления. В случае направления заявления почтой копии документов должны быть заверены нотариально.

При этом

п. 3 Порядка регистрации оговаривает определенные сроки подачи таких документов Фонду. Так, вышеперечисленные документы подаются субъектами хозяйствования в следующие сроки:

 

Сроки подачи документов для регистрации в Фонде

(согласно п. 3 Порядка регистрации)

Субъекты хозяйствования

Сроки предоставления документов отделению Фонда

Вновь созданные работодатели (у которых число наемных работников 8 и более человек)

Подают документы отделению Фонда не позднее 10 рабочих дней после их государственной регистрации как юридических лиц или физических лиц — предпринимателей

Уже действующие работодатели, у которых: — количество работающих, для которых место работы является основным, увеличилось до 8 и более человек; — изменилось название или местонахождение юридического лица или фамилия, имя, отчество или место регистрации проживания физического лица — предпринимателя

Подают документы отделению Фонда в срок, установленный для вновь созданных работодателей, т. е. в течение 10 рабочих дней с момента наступления у них соответствующих изменений

Примечание. Формально из п. 3 Порядка регистрации выходит, что как только работодатель принял по основному месту работы восьмого работника, он обязан в 10-дневный срок зарегистрироваться в Фонде. Вместе с тем выполнять «инвалидный» норматив, как отмечалось, обязаны субъекты хозяйствования, у которых количества 8 человек (и более) достиг показатель среднеучетного количества штатных работников за год! (Для сравнения заметим: например, возможна ситуация, когда, приняв на работу 8 работника, показатель среднегодового количества штатных работников у работодателя при этом так и не превысит 8 человек, а значит, и обязанности регистрироваться в Фонде и трудоустраивать инвалидов у субъекта хозяйствования пока не возникнет). Поэтому по большому счету необходимость регистрации в Фонде наступит лишь тогда, когда количества в 8 человек достигнет такой усредненный годовой показатель (п. 4 письма Фонда социальной защиты инвалидов от 26.03.2007 г. № 1/6-172 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 51). Кстати, это же справедливо и в отношении вновь созданных предприятий.

 

Дата подачи

документов (а в случае направления их по почте — дата, указанная на почтовом штемпеле) считается датой регистрации субъекта хозяйствования (работодателя) в Фонде. В свою очередь в течение 10 рабочих дней после регистрации отделение Фонда отсылает работодателю заказным письмом уведомление о его регистрации ( Справку о регистрации работодателя в отделении Фонда социальной защиты инвалидов по форме № 2, утвержденной приказом Минтруда Украины от 14.03.2007 г. № 98).

Вместе с тем полезно отметить

письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 68), в котором разъяснялось: если работодатель не зарегистрирован в соответствующем отделении Фонда, однако предоставил Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов, то он может зарегистрироваться непосредственно перед подачей такого Отчета. Как видим, Фонд допускает возможность регистрации работодателей также и в преддверии подачи ими «инвалидной» отчетности. Заметим, что такая запоздалая регистрация, в свою очередь, ничем не грозит субъектам хозяйствования, ведь за нарушение сроков регистрации или нерегистрацию в Фонде ответственность действующим законодательством не установлена.

 

Какая ответственность предусмотрена за несоблюдение «инвалидного» норматива — несоздание рабочих мест для инвалидов или создание их в недостаточном количестве?

Невыполнение «инвалидного» норматива грозит работодателям весьма внушительными последствиями: в первую очередь административно-хозяйственными санкциями (условимся их далее называть «инвалидными» АХС) с начисляемой на них (в случае просрочки уплаты) пеней (о них идет речь в

ст. 20 Закона о защите инвалидов), а в случае выявления таких нарушений при проверке также еще и административной ответственностью (установленной ст. 1881 КоАП).

 

Ответственность за невыполнение «инвалидного» норматива

Вид санкции

Вид нарушения

Размер санкции

1

2

3

Ответственность согласно ст. 20 Закона о защите инвалидов

Административно-хозяйственные санкции («инвалидные» АХС)

за невыполнение «инвалидного» норматива

субъекты хозяйствования, использующие наемный труд, у которых среднеучетное количество работающих инвалидов меньше «инвалидного» норматива, ежегодно уплачивают отделениям Фонда административно-хозяйственные санкции:

 в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии, учреждении, организации, физического лица за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое инвалидом;

 — в размере половины годового среднего заработка, если такое нарушение допущено субъектами хозяйствования, у которых работает от 8 до 15 человек (т. е. по 14 человек включительно)

«Инвалидные» АХС рассчитываются и уплачиваются субъектами хозяйствования самостоятельно в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором был нарушен «инвалидный» норматив. Порядок уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов утвержден постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13 (далее — Порядок уплаты АХС)

Пеня

за нарушение срока уплаты «инвалидных» АХС

за нарушение установленного срока уплаты «инвалидных» АХС на полную сумму недоимки за весь ее срок начисляется пеня в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на момент уплаты

Порядок начисления пени и ее уплаты утвержден приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 15.05.2007 г. № 223. В частности, в п. 3.4 этого Порядка указывается, что начисление пени осуществляется со следующего дня предельного срока уплаты АХС по день уплаты включительно (т. е. с 16 апреля, следующего за годом, в котором был нарушен «инвалидный» норматив)

Административная ответственность согласно ст. 1881 КоАП

Административный штраф

за невыполнение «инвалидного» норматива

Админштраф в размере от 10 до 20 ннмдг (т. е. в пределах от 170 грн. до 340 грн.) налагается на должностное лицо, которое имеет право принимать на работу и увольнять с работы (как правило, это директор предприятия), а также физическое лицо, использующее наемный труд

Об административной ответственности также шла речь в письмах Фонда социальной защиты инвалидов от 17.04.2006 г. № 06ю-75/667 (пункт 1) // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 45, от 06.07.2007 г. № 1/6-313, от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 68

 

Итак, если субъект хозяйствования обнаружит, что за прошедший год он

не выполнил «инвалидный» норматив — не трудоустроил инвалидов или трудоустроил их в недостаточном количестве (ниже норматива), ему предстоит самостоятельно рассчитать и своевременно уплатить «инвалидные» АХС. В учете начисление и уплата АХС отразится записями:

Дт 948 — Кт 685/ «Фонд социальной защиты инвалидов» и

Дт 685/ «Фонд социальной защиты инвалидов» — Кт 311.

В свою очередь отметим, что поступившие от субъектов хозяйствования «инвалидные» АХС используются Фондом социальной защиты инвалидов по целевому назначению;

Порядок использования суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, поступивших в государственный бюджет, утвержден постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13.

По сути, такая уплата АХС выступает своеобразной альтернативой трудоустройству инвалидов, которой работодатель компенсирует несоблюдение норм «инвалидного» законодательства и нетрудоустройство инвалидов надлежащего количества. Поэтому если «инвалидный» норматив субъектом хозяйствования соблюден не был, однако при этом субъект хозяйствования своевременно (до 1 марта следующего года)

подал «инвалидный» Отчет и самостоятельно в срок (до 15 апреля следующего года) уплатил «инвалидные» санкции за несоблюдение норматива, то требования ст. 20 Закона о защите инвалидов он считается выполнившим (консультации в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 38; 2007, № 28). А значит, админответственность согласно ст. 1881 КоАП в таком случае ему не грозит. Заметим, если субъект хозяйствования не уплатил АХС в отведенный срок, то потом уплатить их придется с учетом пени. Поэтому просрочки в уплате лучше не допускать.

Если же работодатель, не выполнивший «инвалидный» норматив, самостоятельно так и не уплатит «инвалидные» АХС их сумму (с учетом пени за просрочку уплаты) начислят при проверке (

Порядок проведения проверки предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержден постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13). Вдобавок нарушителю в таком случае может грозить административная ответственность (см. таблицу). Так, в случае выявления подобных нарушений при проверке, проверяющие составят протокол об административном правонарушении (по форме, утвержденной приказом Минтруда Украины от 14.03.2007 г. № 99), после оформления которого будет сформировано дело для направления в суд, и суд уже будет принимать окончательное решение о наложении санкций. Таким образом, при неуплате «инвалидных» АХС добровольно, они (вместе с админштрафом за допущенные нарушения) могут быть взысканы в принудительном порядке, т. е. через суд (ч. 5 ст. 20 Закона о защите инвалидов).

 

За какой период могут быть взысканы «инвалидные» АХС? Если, к примеру, предприятие нарушило «инвалидный» норматив в 2006 году и не уплатило сумму «инвалидных» АХС в 2007 году (по итогам 2006 года), могут ли они теперь быть взысканы с предприятия в судебном порядке?

Статьей 20 Закона о защите инвалидов

предусмотрено, что к правоотношениям по взысканию административно-хозяйственных санкций не применяются сроки, определенные ст. 250 ХКУ. Напомним: такое уточнение заработало с 01.01.2006 года (после внесения изменений в Закон о защите инвалидов Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV) и, в свою очередь, означает то, что общие сроки давности, установленные ст. 250 ХКУ для применения административно-хозяйственных санкций (в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня совершения такого нарушения), при взыскании «инвалидных» АХС (соответственно с 1 января 2006 г.) не применяются.

Детальнее ситуацию описывает судебная практика. Так, в

Рекомендациях ВАСУ от 14.04.2008 г. и Справке ВАСУ от 23.08.2007 г. также говорится о неприменении в этом случае сроков из ст. 250 ХКУ, однако в то же время отмечается: после 01.01.2006 г. при рассмотрении дел к спорным «инвалидным» правоотношениям следует применять сроки обращения в суд, определенные ст. 99 КАСУ с учетом требований его ст. 103.

Напомним,

ст. 99 КАСУ отводит годичный срок для обращения в административный суд, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. При этом, как отмечалось в судебных материалах, в данном случае нужно исходить из того, что фактом совершения правонарушения следует считать неуплату «инвалидных» АХС в установленный законодательством срок. А стало быть, соответственно в течение 1 года с момента такого правонарушения у отделений Фонда и возникает право на обращение в суд для взыскания задолженности с нарушителя.

Возвращаясь к заданному вопросу, заметим: поскольку предельный срок уплаты «инвалидных» АХС по итогам 2006 года ограничивался датой 15 апреля 2007 года, то, следовательно (при условии, что работодателем был своевременно подан «инвалидный» Отчет за соответствующий год), отделения Фонда (учитывая отведенный годичный срок) вправе были предъявить иск в суд о взыскании АХС не позднее 16.04.2008 г. А вот после этой даты подать иск в суд по взысканию АХС контролирующие органы уже не вправе.

Остается напомнить, что споры, возникающие по правоотношениям согласно

ст. 19 — 20 Закона о защите инвалидов, решаются отделениями Фонда в судебном порядке (ч. 9 ст. 20 Закона о защите инвалидов). При этом дела по искам отделений Фонда (субъекта властных полномочий) к работодателям о взыскании АХС являются административными и рассматриваются в административных судах (ст. 3 КАСУ; п. 3 Справки ВАСУ от 23.08.2007 г.).

 

Предприятие, не выполнившее «инвалидный» норматив, не получает прибыли. Освобождается ли оно в таком случае от уплаты «инвалидных» АХС?

Нет,

не освобождается и также наравне с другими работодателями должно уплачивать «инвалидные» АХС на общих основаниях в установленном порядке.

А вопрос возник, по-видимому, из-за положений

ст. 20 Закона о защите инвалидов, предусматривающей: уплата административно-хозяйственных санкций и пени осуществляются субъектами хозяйствования за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей). В связи с чем, очевидно, и зародились сомнения: а нужно ли уплачивать «инвалидные» АХС, если, к примеру, у предприятия отсутствует прибыль?

Заметим, что этот момент прямо прописан в

п. 3 Порядка уплаты АХС, где указывается, что в случае если работодатель не получает прибыли, то сумма АХС уплачивается за счет других источников (письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 27.03.2007 г. № 1/6-175 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 36-37). То же говорят и Рекомендации КАСУ от 14.04.2008 г., отмечая, что Закон о защите инвалидов не ставит уплату АХС в зависимость от наличия или отсутствия прибыли у предприятия, а указывает лишь на порядок уплаты таких санкций.

Таким образом, в случае отсутствия прибыли субъекту хозяйствования также

предстоит уплатить сумму АХС в общеустановленном порядке. Что касается норм ст. 20 Закона о защите инвалидов, то их, полагаем, следует понимать лишь как невозможность отнесения суммы АХС субъектом хозяйствования в состав валовых расходов.

При этом попутно стоит сделать ряд оговорок в отношении некоторых субъектов хозяйствования.

Бюджетные организации.

Исключение из правила сделано для бюджетников: так, согласно части первой ст. 20 Закона о защите инвалидов положения об административно-хозяйственных санкциях не распространяются на предприятия, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов. Поэтому бюджетные организации освобождены от уплаты «инвалидных» санкций. Вместе с тем выполнять «инвалидный» норматив (трудоустраивать инвалидов) они обязаны, иначе в случае выявления «инвалидных» нарушений должностные лица могут привлекаться к админответственности согласно ст. 1881 КоАП (письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 68; консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 29).

Неприбыльные организации.

Примечательно, что сотрудники Фонда социальной защиты инвалидов в консультациях неоднократно указывают на то, что от уплаты «инвалидных» АХС (наравне с бюджетниками) также освобождаются и неприбыльные организации (внесенные в реестр неприбыльных организаций, речь о которых идет в п.п. 7.11.1 Закона о налоге на прибыль). В свою очередь заметим: формально «инвалидное» законодательство не освобождает неприбыльные организации (за исключением неприбыльных бюджетных) от «инвалидных» санкций. Однако, похоже, Фонд считает иначе, говоря об неуплате АХС такими организациями, правда, в то же время указывая на необходимость соблюдения ими при этом «инвалидного» норматива (письма Фонда социальной защиты инвалидов от 26.04.2007 г. № 1/6-209; от 06.07.2007 г. № 1/6-313, консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 29).

Единоналожники.

В последнее время Фонд социальной защиты инвалидов настаивает на том, что единоналожники не освобождаются от «инвалидных» АХС и должны их уплачивать в общеустановленном порядке (письма Фонда социальной защиты инвалидов от 15.09.2006 г № 06ю-251/1657-327/2, от 07.03.2007 г. № 1/5-218 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 28; от 08.08.2007 г. № 1/8-81 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 75). Свою позицию Фонд мотивирует тем, что по Указу № 727 единоналожник освобожден от уплаты взносов в Фонд социальной защиты инвалидов, а не административно-хозяйственных санкций (о которых идет речь в ст. 20 Закона о защите инвалидов), утверждая при этом, что взносы и санкции — это не одно и то же. Остается заметить, что судебная практика в настоящее время в этом вопросе, к сожалению, складывается не в пользу единоналожников, поскольку суды также принимают сторону Фонда (постановление ВХСУ от 26.07.2005 г. № 4/222-2740, п. 3.5 справки ВАСУ от 23.08.2007 г., п. 6 Рекомендаций ВАСУ от 14.04.2008 г.).

 

Нужно ли осуществлять аттестацию рабочего места инвалида?

Напомним, в прошлом требование об аттестации «инвалидного» рабочего места действительно содержалось в

Положении о рабочем месте инвалида и порядке трудоустройства инвалидов, утвержденном постановлением КМУ от 03.05.95 г. № 314 (далее — Положение № 314). Там отмечалось, что рабочее место инвалида считается созданным, если оно соответствует установленным требованиям рабочего места для инвалидов, аттестовано специальной комиссией предприятия (при участии представителей соответствующих органов — МСЭК, Госнадзорохрантруда, общественных организаций инвалидов) и введено в действие путем трудоустройства на нем инвалида. В связи с этим для проведения такой аттестации на предприятии создавалась комиссия с привлечением представителей соответствующих органов, которая давала заключение о возможности работы инвалида на созданном рабочем месте, устанавливала требования к «инвалидному» рабочему месту, после чего по предприятию разрабатывалась и утверждалась инструкция о рабочем месте инвалида.

Однако впоследствии

постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 Положение № 314 было признано утратившим силу и на сегодняшний день «инвалидное» законодательство требования о необходимости аттестации рабочего места инвалида не содержит.

Таким образом,

на сегодняшний день законодательно-нормативные акты не предусматривают проведения аттестации рабочего места инвалида (письмо Минтруда Украины от 19.02.2007 г. № 341/19/71-07 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 25). Вместе с тем отмена аттестации рабочего места инвалида вовсе не освобождает субъекта хозяйствования от соблюдения соответствующих и специальных требований к его организации (консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 29). Ведь создавать «инвалидные» рабочие места следует с учетом индивидуальных программ реабилитации и с обеспечением инвалидов другими социально-экономическими гарантиями.

В связи с этим, в частности, хотим напомнить некоторые положения

Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-ХII, согласно:

ст. 5 которого работнику не может предлагаться работа, которая по медицинскому заключению противопоказана ему по состоянию здоровья;

ст. 12 которого предприятия, использующие труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендация МСЭК и индивидуальных программ реабилитации, предпринимать дополнительные меры безопасности труда, которые соответствуют специфическим особенностях этой категории работников. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам и работам в ночное время возможно только с согласия и при условии, что это не противоречит рекомендациям МСЭК.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает гарантию социальной защиты инвалидов путем установления

особых требований к организации их рабочих мест и возложения на работодателя обязанности обеспечивать им надлежащие и безопасные условия труда с учетом медицинских показаний.

 

Должно ли предприятие самостоятельно подыскивать и трудоустраивать инвалидов?

Статья 19 Закона о защите инвалидов

устанавливает, что субъекты хозяйствования самостоятельно осуществляют трудоустройство инвалидов в счет норматива рабочих мест. При этом выполнением «инвалидного» норматива считается трудоустройство субъектом хозяйствования инвалидов, для которых это место работы является основным (с ведением трудовой книжки, письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 25.05.2006 г. № 06ю-111/927-305/1).

Апеллируя к этим нормам законодательства,

Фонд в своих разъяснениях указывает на то, что обязанность по трудоустройству инвалидов возлагается именно на субъектов хозяйствования (работодателей), в то время как служба занятости, по мнению Фонда, только способствует трудоустройству инвалидов, которые состоят на учете и зарегистрированы как безработные (письма Фонда социальной защиты инвалидов от 26.04.2007 г. № 1/6-209, от 06.11.2008 г. № 1/6-481/06, консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 29).

Вместе с тем можно указать на сложившуюся по этому вопросу судебную практику. Так, в обзорных документах судов (

Рекомендациях ВАСУ от 14.04.2008 г. и п. 3.3 Справки ВАСУ от 23.08.2007 г.) отмечалось, что при рассмотрении дел, связанных с нетрудоустройством инвалидов и правомерности взыскания «инвалидных» АХС, первичным является установление вины или ее отсутствия в действиях или бездействии работодателя путем оценки доказательств выполнения работодателем мероприятий по созданию «инвалидных» мест и информирования о наличии вакансий органов трудоустройства. Поэтому если при рассмотрении дела будет установлено, что работодатель предпринимал все необходимые меры по обеспечению трудоустройства инвалидов (своевременно информировал центры занятости о свободных рабочих местах, занимался поиском инвалидов самостоятельно, например, размещая объявления и т. п., однако инвалидов так и не нашел), то на него не может быть возложена ответственность за нетрудоустройство, а применение «инвалидных» АХС может быть признано незаконным. В связи с этим отмечалось, что в каждом из случаев суды должны выяснять обстоятельства дела (в частности, направлялись ли органами трудоустройства инвалиды к работодателям, причины их нетрудоустройства, действия/бездействия субъекта хозяйствования и т. п.). С учетом этого в заключительной части п. 4.2 Рекомендаций ВАСУ от 14.04.2008 г., например, прямо указывалось, что обязанности по трудоустройству инвалидов возлагаются как на работодателей, так и на государственную службу занятости.

В сложившейся ситуации очевидным остается то, что в трудоустройстве инвалидов заинтересован конечно же в первую очередь сам работодатель, иначе ему грозят административно-хозяйственные санкции. Поэтому во избежание неприятностей поиском инвалидов лучше заняться самостоятельно (не забывая при этом уведомлять о наличии вакансий органы трудоустройства). В противном случае при проверке нужно иметь доказательства того, что субъектом хозяйствования

предпринимались все меры для трудоустройства инвалидов, которые, увы, так и не дали положительных результатов.

Также хотим обратить внимание на такую возможность

выполнения «инвалидного» норматива, как создание работодателями хозяйственного объединения с предприятиями, организациями общественных организаций инвалидов с целью обеспечения работой числящихся на них инвалидов (ч. 6 ст. 19 Закона о защите инвалидов). Порядок зачисления количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в норматив таких рабочих мест в хозяйственных объединениях, в состав которых входят предприятия общественных организаций инвалидов, утвержден постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70. Подробнее об этом см. письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 01.10.2008 г. № 1/5-1003/06 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 86 и редакционный комментарий к нему.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд