Темы статей
Выбрать темы

О внесении изменений в Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства

Редакция НиБУ
Постановление от 24.06.2009 г. № 647

Кабинет Министров Украины

О внесении изменений в  Положение о  закупке товаров, работ и  услуг за  государственные средства

Постановление от  24 июня 2009  г. №  647

Кабинет Министров Украины

постановляет:

1.

Внести в  Положение о  закупке товаров, работ и  услуг за  государственные средства, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от  17 октября 2008  г. №  921 (Официальный вестник Украины, 2008  г. №  80,  ст.  2692, №  90,  ст.  3006; 2009  г., №  20,  ст.  628, №  40,  ст.  1351), изменения (прилагаются).

2. Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти привести собственные нормативно-правовые акты

в  соответствие с настоящим постановлением.

3. Изменения, внесенные настоящим постановлением, действуют в  период

до 1 января 2011  года.

 

Премьер-министр Украины Ю. Тимошенко

Утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от  24 июня 2009  г. №  647

Изменения, вносимые в  Положение о  закупке товаров, работ и  услуг за  государственные средства

1.

Дополнить пункт 2 подпунктом 27 следующего содержания:

«27) отечественный производитель  — физическое или юридическое лицо, осуществляющее на  территории Украины производство товаров, выполнение работ или предоставление услуг».

2.

Абзац третий пункта 6 изложить в  следующей редакции:

«Закупка товаров, работ и  услуг осуществляется у  отечественных производителей или их представителей, дилеров, дистрибьюторов, признанных таковыми в  соответствии с заключенными договорами (далее  — официальный представитель), а  в случае, когда товары, работы и  услуги не  производятся (не выполняются, не  предоставляются) на  территории Украины,  — у  производителей товаров, исполнителей работ и  предоставителей услуг  — нерезидентов или их официальных представителей».

3.

Дополнить Положение пунктом 241 следующего содержания:

«241. С целью подтверждения статуса отечественного производителя участник подает заказчику удостоверенные в  установленном порядке копии учредительных документов юридического лица (свидетельства о  государственной регистрации физического лица  — предпринимателя), а  в случае закупки товаров  — также свидетельства о  присвоении товару штрихового кода GS1, или сертификата продукции собственного производства, или другого документа, подтверждающего, что участник производит товар, являющийся предметом закупки.

Если к выполнению работ, предоставлению услуг участником  — отечественным производителем предусматривается привлечение субподрядчиков-нерезидентов, такой участник в  составе тендерного (ценового) предложения подает оригинал или удостоверенную в  установленном порядке копию заключения центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в  соответствующей сфере, о  невозможности выполнения работ или предоставления услуг, которые закупаются, в  полном объеме отечественным производителем.

Для осуществления закупки товаров, работ и  услуг у  нерезидента заказчик должен получить заключение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в  соответствующей сфере, о  том, что соответствующие товары, работы и  услуги не  производятся (не выполняются, не  предоставляются) на  территории Украины. О наличии такого заключения указывается в  отчете о  результатах проведения процедуры закупки».

4.

Абзац третий пункта 61 изложить в  следующей редакции:

«участник не  подал документального подтверждения того, что он является отечественным производителем или его официальным представителем, а  в случае, когда товары, работы и  услуги не  производятся (не выполняются, не  предоставляются) на  территории Украины,  — производителем товаров, исполнителем работ и  предоставителем услуг или их официальным представителем».

5.

Дополнить пункт 79 после слова «Положения» словами «, или не  подал документального подтверждения того, что он является отечественным производителем или его официальным представителем, а  в случае, когда товары, работы и  услуги не  производятся (не выполняются, не  предоставляются) на  территории Украины,  — производителем товаров, исполнителем работ и  предоставителем услуг или их официальным представителем».

комментарий редакции

Положение о  госзакупках: процедурные уточнения на  период финансового кризиса

 

Вопрос о  том, каких субъектов хозяйствования следует считать

отечественными производителями товаров, работ и  услуг, остро стал в  связи с принятием Закона Украины «О  внесении изменений в  некоторые законы Украины в  отношении минимизации влияния финансового кризиса на  развитие отечественной промышленности» от  18.12.2008  г. №  694-VI (далее  — Закон №  694 // «Налоги и  бухгалтерский учет», 2009, №  13), п.  2 Заключительных положений которого предусматривал, что закупка товаров, работ и  услуг за  государственные средства осуществляется у  отечественных производителей этих товаров, работ и  услуг (юридических и  физических лиц), кроме товаров, которые не  производятся в  Украине. Приведенная норма вызвала необходимость определения не  только того, кто может считаться отечественным производителем, но и  порядка подтверждения такого статуса. При этом ни Положением, ни Законом №  694 не  был определен перечень документов, которыми участник должен подтверждать статус такого производителя. На эту проблему обращало внимание и  Минэкономики (см. письмо от  11.03.2009  г. №  330-27/170).

Как мы указывали в  материале, посвященном названным нововведениям в  процедуре госзакупок (см. «Налоги и  бухгалтерский учет», 2009, №  20), сама формулировка нормы говорит о  том, что законодатель под

отечественными производителями товаров, работ и  услуг понимает тех субъектов хозяйствования, которые производят товар в  Украине. Кроме того, поскольку аналогичное требование в  свое время уже вводилось, можно было предположить, что для подтверждения статуса отечественного производителя в  этот раз будет использован тот же механизм: субъект хозяйствования должен подать нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельства о  государственной регистрации и  в предусмотренных законодательством случаях  — лицензии на  производство товара либо соответствующего разрешения и/или лицензии на  выполнение соответствующих работ (предоставление услуг), а  также один из таких документов (если предметом закупки является товар)  — нормативно-техническую документацию на  изготовление товара, зарегистрированную в  установленном порядке, сертификат на  систему качества, сертификат продукции собственного производства, свидетельство о  присвоении товару штрихового кода EAN. Именно этот механизм еще до появления комментируемого постановления стал использоваться на  практике путем включения соответствующих требований в тендерные предложения со стороны заказчиков (см., например, приказ Минэкономики от  18.05.2009  г. №  455).

Таким образом, вносимые в  Положение о  госзакупках изменения, подтвердив, что отечественным производителем в  целях реализации закрепленных в  нем требований следует считать субъектов хозяйствования, производящих товары, выполняющих работы или предоставляющих услуги в  Украине, предложили механизм установления статуса отечественного производителя, аналогичный существовавшему ранее.

Одновременно с этим следует также отметить, что данные нововведения

не  лишили актуальности вывод Госкомпредпринимательства о  том, что юридическое лицо, созданное и  осуществляющее свою деятельность в  соответствии с законодательством Украины, с местонахождением на  ее территории, независимо от  страны местонахождения его учредителей (участников), также может считаться отечественным производителем (письмо от  10.04.2009  г. №  4022).

Реализация требований Закона №  694 обусловила также необходимость создания

механизма, позволяющего установить, что товар не  производится в  Украине. С момента принятия Закона №  694 многие специалисты склонялись к тому, что для получения соответствующей информации придется обращаться к госорганам, «в сфере управления которых находится определенный товар». Как видим, этот же путь счел целесообразным и  Кабмин. На наш взгляд, такая процедура приемлема, однако, возможно, более удобным для субъектов хозяйствования был бы вариант создания единой информационной базы производителей товаров, работ и  услуг.

Комментируемые изменения в  вопросе о  том,

могут ли быть закуплены работы и  услуги вне территории Украины, если в  Украине аналогичные работы/услуги не  предоставляются, также внесли определенность, дав на  него положительный ответ. Дело в  том, что буквальное прочтение п.  2 Заключительных положений Закона №  694 приводило к отрицательному ответу на  него, поскольку в  нем идет речь исключительно о  товарах, не  производимых в  Украине.

В завершение отметим, что на  рассмотрении Конституционного Суда Украины остается вопрос о  конституционности Закона №  694, в  связи с чем на  данный момент по-прежнему нельзя исключать вероятность того, что норма об обязательной закупке товаров, работ и  услуг у  отечественных производителей будет отменена. К слову, практика реализации требования о  закупке товаров, работ и  услуг исключительно у  непосредственных производителей либо их официальных представителей также складывается противоречиво. Суды в  отдельных делах признают данное требование нарушающим принцип защиты экономической конкуренции (см., например, решение хозяйственного суда АРК от  23.01.2009  г. по  делу №  2-5/223-2009).

Поскольку в  комментируемом постановлении нет специальных оговорок о  дате начала его действия, оно

вступит в  силу с момента опубликования..

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше