О внесении изменений в Инструкцию по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2009/№ 50
В избранном В избранное
Печать
Приказ от 18.05.2009 г. № 675

О внесении изменений в Инструкцию по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость

Приказ от 18.05.2009 г. № 675

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 5 июня 2009 г. под № 490/16506

(извлечение)

 

Согласно части второй статьи 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и постановлению Кабинета Министров Украины от 02.04.2009 г. № 291 «О реализации пункта 11.21 статьи 11 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.

Внести в пункт 13 Инструкции по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденную приказом Министерства финансов Украины от 01.07.97 г. № 141, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 04.08.97 г. под № 284/2088 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 24.12.2004 г. № 818), одобренные Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Украины следующие изменения:

1.1. В

абзаце первом слова «бухгалтерский учет» заменить словами «а также перерабатывающими предприятиями, уплачивающими дотации сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные молоко и мясо в живом весе (далее — перерабатывающее предприятие), бухгалтерский учет».

1.2.

Дополнить подпунктом 13.5 следующего содержания:

«13.5. Для аналитического учета обязательств по налогу на добавленную стоимость по операциям по поставке покупателям молока, молочной продукции, мяса и мясопродуктов и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость по операциям по получению товарно-материальных ценностей (работ, услуг), связанных с переработкой молока и мяса в живом весе, перерабатывающим предприятием используется

аналитический счет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость по операциям по заготовке и реализации молока, молочной продукции, мяса и мясопродуктов» субсчета 641 «Расчеты по налогам».

Перерабатывающее предприятие надлежащую сельскохозяйственным товаропроизводителям дотацию по операциям поставки молока и мяса в живом весе отражает по

дебету субсчета 641 «Расчеты по налогам», аналитический счет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость по операциям по заготовке и реализации молока, молочной продукции, мяса и мясопродуктов» и кредиту счета 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» с указанием в регистре бухгалтерского учета отдельной графой «Дотация».

Налог на добавленную стоимость, подлежащий взиманию в случае его нецелевого использования, отражается по

дебету субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности» и кредиту субсчета 641 «Расчеты по налогам».

<...>

5. Настоящий приказ вступает

в силу через 10 дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины.

 

Первый заместитель министра И. Уманский

СОГЛАСОВАНО:

Председатель Государственной налоговой администрации Украины С. Буряк



комментарий редакции

Бухучет дотаций перерабатывающих предприятий сельхозпроизводителям за молоко и мясо

По большому счету изменения пункта 13 Инструкции № 141, внесенные согласно вступившему в силу с 16.06.2009 г. комментируемому приказу Минфина, абсолютной новацией не являются. По сути речь идет о восстановлении части прежних норм п. 13 Инструкции № 141, действовавших ранее до изложения этого пункта в редакции приказа Минфина от 24.01.2009 г. № 41.

Вполне очевидно, что такой возврат к прежним нормам п. 13 Инструкции № 141 является реакцией Минфина на восстановление с 17.03.2009 г. п. 11.21 ст. 11 Закона об НДС и издание Кабмином постановления № 291, утвердившего Порядок учета и использования средств, направленных на выплату дотации сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе, вступившего в силу с 10.04.2009 г.

С учетом внесенных изменений абзац первый п. 13 Инструкции № 141 звучит сейчас так (изменения по тексту выделены полужирным курсивом): «Предприятиями сельского и лесного хозяйства и рыболовства, которыми в соответствии с законодательством избран специальный режим обложения налогом на добавленную стоимость (далее — сельскохозяйственное предприятие),

а также перерабатывающими предприятиями, уплачивающими дотации сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные молоко и мясо в живом весе (далее — перерабатывающее предприятие) бухгалтерский учет расчетов по налогу на добавленную стоимость осуществляется с учетом особенностей, приведенных в этом пункте».

А теперь что касается дополнения п. 13 новым подпунктом 13.5. Отметим, что открытие и ведение в составе субсчета 641 отдельных аналитических счетов также было предусмотрено прежней редакцией п. п. 13.1 Инструкции № 141. Разница лишь в том, что сейчас Минфин комментируемым приказом устанавливает порядок ведения

одного, так сказать, обобщенного счета «Расчеты по налогу на добавленную стоимость по операциям по заготовке и реализации молока, молочной продукции, мяса и мясопродуктов», а ранее говорилось о двух:

— «Расчеты по налогу на добавленную стоимость по заготовке и реализации молока и молочных продуктов»;

— «Расчеты по налогу на добавленную стоимость по заготовке и реализации мяса и мясопродуктов».

По нашему мнению, разделение по видам продукции (молочной и мясной) и обособленное ведение отдельных аналитических счетов целесообразно и сейчас.

В отношении отражения в бухгалтерском учете причитающихся сельхозтоваропроизводителям сумм дотаций по дебету субсчета 641 (аналитический счет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость по операциям по заготовке и реализации молока, молочной продукции, мяса и мясопродуктов») и кредиту счета 63, по сути, также не сказано ничего нового. В прежнем п.п. 13.2 лишь не говорилось о конкретизации номера и названия применяемого «кредитового» счета (а отмечалось так: и по кредиту счетов учета обязательств) и не было указания о выделении в регистре бухгалтерского учета отдельной графы «

Дотация».

В прежнем п. п. 13.6 также присутствовала и корреспонденция субсчетов:

дебет 949 и кредит 641 в отношении НДС, подлежащего взысканию в бюджет в случае его нецелевого использования. Но если ранее такую запись должны были делать сельхозтоваропроизводители (о чем, кстати, в ныне действующей редакции п. 13 Инструкции № 141 вообще не упоминается), то теперь она адресована перерабатывающим предприятиям.

Впрочем, то, что теперь в Инструкции № 141 не упоминается о сельхозтоваропроизводителях, не удивительно, ведь нормами ст. 81 Закона об НДС

не установлено жесткой регламентации использования сумм льготного сельхоз-НДС. Согласно спецрежиму порядку налогообложения сумма НДС, начисленная сельхозпредприятием на стоимость поставленных им сельхозтоваров (услуг), не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельхозпредприятия для возмещения суммы налога, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов, а при наличии остатка такой суммы налога — для других производственных целей (п. 81.2 Закона об НДС). Главное, чтобы использование было в производственных целях.

Контроль целевого использования средств сельхозтоваропроизводителями установлен лишь в отношении полученных от переработчиков дотаций за молоко и мясо в живом весе. Согласно п. 8 Порядка № 291

суммы дотации за поставленные перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе сельхозтоваропроизводители используют исключительно для развития животноводства — в первую очередь для обеспечения животноводства кормами, воспроизводства поголовья, приобретения племенных ресурсов и осуществления ветеринарных мероприятий. Но и здесь за использование дотации не по целевому назначению ответственность согласно законодательству несут, акцентируем внимание, руководители сельхозпредприятий (как должностные лица). Другими словами, даже при выявленных нарушениях целевого использования (за что руководителя могут привлечь к ответственности), согласно нормам Закона об НДС и Порядка № 291 сумма дотации не подлежит направлению в бюджет.

Полагаем, нелишне напомнить нормы Порядка № 291, определяющего

случаи признания суммы спецрежимного НДС как используемой перерабатывающим предприятием не по целевому назначению и подлежащей взысканию в госбюджет. Это:

неперечисление определенной по отдельной спецдекларации суммы НДС на небюджетный счет;

неподача в налоговый орган подтверждения перечисления ее на небюджетный счет, а именно — реестр платежных поручений на фактически зачтенные на небюджетный счет средства и выписку территориальных органов Госказначейства с небюджетного счета;

неперечисление на отдельные счета сельскохозяйственных товаропроизводителей суммы дотации в сроки, установленные законодательством для уплаты НДС в бюджет;

выплаты суммы средств, осуществленные с небюджетных счетов по назначению с нарушением этого Порядка № 291.

 

Анатолий Бобро

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд