Новации в НДС: перевозки, международный ремонт, переработка...

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2009/№ 58
В избранном В избранное
Печать
Статья

Новации в НДС: перевозки, международный ремонт, переработка...

Анализируемый сегодня Закон № 1451 (см. с. 5) затронул три законодательных акта: обогатил терминологию Таможенного кодекса, подкорректировал налогообложение ввозной пошлиной обратный ввоз товаров после ремонта и, конечно же, самая хитовая часть — это изменения в Закон об НДС. Именно последним мы и уделим особое внимание. Начнем с самой значимой части, которая касается международных автоперевозок.

Наталия ЯНОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ТКУ

— Таможенный кодекс Украины от 11.07.2002 г. № 92-IV.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон № 1451

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения услуг по международным перевозкам пассажиров, багажа и грузов, международных отправлений, международного лизинга и международного ремонта товаров» от 04.06.2009 г. № 1451-VI.

 

Перевозки — глобальное

Судя по пояснительной записке к проекту закона законодатели стремились обеспечить конкурентноспособность украинских перевозчиков на рынке международных

автоперевозок вместе с ростом объемов таких перевозок путем расширения области (а точнее, расстояния применения нулевой ставки). И вот что получилось.

Теперь

автомобильные международные перевозчики пассажиров, багажа и грузов могут применять нулевую ставку не от границы (как это было раньше), а от пункта таможенного оформления и до пункта назначения за пределами Украины — это при вывозе. Соответственно при ввозе — от пункта отправления за пределами Украины и не до границы (как было раньше), а аж до пункта таможенного оформления на территории Украины (см. обновленный п.п. 6.2.4 Закона об НДС).

В общем случае

таможенное оформление осуществляется в местах расположения соответствующих подразделений таможенных органов, за исключением некоторых случаев, когда по просьбе заинтересованных лиц оформление осуществляется за пределами размещения таможенных органов (ст. 71 ТКУ). Подробнее этот вопрос освещен в Порядке определения места осуществления таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых резидентами и нерезидентами через таможенную территорию Украины, утвержденному постановлением КМУ от 23.04.2003 г. № 584.

Таким образом, если раньше для автоперевозок рубеж применения нулевой ставки проходил по таможенной границе Украины (все, что везлось по нашей территории до границы, облагалось по ставке 20 %), то теперь рамки существенно расширились и

граница для нулевой ставки — это «внутренняя таможня» (в общем случае).

А вот если этот же перевозчик забирает, например, экспортный груз чуть раньше и везет его до пункта таможенного оформления, то в этой части придется обложить услугу по ставке 20 %. То же самое, но в зеркальном отражении, касается и импортного груза (т. е. от зоны таможни до получателя груза). Чтобы убедиться в этом, прочтите нововведенный

п. 1.22 с совершенно новым термином «сплошная (неделимая) услуга».

Это не единственный новый термин в

Законе об НДС, связанный с перевозками. Так, например, хотим обратить внимание на новый п. 1.19 с термином «услуга по международной перевозке», в котором сказано, что таковой считается перевозка территорией двух или более стран и при этом пункт отправления или назначения (или оба) находится на территории Украины (при этом с целью налогообложения неважен резидентский статус сторон договора). Получается, что если мы покупаем у нерезидента услугу по перевозке груза только за пределами Украины (товар не пересекает нашу границу), то она не вписывается в налоговое определение международной перевозки. И если обратиться к положениям п. 6.5 Закона об НДС, то местом предоставления такой услуги будет считаться территория Украины (абзац «а»), а значит подпадать под объект по п.п. 3.1.1 Закона об НДС, причем по ставке 20 %. Ведь нулевая ставка применяется только для международных перевозок. До введения нового закона у заказчика были основания применять нулевую ставку в этом случае, хотя налоговики и тогда были против (см. письма от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 83 вопрос 3, от 14.06.2008 г. № 5977/6/16-1515-20 //«Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 54 и статью «Перевозка перевозке рознь: отражаем НДС при международных перевозках» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 64).

Также следует обратить внимание на появление

новых определений: услуги по международной перевозке пассажиров и их багажа автомобильным транспортом (п. 1.20) и услуги по международной перевозке грузов автомобильным транспортом (п. 1.21), которые считаются таковыми, если на них распространяются нормы соответствующих конвенций.

Следующие

терминологические новшества связаны с определением международных отправлений, которыми считаются международные экспресс-отправления, перемещаемые любым видом транспорта (п. 1.23), и международные почтовые отправления (п. 1.24). И что примечательно: в отношении международных отправлений применяется нулевая ставка в таком же режиме, как и к автомобильным перевозкам (п. 6.2.4).

Что же касается

остальных видов транспорта (кроме автомобильного и международных отправлений), то для них нулевая ставка имеет прежние границы — по пункту внешнего таможенного контроля.

Еще один интересный момент в перечне операций, подпадающих под объект (

п.п. 3.1.1), отдельно выделили услуги по международным перевозкам, а именно ту ее часть, которая облагается по ставке 20 %: для автоперевозок — это территория Украины до (если вывоз)/от (если ввоз) пункта таможенного оформления, для перевозок другим транспортом — это территория Украины до (если вывоз)/от (если ввоз) пункта таможенного контроля. На самом деле и без этого уточнения благодаря первому предложению п.п. 3.1.1 и п. 6.5 и эти отрезки подпадают под объект налогообложения, причем учитывая требования п.п. 6.2.4, по ставке 20 %.

Нельзя не сказать и о таком приятном уточнении в налогообложении перевозок, которое касается

посредников, действующих от имени перевозчиков и продающих их услуги посредством билетов, других проездных документов по брокерским, агентским и другим подобным договорам. Теперь в п.п. 6.2.4 Закона об НДС однозначно прописано, что по ставке 20 % облагается лишь вознаграждение таких посредников. Прежняя, не такая удачная формулировка иногда давала повод налоговикам требовать обложения по ставке 20 % не только вознаграждения, но и всей услуги по международной перевозке (хотя и в тот период с такой позицией надо было спорить).

 

Перевозки — специальное: фрахт морских судов, портовый сбор, транзит

Также законодателями доработаны некоторые льготированные «околоперевозные» операции, связанные с фрахтом морских судов, транзитом, оплатой услуг посредством портового сбора. Причем доработаны в фискальную сторону. Для наглядности предлагаем сравнить редакции старую и новую.

 

Было

Стало

п.п. 3.2.14 — фрахт морских судов

3.2 Не являются объектом налогообложения операции по:

...

3.2.4 предоставлению услуг по агентированию и фрахтованию морского торгового флота судовыми агентами

3.2 Не являются объектом налогообложения операции по:

...

3.2.4 предоставлению услуг по агентированию и фрахтованию морского торгового флота судовыми агентами в интересах нерезидентов, предоставляющих услуги по международным перевозкам пассажиров, их багажа, грузов, или международным отправлениям

п. 5.15, п.п. 6.2.4 — транзит

5.15 Освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через территорию и порты Украины.

6.2.4...

Операции по поставке услуг плательщиком налога, связанные с перевозкой (перемещением) пассажиров и грузов транзитом через территорию Украины, облагаются налогом в порядке, предусмотренном пунктом 5.15 настоящего Закона

5.15 Освобождаются от обложения этим налогом операции по поставке услуг по перевозке пассажиров, их багажа, грузов и международных отправлений под таможенным режимом транзита по территории Украины согласно положениям главы 33 Таможенного кодекса Украины.

Примечание! абзац третий п.п. 6.2.4 исключен

п. 5.16 — портовый сбор

Освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг, предоставляемых иностранным судам и оплачиваемым ими в соответствии с законодательством Украины портовыми сборами

Освобождаются от обложения этим налогом операции по предоставлению услуг, включаемых в состав портовых сборов согласно законодательству, в интересах лиц, осуществляющих международные перевозки пассажиров, их багажа, грузов и международных отправлений от пункта пересечения государственной границы Украины до пункта (места) таможенного оформления на территории Украины при их прибытии (получении) на таможенную территорию Украины, а также от пункта (места) таможенного оформления на территории Украины до пункта пересечения государственной границы Украины

 

Как видно из сравнительной таблицы, теперь

судовые агенты могут пользоваться льготой (не объект) не по любым услугам агентирования и фрахтования торгового флота, а только в пользу нерезидентов, которые предоставляют услуги по международным перевозкам (определение международных перевозок см. в п. 1.19 Закона об НДС).

В налогообложении непосредственно

транзитных перевозок ничего в принципе не поменялось, за исключением оговорки льготного налогообложения (освобождены от налогообложения) в отношении транзитных международных отправлений (определение международных отправлений см. в пп. 1.23 и 1.24 Закона об НДС). Иначе обстоит дело с операциями, связанными с транзитными перевозками, — они лишились льготы: исключен последний абзац п.п. 6.2.4 Закона об НДС.

С портовыми сборами

также есть изменения: если раньше льготировались (освобождены от налогообложения) операции по поставке услуг только иностранным судам, то теперь — любым международным перевозчикам, но с учетом прописанных в пункте расстояний.

 

Переработка давальческого сырья в ВЭД

В отношении давальческих операций в ВЭД законодатели хотя и преобразовали ряд норм, однако не изменили существующий порядок налогообложения. Так, можно увидеть среди перечня объектов налогообложения в

п.п. 3.1.2 Закона об НДС в числе приравненных к импорту операции по ввозу продуктов переработки (готовой продукции):

— на таможенную территорию Украины после переработки давальческого сырья за границей;

— из-под таможенного режима переработки, если полученная в результате переработки исполнителем-резидентом продукция остается в Украине.

Еще раз повторим: и раньше эти операции облагались НДС

по ставке 20 % (подробно мы об этом писали в тематическом номере «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 13).

Что касается отходов, которые подлежат

уничтожению или разрушению, то и здесь все осталось по-прежнему: они не облагались. Правда, ясность в этом вопросе вносилась письмом ГТСУ от 10.12.2004 г. № 25/2-9-17/14698-ЕП. В частности, в нем разъяснялось, что отходы, образующиеся в процессе переработки давальческого сырья, в случае их удаления в Украине (без реализации) не подлежат размещению в таможенный режим (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 13, с. 25).

 

Ремонт в режиме переработки

Транспортные средства, которые возвращаются на территорию Украины после ремонта

за границей (куда они были вывезены в таможенном режиме переработки), освобождены от импортного НДС (п.п. 3.1.2).

При применении этой нормы следует учитывать нововведенные определения в Законе:

ремонт

— операции по предоставлению услуг по устранению недостатков товаров, приведению их в рабочее состояние, восстановлению ресурса или их характеристик (п. 1.26);

транспортное средство

— наземное, подземное, водное, подводное, воздушное и космическое моторизированное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и их багажа, грузов и международных отправлений (п. 1.25).

Однако по-прежнему есть проблемы в обложении НДС оплаты за услуги ремонта нерезиденту. Ведь нулевая ставка из

п.п. 6.2.1 Закона об НДС на такие работы не распространяется, а необложение услуги через обоснование абз. «г» п. 6.5 Закона об НДС под большим вопросом.

Напомним, что благодаря этой норме из-под объекта налогообложения выводятся какие-либо работы с движимым имуществом,

изменяющим его качественную характеристику, если они фактически предоставляются за пределами Украины. Однако в результате ремонта качественные характеристики не меняются, они восстанавливаются: подтверждением тому — нововведенное определение ремонта (п. 1.26). Поэтому формально такие услуги подпадают под общий абз. «а» п. 6.5 Закона об НДС, а значит, и под объект налогообложения, причем по ставке 20 %. В этой связи не лишним будет вспомнить письмо ГНАУ от 10.07.2007 г. № 13727/7/16-1517-27// «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 81, в котором сказано о распространении абз. «г» п. 6.5 Закона об НДС и на ремонт. Однако пользоваться таким мнением можно только в случае наличия подобного письма в ваш адрес.

Также хотим обратить внимание на последнюю мысль обновленного

п. 6.3 Закона об НДС, где сказано, что нулевая ставка не применяется для транспортных средств, которые отправляются под таможенным режимом переработки за пределы Украины с целью их ремонта и возвращаются на таможенную территорию Украины. Это значит, что операция по вывозу таких транспортных средств не может быть отражена в строке 2.1 декларации по НДС, а это, в свою очередь, повлияет на распределение «входящего» НДС отчетного периода.

 

Другие уточнения объекта (лизинг, хранение и пр.)

Изложены в новой редакции подпункты

Закона об НДС, которые определяют объект налогообложения — пп. 3.1.1 — 3.1.3. О некоторых изменениях мы уже сказали (международные перевозки, ввоз после переработки, уничтожение отходов), теперь посмотрим на остальные. Они касаются:

оперативного лизинга (п.п. 3.1.2). Теперь из этого подпункта следует, что возврат объекта оперативного лизинга, который был предварительно вывезен в режиме временного вывоза, не подпадает под объект. Однако и до этой нормы такая операция не облагалась, так как существует льгота п. 5.17 Закона об НДС;

имущества, переданного на хранение (ответственное хранение) или его использование или распоряжение (п.п. 3.1.2). Ввоз такого имущества облагается, как и другой импорт;

международных перевозок (пп. 3.1.1, 3.1.3). О том, что в перечне операций, подпадающих под объект (п.п. 3.1.1), отдельно выделили услуги по международным перевозкам, а именно ту ее часть, которая облагается по ставке 20 %, мы уже говорили выше. Теперь обратим ваше внимание, что то же самое сделали и в отношении международных перевозок, облагаемых по ставке 0 %, согласно п.п. 6.2.4 Закона об НДС. Их включили в состав экспортных операций (п.п. 3.1.3). Хотя и без этого пункта, согласно первому предложению п.п. 3.1.1 и норме п. 6.5, эти операции подпадают под объект налогообложения, причем учитывая требования п.п. 6.2.4, по ставке 0 %;

других случаев, определенных Законом об НДС (пп. 3.1.1 — 3.1.3). Раньше такой всеохватывающей оговорки не было, только для определения других случаев экспорта/импорта закон обращался к ТКУ.

 

Дата вступления в силу Закона

Здесь ситуация складывается интересно. Что касается изменений в

ТКУ и Закон об НДС, то они согласно Закону № 1451 вступают в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится 30-й календарный день со дня его опубликования. Опубликован Закон 2 июля 2009 года. Теперь осталось выяснить, с какого дня надо начинать отсчет 30-ти дней: со 2 июля (дня опубликования) или с 3 июля (дня, следующего за днем опубликования). Дело в том, что от этого одного дня зависит дата вступления в силу закона с разрывом в месяц.

На наш взгляд, было бы логично руководствоваться

ст. 253 ГКУ и начинать отсчет с 3 июля, в результате чего дата вступления в силу — 01.09.2009 г. Однако на сайте Верховной Рады (http://zakon.rada.gov.ua) размещена иная информация о дате вступления в силу этого Закона — 01.08.2009 г.

Что же касается вступления в силу изменений в Закон Украины «О едином таможенном тарифе», то эта дата приходится

на 01.10.2009 г.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд