Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

«Праздник непослушания» для субъектов хозяйствования

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2009/№ 46
Печать
Статья

«Праздник непослушания» для субъектов хозяйствования

 

Информация, активно обсуждаемая средствами массовой информации, субъектами хозяйствования, да и самими контролирующими органами, о частичном «моратории» на проверки подтвердилась (сообщение о принятии Кабмином соответствующего постановления см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 44, с. 4). В данный момент для субъектов хозяйствования на первый план выходит вопрос о том, насколько практически применимым является постановление об ограничении на проверки и какие реальные изменения должны произойти во взаимоотношениях субъектов хозяйствования с контролирующими органами. Попробуем представить полную картину, остановившись на всех существенных положениях постановления.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Контролирующие органы, на которых распространяется действие постановления

В самом

постановлении Кабмина от 21.05.2009 г. № 502 «О временных ограничениях по осуществлению мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» (далее — постановление № 502 // см. на с. 9) такие контролирующие органы не названы.

Аналогичный спор о сфере действия в свое время велся и в отношении

Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — Закон № 877, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 102). Точка, в частности, так и не была поставлена в отношении того, подпадают ли под действие Закона № 877 налоговики (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 66, с. 12).

Используемые в

постановлении № 502 термины (прежде всего в названии — «государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности»), а также привязка к критериям оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности позволяют сделать вывод, что сферы действия Закона № 877 и постановления № 502 совпадают. Соответственно, введенные последним ограничения не распространяются на проверки, осуществляемые в рамках «валютного контроля, таможенного контроля на границе, контроля за соблюдением бюджетного законодательства и соблюдением государственного и коммунального имущества, банковского и страхового надзора, других видов специального государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования на рынке финансовых услуг, государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, а также оперативно-розыскной деятельности, дознания, прокурорского надзора, досудебного следствия и правосудия» (ст. 2 Закона № 877). Аналогичным образом рассуждает и Госкомпредпринимательства, который разместил разъяснение к данному постановлению на своем сайте (www.dkrp.gov.ua) одновременно с появлением самого постановления на правительственном Интернет-портале.

 

Ограничения на проведение плановых проверок

Из текста

постановления № 502 следует, что до 31.12.2010 г. плановые проверки проводиться не будут. Но этот запрет не распространяется на субъектов хозяйствования с высокой степенью риска.

Напомним, согласно

ч. 2 ст. 5 Закона № 877 орган госнадзора должен в отнесенной к его ведению сфере контроля определить критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности (высокая, средняя, незначительная). В зависимости от степени риска определяется периодичность проведения плановых мероприятий госнадзора. Перечень утвержденных по состоянию на конец 2008 года критериев риска в различных сферах хоздеятельности и периодичности проверок ее осуществления нами приводился в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 102.

На данный момент этот перечень

дополнен утвержденными Кабмином критериями, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий по госконтролю в сфере защиты растений (постановление от 27.05.2009 г. № 513), за использованием и охраной земель (постановление от 20.05.2009 г. № 477), в сфере промышленной безопасности и охраны труда (постановление от 28.04.2009 г. № 413), сельскохозяйственного семеноводства (постановление от 08.04.2009 г. № 406), общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы (постановление от 15.04.2009 г. № 345), надзора за осуществлением хоздеятельности, связанной со сбором, обработкой, хранением, защитой и использованием информации, которая составляет кредитную историю (постановление от 15.04.2009 г. № 353), за деятельностью по выпуску и проведению лотерей и деятельностью по проведению азартных игр (постановление от 02.04.2009 г. № 303), деятельностью в туристической сфере (постановление от 21.01.2009 г. № 25), для осуществления госнадзора в отношении объектов культурного наследия (постановление от 21.01.2009 г. № 21), в сфере питьевых водопоставок и водоотведения (постановление от 14.01.2009 г. № 16), осуществления хозяйственной деятельности, связанной с производством, выпуском и реализацией продукции (выполнением работ, предоставлением услуг) (постановление от 27.12.2008 г. № 1164), в сфере использования и охраны вод и воспроизводства водных ресурсов (постановление от 27.12.2008 г. № 1139), физической культуры и спорта (постановление от 17.12.2008 г. № 1097).

Однако

по ряду направлений госнадзора критерии риска до сих пор не утверждены. Как быть в отношении них? Согласно ч. 3 ст. 22 Закона № 877, если критерии распределения субъектов хозяйствования по степени риска их хозяйственной деятельности, периодичность проведения плановых мероприятий и перечень вопросов для их осуществления не утверждены, такие субъекты считаются субъектами с незначительной степенью риска и подлежат государственному контролю не чаще одного раза в пять лет. В аспекте постановления № 502 более правильно сказать: не подлежат плановым проверкам до 31.12.2010 г. (если в этот период не будут утверждены требуемые критерии риска). Кстати, одно из трех перечисленных условий о необходимости утверждения перечня вопросов для проведения проверок выполнено только Нацкомиссией регулирования электроэнергетики (см. приказ от 30.09.2008 г. № 159) и Минохранприроды (см. приказ от 04.03.2008 г. № 108). Но эту недоработку вряд ли сочтут достаточным основанием для придания всем субъектам хозяйствования статуса субъектов с незначительной степенью риска.

Прямое

исключение из предписания о приостановлении проведения плановых проверок сделано только в отношении плановых проверок соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей). По этим направлениям запрет на проведение плановых проверок не распространяется. В то же время следует учесть, что налоговые органы осуществляют проверки не только соблюдения налогового законодательства. Поэтому плановые проверки соблюдения законодательства об РРО, обороте наличности, производстве и обороте алкоголя и табака, а также законодательства в сфере ВЭД до 31.12.2010 г. проводиться не должны.

 

Ограничения в проведении внеплановых проверок

Внеплановые проверки могут проводиться лишь по обращениям физических и юридических лиц и по заявлению самого субъекта хозяйствования

. Таким образом, из установленного Законом № 877 перечня оснований проведения внеплановых проверок исключены такие, как: выявление недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйствования; проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний по устранению нарушений, выданных по результатам проведения плановых мероприятий органом госнадзора; неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных пояснений о причинах, препятствующих подаче таких документов. При этом следует сказать, что Закон № 877 допускает возможность установления иных оснований для проведения внеплановых проверок в других законах либо ратифицированных Украиной международных актах. Однако и этими основаниями, согласно постановлению № 502, не смогут воспользоваться контролирующие органы.

В тексте

постановления № 502 в отношении внеплановых проверок используется словосочетание «установить ограничения», а не «временно прекратить», как в отношении плановых. Это может дать дополнительные зацепки контролирующим органам для того, чтобы избежать необходимости следовать постановлению. Тем не менее анализ пояснительной записки дает основания говорить, что смысл в них все же вкладывался одинаковый: до 31.12.2010 г. внеплановые проверки проводиться не должны (кроме проверок по двум указанным основаниям).

Интересно, как будет действовать

постановление № 502 в совокупности со ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины, устанавливающей, что административно-хозяйственные санкции могут налагаться в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позже чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хоздеятельности. Таким образом создаются все условия для игнорирования значительной части требований к осуществлению хозяйственной деятельности (единственным стержнем правопорядка теперь будут жалобы юридических и физических лиц).

Открытым остается вопрос о том,

будет ли распространяться ограничение на проведение внеплановых проверок на проверки органов налоговой службы. Есть опасения, что последние объявят себя вне данного постановления, как это было с Законом № 877. Однако, учитывая, что в абзаце первом постановления № 502 налоговики фигурируют в качестве специального исключения, а во втором — нет, сделать это теперь им будет сложнее.

 

Порядок наложения санкций контролирующими органами

Постановлением № 502

предусмотрено, что вынесению решения о наложении санкций за выявленные в ходе проверки нарушения должно предшествовать вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений. Далеко не все контролирующие органы на данный момент выносят такие предписания. Соответственно, многие из них столкнутся с необходимостью оперативной разработки формы и порядка вынесения таких предписаний. Впрочем, отсутствие урегулированности в этих процедурных вопросах не может стать основанием для неисполнения постановления № 502 в этой части.

Обращает на себя внимание то, что в

постановлении № 502 используется выражение «финансовые и административные санкции». Используя такое выражение, постановление охватывает все административно-хозяйственные санкции, в том числе санкции, налагаемые органами государственной налоговой службы и названные в Законе Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII финансовыми.

Думаем, на

санкции за административные правонарушения (применяемые к должностным лицам субъекта хозяйствования) действие постановления № 502 распространяться не должно.

Характер нарушения, возможность либо невозможность его устранения

могут быть установлены еще при его выявлении в ходе проверки. Однако недостаточно последовательное изложение текста постановления № 502 на практике может привести к возникновению вопроса о том, если уже в момент составления акта проверки ясно, что нарушение не является устранимым, должен ли контролирующий орган выносить предписание о его устранении.

На данный момент также неясно,

будут ли в случае невыполнения предписания об устранении нарушений применяться не только санкции за само неустраненное нарушение, но и административный штраф уже за невыполнение предписания. Формальные основания для этого у контролирующих органов будут.

Интересно, что такое основание, как проверка устранения нарушений, исключено из перечня оснований для внеплановых проверок. Поэтому, видимо, субъект хозяйствования теперь сам должен быть заинтересован в предоставлении органу контроля информации об устранении нарушения с предоставлением подтверждающих доказательств.

Спорным может стать вопрос о том,

можно ли считать устранимым нарушение сроков совершения определенных обязанностей (например, подачи обязательной отчетности). После выявления данного нарушения субъект хозяйствования может выполнить только саму обязанность, но в любом случае — уже с нарушением установленных законодательством сроков.

Главным же становится вопрос о том,

станет ли постановление № 502 реальным механизмом в руках субъектов хозяйствования при сдерживании «давления со стороны органов государственного контроля». Например, может ли субъект хозяйствования со ссылкой на требования постановления не допустить представителей контролирующего органа к проверке, ведь согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 877 такое право субъекту хозяйствования предоставлено только в том случае, если проверки осуществляются с нарушением требований к их периодичности, установленных законом. Кроме того, ст. 11 Закона № 877 устанавливает обязанность субъекта хозяйствования допустить орган контроля к проверке, если он действует с соблюдением установленных законом требований к порядку проверки.

Если возникнет спор с контролирующим органом, следует иметь в виду, что суды, вероятнее всего, при его разрешении будут исходить из того, что исключительный перечень полномочий Кабинета Министров Украины в сфере регулирования порядка осуществления мероприятий государственного надзора за хозяйственной деятельностью приведен в

ст. 22 Закона № 877, и принятием постановления № 502 правительство вышло за пределы своей компетенции в этом вопросе. В данном случае предписания постановления вступают в противоречие с нормами законов, а потому такая коллизия должна решаться в пользу закона. По общему правилу, подзаконные акты могут только конкретизировать положения законов при условии, что соответствующие полномочия на конкретизацию были предусмотрены самим законом.

Постановление № 502 вступило в силу

с даты опубликования, т. е. 29.05.2009 г.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше