Почта редакции. Отказ в приеме декларации с «минусом»

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Январь, 2009/№ 3
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Отказ в приеме декларации с «минусом»

 

В налоговом органе отказались принимать декларацию по НДС с отрицательным значением, требуя подать новую декларацию с положительным значением. Правомерны ли такие действия контролирующего органа? На каком основании налоговики могут признать декларацию недействительной?

(г. Мариуполь)

 

Сразу укажем, что

действия налогового органа в данном случае неправомеры. Поясним почему.

Особенностям приема налоговых деклараций посвящен

п.п. 4.1.2 Закона № 2181. Так, согласно этому подпункту прием налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа. При этом налоговая декларация принимается без предварительной проверки указанных в ней показателей, через канцелярию. Более того, этот подпункт прямо защищает налогоплательщика от противоправных действий контролирующих органов, возможных при приеме налоговой отчетности. Так, в соответствии с п.п. 4.1.2 отказ служебного (должностного) лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по каким-либо причинам или выдвижение им каких-либо условий для такого принятия (включая изменение показателей такой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т. п.) запрещается и расценивается как превышение служебных полномочий таким лицом, что влечет за собой его дисциплинарную и материальную ответственность в порядке, определенном законом. Из вопроса следует, что именно с такими требованиями при подаче декларации и столкнулся налогоплательщик. А значит, если декларация при этом заполнена надлежащим образом (т. е. надлежащим образом заполнены ее реквизиты, имеются подписи и печать), то требования сотрудников контролирующих органов, отказывающихся принимать декларацию (с отрицательным значением), являются незаконными.

Заметим, что действия налогоплательщика в таком случае оговорены

вторым абзацем п.п. 4.1.2 Закона № 2181. Так, если служебное (должностное) лицо контролирующего органа в нарушение оговоренных выше требований законодательства налоговую декларацию у налогоплательщика все-таки не принимает, то налогоплательщику следует воспользоваться «почтовым» вариантом и до окончания предельного срока подачи отчетности отправить ее по почте с описью вложенного и уведомлением о вручении. При этом к такому почтовому отправлению прилагается заявление на имя руководителя соответствующего контролирующего органа, составленное в произвольной форме, с указанием фамилии служебного (должностного) лица, отказавшегося принять декларацию, и/или с указанием даты такого отказа. В таком случае декларация считается поданной в момент ее вручения почте, а предельный 10-дневный срок, установленный (в общем случае) для почтовых отправлений п.п. 4.1.7 Закона № 2181, не применяется.

Кроме того, налогоплательщик при этом также вправе обжаловать действия служебного (должностного) лица контролирующего органа, отказавшего в приеме налоговой декларации, в судебном порядке.

При этом важно помнить: независимо от наличия отказа в приеме налоговой декларации

налогоплательщик обязан погасить налоговое обязательство, самостоятельно определенное им в налоговой декларации в соответствующие установленные для уплаты сроки (если, конечно, при этом в декларации декларируется налог к уплате).

А теперь хотим обратить внимание на то, в каких же случаях поданная декларация действительно может считаться

«недействительной». Так, согласно абзацу пятому п.п. 4.1.2 Закона № 2181 налоговая декларация, полученная контролирующим органом от налогоплательщика как налоговая декларация и заполненная вопреки правилам , указанным в утвержденном порядке ее заполнения, может быть не признана контролирующим органом как налоговая декларация, если (Закон № 2181 при этом выделяет 3 следующих случая):

— в декларации

не указаны обязательные реквизиты (здесь, справедливости ради, нужно заметить, что, обратившись к соответствующим утвержденным порядкам заполнения тех или иных форм налоговой отчетности, мы вряд ли найдем в них перечни обязательных реквизитов налоговых деклараций, как, впрочем, и само определение того, какие реквизиты следует считать обязательными. Поэтому полагаем, что под таковыми следует понимать только те реквизиты, которые должны быть указаны в декларации в любом случае и без которых декларация не может быть идентифицирована — например, наименование предприятия, код ЕГРПОУ, отчетный период и т. п., см. об этом также вопрос в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 88 на с. 21-22);

— декларацию

не подписали соответствующие должностные лица;

— декларация

не скреплена печатью налогоплательщика.

Кроме того, хотим отметить

приказ ГНАУ от 02.12.2004 г. № 691 (которым утвержден Порядок приема и компьютерной обработки отчетных документов плательщиков налогов в ГНИ районного уровня и СГНИ по работе с КПН), пунктом 4.5 которого к числу оснований непризнания поданной отчетности налоговой декларацией также, в частности, отнесены случаи, когда налогоплательщиком подана отчетность:

— в которой текст или цифры невозможно прочитать вследствие повреждения (например, документы залиты чернилами или протерты, или в случае подачи файла ненадлежащего формата или с нарушением требований порядка подписания файла — если отчетность подается в электронном виде и т. п.);

— с порванными листами;

— в виде ксерокопий оригиналов отчетных документов;

— с нарушением общих требований оформления документов налоговой отчетности.

Итак, налоговый орган (как отмечалось) обязан

принять декларацию от налогоплательщика (без предварительной проверки). Однако, если уже после приема декларации в ходе ее проверки налоговым органом выяснится, что поданная декларация подпадает под какой-либо (какие-либо) из перечисленных выше случаев и соответственно не может быть признана настоящей «налоговой декларацией», тогда контролирующий орган вправе обратиться к налогоплательщику с письменным предложением подать новую декларацию с исправленными показателями ( с указанием оснований неприема предыдущей). Подробнее об этом говорилось в письме ГНАУ от 02.12.2008 г. № 24752/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 98, где уточнялось, что с целью установления факта получения налогоплательщиком такого письменного предложения (т. е. в контрольных целях), такое письменное предложение отсылается налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается под роспись должностным лицам субъекта хозяйствования. Причем интересно, что согласно тому же п. 4.5 приказа ГНАУ от 02.12.2004 г. № 691 письменно уведомить налогоплательщика об этом налоговики должны в трехдневный срок (но не позднее предельного срока подачи отчетности).

Таким образом, как видим, узнать о

недействительности предоставленной декларации налогоплательщик может лишь после ее подачи, причем только с письменного уведомления об этом, полученного от налоговиков. В свою очередь, получив такое уведомление, налогоплательщик имеет право:

— подать такую новую декларацию вместе с уплатой 10 % штрафа, установленного

п.п. 17.1.1 Закона № 2181 (как за несвоевременную подачу декларации — в случае, конечно, если на момент подачи такой повторной декларации налогоплательщиком предельные сроки предоставления декларации уже истекли);

— обжаловать решение налогового органа в порядке апелляционного согласования.

И в заключение также хотим отметить

письмо ГНАУ от 05.09.2007 г. № 17525/7/28-0917/32 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 88, в котором рассматривался еще один встречающийся на практике случай неприема налоговой отчетности — в частности, речь шла о согласии сотрудников некоторых налоговых органов принимать декларацию только от лиц, ее подписавших, т. е. от руководителя или главного бухгалтера (а вот от других лиц — например, курьера, она не принималась). Рассмотрев связанные с этим обращения налогоплательщиков, ГНАУ указала на незаконность таких действий контролирующих органов, ведь Законом № 2181, как справедливо отмечалось в письме, никаких требований относительно должности лица, предоставляющего налоговую отчетность в канцелярию налогового органа, не установлено.

 

Людмила Солошенко, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд