Об особенностях администрирования сбора за загрязнение окружающей природной среды в 2009 году

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2009/№ 15
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 24.01.2009 г. № 1246/7/15-0817

Об особенностях администрирования сбора за загрязнение окружающей природной среды в 2009 году

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 24.01.2009 г. № 1246/7/15-0817

 

В связи с принятием Верховной Радой Украины Закона Украины от 26 декабря 2008 года № 835-VI «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» (далее — Закон № 835-VI), Закона Украины от 17 сентября 2008 года № 515-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины по обращению с радиоактивными отходами» (далее — Закон № 515-VI), Закона Украины от 17 сентября 2008 года № 516-VI «Об Общегосударственной целевой экологической программе обращения с радиоактивными отходами» (далее — Закон № 516), Кабинетом Министров Украины постановления от 3 декабря 2008 года № 1050 «О внесении изменений в Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора» (далее — постановление № 1050), которым внесены изменения в Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 1 марта 1999 года № 303, с изменениями и дополнениями (далее — Порядок № 303), Государственная налоговая администрация Украины информирует об

особенностях администрирования в 2009 году сбора за загрязнение окружающей природной среды.

Законом № 515-VI, вступившим в силу с 1 января 2009 года, внесены изменения: в пункт «г» статьи 41; часть первую и абзац первый части второй статьи 44; часть четвертую статьи 46 и пункт «а» части второй статьи 47 Закона Украины от 25 июня 1991 года № 1264-XII «Об охране окружающей природной среды», с изменениями и дополнениями, далее — Закон № 1264-XII и часть первую статьи 52 Закона Украины от 8 февраля 1995 года № 39/95-ВР «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» (с изменениями и дополнениями) и статью 4, абзац седьмой части первой статьи 6 и абзац десятый части третьей статьи 10 Закона Украины от 30 июня 1995 года № 255/95-ВР «Об обращении с радиоактивными отходами», с изменениями и дополнениями, далее — Закон № 255/95-ВР.

В соответствии с этими изменениями с 1 января 2009 года сбор за загрязнение окружающей природной среды взимается (далее — сбор), в том числе и за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) (исчисляется пропорционально объему и активности радиоактивных отходов, а также для эксплуатирующей организации ядерных установок атомных электростанций — на основании показателей производства электрической энергии за определенный период, для других субъектов деятельности в сфере использования ядерной энергии, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, — пропорционально активности радиоактивных материалов, и взимается одновременно с их приобретением) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями (исчисляется пропорционально сроку хранения радиоактивных отходов сверх установленного срока с учетом их объема и активности) (ст. 44 Закона № 1264-XII, п. 2 ст. 1 ч. 1 Закона № 515-VI).

Так, Законом № 515-VI

расширен круг плательщиков сбора, а именно, дополнен субъектами хозяйствования (производителями), осуществляющими хозяйственную деятельность в сфере использования ядерной энергии и обращения с радиоактивными отходами на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны и осуществляющими:

образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные), в частности, это эксплуатирующие организации ядерных установок атомных электростанций и другие субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины;

временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного срока, в частности, это производители радиоактивных отходов.

Также Законом № 515-VI

расширены объекты обложения сбором, а именно:

для эксплуатирующих организаций ядерных установок атомных электростанций — это объемы и активность радиоактивных отходов, а также показатели производства электрической энергии за определенный период;

для других субъектов деятельности в сфере использования ядерной энергии, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, — это активность радиоактивных материалов на момент их приобретения;

для производителей радиоактивных отходов — это объемы и активность радиоактивных отходов, хранящихся пропорционально сроку хранения радиоактивных отходов сверх установленного срока (ст. 44 Закона № 1264-XII, п. 2 ст. 1 ч. 1 Закона № 515-VI).

Порядок зачисления и распределения средств от сбора, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями, определяется Законом № 255/95-ВР.

Статьей 4 Закона № 255/95-ВР предусмотрено, что средства от сбора, взимаемые за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями, направляются в Государственный фонд обращения с радиоактивными отходами (далее — Фонд), который является составной частью Государственного бюджета Украины, и имеют постоянное (многолетнее) бюджетное назначение. Порядок определения размера сбора, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями, а также порядок использования средств Фонда устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Порядком № 303 установлены нормативы сбора за загрязнение окружающей природной среды, а также детализированы нормы в отношении объектов исчисления сбора, порядка подачи плательщиками налоговых расчетов и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды. Так, в Порядок № 303 постановлением № 1050 внесены изменения, которыми предусмотрено, что с 1 января 2009 года плательщики сбора должны отчитываться и уплачивать сбор по новым правилам, а именно:

плательщики сбора составляют

налоговые расчеты по форме, утвержденной центральным органом государственной налоговой службы, нарастающим итогом за квартал, полугодие, девять месяцев и год и подают их в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, в органы государственной налоговой службы:

1) по местонахождению стационарных источников загрязнения — в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения и сбросов;

2) по местонахождению специально отведенных для размещения отходов мест или объектов — в случае размещения отходов;

3) по местопребыванию плательщика сбора на налоговом учете — в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения.

Если место подачи налоговых расчетов не совпадает с местом пребывания на налоговом учете предприятия, учреждения, организации, гражданина — субъекта предпринимательской деятельности, которым в установленном порядке выдано разрешение на выбросы, специальное водопользование и размещение отходов, в орган государственной налоговой службы, в котором такие предприятие, учреждение, организация, гражданин находятся на учете, подаются в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала,

копии соответствующих налоговых расчетов (п. 9 Порядка № 303).

Плательщики сбора в течение десяти календарных дней, следующих за предельным сроком подачи налогового расчета,

уплачивают сбор:

1) по местонахождению стационарных источников загрязнения — в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения и сбросов;

2) по местонахождению специально отведенных для размещения отходов мест или объектов — в случае размещения отходов;

3) по местопребыванию плательщика сбора на налоговом учете — в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения (п. 10 Порядка № 303).

При этом обращаем внимание, что размер сбора, взимаемого в случае

отсутствия у плательщика сбора утвержденных в установленном порядке лимитов сбросов и размещения отходов или допущения сверхлимитных объемов сбросов и размещения отходов, увеличен с 5-кратного на 10-кратный (п. 8 Порядка № 303). Другие изменения, внесенные в Порядок № 303, имеют регулятивный характер.

Что касается порядка определения налоговых обязательств по сбору за квартал, полугодие, девять месяцев и 2009 год, то он остается неизменным и осуществляется согласно Порядку № 303, в частности, плательщики сбора при исчислении налоговых обязательств по сбору должны применять

механизм индексации нормативов сбора путем произведения значений проиндексированных нормативов сбора в предыдущем году на коэффициент индекса потребительских цен (индекс инфляции) за предыдущий год.

Норма по определению значений проиндексированных нормативов сбора

в 2007 году остается неизменной (письмо ГНА Украины от 17.01.2007 г. № 620/7/15-0817), а именно эти нормативы исчисляются путем произведения базовых нормативов сбора, утвержденных приложением 1 к Порядку № 303 (с учетом коэффициента 2,373), и коэффициента индекса потребительских цен (индекса инфляции) за 2006 год — 1,116 остается неизменной.

Вместе с тем, с введением с 1 января 2008 года нового механизма индексации нормативов сбора предоставлялись разъяснения по вопросу определения значений проиндексированных нормативов сбора в 2008 году, которые остаются действующими (письма ГНА Украины от 28.01.2008 г. № 1425/7/15-0817 и от 09.04.2008 г. № 7377/7/15-0817), а именно, начиная с 2008 года для определения проиндексированных нормативов сбора в текущем году применяются значения проиндексированных нормативов сбора предыдущего года, а не базовых нормативов сбора, как это было ранее. Значения проиндексированных нормативов сбора в 2007 году индексируются на коэффициент индекса потребительских цен (индекс инфляции)

за 2007 год — 1,166 для определения проиндексированных нормативов сбора в 2008 году.

Согласно информации, размещенной на веб-сайте Государственного комитета статистики Украины (www.ukrstat.gov.ua), величина индекса потребительских цен (индекса инфляции)

в 2008 году (декабрь к декабрю предыдущего года) составляет 122,3 процента.

В связи с этим

при исчислении налоговых обязательств по сбору за квартал, полугодие, девять месяцев и 2009 год плательщики сбора должны применять механизм индексации нормативов сбора как и в 2008 году, в частности, значения проиндексированных нормативов сбора в 2008 году индексируются на коэффициент индекса потребительских цен (индекс инфляции) за 2008 год — 1,223 для определения проиндексированных нормативов сбора в 2009 году.

Что касается предельных сроков подачи налогового расчета сбора

, то за I квартал 2009 года таким сроком является 12 мая 2009 года, а предельным сроком уплаты сбора — 20 мая 2009 года; за полугодие т. г. — соответственно, 10 августа 2009 года и 19 августа 2009 года; за 9 месяцев — 9 ноября 2009 года и 19 ноября 2009 года; за 2009 год — 9 февраля 2010 года и 19 февраля 2010 года.

В соответствии с частью четвертой статьи 46 Закона № 1264-XII средства от сбора распределяются между местными (сельскими, поселковыми, городскими), областными и республиканским Автономной Республики Крым, а также Государственным фондами охраны окружающей природной среды в соотношении соответственно

20, 50 и 30 процентов, а между Киевским, Севастопольским городскими и Государственным фондами охраны окружающей природной среды — в соотношении 70 и 30 процентов.

В 2009 году

Законом № 835-VI установлен порядок распределения поступлений сбора за загрязнение окружающей природной среды между специальным фондом Государственного бюджета Украины и специальным фондом соответствующих местных бюджетов, как определено частью четвертой статьи 46 Закона № 1264-XII, кроме поступлений от сбора за загрязнение окружающей природной среды, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями.

Так, к источникам формирования специального фонда Государственного бюджета Украины на 2009 год в части доходов (п. 20 статьи 6 Закона № 835-VI) отнесены

30 процентов сбора, а 70 процентов сбора являются источником формирования специального фонда соответствующих местных бюджетов согласно законодательству (п. 5 статьи 48 Закона № 835-VI). Также источником формирования специального фонда Государственного бюджета Украины на 2009 год в части доходов от сбора за загрязнение окружающей природной среды, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и временное хранение радиоактивных отходов их производителями, являются 100 процентов этого сбора. В соответствии с п. 11 Порядка № 303 плательщики перечисляют суммы сбора одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Государственного казначейства, осуществляющих распределение этих средств в соотношении, определенном законом.

Обязываем довести настоящее письмо для ознакомления и использования в работе до подчиненных органов государственной налоговой службы и провести массово-разъяснительную работу с плательщиками сбора по применению норм налогового законодательства при исчислении налоговых обязательств по сбору за загрязнение окружающей природной среды в 2009 году.

 

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

Экосбор в 2009 году: рекомендации ГНАУ

Как уже повелось, подобными письмами ГНАУ ежегодно напоминает о произошедших изменениях в законодательстве, которые следует учитывать в текущем году при исчислении, уплате и составлении отчетности по тому или иному налогу, сбору (обязательному платежу).

Многие из новелл комментируемых писем, посвященных администрированию сбора за загрязнение окружающей природной среды, нашим читателям уже знакомы. В первую очередь, это, конечно же,

новый порядок подачи отчетности и уплаты экосбора, обусловленный принятием постановления КМУ от 03.12.2008 г. № 1050 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 100), а также увеличение размера сбора при безлимитных сбросах и размещении отходов либо превышении установленных лимитов. Кстати, пока форма налогового расчета сбора за загрязнение не приведена в соответствие с требованиями указанного постановления (да и будет ли приведена вообще?), обращаем внимание, что текстовую часть колонки 8 уже нельзя воспринимать буквально, поскольку коэффициент кратности сбора, исчисленного за сверхлимитные объемы, теперь следует принимать равным 10, а не 5, как было ранее.

Стоит отдельно остановиться на той части второго письма ГНАУ, где речь идет об

индексации нормативов экосбора. Как известно, с 1 января 2008 года введен новый механизм такой индексации (причины, вызвавшие необходимость его введения, и сама суть этого механизма подробно описаны в редакционном комментарии к постановлению КМУ от 14.11.2007 г. № 1317 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 95). Его новизна сводится к тому, что каждый раз для индексации нормативов экосбора в текущем году необходимо взять уже проиндексированные ранее соответствующие нормативы за предыдущий год (а не базовые, содержащиеся в Порядке установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденном постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303; далее — Порядок № 303) и увеличить их на коэффициент индексации за предыдущий год.

Так, для исчисления экосбора

в каждом из отчетных периодов 2009 года, скажем, за использованное дизельное топливо, берется норматив сбора для дизтоплива, проиндексированный в 2008 году, и умножается на коэффициент индексации 1,223, рассчитанный на основании индекса инфляции за 2008 год (122,3 %). Однако при этом возникает закономерный вопрос: а где плательщику взять такой норматив ?

Все понятно, если и в прошлом, и в позапрошлом году предприятие постоянно эксплуатировало передвижные источники загрязнения, работающие на дизтопливе, и представляло соответствующие налоговые расчеты по экосбору: тогда требуемый норматив можно найти в любом из его отчетов за прошлый год.

Если же речь идет о плательщике, который по итогам I кв. этого года должен впервые составить отчетность по сбору за загрязнение (или даже о том, который отчитывался и ранее, но за транспортные средства, работающие на бензине, а не на дизельном топливе), то у него такой информации о величине проиндексированного норматива попросту нет. Следовательно, воспользоваться существующим механизмом индексации нормативов он не сможет.

К сожалению, об этом существенном недостатке в комментируемом письме нет ни слова, хотя справедливости ради следует отметить, что имеющейся в нем информации достаточно, чтобы косвенным образом найти выход из описанной ситуации. Для этого нужно

последовательно перемножить базовый норматив экосбора, определенный из таблиц 1.1 — 1.9 приложения 1 к Порядку № 303, коэффициент 2,373*, коэффициент индекса инфляции за 2006 год, равный 1,116, коэффициент индекса инфляции за 2007 год, равный 1,166, и, наконец, коэффициент индекса инфляции за 2008 год, равный 1,223. При этом округление проиндексированного норматива сбора должно осуществляться до двух десятичных знаков, как того требует постановление КМУ от 14.11.2007 г. № 1317. Например, для расчета норматива экосбора в 2009 году для дизтоплива цепочка арифметических действий будет выглядеть следующим образом:

Нi

= 4,5 х 2,373 х 1,116 х 1,166 х 1,223 = 16,99 (грн./т).

* О происхождении этого коэффициента можно узнать из постановления КМУ от 21.07.2005 г. № 626 («Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 63), писем ГНАУ от 17.01.2007 г. № 620/7/15-0817 («Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 12) и от 10.04.2007 г. № 7110/7/15-0817 («Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 32), а также из редакционных комментариев к ним.

Как видим, нам пришлось воспользоваться не действующим, а предыдущим, основанным на базовых нормативах, механизмом индексации, который, как уже указывалось, отменен с 1 января 2008 года. Однако другого выхода в данном случае не существует.

Напоследок заметим, что с каждым годом подобная цепочка вычислений будет только удлиняться, приводя к непреднамеренным ошибкам (и в округлении в том числе, поскольку если тот же норматив рассчитать, округляя результат до двух десятичных знаков после каждого умножения, результат будет другой — 17,00 грн./т) со стороны налогоплательщиков и намеренным придиркам со стороны налоговиков. Неплохо было бы КМУ это учесть и обновить нормативы сбора за загрязнение, принятые еще 1999 году.

 

Игорь Хмелевский

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд