Темы статей
Выбрать темы

О некоторых вопросах хозяйственной деятельности

Редакция НиБУ
Письмо от 27.02.2009 г. № 1930

О некоторых вопросах хозяйственной деятельности

Письмо Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 27.02.2009 г. № 1930

 

Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел <...> письмо <...> о предоставлении разъяснений по некоторым вопросам хозяйственной деятельности и сообщает следующее.

 

 

По вопросу о необходимости указывать срок, на который предоставляется право пользования имуществом в качестве вклада в уставный капитал общества, в учредительных документах вновь созданного юридического лица

В соответствии с частью первой статьи 87 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) для создания юридического лица его участники (учредители) разрабатывают учредительные документы, которые излагаются в письменном виде и подписываются всеми участниками (учредителями), если законом не установлен иной порядок их утверждения. Часть вторая этой же статьи определяет, что учредительным документом общества является утвержденный участниками устав или учредительный договор между участниками, если иное не установлено законом.

В соответствии с частью второй статьи 88 ГКУ в учредительном договоре общества определяются обязательства участников создать общество, порядок их совместной деятельности по его созданию, условия передачи обществу имущества участников, если дополнительные требования по содержанию учредительного договора не установлены этим Кодексом или другим законом.

Одновременно частью второй статьи 57 Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ) установлено, что

в учредительных документах должны быть указаны наименование субъекта хозяйствования, цель и предмет хозяйственной деятельности, состав и компетенция его органов управления, порядок принятия ими решений, порядок формирования имущества, распределения прибыли и убытков, условия его реорганизации и ликвидации, если иное не предусмотрено законом.

Статьей 5 Закона Украины «О хозяйственных обществах» предусмотрено, что

если в учредительных документах общества не указан срок его деятельности, общество считается созданным на неопределенный срок.

Также обращаем внимание на то, что частью первой статьи 115 ГКУ хозяйственное общество является собственником, в частности имущества, переданного ему участниками общества в собственность в качестве вклада в уставный (составной) капитал.



комментарий редакции

Право пользования на неопределенный срок как взнос в уставный фонд

Вопрос о том, нужно ли указывать в учредительных документах хозяйственного общества срок, на который в его уставный фонд передается право пользования имуществом, к сожалению, в комментируемом письме остался без ответа.

Интерес к содержанию учредительных документов в этом аспекте объясняется тем, что от него зависит,

может ли отсутствие в уставе информации о сроке, на который передано право пользования, стать основанием для отказа в государственной регистрации либо для признания устава недействительным .

Одним из оснований для таких негативных последствий действующее законодательство называет отсутствие в учредительных документах сведений, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 27 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-ІV). Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII, в свою очередь, предусматривает

необходимость указания в учредительных документах информации о порядке и условиях формирования уставного фонда.

Практика применения данного законодательного положения свидетельствует о том, что приемлемым вариантом считается указание в уставе размера взносов учредителей и порядка их внесения в уставный фонд; перечень же имущества (имущественных прав), которое вносят учредители с указанием документов, подтверждающих их права на него, фиксируется в протоколе учредительного собрания, на котором принимается решение о создании общества, либо в протоколе общего собрания, если взнос вносится уже после создания общества. Поэтому только отсутствие в уставе информации о сроке, на который право пользования передается обществу как взнос в его уставный фонд, не должно быть расценено как достаточное основание для отказа в регистрации и тем более для последующего признания устава недействительным.

В отношении последнего замечания следует подчеркнуть, что суды признание устава недействительным считают крайней мерой, которая может быть применена только в случае, если были допущены нарушения закона, которые не могут быть устранены (см. рекомендации Президиума ВХСУ от 28.12.2007 г. № 04-5/14).

Более того, в комментируемой части письма можно увидеть косвенное признание необязательности указания в учредительных документах срока использования имущества, когда взносом в уставный фонд выступает право пользования им. Такой вывод следует из попытки провести некую параллель с нормой, согласно которой общество, в учредительных документах которого не указан срок его деятельности, признается созданным на неопределенный срок (ст. 5 Закона о хозобществах). Однако прямо на возможность обращения именно к такой аналогии Госкомпредпринимательства не указывает.

Оговоркой же о том, что хозяйственное общество является собственником имущества, переданного ему участниками общества в собственность как взнос в уставный фонд, Госкомпредпринимательства, видимо, хочет подчеркнуть следующее:

если при формировании уставного фонда не будет отдельно указано, что в качестве взноса передается именно право пользования, а не право собственности на имущество, будет действовать общее правило и право собственности перейдет к обществу. Именно из такой презумпции исходят суды (см. постановление ВХСУ от 19.11.2008 г. № 16/146-08). Безусловно, такой вывод не может считаться справедливым в тех случаях, когда учредитель, передающий в качестве взноса права на имущество, не является его собственником, а потому изначально другие участники, в том числе при оценке взноса, должны были учитывать, что передаются отдельные имущественные права, но не право собственности. Кроме того, для оценки взноса в виде имущественных прав учредителям все же должен быть известен и срок, в течение которого такие права будут принадлежать обществу, и если имущество не является собственностью самого учредителя, такой срок не может превышать срока, на который имущественные права были переданы учредителю собственником имущества.

В целом можно сделать вывод, что срок, на который обществу в качестве взноса передаются имущественные права, не является информацией, обязательной для указания в уставе. В то же время он выступает существенным условием, без которого не может быть проведена оценка взноса учредителя, а потому будет зафиксирован в учредительном договоре (в случае его заключения), протоколе учредительного собрания, акте оценки и акте приема-передачи.

 

 

По вопросу оценки права пользования имуществом в качестве взноса в уставный (составной) капитал общества

Статьей 86 ХКУ определено, что вкладами участников и учредителей хозяйственного общества могут быть здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, ценные бумаги, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, а также другие имущественные права (включая имущественные права на объекты интеллектуальной собственности), средства, в том числе в иностранной валюте. Вклад, оцененный в гривнях, составляет долю участника и учредителя в уставном фонде общества.

Порядок оценки вкладов определяется в учредительных документах хозяйственного общества, если иное не предусмотрено законом.

Согласно статье 3 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» имущественными правами, которые могут оцениваться, признаются любые права, связанные с имуществом, отличающиеся от права собственности, в том числе права, являющиеся составными частями права собственности (права владения, распоряжения, пользования), а также другие специфические права (права на осуществление деятельности, использование природных ресурсов и т. п.) и права требования.

Частью четвертой этого Закона определено, что в случаях самостоятельного проведения оценки имущества органом государственной власти или органом местного самоуправления составляется акт оценки имущества.

Статьей 13 Закона Украины «О хозяйственных обществах» и частью второй статьи 115 ГКУ установлено, что вкладом в уставный (составной) капитал хозяйственного общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные или другие отчуждаемые права, имеющие денежную оценку, если иное не установлено законом. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества осуществляется с согласия участников общества, а

в случаях, установленных законом, она подлежит независимой экспертной проверке.

Напоминаем, что статьей 8 ГКУ установлено, что гражданские отношения, не урегулированные этим Кодексом, другими актами гражданского законодательства или договором, регулируются теми правовыми нормами этого Кодекса, других актов гражданского законодательства, которые регулируют подобные по содержанию гражданские отношения (аналогия закона).

Ввиду того что указанной выше статьей 115 ГКУ

денежная оценка вклада участника хозяйственного общества осуществляется с согласия участников общества.

Поэтому считаем целесообразным рекомендовать участникам общества по аналогии Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» о результатах оценки вкладов участников общества составить соответствующий акт.

 

 

По вопросу документа, предоставляемого для подтверждения внесения учредителями вкладов в уставный (составной) капитал юридического лица

На основании приведенного выше Госкомпредпринимательства считает, что документом, подтверждающим передачу имущества в уставный (составной) капитал юридического лица, может быть

акт такой передачи, составленный участниками на основании акта оценки вкладов участников общества.



комментарий редакции

Документы, подтверждающие оценку вносимого в уставный фонд имущества и его фактическую передачу

Оценку взноса, вносимого в виде имущества либо имущественных прав, оформлять путем составления

акта оценки (по аналогии с предусмотренным Законом об оценке документом), а факт внесения такого взноса — актом приема-передачи, Госкомпредпринимательства предлагает не впервые. Так, в ряде его писем указывалось, что в случае, когда учредители хозяйственного общества сами оценивают имущество либо имущественные права и определяют критерии оценки своих взносов в уставный фонд, это должно оформляться соответствующими актами оценки и приема-передачи (письма от 16.08.2004 г. № 5528, от 30.08.2004 г. № 5865, от 16.11.2004 г. № 8022, от 16.04.2004 г. № 2475, от 14.09.2004 г. № 6279). Законодательство конкретных требований к форме этих документов и их содержанию не предъявляет, поэтому учредители могут чувствовать себя вполне свободно при их составлении.

Как видим, Госкомпредпринимательства не без оснований сменил тональность своих указаний: если раньше он подчеркивал, что рассматриваемые операции «должны оформляться» путем составления соответствующих актов, то теперь это звучит как рекомендация, от которой, при условии наличия других документов, подтверждающих проведение оценки и факта передачи имущества, можно отклониться.

 

 

По вопросу подписания ликвидационного баланса всеми членами ликвидационной комиссии

Порядок проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации установлен статьей 36 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей», в частности частью второй этой статьи определено, что

подписи председателя и членов ликвидационной комиссии на ликвидационном балансе должны быть нотариально удостоверены.

Удостоверение подлинности подписей учредителей (участников) или уполномоченного ими органа на ликвидационном балансе осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины от 03.03.2004 № 20/5.

Согласно пункту 261 указанной Инструкции нотариус, удостоверяя подлинность подписи, не удостоверяет факты, изложенные в документе, а только подтверждает, что подпись сделана определенным лицом (лицами).

Обращаем внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрено применение каких-либо исключений по оформлению ликвидационного баланса, поэтому

подписи всех членов ликвидационной комиссии на ликвидационном балансе должны быть нотариально удостоверены.

Одновременно отмечаем, что согласно части третьей Заключительных положений Закона о регистрации законы, нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу этого Закона, действуют в части, не противоречащей этому Закону.



комментарий редакции

Удостоверение ликвидбаланса нотариусом

В этой части письма следует обратить внимание на два момента: во-первых,

все подписи на ликвидационном балансе должны нотариально заверяться, во-вторых, нотариальному заверению подлежат именно подписи, а не действительность изложенной в ликвидационном балансе информации. Соответственно нотариальное удостоверение в данном случае — это лишь гарантия того, что ликвидационный баланс подписали именно те лица, которые в нем указаны. Одновременно из этого следует и то, что нотариус для заверения ликвидационного баланса может потребовать только документы, удостоверяющие личность председателя и членов ликвидационной комиссии.

Аналогичная ситуация имеет место при удостоверении устава, в отношении которого законодательство также требует именно заверения подписей учредителей, а не содержащихся в нем сведений, поэтому какие-либо требования со стороны нотариусов о предоставлении им для проведения нотариального удостоверения устава документов, подтверждающих права учредителей на передаваемое в уставный фонд имущество, или любых других документов, кроме удостоверяющих личности учредителей, безосновательны.

 

 

По вопросу приобретения доли самим обществом

В соответствии со статьей 147 ГКУ и статьи 53 Закона Украины «О хозяйственных обществах» установлено, что участник общества с ограниченной ответственностью имеет право продать или иным образом уступить свою долю (ее часть) в уставном капитале одному или нескольким участникам этого общества.

Отчуждение участником общества с ограниченной ответственностью своей доли (ее части) третьим лицам допускается, если иное не установлено уставом общества.

В случае приобретения доли (ее части) участника самим обществом с ограниченной ответственностью оно обязано реализовать ее другим участникам или третьим лицам в течение срока, не превышающего одного года

, или уменьшить свой уставный капитал в соответствии со статьей 52 указанного выше Закона и в соответствии со статьей 144 ГКУ. В течение этого периода распределение прибыли, а также голосование и определение кворума в высшем органе проводятся без учета доли, приобретенной обществом.

Порядок внесения изменений в учредительные документы, связанных с изменением состава учредителей, установлен статьей 29 Закона о регистрации.

Обращаем внимание на то, что в соответствии с частью пятой статьи 89 ГКУ изменения в учредительные документы юридического лица вступают в силу для третьих лиц со дня их государственной регистрации.



комментарий редакции

Регистрация изменений в составе учредителей

Как видим, в этом вопросе Госкомпредпринимательства, к сожалению, ограничился исключительно приведением цитат из действующих нормативно-правовых актов, из которых, в частности, осталось непонятно, на разъяснение какого именно момента направлено письмо. Приведенная его часть служит лишь напоминанием:

государственной регистрации подлежит любой факт изменения в составе учредителей (участников) общества, даже когда доля одного из них приобретается самим обществом и соответственно не происходит ни введения в состав учредителей новых лиц (как это происходит при передаче доли третьему лицу), ни изменения размера долей прежних участников (что имеет место при продаже доли одному либо нескольким участникам общества). Документы, которые должны быть поданы в каждом из названных случаев госрегистратору для регистрации произошедших изменений, названы в ст. 29 Закона о госрегистрации.

Госкомпредпринимательства не зря также напомнил субъектам хозяйствования о том, что

для третьих лиц изменения в составе учредителей будут иметь юридическую силу с момента их госрегистрации. Следует привести и продолжение процитированной нормы: сами субъекты хозяйствования ссылаться на отсутствие госрегистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами не могут. Другими словами, субъект хозяйствования должен действовать добросовестно и при наличии такой возможности информировать третьих лиц, для отношений с которыми юридическое значение имеет изменение состава участников, о таких изменениях. Кроме того, в связи с тем, что третьи лица будут ориентироваться в первую очередь на информацию о субъекте хозяйствования, отраженную в госреестре, сами субъекты хозяйствования должны быть заинтересованы в как можно более быстром проведении госрегистрации произошедших изменений и не злоупотреблять отсутствием конкретных сроков для их регистрации и санкций за нерегистрацию. Например, если уставом общества предусмотрена необходимость единогласного принятия решения по заключению отдельных сделок на общем собрании, то контрагент, который будет исходить из сведений госреестра, справедливо усомнится в действительности решения, принятого после выхода одного из участников, но до регистрации этих изменений.

 

 

По вопросу выкупа доли собственника самим частным предприятием

В соответствии с частью первой статьи 63 ХКУ частное предприятие — это предприятие, действующее на основе частной собственности граждан или субъекта хозяйствования (юридического лица).

Статьей 113 ХКУ также дается определение частного предприятия, а именно: «Частным предприятием определяется предприятие, действующее на основе частной собственности одного или нескольких граждан, иностранцев, лиц без гражданства и его (их) труда и с использованием наемного труда. Частным является также предприятие, действующее на основе частной собственности субъекта хозяйствования — юридического лица». Порядок организации и деятельности частных предприятий определяется этим Кодексом и другими законами.

В настоящее время частное предприятие создается и действует на основании общих требований, установленных ГКУ, ХКУ и другими законами Украины.

Согласно части первой статьи 8 ГКУ, если гражданские отношения не урегулированы этим Кодексом, другими актами гражданского законодательства или договором, они регулируются теми правовыми нормами этого Кодекса, других актов гражданского законодательства, которые регулируют подобные по содержанию гражданские отношения (аналогия закона).

Учитывая приведенное выше, Госкомпредпринимательства считает, что

выкупить долю самим частным предприятием возможно в порядке, установленном для обществ (статья 53 Закона Украины «О хозяйственных обществах»).



комментарий редакции

К порядку выкупа доли в уставном фонде частного предприятия применяется порядок, установленный для хозобществ

Напомним, действующее законодательство предусматривает требование, согласно которому частное предприятие должно иметь уставный фонд, однако не устанавливает требований к его размеру (более подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 101, с. 23).

В то же время положения, которые посвящены регулированию условий и порядка деятельности частного предприятия, каких-либо специальных требований к порядку формирования и изменения уставного фонда такого субъекта хозяйствования не содержит. В результате остается неурегулированным целый ряд вопросов, в частности, вопрос о возможности и порядке выкупа доли в уставном фонде частного предприятия.

Как видим, Госкомпредпринимательства указывает на то, что в таких случаях

для урегулирования отношений в рамках частного предприятия по аналогии могут применяться общие нормы, действие которых распространяется на хозяйственные общества. То есть речь должна идти о статьях 113 — 118 Гражданского кодекса Украины и 1 — 23 Закона о хозобществах, поскольку именно названные статьи являются общими. Остальные статьи устанавливают ряд особенностей в отношении отдельных видов хозяйственных обществ. Однако далее Госкомпредпринимательства конкретизирует свою основную мысль и делает ссылку на ст. 53 Закона о хозобществах, которая касается вопроса выкупа доли обществом в ООО.

Если дополнить сделанный в комментируемом письме вывод ранее высказываемой Госкомпредпринимательства позицией по аналогичным вопросам (см. письмо от 25.12.2007 г. № 9652), то получается, что

частное предприятие в уставе обязательно должно указать размер и порядок формирования уставного фонда, поскольку это требование является общим для всех субъектов хозяйствования. Остальные вопросы оставлены на усмотрение учредителей частного предприятия и могут быть урегулированы ими в уставе. Если же учредители этого не сделали, в решении таких вопросов следует руководствоваться общими положениями, посвященными уставному фонду хозяйственных обществ. Однако общие положения о хозяйственных обществах тоже дают ответы не на все вопросы. Как видим, Госкомпредпринимательства предлагает пойти еще дальше и в таких случаях к отношениям, возникающим в рамках частного предприятия, применять по аналогии нормы, посвященные ООО.

Данный вывод действительно является обоснованным,

если уставный фонд частного предприятия разделен на доли. В этом случае частное предприятие охватывается определением хозяйственного общества как юридического лица, уставный фонд которого разделен на доли, и отношения, возникающие в рамках такого предприятия, по своей природе наиболее близки к ООО. Однако, как справедливо указывает ВХСУ, характеристика юридического лица как частного предприятия — это характеристика того, на основании какой собственности оно создано, а не отношений по формированию уставного фонда (постановление ВХСУ от 05.02.2009 г. № 13/120). Поэтому если уставный фонд частного предприятия не разделен на доли, то применять к такому предприятию предписания нормативных актов, посвященных хозяйственным обществам, нельзя (постановление ВХСУ от 15.10.2008 г. № 11/304/08).

 

 

По вопросу справки на прием документов, подлежащих долгосрочному хранению

Для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате

слияния, присоединения, разделения или преобразования государственному регистратору подаются документы, предусмотренные частями первой — третьей статьи 37 Закона о регистрации, в частности абзацем шестым части первой этой статьи определено, что подается справка архивного учреждения о приеме документов, которые в соответствии с законом подлежат долгосрочному хранению.

В соответствии с частью четвертой статьи 31 Закона Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» установлено, что в случае ликвидации или реорганизации органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций документы, накопившиеся за время их деятельности, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) правопреемникам в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства, с сохранением соответствующей формы собственности на указанные документы, а в случаях отсутствия правопреемников — соответствующим государственным архивным учреждениям или другим местным архивным учреждениям.

Согласно пункту 12.3 Правил работы архивных подразделений органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, утвержденных приказом Государственного комитета архивов Украины 16.03.2001 № 16, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 08.05.2001 под № 407/5598, установлено, что

порядок передачи и дальнейшего пользования документами учреждения после его реорганизации или ликвидации предусматривается в приказе, другом распорядительном акте или решении о реорганизации или ликвидации учреждения. Передача документов ликвидируемого учреждения входит в обязанности комиссии, созданной для передачи дел и имущества. В случае реорганизации учреждения с передачей его функций другому учреждению последнее принимает по акту документы, не завершенные в делопроизводстве реорганизуемого учреждения, и его архив.

Следовательно, на основании приведенного выше Госкомпредпринимательства считает, что

государственный регистратор может принять справку, выданную юридическим лицом — правопреемником, о передачи ему дел и имущества от прекратившегося юридического лица для дальнейшего хранения.



комментарий редакции

Справка из архива при реорганизации предприятия

Сделанный Госкомпредпринимательства вывод основан на следующем тезисе: поскольку действующее законодательство обязательную передачу дел в архивные учреждения предусматривает только в случае ликвидации юридического лица без образования правопреемников, требование об обязательном предоставлении справки о передаче такому архивному учреждению документов длительного хранения (10 и более лет) при реорганизации предприятия не имеет оснований. Хотя обоснование возможности предоставления госрегистратору справки от правопреемника юридического лица, которое ликвидируется, могло быть и другим. Дело в том, что законодательство об архивном деле исходит из весьма широкого понятия архивного учреждения, которое, согласно ст. 23 Закона Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» от 24.12.93 г. № 3814-XII, включает в себя архивные подразделения предприятий и организаций, основанных на частной форме собственности. Поэтому ст. 37 Закона о госрегистрации может быть истолкована как предусматривающая необходимость предоставления либо справки из государственного, коммунального или частного архивного учреждения, либо подписанной руководителем предприятия-правопреемника справки, составленной на основании акта приема дел ликвидируемого предприятия экспертной комиссией предприятия-правопреемника.

 

 

По вопросу документа, удостоверяющего полномочия

В соответствии с частью первой статьи 24 Закона о регистрации для проведения государственной регистрации юридического лица учредитель (учредители) или уполномоченное ими лицо должны лично подать государственному регистратору (направить заказным письмом с описью вложения) документы, в частности экземпляр оригинала или нотариально удостоверенную копию решения учредителей или уполномоченного ими органа о создании юридического лица в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с частью девятой статьи 24 Закона о регистрации, если документы для проведения государственной регистрации юридического лица подаются учредителем юридического лица, государственному регистратору дополнительно предъявляется паспорт, а если документы для проведения государственной регистрации юридического лица подаются лицом, уполномоченным учредителем (учредителями) юридического лица, государственному регистратору дополнительно предъявляется его паспорт и предоставляется

документ, удостоверяющий его полномочия.

Частью третьей статьи 237 ГКУ установлено, что представительство возникает на основании договора, закона, акта органа юридического лица и по другим основаниям, установленным актами гражданского законодательства.

Частью первой статьи 238 ГКУ установлено, что представитель может быть уполномочен на совершение только таких сделок, право на совершение которых имеет лицо, которое он представляет.

Обращаем внимание на то, что в соответствии со статьей 59 Закона Украины «О хозяйственных обществах» к исключительной компетенции общего собрания общества с ограниченной ответственностью относятся вопросы, определенные в части пятой статьи 41 этого Закона, в частности, пунктом «й» — принятие решения об избрании уполномоченного лица для представления интересов общества.

Считаем, что

в случае принятия общим собранием участников общества решения об избрании уполномоченного лица для представления интересов общества по вопросам государственной регистрации это решение является документом, удостоверяющим полномочия этого лица, которое подает документы государственному регистратору, что не противоречит общим требованиям к порядку оформления представительства интересов одного лица другим.

 

Председатель А. Кужель



комментарий редакции

Документом, подтверждающим полномочия для подачи документов на госрегистрацию, может быть решение общего собрания

На практике документом, подтверждающим полномочия лица на подачу госрегистратору документов с целью регистрации юридического лица, считается нотариально заверенная доверенность, выданная учредителем либо учредителями. Причем достаточным считается, если доверенность выдана одним из учредителей, что вполне обоснованно, поскольку такое уполномоченное лицо фактически выполняет роль посыльного, к помощи которого можно и вовсе не обращаться, если направить необходимые документы почтой, что прямо допускается Законом о госрегистрации.

Видимо, перед Госкомпредпринимательства стояла цель несколько упростить эту процедуру, исключив из нее необходимость получения доверенности. Однако предложенный в письме вариант, во-первых, не выглядит более оптимальным по сравнению с уже существующими и, кроме того, он основан на признании за органами общества (в частности, общим собранием) определенных полномочий еще до государственной регистрации общества, т. е. до того момента, когда общество считается созданным и наделяется предусмотренными законодательством правомочностями.

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше