Туристическая деятельность: основные юридические правила

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2009/№ 49
В избранном В избранное
Печать
Статья

Туристическая деятельность: основные юридические правила

 

Тяга человека к путешествиям, желание увидеть мир, узнать, как живут другие народы, не только послужили причиной великих географических открытий, легли в основу многих художественных произведений, но и стали движущим фактором целой индустрии туристических услуг. Предлагаем узнать об основных юридических правилах ведения этого бизнеса.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

 

Туроператоры: особенности правового статуса

Статья 5 Закона о туризме

называет субъектов, осуществляющих и/или обеспечивающих туристическую деятельность. Главную роль среди них, безусловно, играют туроператоры и турагенты.

Туристические

операторы определены как юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, для которых исключительной деятельностью является организация и обеспечение создания туристического продукта, реализация и предоставление туристических услуг, а также посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг, и которые в установленном порядке получили лицензию на туроператорскую деятельность.

Проанализируем это определение.

Во-первых

, туроператором может выступать исключительно юридическое лицо.

В данном случае воспользоваться правилом, которое закреплено в

ст. 51 ГКУ и предусматривает, что к предпринимательской деятельности физических лиц применяются нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность юридических лиц, если иное не установлено законом либо не следует из сути отношений, не удастся, поскольку речь идет не о гражданско-правовых отношениях, а об отношениях административных, в рамках которых государство предъявляет требования к субъектам, занимающимся определенным видом деятельности. Кроме того, замысел законодателя на то, чтобы ограничить круг субъектов, которые могут быть туроператорами, только юрлицами , виден в том числе из того, что в отношении турагентов сделана специальная оговорка о возможности заниматься данным видом деятельности и для физлиц-предпринимателей. Данный вывод подтвердила Госслужба туризма и курортов Министерства культуры и туризма в письме от 10.10.2007 г. № 3-Д (см. на с. 45), подчеркнув, что физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности не может получить лицензию на право осуществления туроператорской деятельности.

Во-вторых

, иностранные юридические лица могут осуществлять туроператорскую деятельность на территории Украины только путем создания своих представительств в соответствии с законодательством Украины и при условии получения последними лицензии на туроператорскую деятельность (ст. 37 Закона о туризме).

В-третьих

, деятельность по организации и обеспечению реализации турпродукта либо отдельных туристических услуг для туроператора должна быть исключительной.

Для начала выясним, что такое «туристический продукт».

Под

туристическим продуктом в Законе о туризме понимается предварительно разработанный комплекс туристических услуг, объединяющий не менее чем две такие услуги, которые реализуются либо предлагаются к реализации по определенной цене, в состав которого входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и др.).

Исходя из определений туроператора и турпродукта и их системного анализа, можно сделать следующий вывод: заниматься разработкой, организацией, обеспечением создания туристического продукта,

непосредственным предоставлением туристических услуг могут только туроператоры.

Однако исключительный характер туроператорской деятельности, как свидетельствует текст

Лицензионных условий № 111, заключается не в этом. Согласно п. 9.1 Лицензионных условий № 111 туроператор не имеет права осуществлять другие виды хозяйственной деятельности, кроме тех, которые определены Законом о туризме и Лицензионными условиями № 111.

Тем не менее суды исходят из достаточно либерального прочтения данного положения. Так, Высший хозяйственный суд Украины в

постановлении от 13.07.2006 г. № 2-29/5065-2006 указал, что вывод о невозможности осуществления туроператором иной хозяйственной деятельности, кроме реализации туристических услуг, является ошибочным (предметом спора был вопрос о возможности предоставления туроператором имущества в аренду). К такому выводу ВХСУ пришел на основании следующих рассуждений: Закон о туризме не содержит прямого запрета на осуществление субъектами хозяйствования, которые занимаются туристической деятельностью, других видов хозяйственной деятельности.

Однако туроператорам все же следует предельно осмотрительно относиться к данной позиции суда, поскольку она была высказана еще в период, когда в отношении соответствующего положения

Закона о туризме существовала некоторая неоднозначность, позднее снятая включением более однозначной нормы в Лицензионные условия № 111. В то же время данная норма, похоже, сегодня является мертвой, поскольку ни одного примера ее применения с какими-либо негативными последствиями для туроператора нам найти не удалось.

В-четвертых,

туроператорская деятельность является лицензируемым видом деятельности . Соответствующие Лицензионные условия утверждены приказом Госкомпредпринимательства и Минкультуры и туризма от 11.09.2007 г. № 111/55 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 57).

Важным положением, включенным в

Закон о туризме после его изложения в новой редакции Законом Украины от 18.11.2003 г. № 1282-IV, стала норма, согласно которой туроператор может осуществлять также и турагентскую деятельность без получения лицензии на турагентскую деятельность. Это означает, что туроператоры, кроме самостоятельной разработки и предоставления туруслуг, могут осуществлять посредническую деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих туристических услуг.

В-пятых

, в отношении организации деятельности туроператоров действующее законодательство предъявляет еще ряд специальных требований, среди которых:

— условие о том, чтобы

общий размер доли туроператора в уставных фондах других туроператоров Украины не превышал 20 процентов их уставных фондов;

необходимость подтверждения финансового обеспечения своей ответственности: согласно ст. 15 Закона о туризме туроператор для покрытия своей ответственности за ущерб, который может быть нанесен туристу в случае возникновения обстоятельств его неплатежеспособности либо возбуждения производства о признании его банкротом, должен предоставить подтверждение финобеспечения своей ответственности в виде гарантии банка либо другого кредитного учреждения перед туристом в размере не менее 20 тыс. евро (размер финобеспечения туроператора, предоставляющего услуги исключительно по внутреннему и въездному туризму, должен составлять не менее 10 тыс. евро).

 

Правовой статус турагента

Теперь остановимся на

особенностях правового статуса туристических агентов.

Во-первых

, турагентская деятельность, как и деятельность туроператоров, является лицензируемой.

Во-вторых

, турагентами могут быть как юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, так и физические лица — субъекты предпринимательской деятельности.

Специальное указание на это содержит само определение туристического агента, приведенное в

ст. 5 Закона о туризме. В соответствии с ним туристические агенты — это юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, а также физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и туристических услуг, других субъектов туристической деятельности, а также посредническую деятельность в отношении реализации характерных и сопутствующих услуг, и которые в установленном порядке получили лицензию на турагентскую деятельность. Далее продолжим анализ этого определения.

Итак,

в-третьих, в отношении возможности осуществления турагентской деятельности иностранными субъектами установлены требования, аналогичные предъявляемым к туроператорской деятельности: иностранные юридические и физические лица могут осуществлять турагентскую деятельность путем создания предприятий согласно законодательству Украины и получения в установленном порядке лицензий на осуществление соответствующей деятельности.

В этом аспекте следует сказать еще об одном существенном ограничении: согласно

ст. 37 Закона о туризме на территории Украины не допускается посредническая деятельность по заключению договоров на туристическое обслуживание с иностранными субъектами туристической деятельности. Такая деятельность может осуществляться только через туроператоров, созданных по законодательству Украины.

В-четвертых

, наиболее существенной и даже определяющей чертой деятельности турагента является то, что она является посреднической деятельностью по реализации туристического продукта туроператоров и туристических услуг других субъектов туристической деятельности.

Деятельность турагента, в отличие от деятельности туроператора, может быть

только посреднической: соответственно, самостоятельно предоставлять какие-либо отдельные туристические услуги турагент в рамках туристической деятельности не может. Однако он может выступать посредником не только между турагентом и туристом, но и между туристом и другим субъектом, предоставляющим характерные либо сопутствующие туристические услуги без статуса туроператора (перевозчиком, гостиницей, учреждением ресторанного хозяйства и др.). Но тут также действует условие — такая посредническая деятельность должна быть направлена на реализацию соответствующих услуг лицу, имеющему статус туриста. Кроме того, поскольку в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих турагентскую деятельность, не установлено требование о ее исключительном характере, такие субъекты могут осуществлять иные виды хозяйственной деятельности самостоятельно при соблюдении других требований законодательства (например, для предоставления услуг по перевозке такому субъекту необходимо будет получить соответствующую лицензию).

В-пятых

, к турагентам также предъявляется требование о подтверждении финансового обеспечения своей ответственности в размере не менее 2 тыс. евро.

Наиболее существенные

требования к туроператорской и турагентской деятельности приведем в сравнительной таблице.

 

Законодательное требование

Туроператорская деятельность

Турагентская деятельность

Субъекты осуществления

Только юридические лица

Юридические лица и физлица-предприниматели

Виды осуществляемой деятельности

Создание и реализация туристического продукта, отдельных туристических услуг; посреднические услуги по реализации туристических услуг

Посреднические услуги по реализации туристических услуг

Запрет на другие виды хоздеятельности

Установлен

Не установлен

Лицензируемый характер

Лицензируется в соответствии с Лицензионными условиями № 111

Ограничения по созданию

Общий размер доли туроператора в уставных фондах других туроператоров Украины не может превышать 20 процентов их уставных фондов

Нет ограничений

Необходимость подтверждения финансового обеспечения своей ответственности

В размере не менее 20 тыс. евро (размер финобеспечения туроператора, предоставляющего услуги исключительно по внутреннему и въездному туризму, должен составлять не менее 10 тыс. евро)

В размере не менее 2 тыс. евро

 

Другая деятельность в сфере туризма

Как уже упоминалось, кроме туроператоров и турагентов в туристической деятельности могут быть задействованы другие субъекты хозяйствования (см. также

письмо Госкомпредпринимательства от 06.05.2004 г. № 3132). Это, в частности, субъекты, предоставляющие услуги по временному размещению (проживанию), питанию, экскурсионные, развлекательные и другие туристические услуги; деятельность гидов-переводчиков, экскурсоводов, спортивных инструкторов, провожатых и других специалистов туристического сопровождения и др. Такая деятельность не подлежит специальному лицензированию как туристическая.

Кроме того, как прямо признал Госкомпредпринимательства, не нужно получать лицензию на турагентскую деятельность предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам — предпринимателям, которые выдают застрахованным лицам по их основному месту работы путевки на санаторно-курортное лечение за счет Фонда соцстрахования по временной утрате трудоспособности с частичной оплатой (см.

письмо Госкомпредпринимательства от 03.10.2006 г. № 7086).

 

Договорные отношения между туроператором и турагентом

На практике этот вопрос так и не получил единообразного разрешения, о чем свидетельствует использование самых различных вариантов оформления отношений между туроператорами и турагентами. Такая ситуация существует, несмотря на достаточно определенное решение данного вопроса на уровне законодательства: в соответствии с

ч. 13 ст. 21 Закона о туризме права и обязанности, ответственность сторон и другие условия договора между туроператором и турагентом определяются согласно общим положениям об агентском договоре, если иное не предусмотрено договором между ними, а также Законом о туризме. В связи с этим расскажем о том, как должны быть урегулированы отношения между туроператором и турагентом, и о возможных негативных последствиях отклонения от этих требований.

Итак, как было указано, в основе отношений между туроператором и турагентом должен лежать

агентский договор. Общие положения, касающиеся данного договора, закреплены в главе 31 ХКУ «Коммерческое посредничество (агентские отношения) в сфере хозяйствования».

Заключая агентский договор (договор коммерческого посредничества), коммерческий агент предоставляет услуги субъектам хозяйствования при осуществлении ими хозяйственной деятельности путем посредничества от имени, в интересах, под контролем и за счет субъекта, которого он представляет. Коммерческий агент в отношениях с третьими лицами в рамках агентского договора не может действовать от собственного имени и не может заключать договоры от имени представляемого в отношении себя лично.

Стандартный агентский договор между туроператором и турагентом должен содержать следующую информацию

:

1.

Предмет договора

Предмет агентского договора составляют услуги турагента, которые предоставляются другой стороне договора — туроператору и состоят в заключении соглашений с туристами либо в содействии в их заключении от имени туроператора и за его счет (конкретная формулировка может быть такой: «осуществлять юридические и фактические действия по продвижению и реализации туристического продукта или реализовывать комплекс туристических услуг, входящих в состав турпродукта, включая рекламу туристического продукта и поиск клиентов» либо «осуществлять деятельность по реализации сформированного туроператором туристического продукта и заключению договоров на туристическое обслуживание с третьими лицами»).

2.

Обязанности сторон

В данном разделе договора, в частности, указывается порядок исполнения турагентом посреднических услуг. Агентский договор может предусматривать запрет турагенту представлять одновременно нескольких туроператоров, либо, наоборот, запрет туроператору обращаться к посредническим услугам других турагентов. В то же время в договоре между собой туроператор и турагент не могут ограничить круг туристов, которым будет предоставляться туристический продукт, поскольку договор о туристическом обслуживании является по своему характеру публичным и должен быть заключен с любым лицом, которое соглашается на его условия.

В агентском договоре целесообразно оговорить возможность заключения турагентом субагентских договоров, по которым часть обязательств турагента может передаваться другим субъектам хозяйствования.

В разделе договора, который посвящен обязанностям сторон, устанавливаются также порядок и сроки предоставления отчетов турагентом туроператору.

В числе обязанностей туроператора необходимо прямо указать его обязанность разработать и предоставить турагенту для работы программы и расценки на каждый туристический продукт, которые должны прилагаться к агентскому договору (

п.п. 6.2.1 Лицензионных условий № 111).

Туроператор также устанавливает цену на туристические услуги, должен точно выполнять программу туристического обслуживания и предоставлять своевременную информацию турагенту о всех изменениях, которые вносятся в программу туристического обслуживания.

3.

Условия и порядок расчетов между туроператором и турагентом

Стороны могут использовать различные варианты определения порядка расчетов между собой, а также определения суммы и порядка выплаты вознаграждения турагенту.

Как показывает практика, агентское вознаграждение в сфере туризма может составлять от 2 до 12 % от стоимости туристического продукта. Вознаграждение турагенту может выплачиваться, например, в установленный срок после перечисления средств на счет туроператора; может вычитаться из стоимости туристического продукта агентом непосредственно при перечислении денежных средств туроператору и пр. Широкое распространение также получило использование накопительных схем агентских вознаграждений, может устанавливаться отдельное вознаграждение за реализацию дополнительных услуг.

Не следует также забывать о включении в договор условий о возмещении турагенту расходов, понесенных им при выполнении договора.

4.

Ответственность сторон договора

Как правило, для турагента ненадлежащим исполнением или неисполнением агентского договора являются несвоевременная, неполная или неправильная оплата счетов туроператора; несвоевременное аннулирование или внесение изменений в заказ; необеспечение явки туристов в пункт начала путешествия; предоставление неправильных сведений о туристах, непредоставление туристам информации об условиях совершения путешествия; неправильное оформление путевок и несвоевременная передача документов туристу, необходимых для совершения путешествия.

Для туроператора ненадлежащим исполнением договора является отказ от предоставления туристического продукта, неправильное оформление документов, необходимых для совершения путешествия, несвоевременная передача документов агенту или туристам и т. п.

Другие условия агентского договора между туроператором и турагентом являются традиционными и не должны вызывать затруднений при их включении в договор. Это такие пункты:

форс-мажорные и иные обстоятельства, исключающие ответственность сторон договора за его неисполнение; порядок разрешения споров; прочие условия.

Агентский договор заключается в письменной форме

. В договоре должна быть указана форма подтверждения полномочий турагента на осуществление действий от имени туроператора. Формой такого подтверждения может выступать либо письменная доверенность (нотариальное удостоверение которой не является обязательным), либо сам договор (ч. 3 ст. 243 ГКУ).

Теперь о некоторых используемых на практике вариантах оформления отношений между туроператором и турагентом. Так, в ряде случаев используются договоры, по которым

турагенты выступают заказчиками услуг, которые им предоставляются туроператорами и заключаются в осуществлении последними представительства турагентов в отношениях с перевозчиками, гостиницами, субъектами, предоставляющими услуги питания, и т. д. Такой вариант, как видим, не будет соответствовать характеристике агентского договора, а значит — противоречит требованиям действующего законодательства.

Еще одним вариантом, противоречащим действующему законодательству, является заключение

договора купли-продажи, по которому туристический продукт выступает предметом договора и на который по договору право собственности переходит от туроператора к турагенту, после чего последним реализуется туристам.

Какими же могут быть негативные последствия оформления отношений между туроператором и турагентом с отклонением от предложенного в законодательстве варианта? В первую очередь,

появляется угроза признания такого договора недействительным в связи с тем, что он будет противоречить прямо установленным требованиям законодательства к нему (ст. ст. 203, 215 ГКУ). Однако все будет зависеть от конкретных условий договора, в частности, суды при определенных условиях могут обратиться к ст. 235 ГКУ и, не признавая договор недействительным, применить к отношениям сторон положения законодательства, регулирующие отношения в рамках агентского договора. Кроме того, Высший хозяйственный суд Украины в своей практике признает возможность применения к отношениям туроператора и турагента ст. 6 ГКУ, согласно которой стороны в договоре могут отступить от положений актов гражданского законодательства и урегулировать свои отношения по собственному усмотрению (см. постановление ВХСУ от 06.03.2008 г. № 20-1/003-7/087), однако и в этом случае в основе отношений должен лежать агентский договор и лишь в определенной части стороны могут включить элементы другого гражданско-правового договора.

 

Договорные отношения туроператора (турагента) с туристом

Согласно

ст. 1 Закона о туризме туристом является лицо, которое осуществляет путешествие по Украине либо в другую страну с не запрещенной законом страны пребывания целью на срок от 24 часов до одного года без осуществления какой-либо оплачиваемой деятельности и с обязательством оставить страну либо место пребывания в определенный срок.

Согласно

ст. 20 Закона о туризме туроператор либо турагент заключают с туристом договор на туристическое облуживание, по которому берет на себя обязательство за установленную договором плату обеспечить предоставление комплекса туристических услуг (туристический продукт). В случае, когда договор заключает турагент, то необходимо помнить, что он действует от имени туроператора, о чем должна быть сделана специальная оговорка в договоре с туристом. Это правило специально приведено в п. 6.1.3 Лицензионных условий № 111: при реализации туристического продукта турагентом договор о туристическом обслуживании заключается турагентом от имени и по поручению туроператора и должен содержать информацию о туроператоре (наименование, местонахождение, номер лицензии, телефон и др.).

Порядок заключения, условия договора на туристическое обслуживание и его форма достаточно подробно урегулированы

Законом о туризме, поэтому мы остановимся только на наиболее существенных моментах.

Договор на туристическое обслуживание заключается в письменной (электронной) форме

либо путем выдачи ваучера. Порядок оформления ваучера на предоставление туристических услуг и его использования утвержден приказом Государственной туристической администрации Украины от 06.06.2005 г. № 50.

В целом следуя изложенным выше требованиям, закрепленным на уровне международных документов, Закон о туризме предусматривает обязательное предоставление туристу

до заключения договора о туристическом обслуживании следующей информации:

1) основные требования необходимых для оформления выездных/въездных документов (паспорт, разрешение (виза) на въезд/выезд в страну временного пребывания), в том числе информация о сроках их оформления;

2) медицинские предостережения в отношении осуществления туристической поездки, в том числе противопоказания в связи с определенными заболеваниями, особенностями физического состояния и возраста туристов для участия в поездке;

3) информацию о туроператоре (турагенте), его местонахождении и почтовых реквизитах, наличии лицензии на осуществление турдеятельности, сертификатов соответствия и другой информации согласно законодательству о защите прав потребителей;

4) размер финансового обеспечения туроператора или турагента на случай его неплатежеспособности или банкротства и кредитное учреждение, предоставившее такое обеспечение.

В любой момент до начала предоставления туристических услуг (как до, так и уже после заключения договора о туристическом обслуживании) туристу

по его требованию должна быть предоставлена информация:

— программа туристического обслуживания;

— характеристика транспортных средств, осуществляющих перевозку, в том числе их вид и категория, сроки состыковок рейсов, а также другая обязательная информация, предусмотренная кодексами и правилами перевозок (если перевозки входят в состав туристического обслуживания);

— характеристика гостиниц, других мест размещения туристов, в том числе их место размещения, классификация по законодательству страны (места) временного пребывания, сведения о подтверждении соответствия услуг гостиницы установленным требованиям, сведения о правилах временного проживания, сроки и порядок оплаты гостиничного обслуживания, а также другая обязательная информация, предусмотренная законодательством (если гостиничное обслуживание входит в состав услуг с туристического обслуживания);

— об обычаях местного населения, памятках природы, истории, культуры и других объектах туристической демонстрации, которые находятся под особой охраной, о состоянии окружающей природной среды, санитарной и эпидемиологической обстановке;

— о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там;

— о видах и способах обеспечения питания во время туристической поездки;

— о видах и тематике экскурсионного обслуживания, порядке встречи и проводов, сопровождения туристов;

— о дате и времени и окончания туристического обслуживания, его продолжительность;

— сведения о минимальном количестве туристов в группе, сроках информирования туриста о том, что туристическая поездка не состоялась в связи с недобором группы;

— сведения о страховой организации, осуществляющей страхование рисков, связанных с предоставлением туристического обслуживания, размер страховых возмещений, порядок и условия их выплаты;

— о цене туристического обслуживания и порядке осуществления оплаты;

— о месте пребывания организации (организаций), уполномоченной туроператором на прием претензий туристов, а также об адресах и телефонах украинских дипломатических учреждений в стране временного пребывания либо местных служб, к которым можно обратиться в случае возникновения трудностей во время туристической поездки.

Анализ судебной практики показывает, что наибольшее количество споров в сфере туристического обслуживания возникает как раз в связи

с непредоставлением надлежащей информации туристам, что признается нарушением законодательства о защите прав потребителя и влечет за собой наложение на туроператоров и турагентов санкций, предусмотренных Законом № 1023. Например, нарушением прав потребителя признается непредоставление информации либо ее предоставление в недостаточном объеме для того, чтобы связаться с турагентом либо туроператором при возникновении необходимости в этом. Так, в постановлении Окружного административного суда г. Киева от 24.02.2009 г. № 13/533 нарушением признано непредоставление мобильного телефона либо иного удобного для туриста способа информирования турагента о проблемах, возникающих во время отдыха. За данное нарушение субъект хозяйствования был привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 100 процентов стоимости предоставленной услуги.

В то же время суды внимательно относятся к тому, наступили ли обстоятельства, при которых у туроператора либо турагента возникает обязанность предоставления соответствующей информации: например, в

постановлении Одесского апелляционного административного суда от 31.03.2009 г. суд отказал в удовлетворении требований о привлечении к ответственности за нарушение прав потребителя, приняв во внимание тот факт, что договор о туристическом обслуживании не был заключен, а значит не может считаться нарушенной обязанность предоставления необходимой информации туристу, поскольку потребитель так и не получил этот статус.

Особое внимание следует также обратить на специальные правила внесения изменений либо расторжения договора о туристическом обслуживании. В частности,

Закон о туризме называет специальные обстоятельства, при возникновении которых стороны получают возможность требовать внесения изменений в договор либо в одностороннем порядке его расторгнуть (ухудшение условий путешествия, изменение его сроков, непредусмотренное увеличение транспортных тарифов, введение новых либо повышение действующих ставок налогов и сборов, других обязательных платежей, резкое изменение курса национальных валют, другие основания, оговоренные сторонами в договоре).

Закон о туризме

устанавливает также правила изменения цены туристического продукта, которая была согласована сторонами. Такое изменение возможно только в случаях, прямо оговоренных в договоре и только при существенном изменении обстоятельств, случаи которых мы назвали выше. При этом повышение цены туристического продукта не может превышать 5 процентов от первоначальной цены и обязательным является также соблюдение условия о сроках, в пределах которых может произойти изменение цены туристического продукта: не позднее чем за 10 дней до начала туристической поездки, если ее общая продолжительность составляет более 10 дней, за 5 дней — если ее продолжительность составляет от 2 до 10 дней, за 48 часов — если продолжительность поездки составляет 1 день. Если цена увеличивается более чем на 5 процентов, турист может отказаться от договора, а туроператор (либо турагент) обязаны вернуть ему уплаченные по договору средства. В этой части отечественное законодательство закрепляет большие по сравнению с международными нормами гарантии прав туристов: последние право на расторжение договора с получением всего уплаченного по нему связывают с повышением цены туристического продукта на 10 и более процентов.

Это основные юридические правила, о которых следует помнить субъектам, оказывающим услуги, непосредственно связанные с путешествиями, по признанию А. Камю, самой великой и серьезной наукой, помогающей человеку вновь обрести себя.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд