О предоставлении разъяснения по практическому применению постановления КМУ от 20.12.2008 № 1118

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Январь, 2009/№ 6
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 12.01.2009 г. № 288/7/17-0417

О предоставлении разъяснения по практическому применению постановления КМУ от 20.12.2008 № 1118

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 12.01.2009 г. № 288/7/17-0417

 

Государственная налоговая администрация Украины сообщает, что постановлением Кабинета Министров Украины от 20.12.2008 г. № 1118 «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 16 марта 2000 г. № 507» (далее — постановление № 1118) изложен в новой редакции пункт 4 постановления Кабинета Министров Украины от 16 марта 2000 г. № 507 «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» (далее — постановление № 507).

В соответствии со статьей 6 Указа Президента Украины от 03.07.98 № 727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746) и новой редакцией пункта 4 постановления № 507

физическое лицо — предприниматель, имеющее свидетельство об уплате единого налога, не может быть зарегистрировано плательщиком налога на добавленную стоимость. Регистрация как плательщиков налога на добавленную стоимость физических лиц — предпринимателей, которые переходят на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или находятся на такой системе, подлежит аннулированию.

Основания для аннулирования регистрации в этом случае определены в подпункте «в» пункта 9.8 статьи 9 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон).

Учитывая изложенное, органы государственной налоговой службы должны

срочно обеспечить аннулирование регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость физических лиц — предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 9.8 статьи 9 Закона плательщик налога, в учете которого на день аннулирования регистрации находятся товарные остатки или основные фонды, по которым был начислен налоговый кредит в прошлых или текущем налоговых периодах, должен признать

условную продажу таких товаров по обычным ценам и соответственно увеличить сумму своих налоговых обязательств по результатам налогового периода, в течение которого происходит такое аннулирование.

В случае аннулирования регистрации плательщик налога

лишается права на начисление налогового кредита и получение бюджетного возмещения, но в сроки, определенные законом, обязан погасить сумму налоговых обязательств или налогового долга по этому налогу, возникших до такого аннулирования, при их наличии, независимо от того, будет ли такое лицо оставаться зарегистрированным как плательщик этого налога на дату уплаты такой суммы налога, или нет.

До внесения изменений в нормативно-правовые акты ГНА Украины не применяются нормы подпункта «а» подпункта 12.1 и подпункта 12.3 пункта 12 Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.03.2000 г. № 79, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 03.04.2000 г. под № 208/4429, с изменениями (далее — Положение). При этом аннулирование регистрации как плательщиков налога на добавленную стоимость физических лиц — предпринимателей, которые переходят на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или находятся на такой системе или регистрация плательщиками этого налога физических лиц — предпринимателей, переходящих с упрощенной системы налогообложения на традиционную, осуществляются по правилам и в сроки, определенные Положением для субъектов малого предпринимательства — юридических лиц, уплачивающих единый налог по ставке 10 процентов.

Регистрация физического лица — предпринимателя, переходящего с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения, осуществляется с учетом пункта 13 Положения.

Если органом государственной налоговой службы на основании заявления физического лица — предпринимателя, зарегистрированного плательщиком налога на добавленную стоимость, принимается решение, что лицо с определенного отчетного периода переходит на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, но этот отчетный период еще не наступил, то на свидетельстве о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость такого лица, корешке свидетельства и всех заверенных копиях свидетельства в левой верхней части делается

специальная запись о сроке действия свидетельства до последнего дня отчетного периода, предшествующего переходу плательщика на уплату единого налога (подпункт 25.1 пункта 25 Положения).

Работа органов государственной налоговой службы по регистрации и аннулированию регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость физических лиц — предпринимателей должна быть организована в соответствии с пунктом 4 Порядка взаимодействия между структурными подразделениями органов государственной налоговой службы по вопросам регистрации и учета плательщиков налогов, утвержденного приказом Государственной налоговой администрации Украины от 28.02.2007 г. № 110.

 

Заместитель председателя С. Лекарь



комментарий редакции

Позиция ГНАУ: срочно обеспечить аннулирование регистрации в качестве плательщиков НДС предпринимателей-упрощенцев

Комментируемое письмо фактически подтверждает спрогнозированный нами сценарий дальнейших действий налоговиков, изложенный в редакционном комментарии к постановлению КМУ от 20.12.2008 г. № 1118 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 4, с. 41).

Как видим, ГНАУ со ссылкой на п.п. «в» п. 9.8 Закона об НДС обязывает нижестоящие налоговые органы

срочно обеспечить аннулирование регистрации плательщиков НДС физических лиц — предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения.

Такое «обеспечение» осуществляется как способом приглашения плательщиков для самостоятельной подачи заявления об аннулировании регистрации, так и путем аннулирования по инициативе налогового органа (с направлением плательщику акта по форме № 6-ПДВ). В случае избрания второго сценария открытым остается вопрос о

дате аннулирования. Не исключаем, что на практике принудительное аннулирование будет осуществляться задним числом (подробнее см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 4, с. 42).

Отметим также, что в отдельных случаях налоговые органы на местах допускали «возврат» плательщиков на общую систему налогообложения начиная с 1 января 2009 года (т. е. тоже задним числом). Предприниматели, которые решили воспользоваться таким предложением, получили возможность остаться в рядах плательщиков НДС и, в случае дальнейшего положительного разрешения вопроса о правомерности совмещения статуса единоналожника-предпринимателя и плательщика НДС, могут вернуться на упрощенную систему налогообложения уже со второго квартала 2009 года.

 

Дмитрий Винокуров

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд