Закон № 1447: новая ступень государственной поддержки аграриев

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2009/№ 58
В избранном В избранное
Печать
Статья

Закон № 1447: новая ступень государственной поддержки аграриев

 

Статья служит расширенным комментарием к Закону Украины от 04.06.2009 г. № 1447-VI (см. с. 9 этого номера газеты).

Анатолий БОБРО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 1447

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по совершенствованию механизмов государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции» от 04.06.2009 г. № 1447-VI.

Закон о страховании

— Закон Украины «О страховании» от 07.03.96 г. № 85/96-ВР.

Закон о господдержке сельского хозяйства

— Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о ФСН

— Закон Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» от 17.12.98 г. № 320-XIV.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

 

Рассмотрим по порядку, какие же основные изменения вносятся Законом № 1447 в Закон о господдержке сельского хозяйства и Закон о страховании.

 

Изменения в Законе о страховании

Единственным, но важным изменением в

Законе о страховании является исключение из него п. 11 ч. 1 ст. 7, что фактически означает, что страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений государственными сельскохозяйственными предприятиями, урожая зерновых культур и сахарной свеклы сельскохозяйственными предприятиями всех форм собственности не относится к видам обязательного страхования.

Новая редакция

п. 10.1 ст. 10 «Страхование сельскохозяйственной продукции» Закона о господдержке сельского хозяйства четко указывает, что страхование рисков гибели (потери) сельскохозяйственной продукции (ее части) и капитальных активов проводится товаропроизводителем сельскохозяйственной продукции в добровольной форме и осуществляется на основании договора между страхователем и страховщиком. Добровольное страхование у конкретного страховщика не может быть обязательной предпосылкой при реализации других правоотношений.

 

Изменения в Законе о господдержке сельского хозяйства

Что касается изменений в

Законе о господдержке сельского хозяйства, то ввиду их масштабности и принципиальной значимости, даже при выборочном и тезисном их освещении, требуется подробный комментарий.

Дополнившим

ст. 2 Закона о господдержке сельского хозяйства пунктом 2.51 предусмотрено создание Государственного интервенционного фонда, т. е. фонда, который формируется Аграрным фондом за счет финансовой интервенции, залоговой, форвардной и фьючерсной закупки и используется для осуществления товарной интервенции с целью обеспечения ценовой стабильности.

Обращаем внимание на новую редакцию

п. 2.15 Закона о господдержке сельского хозяйства. Сельскохозяйственная продукция (сельскохозяйственные товары) — товары, указанные в группе 1 — 24 УКТ ВЭД согласно Закону Украины «О Таможенном тарифе Украины», если при этом такие товары (продукция) выращиваются, откармливаются, вылавливаются, собираются, изготавливаются, производятся, перерабатываются непосредственно производителем этих товаров (продукции), а также продукты обработки и переработки этих товаров (продукции), если они были приобретены или произведены на собственных или арендованных мощностях (площадях) (абзац первый п. 2.15 Закона о господдержке сельского хозяйства).

Нетрудно заметить, что такое определение термина «сельскохозяйственная продукция (сельскохозяйственные товары)» по смысловому содержанию практически аналогично определению этого термина

п. 81.7 ст. 81 Закона об НДС.

Можно отметить и похожесть абзаца четвертого обновленного

п. 2.15 Закона о господдержке сельского хозяйства и соответственно п. 81.8 ст. 81 Закона об НДС. Отличаются они лишь тем, что первый говорит о нераспространении на производителей подакцизных товаров, кроме предприятий первичного виноделия, которые поставляют виноматериалы (код УКТ ВЭД 2204 29 — 2204 30), норм этого пункта (2.15), а второй — норм этой статьи (81), в связи с чем эти нормы не равнозначны по сфере применения.

Кроме того, в понимании обновленного

Закона о господдержке сельского хозяйства , к сельхозпродукции (товарам) относятся также определенные виды отходов, полученные при производстве сельхозпродукции (товаров), а также все биологическое топливо и энергия, полученные при переработке и утилизации сельхозпродукции (товаров) и их отходов (биогаз, биодизель, этанол, твердое биотопливо, в производстве которого была использована сельхозпродукция (ее отходы) в размере больше 50 % от всей использованной продукции, электрическая энергия, пары, горячая вода и т. п.) (абзац второй нового п. 2.15 Закона о господдержке сельского хозяйства).

Не совсем корректна формулировка абзаца третьего обновленного

п. 2.15 ст. 2 Закона о господдержке сельского хозяйства: «Сельскохозяйственная продукция (товары), указанная в этой статье, облагается НДС согласно ст. 81 Закона об НДС и фиксированным налогом согласно Закону Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге».

Ведь если в отношении

Закона об НДС можно сказать, что этим налогом облагается именно стоимость поставленной продукции (товаров), то в отношении Закона о ФСН такое выражение не уместно. Как известно, объектом обложения ФСН является площадь сельхозугодий, а также земель водного фонда, а не стоимость продукции. По всей видимости, законодатели подразумевали, что в расчет так называемой «сельхоз-доли» следует принимать и упомянутые выше виды продукции, а именно: отходы, биотопливо и т. п. Но не будем гадать, подождем реакции Кабмина на этот счет, который согласно п.2 разд. ІІ Закона № 1447 должен в месячный срок внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект о внесении изменений в закон об НДС и закон о ФСН.

Обновленным

п.п. 3.3.1 Закона о господдержке сельского хозяйства установлен перечень объектов государственного ценового регулирования, в который включены практически все виды зерновых культур, в частности пшеница, кукуруза, рожь и т. п., семена подсолнечника, а также продукты переработки: мука, сахар-песок (свекольный); масло сливочное, масло подсолнечное и т. п.

При этом обновленным

п.п. 3.3.2 Закона о господдержке сельского хозяйства установлено, что в соответствии с рыночной конъюнктурой Кабмин применяет государственное ценовое регулирование отдельных объектов, определенных п.п. 3.3.1 этого Закона. Перечень таких объектов определяется по результатам мониторинга аграрного рынка и подлежит официальному обнародованию не позже чем за 30 календарных дней до начала маркетингового периода.

Если такой перечень не сформирован или официально не обнародован в отмеченный срок, действует

перечень объектов для предыдущего маркетингового периода.

На каждый вид сельскохозяйственной продукции (товара), определенный в соответствии со стандартами и который является объектом государственного ценового регулирования, устанавливается 

минимальная или максимальная интервенционная цена.

Серьезные

новации несет и дополнение пункта 3.3 Закона о господдержке сельского хозяйства подпунктом 3.3.4. Им установлено, что:

— для объектов государственного ценового регулирования (видов сельхозпродукции и товаров) устанавливается

предельная торговая надбавка (наценка) на уровне не выше 20 % оптово-отпускной цены производителя (таможенной стоимости) к конечному потребителю;

— товаропроизводителям (поставщикам) объектов государственного ценового регулирования (видов сельхозпродукции и товаров), и предприятиям оптовой и розничной торговли, а также аффилированным с ними другим предприятиям,

запрещается заключать договоры, предусматривающие любые другие финансовые обязательства (взаимоотношения), кроме взаимоотношений купли-продажи сельхозпродукции (товаров);

— предприятия оптовой и розничной торговли производят

расчеты с поставщиками объектов госценового регулирования (видов сельхозпродукции и товаров) в срок не более семи банковских дней со дня получения выручки от реализации этих объектов;

вся сумма торговой надбавки (наценки), полученная с нарушениями норм этого Закона, и штраф в двукратном размере выручки взимаются органами государственной налоговой службы по решению соответствующей государственной инспекции по контролю за ценами в местный бюджет по месту осуществления торговой деятельности предприятия (организации) нарушителя. Согласование суммы взыскания производится в порядке, предусмотренном Законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

В отношении последней нормы можно предположить, что поскольку

Законом № 2181 не регламентировано применение его норм в указанных случаях, то реализация процедуры взыскания на практике вызовет массу вопросов.

Максимальная и минимальная интервенционная цена

отдельного объекта государственного ценового регулирования является единой на всей территории Украины.

Минимальная интервенционная цена устанавливается с учетом среднеотраслевых нормативных расходов их производства,

минимального уровня рентабельности не менее 10 %, конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках по методике, утвержденной КМУ. В случае если такая цена не обеспечивает среднестатистическую безубыточность производства, на производство таких видов продукции вводится дополнительная господдержка.

Заслуживает внимания и дополнение

п.п. 9.2.1 Закона о господдержке сельского хозяйства абзацами третьим и четвертым такого содержания соответственно:

— Аграрный фонд может осуществлять закупку или продажу определенных объектами государственного ценового регулирования товаров, не связанных с государственным ценовым регулированием,

только по решению КМУ. При этом цена закупки или продажи не должна быть выше/ниже более чем на 20 % максимальной/минимальной интервенционной цены, установленной на текущий маркетинговый период для объектов госценового регулирования;

в исключительных случаях Аграрный фонд по решению КМУ может осуществлять закупку и продажу материально-технических ресурсов для нужд сельхозтоваропроизводителей.

Обновленным

п.п. 10.2.1 Закона о господдержке сельского хозяйства расширен перечень страховых случаев при страховании сельскохозяйственных культур и животных.

Изменен порядок предоставления кредитных субсидий. В частности, установлено, что

кредитная субсидия предоставляется:

— в

национальной валюте — в размере не менее 1,5 учетной ставки НБУ, действующей на день начисления процентов за пользование кредитами, но не выше размеров, предусмотренных кредитными договорами;

— в

иностранной валюте — в размере не менее 10 % годовых, но не выше размеров, предусмотренных кредитными договорами.

По кредитам, полученным на строительство оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, производственных помещений, животноводческих и птицеводческих комплексов, а также на строительство хранилищ для хранения зерна, овощей и фруктов, кредитная субсидия (через механизм удешевления кредитов) осуществляется на конкурсных принципах в размере

не менее 90 % банковских процентов.

Ужесточена ответственность за нецелевое использование средств кредитной субсидии, в частности,

прекращается предоставление заемщику любой государственной поддержки в течение текущего и следующего бюджетных периодов.

Обновлены

пп. 15.2 и 15.3 Закона о господдержке сельского хозяйства, в которых приводятся соответственно объекты:

— бюджетной дотации;

— специальной бюджетной дотации.

Отметим, что новая редакция

не содержит прежних ограничений ни по весовым кондициям, ни по чистопородности животных.

Закон о господдержке сельского хозяйства

согласно Закону № 1447 дополнен ст. 171 «Основные условия предоставления товарным биржам заключения о соответствии требованиям» и ст. 172 «Другие виды государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей». В частности, последней предусмотрено, что поддержка сельхозтоваропроизводителей независимо от вида и объема производимой ими продукции может предоставляться путем:

— выделения бюджетной субсидии в расчете на единицу обрабатываемых угодий;

— частичного бюджетного возмещения стоимости высеянных высокорепродукционных семян сельхозкультур;

— выполнения целевой государственной программы, направленной на повышение плодородия почв, борьбу с вредителями и болезнями сельхозрастений и животных, ведения сельского хозяйства на радиационно загрязненных территориях.

Пунктом 172.3 Закона о господдержке сельского хозяйства

установлено, что сельхозтоваропроизводителям возмещается до 50 % стоимости строительства и реконструкции животноводческих ферм и комплексов с количеством КРС не менее 500 голов, свиноматок — не менее 1200 голов и птицы — не менее 1 млн голов, а также до 30 % возмещается стоимость закупки техники и оборудования для сельхозпроизводства, строительства и реконструкции подсобных предприятий по переработке и хранению сельхозпродукции.

При ввозе на таможенную территорию Украины непосредственно сельхозтоваропроизводителями исключительно для собственных потребностей техники и оборудования для сельхозпроизводства (тракторов, комбайнов, сельхозмашин, грузовых автомобилей, прицепов, оборудования, для животноводства и птицеводства, забоя скота и птицы, производства продуктов питания, хранения и последующей переработки зерна, овощей, фруктов, мяса, молока, отходов производства, для производства биотоплива и других альтернативных видов энергии), аналоги которых не производятся в Украине,

не взимается ввозная пошлина (применяется нулевая ставка ввозной пошлины).

Перечень такой техники и оборудования для сельскохозяйственного производства утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти по вопросам аграрной политики. Понятно, что поскольку такого документа пока нет, то применение указанной нормы

Закона о господдержке сельского хозяйства на практике невозможно.

Предусмотрены

компенсация и возмещение за счет средств госбюджета сельхозтоваропроизводителям стоимости построенных в сельской местности социально-бытовых объектов, при условии, что они обеспечивают деятельность этих социально-бытовых объектов.

Установлены и другие формы поддержки производителей сельхозпродукции, как-то: государственная форвардная закупка зерна, удешевление стоимости средств идентификации и регистрации сельхозживотных и т. п.

На этом закончим краткое освещение новаций

Закона № 1447. Понятно, что со временем появятся подзаконные акты, которые мы также оперативно доведем до вас, уважаемые читатели. Следите за нашими публикациями.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд