Земельный налог-2009: все о нем

Редакция НиБУ
Статья

Земельный налог-2009: все о нем

 

Труд бухгалтера с присущими ему определенной рутинностью и однообразием в чем-то похож на труд земледельца. И тот и другой вынуждены из года в год выполнять одну и ту же заведомо известную и повторяющуюся последовательность действий, приводящую к желаемой цели. Тем не менее без творческого подхода ни одному из них не обойтись, поскольку перемены налогового законодательства порой столь же непредсказуемы, как и перемены погоды. В этой статье, имеющей непосредственное отношение к земле, вернее к земельному налогу, в очередной раз остановимся на последовательности действий, касающихся его исчисления, уплаты и составления отчетности, оставив каждому бухгалтеру простор для творчества в этом нелегком деле.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», igor.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Документы статьи

ЗКУ

— Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

Закон № 2535

— Закон Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII.

Закон № 161

— Закон Украины «Об аренде земли» от 06.10.98 г. № 161-XIV.

Закон № 1251

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон № 1378

— Закон Украины «Об оценке земель» от 11.12.2003 г. № 1378-IV.

Порядок № 783

— Порядок проведения индексации денежной оценки земель, утвержденный постановлением КМУ от 12.05.2000 г. № 783.

Приказ № 434

— приказ ГНАУ «Об утверждении форм Сводного расчета суммы земельного налога, Справки к уточненному Расчету и Порядка их подачи в орган государственной налоговой службы» от 26.10.2001 г. № 434.

 

Земельный налог как одна из разновидностей платы за землю

Установленная

ст. 206 ЗКУ и ст. 2 Закона № 2535 норма о платности использования земли в Украине, полагаем, известна каждому, так как непременно приводится в каждой публикации, посвященной земельной проблематике. Несмотря на это приходится с сожалением констатировать, что до сих пор у многих землепользователей возникают вопросы, связанные как с корректным определением правовых оснований использования земли в своей хозяйственной деятельности, так и с правильным исчислением размера платы за такие земельные участки. А поскольку вопросы из обеих перечисленных категорий в большинстве своем неотделимы друг от друга, то, не ответив на первые из них, невозможно получить достоверный ответ на вторые, что в конечном итоге чревато финансовыми потерями, связанными с недоплатой/переплатой по налоговым платежам за землю.

Напомним, что в зависимости от оснований, на которых субъект хозяйствования владеет либо пользуется тем или иным земельным участком,

плата за землю может взиматься в виде земельного налога или в виде арендной платы. Вторая из существующих разновидностей платы за землю представляет интерес с точки зрения налогообложения только в том случае, если речь идет об арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Поскольку особенности исчисления, уплаты и составления отчетности по этому платежу детально освещены в статье, опубликованной на с. 35 сегодняшнего номера, остановимся на рассмотрении той же проблематики в отношении земельного налога.

Начнем же с анализа существующих различий, которые присущи каждой из разновидностей платы за землю, и представим в табличной форме их сравнительную характеристику. При этом в графе, касающейся арендной платы, по указанной выше причине ограничимся информацией об арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

 

Таблица 1

Сравнительная характеристика разновидностей платы за землю

№ п/п

Критерий

Разновидности платы за землю

Земельный налог (ЗН)

Арендная плата (АП)

1

Объекты платы за землю

Земельные участки, а также земельные доли (паи), находящиеся в собственности или пользовании (ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 2 Закона № 2535)

Земельные участки государственной и коммунальной собственности, предоставленные в аренду (ч. 1 ст. 5, ч. 4 ст. 2 Закона № 2535)

2

Субъекты платы за землю

Собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, кроме арендаторов и инвесторов — участников соглашения о разделе продукции (ч. 1 ст. 2 Закона № 2535). Нюансы определения статуса плательщика ЗН подробно освещены в статье «Плательщики земельного налога: кто они?» («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 6)

Арендаторы земельных участков государственной и коммунальной собственности

3

Правовые основания землепользования

— право собственности на землю (право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, ч. 1 ст. 79 ЗКУ); — право постоянного пользования земельным участком (право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока, ч. 1 ст. 92 ЗКУ). В настоящее время такое право могут приобретать лишь государственные и коммунальные предприятия, а также общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации (ч. 2 ст. 92 ЗКУ). Между тем существующее сейчас право постоянного пользования других субъектов, возникшее до вступления в силу нынешнего ЗКУ, сохраняется. Требование о переоформлении такими субъектами права постоянного пользования на право собственности или право аренды, установленное п. 6 разд. X «Переходные положения» ЗКУ, признано неконституционным (см. Решение КСУ № 5-рп/2005 от 22.09.2005 г.)

Аренда земли (основанное на договоре срочное платное владение, пользование земельным участком, ст. 1 Закона № 2535)

4

Документ, удостоверяющий правовой статус земельного участка

— Государственный акт на право собственности на земельный участок; — Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком (ст. 126 ЗКУ). Госакты после их получения собственником земли или землепользователем подлежат государственной регистрации (ч. 1 ст. 125 ЗКУ). Формы указанных документов утверждены постановлением КМУ от 02.04.2002 г. № 449

Договор аренды земельного участка, который после заключения подлежит государственной регистрации (ч. 2 ст. 125, ч. 2 ст. 126 ЗКУ). Типовой договор аренды земли утвержден постановлением КМУ от 03.03.2004 г. № 220

5

Статус платежа

Общегосударственный налог (п. 8 ч. 1 ст. 14 Закона № 1251).

— общегосударственный налог (п. 8 ч. 1 ст. 14 Закона № 1251); — одно из существенных условий договора аренды земли (ч. 1 ст. 15 Закона № 161); платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком (ч. 1 ст. 21 Закона № 161)

Впрочем, не исключено, что в ближайшее время плата за землю (земельный налог, а также арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) станет местным налогом (проект Закона Украины о местных налогах и сборах (реестр. № 3532) принят парламентом за основу и отправлен на доработку)

6

Основания для начисления платы за землю

Данные государственного земельного кадастра (ст. 13 Закона № 2535)

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или коммунальной собственности (ст. 13 Закона № 2535)

 

Специально повторим еще раз главный тезис, содержащийся в таблице, который пригодится нам и в дальнейшем изложении:

плательщиками земельного налога являются граждане и юридические лица, которые в установленном порядке получили право собственности на земельный участок или право постоянного пользования земельным участком. По общему правилу, только с момента получения соответствующего госакта и его регистрации в государственном земельном кадастре у собственника земли или землепользователя возникает обязанность по уплате земельного налога.

Как видим, факту регистрации в земельном кадастре того или иного права на землю придается необычайно важное значение, что вполне оправданно, поскольку дает возможность и плательщикам налога на землю, и налоговым органам, контролирующим его уплату, руководствоваться простым правилом: есть запись в кадастре — плати, нет — не плати. И, казалось бы, никаких разночтений по этому поводу ни у кого быть не должно.

Между тем практика показывает, что в действительности все обстоит намного сложнее и не всегда укладывается в статичные схемы, вследствие чего искажается сама суть

государственного земельного кадастра как единой государственной системы земельно-кадастровых работ, содержащей совокупность сведений и документов о местоположении и правовом режиме земельных участков, их оценке, распределении среди собственников земли и землепользователей. Проанализируем, почему же так происходит и к каким негативным последствиям для налогоплательщиков это иногда ведет.

 

Государственный земельный кадастр — кривое зеркало реальной действительности?

В соответствии со

ст. 193 ЗКУ государственный земельный кадастр устанавливает процедуру определения факта возникновения или прекращения права собственности и права пользования земельными участками. Назначением государственного земельного кадастра является, в частности, обеспечение необходимой информацией органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций с целью регулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, определения размера платы за землю (ст. 194 ЗКУ).

Забегая наперед, скажем, что для определения размера земельного налога в большинстве случаев необходимо знать величину нормативной денежной оценки конкретного земельного участка, сведения о которой можно почерпнуть исключительно из того же кадастра. В общем случае последовательность действий налогоплательщиков сводится к следующему: после внесения в кадастр всей необходимой информации о земельном участке, в том числе

данных о правоустанавливающих документах на такой участок и их госрегистрации, собственник земли или землепользователь запрашивает у соответствующей землеустроительной организации так называемое извлечение из технической документации по нормативной денежной оценке земель. А уже на основании этого извлечения и будет рассчитываться размер земельного налога, подлежащий уплате.

Однако достаточно часто налоговики требуют уплаты налога на землю и тогда, когда правоустанавливающие документы на земельный участок еще не оформлены или не могут быть оформлены в принципе (например, из-за невозможности установить границы земельного участка в натуре). Как ни парадоксально, но многие субъекты хозяйствования соглашаются с незаконными требованиями налоговых органов, однако реализовать их можно лишь путем подачи официального запроса о денежной оценке таких «виртуальных» участков.

В свою очередь, территориальные органы Госкомзема, осуществляющие администраторские и регистраторские функции в отношении земельного кадастра, выполняют подобные запросы, что приводит к внесению в кадастр недостоверных сведений. Как правило, такие сведения базируются не на данных государственных актов в привязке к

действительным границам реально существующего земельного участка, закрепленного за конкретным собственником (землепользователем), а в лучшем случае на данных проекта отвода земельного участка или вообще на так называемом расчете «доли занимаемой площади земли в общей площади земельного участка». Опишем две ситуации из практики, которые подтверждают сказанное.

Первая

из них иллюстрирует известное противоречие между запретом приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре (на местности), получения документа, удостоверяющего право на него, и государственной регистрации, который установлен ч. 3 ст. 125 ЗКУ, и фактическим землепользованием, зачастую имеющим место, невзирая на указанный запрет.

Допустим, субъект хозяйствования, получивший от местного органа самоуправления соответствующее разрешение на разработку проекта отвода земельного участка (скажем, с целью последующего его выкупа или заключения договора аренды в отношении такого участка), имеет в собственности объект недвижимости, расположенный на этом участке. Тогда перед таким субъектом неизбежно встает дилемма, уплачивать земельный налог или нет, ведь к использованию земли он уже приступил, а какие-либо правоустанавливающие документы на нее получит еще не скоро.

Разумеется, можно, опираясь на прямые нормы

ст. 13 Закона № 2535 (см. п. 6 табл. 1), и ч. 1 ст. 15 этого же Закона (обязанность по уплате земельного налога возникает лишь со дня возникновения права собственности или права пользования), доказывать отсутствие необходимости его уплаты. Кстати, существуют судебные решения в пользу налогоплательщиков (см., например, постановление ВХСУ от 08.02.2005 г. по делу № 33/102 ), основанные на буквальном прочтении норм ЗКУ и Закона № 2535 , — предприятие не является плательщиком налога на землю до внесения соответствующих данных в государственный земельный кадастр.

В то же время можно рассуждать и иначе: рано или поздно права на землю будут оформлены и все равно придется платить земельный налог либо арендную плату уже при наличии всех формальных оснований. Но поскольку земельный участок фактически используется уже сейчас, а пользование землей в Украине является платным, то вносить такую плату следует непосредственно с даты фактического использования земли*. К такому же выводу иногда приходят и суды (см., например,

определение Высшего административного суда Украины от 05.07.2006 г.).

* Заметим, что налоговики настаивают на необходимости уплаты земельного налога до госрегистрации договора аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности, если субъект хозяйствования после решения органов исполнительной власти или местного самоуправления приобрел право собственности или право пользования таким участком и пользуется им до заключения договора аренды (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 43).

Так вот, если субъект хозяйствования сочтет более приемлемым для себя вариант уплаты земельного налога до оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, то без особых проблем сможет получить извлечение из земельного кадастра о денежной оценке «своего» участка, причем такой участок даже получит в кадастре отдельный кадастровый номер. А это, безусловно, противоречит основополагающим принципам формирования государственного земельного кадастра, в частности,

ст. 193 — 195 ЗКУ, а также п. 2 Положения о порядке его ведения, утвержденного постановлением КМУ от 12.01.93 г. № 15.

Вторая ситуация

, которую мы рассмотрим, демонстрирует, как даже те субъекты хозяйствования, которые в принципе не должны уплачивать земельный налог, с легкой руки налоговиков и местных землеустроителей становятся его плательщиками. Речь пойдет о собственниках нежилых встроенных либо встроенно-пристроенных помещений в жилых многоэтажках.

Несмотря на благоприятные разъяснения ГНАУ в адрес таких собственников (см., например,

письмо от 15.11.2007 г. № 11404/6/15-0716 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 103), нижестоящие налоговые органы повсеместно продолжают практику принуждения их к уплате налога. И если потенциальный налогоплательщик соглашается с этим, то землеустроительной организацией производится исчисление доли помещения, занимаемого собственником в общей площади земельного участка, относящегося к зданию в целом , после чего также выдается извлечение из техдокументации о нормативной денежной оценке такой доли.

Очевидно, что такой подход также приводит к искажениям в земельном кадастре, ведь не исключено, что земля, примыкающая к зданию и находящаяся под ним, уже отведена

лицу, осуществляющему управление многоквартирным жилым домом и обязанному уплачивать налог за эту землю (о том, что именно так и должно быть, говорится в ст. 42 ЗКУ). Кроме того, в результате принуждения собственников отдельных помещений в таком доме уплачивать земельный налог происходит двойное налогообложение определенной части одного и того же земельного участка.

Между прочим, тот факт, что

данные государственного земельного кадастра не всегда отражают истинное положение дел, подтверждается и судебной практикой. Так, Высшим административным судом Украины (см. определение ВАСУ от 05.03.2008 г.) слушалось дело по иску предприятия к местному органу земельных ресурсов о признании недействительными данных государственного земельного кадастра для расчета платы за землю в части отнесения к землепользованию истца нескольких земельных участков. Показательно, что суд пришел к выводу об утрате прав предприятия на часть этих участков на основании заключенных им гражданско-правовых соглашений, хотя по сведениям Управления земресурсов предприятие-истец еще продолжало числиться их землепользователем.

В ходе другого судебного слушания (см.

определение ВАСУ от 21.02.2008 г.) предприятие-истец в споре с налоговой инспекцией также приводило как аргумент то обстоятельство, что неполные и неточные сведения из земельного кадастра не могут быть основанием для начисления земельного налога контролирующим органом. Истец просил суд принять во внимание, что тем же спорным земельным участком владеет другое предприятие, которое к тому же ежегодно предоставляет в установленном порядке расчет земельного налога и уплачивает его. Очевидно, что у одного земельного участка не может быть одновременно два собственника, одновременно два пользователя и налог за него не может уплачиваться дважды. К счастью, суд в данном случае прислушался к доводам истца, но бывают и обратные примеры (об этом ниже).

Со своей стороны, порекомендуем заинтересованным лицам во избежание возможных проблем

проявлять определенную осторожность при внесении каких-либо сведений о землепользовании в земельный кадастр. Делать это следует исключительно в тех случаях, которые прямо предусмотрены ЗКУ, т. е. при наличии соответствующих правоустанавливающих документов на землю.

Дело в том, что в соответствии с

Порядком взаимодействия органов исполнительной власти относительно обмена информацией, необходимой для исчисления и взимания платы за землю, утвержденным постановлением КМУ от 01.08.2006 г. № 1066, территориальные органы Госкомзема ежеквартально предоставляют органам ГНС информацию о проведении нормативной денежной оценки и инвентаризации земель в пределах и за пределами населенных пунктов, переходе права собственности на земельные участки на основании заключенных гражданско-правовых соглашений, фактах самовольного занятия земельных участков, использования земель не по целевому назначению и пр.

О том, что налоговики придают такой информации очень важное значение, свидетельствует

письмо ГНАУ от 12.10.2006 г. № 11558/6/15-0216. Ведь на практике при решении вопросов, касающихся объекта налогообложения, возникновения либо прекращения права собственности и права пользования земельными участками, в том числе теми из них, на которых размещены производственные, хозяйственные и прочие сооружения, а также отнесения и распределения земель по их категориям между собственниками земли или землепользователями, налоговые органы, не имея собственной базы данных, руководствуются данными из государственного земельного кадастра. И если налогоплательщики сами будут способствовать внесению в него недостоверных сведений (как и почему так бывает, мы рассказали выше), эти сведения, уже имеющие статус официальной информации из кадастра, в руках налоговиков обернутся против самих налогоплательщиков.

Подтверждение сказанному можно найти в

постановлениях окружного административного суда г. Киева от 16.04.2008 г. № № 8/10 и 8/11, в которых противоречия между данными земельного кадастра и реальностью более чем очевидны. И хотя предприятие-истец даже предоставило суду справку местного органа земельных ресурсов о том, что его право собственности или право пользования спорными земельными участками не удостоверено никаким документом, суд принял во внимание только сведения из государственного земельного кадастра. Такие сведения (как и на основании чего они туда попали, мы уже понимаем) суд посчитал действительными.

Кроме этого, налоговые расчеты по земельному налогу за предыдущие годы (наверняка истец подавал их, не имея никаких документов на землю, кроме сведений о денежной оценке тех участков, которыми в то время он фактически пользовался) сыграли роль дополнительных аргументов, свидетельствующих о статусе предприятия как землепользователя указанных земельных участков. Разумеется, спор был решен не в пользу предприятия, а его собственные необдуманные шаги во многом и предопределили исход спора. Как говорится, есть над чем задуматься...

В завершение раздела скажем, что только своевременное оформление прав на землю и недопущение использования земли без достаточных на то оснований уберегут налогоплательщиков от подобных инцидентов. Если же допустить, что субъект хозяйствования имеет все необходимые документы на землю, то единственной проблемой, стоящей перед ним на этом этапе, будет расчет земельного налога и составление отчетности по нему. К рассмотрению этих вопросов мы, собственно, и переходим.

 

Расчет и уплата налога на землю

Порядок исчисления земельного налога зависит прежде всего от

целевого назначения земельного участка. В связи с этим следует знать, что отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 20 ЗКУ). Определение и изменение целевого назначения осуществляются указанными органами в процессе передачи этих земель в собственность или предоставления в пользование.

Таким образом, имея соответствующий государственный акт на землю, выданный такими органами, землепользователь может однозначно сделать вывод о категории и целевом назначении конкретного земельного участка. Эти сведения используются при заполнении налогового расчета земельного налога и соответствующих приложений к нему.

Законом № 2535

предусмотрено три направления исчисления земельного налога — в виде платы за:

— земли сельскохозяйственного назначения (

ст. 6);

— земли населенных пунктов (

ст. 7);

— земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, а также земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и земли лесного, водного фондов за пределами населенных пунктов (

ст. 8, 9, 10 и 11).

Этим же

Законом с учетом положений ст. 63 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI установлены разные виды ставок земельного налога, в частности:

1)

для земель сельскохозяйственного назначения, денежная оценка которых произведена и уточнена по состоянию на начало года (ст. 6), и для населенных пунктов, где денежная оценка их земель также произведена и уточнена на ту же дату (ч. 1 ст. 7), — в процентах от такой оценки;

2)

для населенных пунктов, где не произведена денежная оценка земель (ч. 2 ст. 7), — средние ставки земельного налога в гривнях за 1 кв. м (см. табл. 2) с учетом соответствующих коэффициентов, а также «госбюджетного» повышающего коэффициента 3,1, применяемых к ставкам из Закона № 2535;

 

Таблица 2

Ставки земельного налога в населенных пунктах, где не произведена денежная оценка земли

Группы населенных пунктов с численностью населения (тыс. чел.)

Средняя ставка налога (грн. за 1 кв. метр)

Коэффициент, применяемый в городах Киеве, Симферополе, Севастополе и городах областного подчинения

до 0,2

0,075

 

от 0,2 до 1

0,105

 

от 1 до 3

0,135

 

от 3 до 10

0,15

 

от 10 до 20

0,24

 

от 20 до 50

0,375

1,2

от 50 до 100

0,45

1,4

от 100 до 250

0,525

1,6

от 250 до 500

0,6

2,0

от 500 до 1000

0,75

2,5

от 1000 и более

1,05

3,0

 

3)

за пределами населенных пунктов для земель промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения, а также для земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, земель лесного и водного фондов (раздел 4 Закона № 2535) — в процентах от денежной оценки единицы площади пашен по области (см. табл. 3).

 

Таблица 3

Ставки земельного налога за пределами населенных пунктов

№ п/п

Вид земельных угодий

Ставка налога (в % к денежной оценке)

1

Земельные участки, предоставленные предприятиям промышленности, транспорта, связи и другого назначения

5,00

2

Земельные участки, предоставленные для железнодорожного транспорта, воинских формирований, созданных в соответствии с законами Украины*, кроме Вооруженных Сил Украины и Государственной пограничной службы Украины

0,02**

3

Земельные участки, предоставленные во временное пользование на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

50,00

4

Земельные участки, предоставленные на землях лесного фонда

—***

5

Земельные участки, которые входят в состав лесного фонда и заняты производственными, культурно-бытовыми, жилыми домами и хозяйственными зданиями и сооружениями

0,30

6

Земельные участки, предоставленные на землях водного фонда

0,30

* Кроме земель военных сельхозпредприятий, к которым применяются ставки, предусмотренные для земель сельскохозяйственного назначения.

** При нецелевом использовании земли — 5 %.

*** Взимается как составляющая платы за использование лесных ресурсов.

 

Рассмотрим отдельные нюансы расчета земельного налога подробнее.

 

Земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Ставки земельного налога с одного гектара сельскохозяйственных угодий установлены ч. 1 ст. 6 Закона № 2535 в процентах от их денежной оценки в следующих размерах:

— для пашни, сенокосов, пастбищ — 0,1 %;

— для многолетних насаждений — 0,03 %.

Эти ставки применяются независимо от того, где расположены угодья: в пределах или за пределами населенных пунктов.

Таким образом, суммы налога на земельные участки сельскохозяйственного назначения в данном случае рассчитываются следующим образом:

1)

сумма начисленного налога = общая площадь участка х средняя денежная оценка 1 га угодий х коэффициент индексации денежной оценки х ставка налога;

2)

сумма льготы = площадь льготируемая х средняя денежная оценка 1 га угодий х коэффициент индексации денежной оценки х ставка налога;

3)

общая сумма налога к оплате = сумма начисленного налога - сумма льготы.

Что касается существующих в настоящее время

льгот по земельному налогу (см. ст. 12 Закона № 2535), то следует отметить, что в их составе за прошедший год не произошло абсолютно никаких изменений*. Поэтому приводить их полный список здесь не будем, адресуя заинтересованных читателей к соответствующему разделу статьи «Плата за землю в 2008 году: расчет, отчетность, уплата» («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 6).

* Хотя не исключено, что льготы по плате за землю в ближайшее время снова будут подкорректированы — 15 января парламент принял Закон о внесении изменений в статью 12 Закона Украины «О плате за землю» (относительно спортивных сооружений заведений физической культуры и спорта, баз олимпийской и паралимпийской подготовки) (реестр. № 908). Дополнительная информация о нем будет опубликована на страницах нашего издания после его подписания Президентом Украины (если таковое состоится).

Земельные участки населенных пунктов.

Если денежная оценка земельных участков населенных пунктов произведена , то ставки земельного налога устанавливаются в размере 1 % от их денежной оценки (ч. 1 ст. 7 Закона № 2535). О порядке индексирования денежной оценки земли речь будет идти в следующем разделе.

Если же

денежная оценка земель не произведена, налог исчисляется исходя из площади земельного участка и средних ставок земельного налога, установленных ч. 2 ст. 7 Закона № 2535 (приведены выше в табл. 2). В соответствии с требованиями ч. 12 ст. 7 этого Закона такие средние ставки также подлежат индексации на коэффициенты, ежегодно устанавливаемые соответствующими законами о госбюджете. Повторим, что в 2009 году этот коэффициент по сравнению с прошлым годом не изменился и составляет 3,1.

Обращаем внимание, что, кроме собственно ставок земельного налога, существует ряд коэффициентов, применяемых к этим ставкам, а именно:

курортный коэффициент (см. ч. 4 ст. 7 Закона № 2535) и локальный коэффициент (см. ч. 5 ст. 7 этого Закона). Для некоторых видов земельных участков предусмотрены отдельные коэффициенты, уточнить которые в каждом конкретном случае можно в том же Законе № 2535 (см. части 8, 9 и 10 ст. 7 ).

Однако и это еще не все. Для определенных видов земель (их описание приведено в графе 2 приложения 5 к налоговому расчету земельного налога) в зависимости от характера их использования установлены дополнительные коэффициенты, перечисленные в

частях 6 и 11 ст. 7 Закона № 2535. Не будем приводить все эти коэффициенты в данной статье, поскольку большинство из них носят узкоспецифический характер и применяются на практике ограниченным кругом землепользователей.

И еще одно замечание: последнее по списку, но не последнее по значению. Согласно

ч. 3 ст. 7 и ч. 2 ст. 8 Закона № 2535 в случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового соглашения база для расчета земельного налога за земли населенных пунктов и земли вне населенных пунктов, предоставленные для предприятий промышленности, транспорта, связи и другого назначения, не может быть меньше, чем цена земельного участка, указанная в таком соглашении. На это обращается внимание в письмах Минфина от 17.04.2008 г. № 31-20050-06-18/14286 и ГНАУ от 23.05.2008 г. № 10477/7/15-0717 (оба письма см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 49).

С учетом положений

ч. 1 ст. 82 ЗКУ приходим к выводу, что такой порядок исчисления земельного налога касается тех собственников земли, которые приобрели право на нее по договорам купли-продажи, мены, другим возмездным гражданско-правовым договорам, предусматривающим указание в них цены земельного участка.

В то же время из определения этого термина, содержащегося в

ст. 1 Закона № 1378цена земельного участка — это фактическая сумма денег, уплаченная за переход прав на земельный участок или на подобный ему земельный участок от продавца к покупателю»), следует, что землевладельцы, получившие землю по договору дарения, путем внесения земли их учредителями в уставный фонд или в результате принятия наследства должны исчислять земельный налог, ориентируясь на денежную оценку земли, проиндексированную в соответствии с законодательством, либо по твердым ставкам такого налога, если денежная оценка не производилась.

Подводя итоги, укажем, что

сумма земельного налога в расчете на год определяется:

— для земель, имеющих денежную оценку, — как произведение проиндексированной по состоянию на 01.01.2009 г. денежной оценки (в грн.) и ставки (в %);

— в остальных случаях — как произведение площади (в кв. м) и ставки (в грн. за 1 кв. м) с учетом соответствующих коэффициентов, в том числе и «госбюджетного» коэффициента 3,1.

Кроме того,

для плательщиков, имеющих право на льготу по этому налогу, не следует забывать об уменьшении рассчитанной указанным выше образом суммы земельного налога на величину такой льготы .

В завершение раздела отметим, что

размер земельного налога согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 2535 не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей. Это значит, что сумма такого налога, определенная согласно приведенным выше рекомендациям, должна быть уплачена полностью и в установленные сроки, а именно: ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (ч. 1 ст. 17 Закона № 2535). Кстати, в письме ГНАУ от 02.09.2008 г. № 17667/7/15-0717 («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 80) высказывается мнение о возможности переноса срока уплаты налоговых обязательств по плате за землю по общему правилу, если последний день такого срока приходится на выходной или праздничный день.

 

Индексация денежной оценки земли

При расчете земельного налога следует учитывать, что действующим законодательством предусмотрено

ежегодное уточнение денежной оценки земли по состоянию на 1 января текущего года на коэффициент индексации (ст. 23 Закона № 2535). Согласно п. 1 Порядка № 783 такой коэффициент определяется по формуле:

Ки = [И - 10] : 100,

где

И — среднегодовой индекс инфляции года, по результатам которого проводится индексация.

Если значение

Ки не превышает единицы, индексация не проводится.

Информацию относительно этого коэффициента в начале каждого года доводит своими письмами до сведения налогоплательщиков центральный орган исполнительный власти по земельным ресурсам (в настоящее время — Государственный комитет Украины по земельным ресурсам). Так, в

письме Госкомзема от 09.01.2009 г. № 14-22-6/87* содержится следующая информация по этому вопросу: коэффициент индексации денежной оценки земель по состоянию на 01.01.2009 г., рассчитанный в соответствии с Порядком № 783 исходя из среднегодового индекса инфляции за 2008 год — 125,2 %, составляет 1,152.

* Эта же информация продублирована и в письме ГНАУ от 13.01.2009 г. № 374/7/15-0717.

Общий

же коэффициент индексации денежной оценки земель населенных пунктов, проведенной по исходным данным по состоянию на 01.04.96 г., и денежной оценки сельскохозяйственных угодий, проведенной по состоянию на 01.07.95 г., на начало текущего года равен 3,022. Его значение рассчитано как произведение коэффициентов индексации за 1996 год — 1,703, 1997 год — 1,059, 1998 год — 1,006, 1999 год — 1,127, 2000 год — 1,182, 2001 год — 1,02, 2005 год — 1,035, 2007 год — 1,028 и за 2008 год — 1,152. Напомним, что нормативная денежная оценка земель за 2002, 2003, 2004 и 2006 годы не индексировалась.

Специально подчеркнем, что рассчитанный таким образом интегральный коэффициент (3,022) используется

при исчислении в 2009 году суммы земельного налога только теми землепользователями, нормативная денежная оценка земельных участков которых проводилась именно на указанные выше даты (для земель населенных пунктов — по состоянию на 01.04.96 г., для сельскохозяйственных угодий — на 01.07.95 г.).

Между тем в соответствии с

ч. 2 ст. 18 Закона № 1378 нормативная денежная оценка земельных участков сельхозназначения должна проводиться не реже одного раза в 5 — 7 лет, а несельскохозяйственного назначения — не реже одного раза в 7 — 10 лет. Во исполнение этой нормы Закона в течение последних лет в целом ряде населенных пунктов денежная оценка земель была обновлена, что непременно следует учесть плательщикам земельного налога при его исчислении в текущем году.

Так,

решением Киевсовета от 26.07.2007 г. № 43/1877 была утверждена новая денежная оценка городских земель по состоянию на 01.01.2007 г., которая введена в действие с 01.09.2007 г. То же самое произошло и в г. Харькове — решением 19 сессии Харьковского горсовета 5 созыва от 27.02.2008 г. № 42/08 нормативная денежная оценка земель утверждена на ту же дату. Это означает, что плательщики налога, земельные участки которых расположены на территории этих городов, индексируют новую денежную оценку земли только с использованием коэффициентов за два последних года (за 2007 год — 1,028 и за 2008 год — 1,152).

А вот землепользователям г. Запорожья, нормативная денежная оценка земель которого утверждена

решением Запорожского горсовета № 79 от 03.03.2008 г., следует обратить внимание на то, что при определении базовой стоимости 1 м2 земли уже учтены все предыдущие коэффициенты индексации по состоянию на 01.01.2008 г. Поэтому при составлении отчетности по земельному налогу на 2009 год такие землепользователи пользуются только последним коэффициентом, который, повторим, за 2008 год равен 1,152.

 

Отчетность по налогу на землю

Плательщики земельного налога

самостоятельно исчисляют сумму такого налога каждый год по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года подают в органы государственной налоговой службы по местонахождению земельных участков налоговый расчет земельного налога по форме, установленной приказом № 434. Предоставление указанного расчета освобождает налогоплательщика от обязанности ежемесячного декларирования налога.

Если последний день срока предоставления налогового расчета приходится на праздничный или выходной день, то последним днем срока считается

следующий за выходным или праздничным операционный (банковский) день (п. 8 Порядка подачи налогового расчета земельного налога, утвержденного приказом № 434). О правомерности практического применения этой нормы говорится в материале на с. 46 сегодняшнего номера.

К расчету земельного налога прилагаются все необходимые приложения.

Так,

приложение 1 «Сведения о наличии документов на землю» является обязательным для всех налогоплательщиков. Назначение приложения 2 «Отчет о льготах по земельному налогу» понятно из его названия. Предоставляется такое приложение собственниками земли и землепользователями, имеющими льготы по уплате земельного налога. Приложения 3 — 6 подаются в зависимости от наличия земельных участков соответствующей категории, а также от того, установлена или нет их денежная оценка.

Собственники земли и землепользователи, пользующиеся льготами по уплате земельного налога, в приложении 2 к расчету земельного налога должны обязательно указать название, номер и дату принятия документа, на основании которого предоставлена льгота, а также сумму льготы по уплате налога.

Если льготники имеют в подчинении

хозрасчетные предприятия или сдают во временное пользование (аренду) земельные участки, отдельные здания или их части, то, кроме приложений 1 и 2, им следует подавать соответствующие приложения в зависимости от категории земельных участков, переданных во временное пользование (аренду) или на которых размещены эти хозрасчетные предприятия, отдельные здания или их части, переданные во временное пользование (аренду).

Налогоплательщик имеет право подавать ежемесячно

новый отчетный расчет в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным, однако это не освобождает его от обязанности предоставления налогового расчета земельного налога до 1 февраля текущего года.

Кроме того, подача расчета земельного налога является обязательной в следующих случаях:

— если в течение года у предприятия возникает право собственности и/или право пользования землей. В такой ситуации ему необходимо

в течение месяца со дня возникновения такого права подать отчетный расчет за вновь отведенные земельные участки;

— при изменении в течение года денежной оценки земли, функционального использования земли, возникновении других изменений или самостоятельном выявлении ошибок, изменяющих сумму земельного налога за текущий или будущие отчетные месяцы. В этом случае налогоплательщик должен в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным, предоставить

новый налоговый расчет с исправленными показателями за такой текущий или будущий отчетные месяцы.

В остальном порядок и сроки предоставления отчетности и уплаты налоговых обязательств, ответственность за несвоевременность того и другого, а также методология исправления самостоятельно выявленных ошибок одинаковы как для плательщиков земельного налога, так и для плательщиков арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Поэтому за информацией по этим вопросам предлагаем обратиться к следующей публикации сегодняшнего номера, являющейся логическим продолжением этой статьи.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше