Темы статей
Выбрать темы

Валоворасходность маркетинговых услуг не зависит от результата

Редакция НиБУ
Комментарий

Валоворасходность маркетинговых услуг не зависит от результата

 

Суть спора

Суть данного спора такова. Предприятие для определения возможности сотрудничества с предприятиями ближнего зарубежья и получения экономической выгоды от такого сотрудничества, при помощи сторонней организации провело маркетинговое исследование. Расходы, понесенные предприятием в оплату услуг за маркетинговое исследование, предприятие согласно

п.п. 5.2.1 и п.п. 11.2.1 Закона о налоге на прибыль включило в состав валовых расходов. А суммы НДС, уплаченные в составе стоимости таких услуг, руководствуясь п.п. 7.4.1 Закона об НДС, отнесло в состав налогового кредита. По результатам исследования выяснилось, что поставки товаров в эти регионы в связи с нестабильностью цен и негарантированными платежами со стороны возможных контрагентов нецелесообразны и могли привести к убыткам и штрафным санкциям за нарушение сроков уплаты по внешнеэкономическим договорам. В связи с этим предприятие отказалось от развития отношений на этом рынке.

В дальнейшем на предприятии была проведена проверка по вопросам соблюдения налогового и валютного законодательства, по результатам которой представители налоговой инспекции уменьшили валовые расходы и соответственно сумму налогового кредита по НДС относительно сумм, уплаченных за маркетинговые услуги. Этот факт и послужил поводом для подачи иска о признании такого решения ГНИ недействительным.

 

Мнение ГНАУ

Следует отметить, что на момент возникновения данного спора налоговики вполне либерально относились к

возможности налогоплательщиков включить в состав валовых расходов расходы на проведение маркетинговых исследований. Так, в частности, из письма ГНАУ от 17.03.2003 г. № 1931/6/15-2116 следует, что расходы плательщика налога на исследование конъюнктуры рынка сбыта и/или анализ динамики спроса на продукцию имеют непосредственное отношение к организации продажи товаров, поэтому такие документально подтвержденные (имеющиеся договоры, акты, отчеты) расходы предприятие вправе отнести в состав валовых расходов как расходы на приобретение товаров (работ, услуг) согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. Причем такие расходы отражаются в строке 04.1 декларации по налогу на прибыль. А раз есть добро на валовые расходы, то и с налоговым кредитом по НДС у налоговиков по сути вопросов быть не должно — редакция п.п. 7.4.1 Закона об НДС, действующая до 31.03.2005 г., связывала возможность отнесения сумм НДС в состав налогового кредита по товарам (услугам), стоимость которых включалась в состав валовых расходов.

Однако в данном случае

налоговики скорее всего решили, что так как проведенное маркетинговое исследование не принесло предприятию ожидаемого «доходного» результата, то такие услуги нельзя считать использованными в хозяйственной деятельности, что лишает предприятие права на валовые расходы. А не имея права на валовые расходы, предприятие автоматически лишилось прав и на налоговый кредит по НДС. Такая позиция имела место и в консультации налоговиков, опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 95, на с. 61.

 

Решение суда

Суды первой и второй инстанции поддержали в этом споре налогоплательщика. Предприятие при отражении маркетинговых услуг в налоговом учете не нарушило

п. 5.1, п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

В частности, ВАСУ в своем определении указал, что расходы, понесенные предприятием при проведении маркетинговых исследований, связаны с подготовкой к продаже продукции, а именно

способствовали недопущению негативных последствий от осуществления хозяйственной деятельности. Поэтому предприятие имело полное право учесть такие расходы в составе валовых расходов, а сумму НДС — в составе налогового кредита. налоговики, в свою очередь, неправомерно исключили сумму НДС, уплаченную предприятием в составе стоимости маркетинговых услуг, из состава налогового кредита.

 

Мнение редакции

Поддерживаем точку зрения ВАСУ и не согласны с мнением налоговиков.

Маркетинговые исследования представляют собой комплекс мероприятий, предполагающих сбор и анализ информации в целях

исследования рынка и выявления факторов спроса потребителя с целью минимизирования риска при принятии стратегических решений в ходе хозяйственной деятельности предприятия.

Расходы, связанные с приобретением таких услуг, включаются в состав валовых расходов на основании

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Причем в дальнейшем расходы по анализу рынка, отбору целевых ниш могут вовсе не найти практической реализации в виде, например, занятия предприятием новых рынков сбыта (расширения числа контрагентов). Эти исследования вполне могут завершиться

отрицательным результатом и констатировать нецелесообразность сотрудничества с предприятиями на новых рынках сбыта. На наш взгляд, даже в этом случае связь с хозяйственной деятельностью вполне прослеживается, ведь таковой является деятельность, направленная на получение дохода (п. 1.32 Закона о налоге на прибыль) и не обязательно приводящая к получению дохода. Главное, чтобы эти расходы были направлены на достижение экономического эффекта. Тот факт, что они не привели к доходу, не противоречит определению хоздеятельности и четко вписывается в понятие предпринимательства, предполагающее осуществление деятельности на собственный риск (ст. 42 ХКУ). И что интересно, по некоторым подобным затратам (которые привели к отрицательному результату) представители налоговых органов признают валовые расходы. Так, например, по тендерным расходам у участника, не ставшего победителем (см. письмо ГНАУ от 15.02.2008 г. № 2434/с/15-0314 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 37), по судебным издержкам истца, проигравшего судебное разбирательство («Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 47).

В то же время хотим вас предупредить, что на сегодняшний день налоговики довольно узко трактуют понятие маркетинговых услуг (см.

письма ГНАУ от 29.07.2008 г. № 15176/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 30 и от 08.04.2008 г. № 3146/6/15-016). Представители главного налогового ведомства считают, что маркетинговые расходы являются расходами на проведение предпродажных и рекламных мероприятий по товарам (работам, услугам), которые продаются плательщиком налога и включаются в состав валовых расходов на основании норм первого абзаца п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль. При этом, во-первых, в соответствии с п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль не включается в состав валовых расходов наличность, израсходованная на цели, определенные п.п. 5.4.4 этого Закона, т. е. в валовые расходы не попадает маркетинг, оплаченный наличностью. Во-вторых, для включения в состав валовых расходов предпродажные и рекламные (маркетинговые) мероприятия должны относиться к товарам (работам, услугам), которые продаются (предоставляются) таким плательщиком. То есть возникает сомнение в расходах, связанных с будущими продажами товаров, работ, услуг. В-третьих, для включения расходов на маркетинг в состав валовых расходов необходимы документы, оформленные в соответствии с требованиями, установленными ст. 9 Закона о бухучете, которые, в частности, подтверждают факт получения маркетинговых услуг от другого лица и связь понесенных расходов с хозяйственной деятельностью налогоплательщика.

Что касается налогового кредита по НДС, то при надлежащем документальном обеспечении обосновать связь расходов на приобретение услуг по поиску покупателей с хозяйственной деятельностью предприятия будет не сложно. Поэтому при наличии налоговой накладной предприятие сможет включить НДС, уплаченный в составе стоимости маркетинговых услуг, в налоговый кредит.

Материал подготовила Наталия Дзюба, экономист-аналитик

 

 

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 августа 2007 года

(извлечение)

Коллегия судей Высшего административного суда Украины <...> рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГНИ <...> на решение хозяйственного суда Харьковской области от 14.04.2005 и постановление Харьковского апелляционного хозяйственного суда от 24.05.2005 по делу <...> по иску ЧП «А» к ГНИ <...> о признании недействительными налоговых уведомлений-решений.

Заслушав доклад судьи <...>, объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы кассационной жалобы о соблюдении правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, правовой оценки обстоятельств по делу, коллегия

установила:

Решением хозяйственного суда Харьковской области от 14.04.2005, оставленным без изменений постановлением Харьковского апелляционного хозяйственного суда от 24.05.2005, исковые требования ЧП «А» к ГНИ <...> удовлетворены частично, признаны недействительными налоговые уведомления-решения <...>.

Не соглашаясь с указанными судебными решениями, ответчик 09.06.2005 обратился с кассационной жалобой в Высший хозяйственный суд Украины, который своим определением от 03.11.2005 на основании раздела VII Заключительных и переходных положений Кодекса административного судопроизводства Украины направил ее в Высший административный суд Украины.

Определением Высшего административного суда Украины от 26.06.2006 кассационная жалоба принята в производство суда, по ней открыто кассационное производство.

В кассационной жалобе ГНИ <...> просит отменить судебные решения в части удовлетворенных требований и принять новое — об отказе в иске, поскольку судами допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая следующее.

На основании исследованных в судебном заседании с соблюдением норм процессуального права доказательств судом первой инстанции, с заключениями которого согласилась апелляционная инстанция, установлено следующее.

05.10.2004 работниками Государственной налоговой инспекции <...> была осуществлена комплексная плановая документальная проверка предприятия истца по вопросам соблюдения требований налогового и валютного законодательства за период с 01.04.2003 по 30.06.2004, относительно налога на добавленную стоимость — с 01.05.2003 по 30.06.2004, по результатам которой был составлен акт № <...>.

На основании указанного выше акта проверки ГНИ <...> по отношению к истцу были приняты налоговые уведомления-решения № <...> и № <...>, которыми была определена сумма налогового обязательства в размере <...>.

Учитывая, что истец не допускал нарушений п. 5.1, п.п. 5.2.1 п. 5.2, п. 5.9 ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» и п.п. 7.4.1 п. 7.4 ст. 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», суды обоснованно признали недействительными налоговые уведомления-решения № <...> от 17.01.2004 и № <...> от 17.01.2004 <...>.

Заключения судов основываются на материалах дела, на нормах материального права.

Так, в соответствии с п.п. 7.4.1 п. 7.4 ст. 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, уплаченных (начисленных) плательщиком налога в отчетном периоде в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых относится в состав валовых расходов производства (обращения) и основных фондов или нематериальных активов, подлежащих амортизации.

Предприятием истца были проведены маркетинговые исследования

на территории Белгородской и Курской областей РФ в соответствии с заключенными договорами с ЧП «И» (договор № <...> от 01.07.2003) и ООО «М» (договор № <...> от 01.04.2003) для определения возможностей сотрудничества с предприятиями указанных областей на рынке запасных частей к сельскохозяйственной технике и получения экономической выгоды от такого сотрудничества. По результатам исследований выявилась нецелесообразность поставки ТМЦ в данные регионы в связи с нестабильностью там цен на с/х запчасти и негарантированными платежами со стороны возможных российских контрагентов, что могло привести к получению убытков и штрафных санкций за нарушение сроков уплаты по внешнеэкономическим контрактам .

Учитывая, что расходы, понесенные истцом при проведении таких маркетинговых исследований, связаны с подготовкой к продаже продукции, а именно способствуют недопущению возможных негативных последствий от хозяйственной деятельности, суды полностью обоснованно пришли к заключению о возможности отнесения их к валовым расходам последнего.

Учитывая изложенное выше, ответчиком неправомерно была исключена сумма НДС за полученные маркетинговые услуги из состава налогового кредита.

<...>

Учитывая указанное, коллегия судей считает, что судебные решения приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, основания для их отмены отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 224 Кодекса административного судопроизводства Украины суд кассационной инстанции оставляет кассационную жалобу без удовлетворения, а судебные решения — без изменений, если признает, что суд первой и апелляционной инстанций не допустили нарушений норм материального и процессуального права при принятии судебных решений и совершении процессуальных действий.

Руководствуясь ст. ст. 210, 220, 221, 224, 231 и ч. 5 ст. 254 Кодекса административного судопроизводства Украины, коллегия

определила:

Кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции <...> оставить без удовлетворения

, а решение хозяйственного суда Харьковской области от 14.04.2005 и постановление Харьковского апелляционного хозяйственного суда от 24.05.2005 — без изменений.

Определение вступает в законную силу с момента провозглашения.

По исключительным обстоятельствам оно может быть обжаловано в Верховный Суд Украины в течение одного месяца со дня их открытия.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше