Темы статей
Выбрать темы

Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов

Редакция НиБУ
Статья

Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов

 

О трудоустройстве инвалидов работодателям предстоит ежегодно отчитываться перед Фондом. Об особенностях составления и подачи «инвалидной» отчетности мы сейчас и поговорим.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Инструкция № 286

— Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. № 286.

Инструкция № 42 —

Инструкция по заполнению формы № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденная приказом Минтруда Украины от 10.02.2007 г. № 42.

Порядок № 70

— Порядок подачи предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

 

В какие сроки и по какой форме субъекты хозяйствования должны отчитываться перед Фондом социальной защиты инвалидов?

Порядок подачи предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства

, утвержден постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13 (далее — Порядок № 70).

Так, согласно этому

Порядку субъекты хозяйствования, у которых работает 8 и более человек, должны ежегодно отчитываться перед Фондом социальной защиты инвалидов, составляя Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (по форме № 10-ПІ, утвержденной приказом Минтруда Украины от 10.02.2007 г. № 42; этим же приказом утверждена и инструкция по заполнению Отчета, с учетом изменений, внесенных приказом Минтруда Украины от 12.11.2008 г. № 527 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 100). Такой Отчет работодатели должны подавать (отсылать заказным письмом) ежегодно до 1 марта* года, следующего за отчетным, отделениям Фонда, где они зарегистрированы. Работодатели, имеющие обособленные подразделения (филиалы), заполняют сводный «инвалидный» Отчет (с учетом данных обособленных подразделений), который подается отделению Фонда по месту регистрации головного предприятия (п. 3 Порядка № 70).

* Заметим: на бланке «инвалидного» Отчета указан срок подачи «

не позднее 1 марта», однако полагаем, что при его подаче субъектам хозяйствования все же лучше ориентироваться на срок, установленный Порядком № 70, и с учетом того, что 1 марта 2009 года — это воскресенье, постараться отчитаться в 2009 году до 27 февраля. Хотя не исключено, что из-за выходных дней органы Фонда согласятся принимать «инвалидную» отчетность и 2 марта.

Важно учитывать, что «инвалидный»

Отчет составляется по итогам года и призван показать выполнение «инвалидного» норматива работодателем за истекший год. Поэтому, чтобы не попасть в нарушители и выполнить норматив по трудоустройству инвалидов, субъекту хозяйствования нужно уже в течение года, ориентируясь на показатель среднеучетного количества штатных работников (а возможно, и планируя его), самостоятельно отслеживать выполнение «инвалидного» норматива и количество инвалидов, подлежащих трудоустройству. Иначе если нехватка инвалидов выявится лишь по данным «инвалидного» Отчета, то за это работодателю придется расплачиваться «инвалидными» АХС.

Кроме того, в целях содействия трудоустройству инвалидов

субъекты хозяйствования должны надлежащим образом уведомлять об имеющихся у них свободных рабочих «инвалидных» местах государственную службу занятости (п. 2 Порядка № 70, ст. 20 Закона Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-ХII). Для этого работодатели ежемесячно (при наличии вакансий) подают центру занятости, где они зарегистрированы плательщиками страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы, информацию о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов (Отчет о наличии вакансий по форме № 3-ПН, утвержденной приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420 по согласованию с Госкомстатом Украины).

 

Как заполнить Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов?

При заполнении «инвалидного»

Отчета следует руководствоваться Инструкцией по заполнению формы № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденной приказом Минтруда Украины от 10.02.2007 г. № 42 (далее — Инструкция № 42), согласно которой строки Отчета заполняют следующим образом:

 

Заполнение Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов

Строки «инвалидного» Отчета

название показателя

код строки

особенности расчета показателя строки

1

2

3

Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу (осіб)

01

В этой строке отражается среднеучетное количество штатных работников за год (СКШР за год), определяемое согласно п. 3.2 Инструкции № 286. Заметим: этот показатель отражает общее количество штатных работников субъекта хозяйствования, включающее в себя в том числе и количество штатных работников-инвалидов

(п. 3.1 Инструкции № 42)

з них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність (осіб)

02

Здесь указывают СКШР инвалидов за год, т. е. среднеучетное количество за год штатных работников, которым установлена инвалидность (этот показатель отражает среднеучетное количество инвалидов, фактически трудоустроенных субъектом хозяйствования; по сути это «инвалидная» составляющая часть строки 01)*

(п. 3.2 Инструкции № 42)

Кількість інвалідів — штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог статті 19 Закону України «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» (осіб)

03

В строке отражают «инвалидный» норматив — количество инвалидов (штатных работников), которые должны быть трудоустроены субъектом хозяйствования. Значение строки определяется расчетным путем:

строка 03 = 1 человеку (если показатель строки 01 Отчета от 8 до 25 человек**);

строка 03 = строка 1 х 4 % (если показатель строки 01 Отчета 25 человек и более) (п. 3.3 Инструкции № 42)

Фонд оплати праці штатних працівників (тис. грн.)

04

В строке (в тыс. грн.) указывают сумму заработной платы штатных работников, учтенных в строке 01 (п. 3.5 Инструкции № 42)

Середньорічна заробітна плата штатного працівника (грн.)

05

В строке (в грн.) отражается среднегодовая заработная плата штатного работника, определяемая расчетным путем как:

строка 05 = строка 04 х 1000 / строка 01

Сума адміністративно-господарських санкцій за невиконання нормативу робочих місць для працевлаштування інвалідів (грн.)

06

Здесь указывают сумму «инвалидных» АХС, которую должен уплатить работодатель в случае несоблюдения «инвалидного» норматива. Значение строки определяется расчетно: — для работодателей, у которых работает 15 человек (включительно) и более, как:

cтрока 06 = (строка 03 - строка 02) х строка 05

— для работодателей, у которых работает от 8 до 15 человек, как:

строка 06 = 1 х строка 05 / 2

* После изменений, внесенных приказом Минтруда Украины от 12.11.2008 г. № 527 в п. 3.2 Инструкции № 42, физическое лицо — предприниматель (работодатель), которому установлена инвалидность, может засчитать себя в счет выполнения «инвалидного» норматива, т. е. увеличить значение строки 02 на 1 (единицу). А вот в расчет показателя строки 01 при этом предпринимателю себя включать нет оснований, так как никаких оговорок о заполнении строки 01 Отчета в этом случае Инструкцией № 42 не сделано. К тому же значение строки 01 заполняется на основании Инструкции № 286, которая при расчете СКШР требует учитывать только наемных работников (а сам предприниматель таковым не является). Подробнее об этом также см. комментарий редакции к приказу Минтруда Украины от 12.11.2008 г. № 527 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 100.

** Хотя в действительности трудоустроить 1 инвалида, как уже отмечалось, достаточно работодателям, у которых СКШР за год (строка 01 Отчета) составляет вплоть до 37 человек включительно (37 человек х 4 % = 1,48

1 человек).

 

Напомним также некоторые особенности расчета такого показателя, как СКШР, важного при составлении

Отчета.

Особенности расчета СКШР.

Особенности расчета показателя СКШР оговорены разделами 2 и 3 Инструкции № 286.

При исчислении

количества штатных работников (КШР), в частности:

(а) учитываются:

внутренние совместители (работник, получающий на одном предприятии две, полторы ставки, т. е. оформленный по совместительству там же, где и основное место его работы (внутреннее совместительство), или менее 1 ставки, в учетном количестве штатных работников учитывается как 1 физическое лицо) (п.п. 2.6.1 Инструкции № 286);

— работники, работающие

неполный рабочий день (неполную рабочую неделю) (такие работники в учетном количестве штатных работников учитываются за каждый календарный день как целые единицы) (п.п. 2.4.3, п.п. 3.2.4 Инструкции № 286);

(б) не учитываются:

— работники, находящиеся в отпусках (

п.п. 3.2.2 Инструкции № 286):

— по

беременности и родам (п.п. 2.5.8 Инструкции № 286);

— по

уходу за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, включая тех, которые усыновили новорожденного ребенка непосредственно из роддома (п.п. 2.5.9 Инструкции № 286);

— работники, принятые на работу

по совместительству c других предприятий (т. е. внешние совместители);

— лица, выполняющие работы по

гражданско-правовым договорам.

При этом согласно

Инструкции № 286 показатель среднеучетного количества штатных работников (СКШР) рассчитывается следующим образом:

(1)

ежедневно на основании ежедневных данных согласно табелю рабочего времени об учетном количестве выводится показатель количества штатных работников (т. е. КШР за день) (п. 3.2 Инструкции № 286);

(2)

СКШР за месяц исчисляется путем суммирования количества штатных работников за каждый календарный день отчетного месяца (КШР за день), т. е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля — по 28 или 29), включая выходные, праздничные и нерабочие дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца. При этом количество штатных работников за выходной, праздничный и нерабочий день принимается на уровне учетного количества работников за предыдущий рабочий день (п.п. 3.2.1 Инструкции № 286):

СКШР за месяц = КШР за день / (30 или 31 день) или (28 или 29 дней),

(3)

СКШР за год (строка 01 Отчета) определяется путем суммирования показателей СКШР за месяц за все месяцы работы предприятия с начала года и деления полученной суммы на 12 месяцев (п.п. 3.2.5 Инструкции № 286):

СКШР за год = СКШР за месяц / 12 месяцев.

Аналогичным образом определяется и СКШР инвалидов за год (строка 02

Отчета), только в расчет в этом случае принимаются исключительно работники-инвалиды.

Рассчитав таким образом СКШР за год и взяв от него 4 %, получаем «инвалидный» норматив (строка 03

Отчета).

Заметим: согласно

п. 3.4 Инструкции № 42 показатели строк 01, 02 и 03 Отчета отражаются в целых единицах. Поэтому если в результате расчетов получаются дробные значения, их придется округлить. При этом округление показателей строк 01, 02 и 03 Отчета производится в общеустановленном порядке, т. е. дробное значение округляется в сторону увеличения, если после запятой стоит число 5 и более (письмо Минтруда Украины от 17.10.2008 г. № 767/0/15-08/19). В связи с этим в некоторых случаях округление дробных значений для Отчета будет несколько отличаться от порядка округления, установленного «статистической» Инструкцией № 286. Ведь согласно Инструкции № 286 округление дробного числа, в котором после запятой стоит ровно цифра «5» (например, числа 12,5; 27,5, т. е. после запятой стоит именно «5», а не, скажем, 12,51; 27,56 и т. п.), напомним, производится не в общеустановленном порядке, а по правилу четной цифры (подробнее об этом см. также комментарий редакции к письму Фонда социальной защиты инвалидов от 21.04.2008 г. № 1/6-126/03-01 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 44; также об особенностях расчета показателя среднеучетного количества штатных работников шла речь в статье «Среднеучетность подрядника» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 87).

А теперь рассмотрим примеры.

Пример.

Предположим, в течение 2008 года количество наемных работников предприятия изменилось с 30 до 55 человек (как показано в таблице). При этом 2 инвалида были трудоустроены с апреля 2008 года (что тем не менее позволило предприятию выполнить «инвалидный» норматив):

 

Показатель

Месяцы

Итого за 2008 год

янв.

февр.

март

апр.

май

июнь

июль

авг.

сент.

окт.

нояб.

дек.

СКШР за месяц

30*

30

30

30

30

35

35

50

50

50

50

55

40**

СКШР инвалидов за месяц

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2***

* 30 — это показатель СКШР за месяц (в данном случае — СКШР за январь), который определяется на основании данных ежедневного учета количества штатных работников. Так, если предположить, что с 1 по 13 января (включительно) на предприятии работало 28 штатных работников, а с 14 по 31 января — 32 работника, то СКШР за январь = (28 + 28 + 28 + ... + 32 + 32 + 32) : 31 день = (28 х 13 дней + 32 х 18 дней) : 31 день = (364 + 576) : 31 день = 30,32 30 человек (как видим, СКШР за месяц выводится с учетом округления). Таким же образом рассчитаны и показатели СКШР за остальные месяцы года, а также СКШР инвалидов.

** СКШР за год = (30 + 30 + 30 + 30 + 30 + 35 + 35 + 50 + 50 + 50 + 50 + 55) : 12 месяцев = 39,58 40 человек.

***СКШР инвалидов за год = (2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2) : 12 месяцев = 1,5 ≈ 2 человека.

 

В таком случае строки

Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов за 2008 год будут заполнены следующим образом:

 

Кількість працівників та фонд оплати праці

Назва показників

Код рядка

Фактично за рік

Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу (осіб)

01

40

з них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність (осіб)

02

2

Кількість інвалідів — штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог статті 19 Закону України «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» (осіб)

03

2*

Фонд оплати праці штатних працівників (тис. грн.)

04

960,0

 (условно)

Середньорічна заробітна плата штатного працівника (грн.)

05

24000

Сума адміністративно-господарських санкцій за невиконання нормативу робочих місць для працевлаштування інвалідів (грн.)

06

 

* «Инвалидный» норматив = 40 х 4 % = 1,6 ≈ 2 человека.

 

Как видно из примера, инвалид

не обязательно должен быть трудоустроен с начала года, в данном случае возможны разные варианты, главное, чтобы в результате субъектом хозяйствования по итогам года был выполнен «инвалидный» норматив. Так, для сравнения заметим, что норматив в 2 человека, к примеру, также был бы соблюден, если бы:

— предприятие, предположим, не устраивало инвалидов по июль включительно, а начиная с августа наняло бы на работу 4 инвалидов. В таком случае СКШР инвалидов за год составило бы: (4 + 4 + 4 + 4 + 4) : 12 месяцев = 1,66 2 человека;

или

— инвалиды, допустим, привлекались на сезонные работы, например: 3 месяца (с марта по май включительно) сперва отработали 2 инвалида, а позже еще 3 месяца (с сентября по ноябрь включительно) — 4 инвалида. Тогда СКШР инвалидов за год было бы равно: (2 + 2 + 2 + 4 + 4 + 4) : 12 месяцев = 1,5

2 человека.

А вот если при тех же условиях примера предположить, что фактически был трудоустроен 1 инвалид (т. е. строка 02 Отчета = 1) при том же обязательном «инвалидном» нормативе в 2 человека, то предприятию предстояло бы рассчитать сумму «инвалидных» АХС и указать ее в строке 06 Отчета:

Сумма «инвалидных» АХС (cтрока 06 Отчета) = (строка 03 - строка 02) х строка 05 = (2 человека - 1 человек) х 24000 грн. = 24000 грн.

Таким образом, в этом случае при заполнении Отчета в его строке 06 следовало бы указать сумму

«инвалидных» АХС в размере 24000 грн.

Вместе с тем хотим рассмотреть еще один пример.

Пример.

Предприятие создано в августе 2008 года. При этом показатели СКШР за месяцы работы в 2008 году были следующими:

— в августе — 10 человек;

— в сентябре — 10 человек;

— в октябре — 15 человек;

— в ноябре — 20 человек;

— в декабре — 20 человек.

Тогда СКШР за год = (10 + 10 + 15 + 20 + 20) : 12 месяцев = 6,25 человек 6 человек.

Таким образом, хотя у вновь созданного предприятия число наемных работников за первые месяцы работы увеличилось с 10 до 20 человек, однако показатель среднеучетного количества

за год при этом не превысил 8 человек. Следовательно, регистрироваться в отделении Фонда социальной защиты инвалидов и подавать по итогам 2008 года (первого неполного года работы) «инвалидный» Отчет такому вновь созданному предприятию не нужно.

И еще один момент, связанный с подачей отчетности. Известны случаи, когда в регионах отделения Фонда требуют подавать «инвалидный»

Отчет, с расшифровкой на его оборотной стороне информации о трудоустроенных субъектом хозяйствования инвалидах (в том числе и данных о времени приема на работу и увольнении инвалидов). Отметим, что такие требования неправомерны, так как утвержденная приказом Минтруда Украины от 10.02.2007 г. № 42 форма «инвалидного» Отчета не предусматривает предоставления такой информации и включает в себя лишь Отчет (одностороннего вида), состоящий из 6 строк.

 

Что грозит субъекту хозяйствования за неподачу Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов? Какая ответственность за это предусмотрена?

За неподачу «инвалидного» Отчета предусмотрена административная ответственность. Так, согласно

ст. 1881 КоАП неподача Фонду социальной защиты инвалидов Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 ннмдг (т. е. в пределах от 170 грн. до 340 грн.). Админштраф налагается на должностное лицо субъекта хозяйствования, которое обязано подавать «инвалидный» Отчет (письма Фонда социальной защиты инвалидов от 17.04.2006 г. № 06ю-75/667 (пункт 1) // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 45, от 06.07.2007 г. № 1/6-313, от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 68).

На предприятии может быть издан приказ, возлагающий ответственность за подачу «инвалидного» Отчета на директора (руководителя) предприятия. В таком случае к административной ответственности за допущенные «инвалидные» правонарушения (неподачу Отчета и невыполнение «инвалидного» норматива) может быть привлечен только директор (руководитель). Кстати, основания возложить ответственность в обоих случаях именно на руководителя дает и

ч. 10 ст. 19 Закона о защите инвалидов.

А в заключение приведем

обзор наиболее интересных разъяснений контролирующих органов по «инвалидному» вопросу.

Так, в выполнение «инвалидного» норматива

засчитываются:

— работающие инвалиды преклонного (

пенсионного) возраста (письмо Минтруда и Фонда социальной защиты инвалидов от 08.09.2008 г. № 1/8-89/06; письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 08.08.2007 г. № 1/8-81 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 75);

— инвалиды, работающие

неполный рабочий день (согласно п.п. 2.4.3 Инструкции № 286 такие работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы; письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 08.08.2007 г. № 1/8-81 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 75);

сезонные работники, с которыми заключен трудовой договор (так как они согласно п. 2.1 Инструкции № 286 учитываются в составе штатных; письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 26.04.2007 г. № 1/6-209);

— инвалиды, работающие

на дому (ст. 18 Закона о защите инвалидов, письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 08.11.2004 г. № 06ю-456/1911-602/2).

В выполнение норматива

не засчитываются трудоустроенные инвалиды, работающие по совместительству (т. е. инвалиды — внешние совместители, для которых место работы не является основным) (п. 4 письма Фонда социальной защиты инвалидов от 28.02.2007 г. № 1/6-110 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 24; п. 4 Справки ВАСУ от 23.08.2007 г.).

Для соблюдения «инвалидного» норматива:

группа инвалидности значения не имеет (письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 26.03.2007 г. № 1/6-172 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 51). Однако если при этом согласно заключению МСЭК установлено, что инвалид нетрудоспособен, то это делает невозможным его трудоустройство (письмо Минтруда Украины от 01.06.2007 г. № 1204/19/71-07);

— подтверждением того, что работник является инвалидом, служат:

копия справки МСЭК о группе и причине инвалидности;

копия пенсионного удостоверения или удостоверения получателя государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии (

письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 26.03.2007 г. № 1/6-172 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 51);

— инвалид не обязательно должен быть трудоустроен с начала года, но в целях выполнения норматива должен проработать не менее полугода. Вместе с тем возможны вприанты. например, эти полгода в сумме могут дать также и два инвалида, каждый из которых, к примеру, отработает по 3 месяца и т. п. (см. комментарий к

письмам Фонда социальной защиты инвалидов от 26.03.2007 г. № 1/6-172 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 51 и от 21.04.2008 г. № 1/6-126/03-01 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 44);

— предприятие, имеющее

филиалы, может самостоятельно принять решение о выполнении 4 % норматива: либо за счет головного предприятия, либо за счет только филиалов, либо как за счет головного предприятия, так и за счет его филиалов. Главное при этом, чтобы в целом по предприятию «инвалидный» норматив был выполнен (письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 14.08.2007 г. № 1/6-367 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 79). В случае же несоблюдения «инвалидного» норматива АХС уплачиваются централизованно головным предприятием территориальному отделению Фонда по месту регистрации (письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 09.02.2007 г. № 1/6-81 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 24).

На этом завершаем «инвалидный» разговор.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше