Кабинет Министров Украины
О внесении изменений в Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства
Постановление от 24 июня 2009 г. № 647
Кабинет Министров Украины
постановляет:1.
Внести в Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2008 г. № 921 (Официальный вестник Украины, 2008 г. № 80, ст. 2692, № 90, ст. 3006; 2009 г., № 20, ст. 628, № 40, ст. 1351), изменения (прилагаются).2. Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти привести собственные нормативно-правовые акты
в соответствие с настоящим постановлением.3. Изменения, внесенные настоящим постановлением, действуют в период
до 1 января 2011 года.
Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко
Утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 24 июня 2009 г. № 647
Изменения, вносимые в Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства
1.
Дополнить пункт 2 подпунктом 27 следующего содержания:«27) отечественный производитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее на территории Украины производство товаров, выполнение работ или предоставление услуг».
2.
Абзац третий пункта 6 изложить в следующей редакции:«Закупка товаров, работ и услуг осуществляется у отечественных производителей или их представителей, дилеров, дистрибьюторов, признанных таковыми в соответствии с заключенными договорами (далее — официальный представитель), а в случае, когда товары, работы и услуги не производятся (не выполняются, не предоставляются) на территории Украины, — у производителей товаров, исполнителей работ и предоставителей услуг — нерезидентов или их официальных представителей».
3.
Дополнить Положение пунктом 241 следующего содержания:«241. С целью подтверждения статуса отечественного производителя участник подает заказчику удостоверенные в установленном порядке копии учредительных документов юридического лица (свидетельства о государственной регистрации физического лица — предпринимателя), а в случае закупки товаров — также свидетельства о присвоении товару штрихового кода GS1, или сертификата продукции собственного производства, или другого документа, подтверждающего, что участник производит товар, являющийся предметом закупки.
Если к выполнению работ, предоставлению услуг участником — отечественным производителем предусматривается привлечение субподрядчиков-нерезидентов, такой участник в составе тендерного (ценового) предложения подает оригинал или удостоверенную в установленном порядке копию заключения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в соответствующей сфере, о невозможности выполнения работ или предоставления услуг, которые закупаются, в полном объеме отечественным производителем.
Для осуществления закупки товаров, работ и услуг у нерезидента заказчик должен получить заключение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в соответствующей сфере, о том, что соответствующие товары, работы и услуги не производятся (не выполняются, не предоставляются) на территории Украины. О наличии такого заключения указывается в отчете о результатах проведения процедуры закупки».
4.
Абзац третий пункта 61 изложить в следующей редакции:«участник не подал документального подтверждения того, что он является отечественным производителем или его официальным представителем, а в случае, когда товары, работы и услуги не производятся (не выполняются, не предоставляются) на территории Украины, — производителем товаров, исполнителем работ и предоставителем услуг или их официальным представителем».
5.
Дополнить пункт 79 после слова «Положения» словами «, или не подал документального подтверждения того, что он является отечественным производителем или его официальным представителем, а в случае, когда товары, работы и услуги не производятся (не выполняются, не предоставляются) на территории Украины, — производителем товаров, исполнителем работ и предоставителем услуг или их официальным представителем».комментарий редакции
Положение о госзакупках: процедурные уточнения на период финансового кризиса
Вопрос о том, каких субъектов хозяйствования следует считать
отечественными производителями товаров, работ и услуг, остро стал в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины в отношении минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности» от 18.12.2008 г. № 694-VI (далее — Закон № 694 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 13), п. 2 Заключительных положений которого предусматривал, что закупка товаров, работ и услуг за государственные средства осуществляется у отечественных производителей этих товаров, работ и услуг (юридических и физических лиц), кроме товаров, которые не производятся в Украине. Приведенная норма вызвала необходимость определения не только того, кто может считаться отечественным производителем, но и порядка подтверждения такого статуса. При этом ни Положением, ни Законом № 694 не был определен перечень документов, которыми участник должен подтверждать статус такого производителя. На эту проблему обращало внимание и Минэкономики (см. письмо от 11.03.2009 г. № 330-27/170).Как мы указывали в материале, посвященном названным нововведениям в процедуре госзакупок (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 20), сама формулировка нормы говорит о том, что законодатель под
отечественными производителями товаров, работ и услуг понимает тех субъектов хозяйствования, которые производят товар в Украине. Кроме того, поскольку аналогичное требование в свое время уже вводилось, можно было предположить, что для подтверждения статуса отечественного производителя в этот раз будет использован тот же механизм: субъект хозяйствования должен подать нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации и в предусмотренных законодательством случаях — лицензии на производство товара либо соответствующего разрешения и/или лицензии на выполнение соответствующих работ (предоставление услуг), а также один из таких документов (если предметом закупки является товар) — нормативно-техническую документацию на изготовление товара, зарегистрированную в установленном порядке, сертификат на систему качества, сертификат продукции собственного производства, свидетельство о присвоении товару штрихового кода EAN. Именно этот механизм еще до появления комментируемого постановления стал использоваться на практике путем включения соответствующих требований в тендерные предложения со стороны заказчиков (см., например, приказ Минэкономики от 18.05.2009 г. № 455).Таким образом, вносимые в Положение о госзакупках изменения, подтвердив, что отечественным производителем в целях реализации закрепленных в нем требований следует считать субъектов хозяйствования, производящих товары, выполняющих работы или предоставляющих услуги в Украине, предложили механизм установления статуса отечественного производителя, аналогичный существовавшему ранее.
Одновременно с этим следует также отметить, что данные нововведения
не лишили актуальности вывод Госкомпредпринимательства о том, что юридическое лицо, созданное и осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством Украины, с местонахождением на ее территории, независимо от страны местонахождения его учредителей (участников), также может считаться отечественным производителем (письмо от 10.04.2009 г. № 4022).Реализация требований Закона № 694 обусловила также необходимость создания
механизма, позволяющего установить, что товар не производится в Украине. С момента принятия Закона № 694 многие специалисты склонялись к тому, что для получения соответствующей информации придется обращаться к госорганам, «в сфере управления которых находится определенный товар». Как видим, этот же путь счел целесообразным и Кабмин. На наш взгляд, такая процедура приемлема, однако, возможно, более удобным для субъектов хозяйствования был бы вариант создания единой информационной базы производителей товаров, работ и услуг.Комментируемые изменения в вопросе о том,
могут ли быть закуплены работы и услуги вне территории Украины, если в Украине аналогичные работы/услуги не предоставляются, также внесли определенность, дав на него положительный ответ. Дело в том, что буквальное прочтение п. 2 Заключительных положений Закона № 694 приводило к отрицательному ответу на него, поскольку в нем идет речь исключительно о товарах, не производимых в Украине.В завершение отметим, что на рассмотрении Конституционного Суда Украины остается вопрос о конституционности Закона № 694, в связи с чем на данный момент по-прежнему нельзя исключать вероятность того, что норма об обязательной закупке товаров, работ и услуг у отечественных производителей будет отменена. К слову, практика реализации требования о закупке товаров, работ и услуг исключительно у непосредственных производителей либо их официальных представителей также складывается противоречиво. Суды в отдельных делах признают данное требование нарушающим принцип защиты экономической конкуренции (см., например, решение хозяйственного суда АРК от 23.01.2009 г. по делу № 2-5/223-2009).
Поскольку в комментируемом постановлении нет специальных оговорок о дате начала его действия, оно
вступит в силу с момента опубликования..Елена Уварова