Нерезиденты. Заработная плата нерезидентов и налог с доходов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2009/№ 15
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Нерезиденты

 

Заработная плата нерезидентов и налог с доходов

 

На предприятие принят на работу иностранец. Каков порядок обложения налогом с доходов физических лиц заработной платы работника-иностранца? Имеет ли право такой работник на налоговую социальную льготу?

(г. Кривой Рог)

 

 

Для целей налогообложения физические лица делятся на резидентов и нерезидентов. В то же время в понимании

Закона № 889 иностранец не всегда является нерезидентом. В связи с этим прежде чем определить, как следует облагать налогом с доходов физических лиц заработную плату работника-иностранца, необходимо определить его налоговый статус.

Порядок определения налогового статуса иностранцев, на законных основаниях находящихся в Украине, в том числе прибывших в Украину для трудоустройства, указан в

п.п. 1.20.1 Закона № 889.

В случае если физическое лицо имеет местожительство также в иностранном государстве, такое лицо считается

резидентом, если имеет место постоянного проживания в Украине.

Лицо, которое имеет место постоянного проживания также в иностранном государстве, считается

резидентом , если имеет центр жизненных интересов в Украине. Вместе с тем достаточным (но не исключительным) условием определения места нахождения центра жизненных интересов физического лица является место постоянного проживания членов его семьи или его регистрации как субъекта предпринимательской деятельности.

Если невозможно определить государство, в котором физическое лицо имеет центр жизненных интересов, или физическое лицо не имеет места постоянного проживания ни в одном государстве, оно считается

резидентом, если пребывает в Украине не менее 183 дней (включая день приезда и отъезда) в течение периода или периодов налогового года.

Кроме того,

абзацем восьмым п.п. 1.20.1 Закона № 889 предусмотрено, что достаточным основанием для определения лица резидентом является самостоятельное определение им основного местожительства на территории Украины или его регистрация в качестве самозанятого лица.

В свою очередь, порядок

самостоятельного определения иностранцем собственного резидентского статуса в случае избрания основного местожительства в Украине приведен в Налоговом разъяснении № 50 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 3, с. 29).

Согласно

п. 1 Налогового разъяснения № 50 для этого физическому лицу — иностранцу в налоговый орган по месту проживания в Украине необходимо подать собственноручно составленное письменное заявление с просьбой считать его резидентом для целей обложения налогом с доходов физических лиц в текущем году (отчетном налоговом периоде).

В заявлении должны быть указаны следующие сведения:

— фамилия, имя и отчество;

— идентификационный номер из ГРФЛ;

— дата рождения (число, месяц, год);

— гражданство;

— основание пребывания в Украине;

— время пребывания в Украине в отчетном периоде;

— источник получения дохода в Украине (название работодателя, его код согласно ЕГРПОУ или идентификационный номер физического лица — субъекта предпринимательской деятельности, юридический адрес работодателя);

— местожительство;

— информация о документальном подтверждении местожительства физического лица — иностранца в Украине. Таким документальным подтверждением может быть удостоверение о постоянном или временном проживании в Украине, документ, удостоверяющий получение статуса беженца или убежища в Украине, регистрация на территории Украины паспортного документа, договор купли-продажи дома (квартиры), договор аренды дома, квартиры, другого помещения, пригодного для проживания, договор дарения жилья, письмо собственника помещения (арендодателя) о согласии на проживание в помещении физического лица и т. п.

Примерная форма Заявления физического лица — иностранца о самостоятельном определении резидентского статуса утверждена

приказом ГНАУ от 05.04.2004 г. № 581.

На основании письменного заявления физического лица — иностранца соответствующий

орган государственной налоговой службы письменно извещает работодателя (работодателей) заказным письмом о факте самостоятельного выбора физическим лицом — иностранцем собственного налогового статуса как резидента.

Итак, согласно действующему законодательству иностранец вправе получить резиденсткий статус для целей налогообложения его доходов.

Порядок налогообложения заработной платы работника-иностранца будет зависеть от его налогового статуса.

Если работник-иностранец предоставил работодателю документы, подтверждающие его

резидентский статус для целей обложения налогом с доходов физических лиц, или соответствующий орган государственной налоговой службы известил работодателя об определении иностранцем собственного резидентского статуса, то его доходы в виде заработной платы облагаются по правилам, установленным для резидентов.

Это означает:

во-первых, что заработная плата работника-иностранца, имеющего резидентский статус, облагается налогом с доходов

по ставке 15 %;

во-вторых, что к

заработной плате такого работника может применяться налоговая социальная льгота при условии, что размер такого дохода не превышает сумму месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженную на 1,4 и округленную до ближайших 10 гривень (в 2009 году — 940 грн. ).

Что касается случая, когда работник-иностранец не получил резидентский статус и для целей

Закона № 889 является нерезидентом, то ситуация следующая.

Дело в том, что в соответствии с

п. 7.3 Закона № 889 для любого объекта налогообложения, начисленного в пользу нерезидентов — физических лиц, за исключением доходов, определенных п.п. 9.11.3 Закона № 889, ставка налога составляет двойной размер обычной ставки (с 01.01.2007 г. — 30 %).

Однако в

Налоговом разъяснении № 50, проанализировав соответствующие нормы Закона № 889 (п. 1.3, пп. 9.11.1, 9.11.3), ГНАУ сделала вывод, что доходы, начисленные плательщику налога — нерезиденту в виде заработной платы относятся к категории доходов, определенных в п.п. 9.11.3 Закона № 889, а значит, облагаются налогом с доходов по ставке, установленной в п. 7.1 Закона № 889 (с 01.01.2007 г. — 15 %).

Надо отметить, что позднее ГНАУ изменила свою позицию относительно налогообложения доходов нерезидентов. В

письме от 27.04.2006 г. № 4756/6/17-0716, № 7989/7/17-0717 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 47) ГНАУ указала, что в случае начисления нерезиденту доходов за выполнение услуг по гражданско-правовым договорам налоговый агент обязан удержать налог с доходов по ставке, определенной в п. 7.3 Закона № 889 (30 %), хотя исходя из аргументов, приведенных в Налоговом разъяснении № 50, они так же, как заработная плата, выплачиваемая физическому лицу — нерезиденту, должны облагаться по ставке 15 %.

Еще позже у ГНАУ появилась новая точка зрения. Так, согласно

письму от 01.10.2007 г. № 11925/5/17-0716 («Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 88) после получения разрешения на трудоустройство в Украине нерезидент обязан подать налоговому органу заявление о самостоятельном определении резидентского статуса, форма которого утверждена приказом № 581 . Иностранец получает статус резидента только после получения работодателем уведомления от налогового органа, примерная форма которого утверждена приказом № 581. С этого момента заработная плата работника-иностранца облагается налогом с доходов по ставке 15 %. То есть в противном случае налог с доходов из заработной платы иностранца нужно удерживать по ставке 30 %.

По нашему мнению, неправомерно требовать обязательного получения иностранцем резидентского статуса, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. Иностранец имеет право, но не обязан определять свой налоговый статус как резидент.

В то же время, согласно

Налоговому разъяснению № 50 ставка, предусмотренная в п. 7.1 Закона № 889 (15 %), применяется при налогообложении заработной платы иностранца в любом случае, т. е. независимо от того, получил он резидентский статус или нет.

Следует отметить, что согласно

п.п. «д» п.п. 4.4.2 Закона № 2181 плательщик налогов, действовавший в соответствии с обобщающим налоговым разъяснением, не может быть привлечен к ответственности только на основании того, что впоследствии такое разъяснение было изменено или отменено. Поскольку на сегодняшний день Налоговое разъяснение № 50 не отменено, на наш взгляд, налоговые агенты могут продолжать им руководствоваться, в том числе и в части налогообложения заработной платы иностранцев.

Обращаем внимание:

работник-иностранец, не получивший резидентского статуса, не имеет право на НСЛ. Это следует из положений п.п. 6.4.3 Закона № 889, согласно которому расчет размера НСЛ осуществляется с учетом последнего месячного налогового периода, в котором плательщик налога умирает или признается судом умершим, без вести отсутствующим или утрачивает резидентский статус.

 

Екатерина Скрипкина, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд