Анализ ошибок. «Ремонтные» расходы по арендованному объекту попали в состав ВР не в том периоде

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Январь, 2009/№ 8
В избранном В избранное
Печать
Статья

«Ремонтные» расходы по арендованному объекту попали в состав ВР не в том периоде

 

Ситуация

В июне 2008 года предприятие впервые выполнило косметический ремонт арендованного помещения. Стоимость ремонта составила 1250 грн. (без НДС). Ремонтный лимит во II квартале 2008 года был исчерпан. Ввиду того что сумма «ремонтных» расходов составила менее 1700 грн., она отразилась в составе валовых расходов в месяце выполнения ремонтных работ. Ошибка обнаружена в январе 2009 года. Деятельность предприятия за полугодие и 3 квартала 2008 года была прибыльной.

 

Нарушение

Предприятием нарушен

п.п. 8.3.7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее — Закон о налоге на прибыль). Согласно нормам указанного документа амортизация отдельного объекта ОФ группы 1 проводится до достижения балансовой стоимостью такого объекта 100 ннмдг (1700 грн.). При этом остаточная стоимость объекта относится в состав валовых расходов по результатам соответствующего налогового периода, а стоимость такого объекта приравнивается к нулю.

Однако для того чтобы списать остаточную стоимость объекта ОФ группы 1 на валовые расходы, вначале нужно сформировать балансовую стоимость такого объекта, как это предусмотрено

п.п. 8.8.1 Закона о налоге на прибыль.

 

Анализ ситуации

При отражении в налоговом учете расходов на ремонт арендованного помещения необходимо руководствоваться

п.п. 8.8.1 Закона о налоге на прибыль. В соответствии с ним расходы на ремонт арендованного объекта, которые превышают 10 % «ремонтный» лимит, арендатор включает в балансовую стоимость ОФ следующим образом:

— если на балансе арендатора учитывается группа ОФ, к которой относится отремонтированный объект аренды, сверхлимитные расходы увеличат балансовую стоимость такой группы ОФ;

— если на балансе арендатора не учитывается группа ОФ, к которой относится отремонтированный объект аренды, то

на сумму превышения «ремонтного» лимита необходимо создать соответствующую группу ОФ.

В рассматриваемой ситуации предприятие должно было учитывать требования

п.п. 8.8.1 Закона о налоге на прибыль. Прежде всего из ремонтных расходов, понесенных в июне 2008 года (II квартал), следовало сформировать балансовую стоимость объекта ОФ группы 1 «Расходы на улучшение арендованного объекта» на начало следующего квартала (III квартала 2008 года), и только после этого списывать их на валовые расходы. Аналогичного мнения придерживаются и представители главного налогового ведомства. Так, в письме ГНАУ от 24.01.2007 г. № 718/6/15-0316 //«Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 15 сказано следующее: «если сумма расходов на ремонт арендованного помещения меньше 1700 грн., то включение в состав валовых расходов возможно только в квартале, следующем за кварталом проведения соответствующих улучшений». О праве налогоплательщика на включение расходов на ремонт арендованного объекта ОФ группы 1 в состав валовых расходов шла речь и в письме ГНАУ от 20.12.2002 г. № 8656/6/15-2116.

Из-за того что предприятие ошибочно завысило валовые расходы в

декларации за полугодие 2008 года на 1250 грн., возникла недоплата в сумме 313 грн. (1250 х 25 %). Соответственно в декларации за 3 квартала валовые расходы оказались занижены на эту же величину, что стало причиной переплаты в сумме 313 грн.

 

Исправление ошибки

Порядок исправления ошибок, допущенных при расчете налога на прибыль, описан в

пп. 2.1 — 2.3 Порядка составления декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденного приказом ГНАУ от 29.03.2003 г. № 143, и в пп. 5.1, 17.2 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III (далее — Закон № 2181). В соответствии с указанными документами налогоплательщик, который до начала его проверки контролирующим органом самостоятельно выявил ошибки в показателях ранее поданной декларации, может исправить их любым из двух способов: в декларации за следующий отчетный период или через уточняющий расчет (УР).

В данной ситуации исправить самостоятельно выявленную ошибку удобнее первым способом. И вот почему. В текущей декларации можно исправить ошибки сразу двух ошибочных периодов (полугодие и три квартала 2008 года). При этом суммы завышенных и заниженных валовых расходов свернутся (-1250 грн. и + 1250 грн.) и дадут в сумме ноль. Таким образом, в стр.

05.2 текущей декларации будет стоять прочерк, и перечислять в бюджет сумму недоплаты не придется. Что касается самоштрафа (313 грн. х 5 % = 16 грн.), то он найдет свое отражение в стр. 22. Его следует уплатить в бюджет в обычные сроки в составе общих налоговых обязательств по декларации за 2008 год.

Если предприятие не хочет ждать сроков подачи текущей декларации, то ошибку можно исправить через уточняющий расчет (УР). Поскольку ошибки были допущены в разных отчетных налоговых периодах, УР предоставляется

за каждый ошибочный период.

При подаче

УР к декларации за полугодие 2008 года в первой подстроке строки 2 необходимо указать код исправляемой строки декларации «04.13», а под ней — сумму завышенных «ремонтных» расходов (1250) со знаком «-». Сумма недоплаты (313 грн.) найдет свое отражение в стр. 7 УР. Кроме этого, налогоплательщик самостоятельно начислит штраф в размере 5 % от суммы заниженного налога — 16 грн. (313 грн. х 5 %), который отразится в стр. 8 УР.

Уточняющий расчет к декларации за 3 квартала 2008 года

будет заполнен следующим образом: в первой подстроке строки 2 найдет свое отражение код исправляемой строки декларации «04.13», а под ней — сумма заниженных валовых расходов ( 1250 грн.) со знаком «+», в стр. 7 будет указана сумма переплаты (313 грн.) со знаком «-», а в стр. 8прочерк, поскольку ошибка, допущенная в декларации за 3 квартала 2008 года, не стала причиной возникновения недоплаты по налогу на прибыль.

В соответствии с требованиями

абзаца «а» п. 17.2 Закона № 2181 сумму недоплаты и самоштраф необходимо перечислить в бюджет до предоставления уточняющего расчета. Вместе с тем в данной ситуации нужно учитывать тот факт, что в местную ГНИ будут поданы два уточняющих расчета, одним из которых предусмотрена сумма к уплате (313 грн.), а другим — сумма к уменьшению (313 грн.). А значит, в бюджет можно будет уплатить только штраф (16 грн.). Правда, вместе с УР все же лучше подать пояснительную записку, в которой будут изложены причины перечисления в бюджет только суммы 5 % штрафа, это позволит избежать недопонимания со стороны представителей главного налогового ведомства.

 

Материал подготовила экономист-аналитик Издательского дома «Фактор» Марина Ковенко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд