О применении Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2009/№ 50
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 11.03.2009 г. № 3303-27/170

О применении Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства

Письмо Министерства экономики Украины от 11.03.2009 г. № 3303-27/170

 

Минэкономики рассмотрело <...> обращение о применении норм Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства (далее — Положение), утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 № 921 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 19.11.2008 № 1017), и сообщает.

1. Пунктом 4 постановления Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 № 921 на Минэкономики возложены функции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам координации закупок товаров, работ и услуг за государственные средства (далее — уполномоченный орган).

Согласно подпункту 7 пункта 10 Положения уполномоченный орган предоставляет разъяснения о порядке применения законодательства в сфере государственных закупок.

Это Положение применяется

ко всем закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) составляет не меньше 100 тыс. гривень, а работ — 300 тыс. гривень.

В соответствии с абзацем третьим пункта 6 Положения закупка товаров, работ и услуг осуществляется исключительно у непосредственных производителей товаров, исполнителей работ и предоставителей услуг или их официальных представителей (дилеров, агентов, дистрибьюторов и т. п.). Это требование введено с целью недопущения нерационального, нецелевого и неэффективного управления и использования распорядителями государственных средств.

В то же время согласно абзацу третьему пункта 61 Положения заказчик отклоняет тендерное предложение в случае, если участник не предоставил документального подтверждения того, что он является производителем товаров, исполнителем работ и предоставителем услуг или его официальным представителем.

Кроме того, учитывая требования пункта 2 раздела II «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности» (далее — Закон), с целью защиты отечественной экономики от последствий мирового финансово-экономического кризиса временно, до 01.01.2011, установлено, что закупка товаров, работ и услуг за государственные средства осуществляется у отечественных производителей этих товаров, работ и услуг (юридических и физических лиц), кроме товаров, которые не производятся в Украине.

При этом Положением и Законом не определен перечень документов, которым участник должен подтверждать статус производителя.

2. Новая редакция указанного Положения не содержит норму о применении процедуры закупки торгов с ограниченным участием с обязательным согласованием с уполномоченным органом в установленном им порядке в случае, когда ожидаемая стоимость товаров, работ и услуг равна или превышает 500 тыс. гривень. Аналогичная норма приведена в приказе Минэкономики от 15.04.2008 № 128 «Об утверждении Порядка согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника».

В то же время согласно пункту 16 Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.1992 № 731, в случае внесения изменений, дополнений или признания утратившим силу акта законодательства, согласно которому принят нормативно-правовой акт, орган, издавший этот нормативно-правовой акт, обязан в месячный срок внести в него соответствующие изменения, дополнения или определить его утратившим силу.

При этом полномочия Минэкономики, которые были определены Временным положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28.03.2008 № 274, в пределах которых выданы соответствующие нормативно-правовые акты о функционировании системы государственных закупок, на сегодня аналогично определены Положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 № 921.

Учитывая изложенное, нормативно-правовые акты Минэкономики о функционировании системы государственных закупок, принятые во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 28.10.2008 № 274 «Об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства», могут применяться в части, не противоречащей постановлению Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 № 921 «Об утверждении Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».

Таким образом,

процедуру торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника необходимо согласовывать с уполномоченным органом в соответствии со стоимостными показателями, определенными в пункте 5 Положения.

3.

Тендерная документация — это документы, которые готовятся заказчиком и бесплатно передаются в установленном порядке лицам по соответствующему запросу для подготовки ими тендерных предложений по предмету закупки или его части (подпункт 19 пункта 2 Положения).

Согласно пункту 24 Положения заказчик может требовать от участника предоставления информации, подтверждающей соответствие участника следующим квалификационным требованиям: наличие средств, оборудования и работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт; балансовая стоимость активов; финансовое обращение; опыт в исполнении аналогичных договоров; уплата налогов и сборов (обязательных платежей); осуществление участником предпринимательской деятельности в соответствии с положениями его устава; отсутствие оснований для отказа в торгах, предусмотренных этим Положением.

Квалификационные требования предусматриваются заказчиком в тендерной документации или других документах, связанных с предоставлением тендерных или квалификационных предложений.

К тому же пунктом 38 Положения предусмотрен перечень составляющих, который должна содержать тендерная документация.

Кроме того, квалификационное требование относительно наличия соответствующего разрешения или лицензии на выполнение определенных работ или предоставление услуг, осуществление определенного вида хозяйственной деятельности в действующей редакции Положения отсутствует.

4. В соответствии с пунктом 82 Положения

закупка у одного участника — это процедура, согласно которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения с ним переговоров.

Согласно пункту 83 Положения процедура закупки у одного участника применяется заказчиком после согласования уполномоченным органом в установленном им порядке в случае: закупки произведений искусства или закупки, связанной с защитой авторских прав; отсутствия конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы или услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или предоставлены только определенным участникам, при отсутствии при этом альтернативы; потребности в осуществлении дополнительных поставок первичным участникам, предназначенных для частичной замены или расширения поставок, когда замена участника может привести к закупке товаров или услуг, не отвечающим требованиям взаимозамены с имеющимися товарами или услугами; необходимости проведения дополнительных строительных работ, не включенных в начальный проект, но ставших в силу непредвиденных обстоятельств необходимыми для выполнения проекта при условии, что договор будет заключен с участником таких работ, если работы технически или экономически связаны с главным договором. При этом общая стоимость договора на дополнительные работы не должна превышать 50 процентов стоимости главного договора; заключение договора о закупке с победителем архитектурного конкурса; экстренной необходимости в осуществлении закупки в связи с особыми экономическими или социальными обстоятельствами, которых заказчик не мог предусмотреть, в том числе закупки, связанной с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.

Порядок согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника утвержден приказом Минэкономики от 15.04.2008 № 128, в котором определен перечень документов, необходимых для применения указанной процедуры.

5. В соответствии с пунктом 93 Положения государственный надзор (контроль) в сфере закупок в пределах полномочий осуществляется уполномоченным органом, органами государственной контрольно-ревизионной службы, Государственным казначейством, Госкомстатом, Антимонопольным комитетом, а также Счетной палатой и правоохранительными органами.

Органы, осуществляющие государственный надзор (контроль) в сфере закупок в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Украины, выполняют следующие функции:

1) органы государственной контрольно-ревизионной службы: контроль за соблюдением заказчиками требований этого Положения; составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства в сфере закупок; сотрудничество с органами государственной власти по предотвращению проявлений коррупции в сфере закупок; представление соответствующих материалов в правоохранительные органы; другие функции, предусмотренные законодательством:

2) Государственное казначейство: проверка наличия заключенного договора о закупке и его соответствия отчета о результатах проведения процедуры закупки и других документов, предусмотренных этим Положением: представление соответствующих материалов в правоохранительные органы; другие функции, предусмотренные законодательством;

3) Госкомстат: сбор информации о результатах процедур закупок: утверждение форм статистической отчетности в сфере закупок; другие функции, предусмотренные законодательством;

4) Антимонопольный комитет: разработка и организация осуществления мероприятий, направленных на создание и развитие конкурентной среды в сфере закупок; контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции в сфере закупок; контроль за выполнением мероприятий по созданию конкурентной среды и обеспечению защиты конкуренции в сфере закупки; предоставление органам, осуществляющим государственный надзор (контроль) в сфере закупок, информации о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции в сфере закупок; другие функции, предусмотренные законодательством.

Счетная палата и правоохранительные органы осуществляют государственный надзор (контроль) в сфере закупок в рамках своих полномочий, определенных законами.

Соблюдение законодательства заказчиками в сфере закупок Минэкономики осуществляет в соответствии с Порядком осуществления контроля за соблюдением законодательства относительно государственных закупок, утвержденным приказом Минэкономики от 01.07.2008 № 251*.

*Утратил силу согласно приказу Минэкономики от 30.01.2009 г. № 60. Ныне действует аналогичный Порядок, утвержденный приказом Минэкономики от 30.01.2009 № 63. —

Примеч. ред.

При этом отметим, что учитывая часть вторую статьи 19 Конституции Украины и в соответствии с Положением о Министерстве экономики Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.05 2007 № 777, норм Положения к компетенции Минэкономики не относится определение исчерпывающего перечня функций государственных органов, которые в рамках полномочий осуществляют государственный надзор (контроль) в сфере закупок.

 

Министр экономики Украины Б. Данилишин



комментарий редакции

Закупка товаров, работ и услуг за государственные средства: разъясняет Минэкономики

В данном письме Министерство экономики Украины разъяснило порядок применения отдельных норм Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921 (в редакции постановления КМУ от 19.11.2008 г. № 1017) (далее — Положение).

1. Закупка товаров только у отечественного производителя

В соответствии с п. 6 Положения закупка товаров, работ и услуг осуществляется

исключительно у непосредственных производителей товаров, исполнителей работ и предоставителей услуг или их официальных представителей (дилеров, агентов, дистрибьюторов и т. п.).

В случае, если участник не предоставил документального подтверждения того, что он является производителем товаров, исполнителем работ и предоставителем услуг или его официальным представителем, заказчик имеет право отклонить тендерное предложение участника на основании п. 61 Положения.

Вместе с тем в п. 2 Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности» от 18.12.2008 г. № 694-VI (далее — Закон) определено следующее:

«...временно, до 1 января 2011 года, установить, что закупка товаров, работ и услуг за государственные средства осуществляется у отечественных производителей этих товаров, работ и услуг (юридических и физических лиц), кроме товаров, которые не производятся в Украине».

Несмотря на то что Закон вступил в силу с 03.02.2009 г. и Кабинету Министров Украины было поручено в течение месяца со дня вступления его в силу привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом, на сегодняшний день «воз и ныне там». К сожалению, на данный момент на законодательном уровне так и не предусмотрен механизм подтверждения статуса отечественного производителя и тот факт, что товар производится в Украине.

Скромно отмалчивается и Минэкономики, на которое Положением возложены функции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам координации закупок товаров, работ и услуг за государственные средства. Вот и сегодня в комментируемом письме Минэкономики лишь ограничилось цитированием общеизвестных законодательных норм и сделало вывод о том, что Положением и Законом не определен перечень документов, которым участник должен подтверждать статус производителя.

Как в этих условиях действовать заказчикам тендерных процедур закупок?

Полагаем, что за неимением лучшего заказчики могут воспользоваться хотя бы проектом постановления КМУ «О внесении изменений в Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», который уже третий месяц размещен на сайте Минэкономики (http://www.me.gov.ua/).

В этом документе записано дословно следующее:

«...с целью предоставления документального подтверждения статуса отечественного производителя участник предоставляет заказчику и/или уполномоченному органу удостоверенные в установленном порядке копии таких документов:

— учредительных документов;

— свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности;

— сертификата соответствия товара;

— свидетельства о присвоении товару штрихового кода EAN;

— документов, подтверждающих право собственности на имущество (помещение, оборудование и пр.), участвующее в производстве заявленного товара, или его аренду;

— лицензии на производство товара/выполнение работ/предоставление услуги (в случаях, предусмотренных законодательством);

— отчета о производственной деятельности производителя за предыдущий квартал;

— данные об объеме произведенного товара/выполненных работ/предоставленных услуг за предыдущий квартал».

2. Применение процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника — согласование зависит от стоимости

В соответствии с Положением при проведении процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника заказчику необходимо получить согласование уполномоченного органа на их проведение.

На сегодняшний день механизм такого согласования определен Порядком согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника, утвержденным приказом Министерства экономики Украины от 30.01.2009 г. № 64 (далее — Порядок № 64).

Как указано в п. 1 Порядка № 64, этот документ определяет механизм согласования с Минэкономики применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника для закупки товаров, работ и услуг,

ожидаемая стоимость которых для закупки товара (товаров), услуг (услуги) составляет не менее 100 тыс. грн., а работ — 300 тыс. грн.

Таким образом, применение процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника необходимо согласовывать с уполномоченным органом

исходя из стоимостных показателей, предусмотренных п. 5 Положения.

3. Содержание тендерной документации

В п. 24 Положения приведен исчерпывающий перечень того, каким квалификационным требованиям должен соответствовать заказчик.

Квалификационные требования предусматриваются заказчиком в тендерной документации или других документах, связанных с подачей тендерных или квалификационных предложений.

Кроме того, п. 38 Положения предусмотрен перечень информации, которая должна содержаться в тендерной документации.

Как отмечает Минэкономики в письме, среди этой обязательной информации отсутствуют требования о наличии соответствующего разрешения или лицензии на выполнение определенных работ или предоставления услуг.

4. Документы для применения процедуры закупки у одного участника

Одной из процедур закупок, предусмотренных Положением, является закупка у одного участника, в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения с ним переговоров.

В п. 83 Положения приведен исчерпывающий перечень случаев, когда при применении процедуры закупки у одного участника требуется согласование с Минэкономики.

Как отмечалось выше, в настоящее время механизм такого согласования, а также перечень документов, которые заказчик подает в Министерство экономики, предусмотрены Порядком № 64. Этот документ вступил в силу с

21.03.2009 г., соответственно с этой даты утратил силу Порядок согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника, утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 15.04.2008 г. № 128, который упоминается в п. 4 письма.

5. Функции органов, осуществляющих государственный надзор (контроль) в сфере госзакупок

К числу органов, осуществляющих государственный надзор (контроль) в сфере закупок, относятся:

— Министерство экономики;

— органы Государственной контрольно-ревизионной службы;

— Государственное казначейство Украины;

— Госкомстат;

— Антимонопольный комитет;

— Счетная палата;

— правоохранительные органы.

Основные функции, осуществляемые контролирующим органами в сфере госзакупок, перечислены в п. 93 Положения и в п. 5 письма.

Единственный момент, который хотелось бы уточнить. Начиная с

21.03.2009 г. действует Порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства по государственным закупкам, утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 30.01.2009 г. № 63, и соответственно с этой даты утратил силу Порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства относительно государственных закупок, утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 01.07.2008 г. № 251, который упоминается в п. 5 письма.

При этом, как справедливо отмечается в письме, к компетенции Минэкономики не относится определение исчерпывающего перечня функций органов, осуществляющих государственный надзор (контроль) в сфере закупок.

 

Виктория Матвеева

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд