Филиалы и наличность. Кто подписывает приходные и расходные ордера филиала

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2009/№ 51
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Кто подписывает приходные и расходные ордера филиала

 

Филиал имеет кассовую книгу и выписывает ПКО и РКО. Кто должен подписывать РКО — директор филиала или директор предприятия? Кто подписывает РКО филиала и ПКО головного предприятия, если филиал сдает выручку головному предприятию и главный бухгалтер выполняет функции кассира?

(г. Киев)

 

Относительно круга лиц, имеющих право подписывать кассовые ордера, в

Положении № 637 сообщается довольно скупо:

«

3.3. Прием наличных в кассы производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным руководителем предприятия .

<...>

3.4. Выдача наличных из касс производится по

расходным кассовым ордерам или расходным ведомостям. Документы на выдачу наличных должны подписывать руководитель и главный бухгалтер или работник предприятия, уполномоченный на это руководителем».

Упоминание в том же

Положении об обособленных подразделениях (филиалах), осуществляющих операции по приему и выдаче наличности с оформлением соответствующих кассовых ордеров, вообще не сопровождается подробностями о лицах, имеющих право такие ордера подписывать.

Здравый смысл подсказывает, что подписание указанных «филиальных» кассовых ордеров

именно и только руководителем и/или главным бухгалтером предприятия (читай — «головного» предприятия) сделает соответствующий документооборот филиала крайне неуклюжим и тяжеловесным. Поэтому возникает желание воспользоваться для этих целей упомянутой в процитированных фрагментах возможностью существования лица, уполномоченного руководителем предприятия на подписание (или, точнее, даже лиц).

Истолковать заложенную в

пп. 3.3 и 3.4 Положения № 637 заманчивую, но несколько размытую возможность (может ли уполномоченное лицо заменить только главного бухгалтера? или возможно существование еще и лица, уполномоченного подписывать ордера вместо руководителя предприятия? или же, вообще, речь идет об одном лице, уполномоченном на подписание вместо главного бухгалтера и руководителя одновременно?), позволило письмо НБУ от 26.08.2008 г. № 11-113/3421-115-75.

В указанном письме, в частности, сообщается: «

...определенные обязанности руководителя, не определенные законом как исключительная компетенция, могут возлагаться в порядке, предусмотренном законодательством о труде и гражданским законодательством, на других работников по приказу (распоряжению) руководителя, доверенности и т. п.

Таким образом, заместитель руководителя предприятия, руководитель (заместитель руководителя) обособленного подразделения предприятия могут подписывать расходные кассовые ордера

при условии наделения их соответствующими полномочиями и закрепления этих полномочий внутренними распорядительными документами (положениями) предприятия»*.

*Полный текст письма и редакционный комментарий к нему см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 82, с. 13.

Следовательно, внутренними распорядительными документами предприятия могут быть установлены полномочия отдельных лиц, которым разрешается подписание обсуждаемых документов («по умолчанию», разумеется, такими лицами являются руководитель и главный бухгалтер предприятия). Критериями в определении круга уполномоченных лиц-«подписантов» должны быть как удобство в организации соответствующего этапа документооборота предприятия (филиала), так и степень ответственности конкретного лица за операции с наличностью, сопровождаемые оформлением подписываемых им кассовых ордеров.

Что касается операций по сдаче выручки филиалом головному предприятию, то для установления лиц, подписывающих возникающие при этом кассовые ордера с каждой из сторон, в дополнение к уже сказанному можно воспользоваться следующей нормой, содержащейся в

п. 4.3 Положения № 637:

«

Предприятия, имеющие обособленные подразделения, которые проводят кассовые операции с отражением их в кассовой книге и режим работы которых не совпадает с распорядком функционирования бухгалтерии предприятия — юридического лица, внутренним документом определяют порядок взаимодействия обособленных подразделений с бухгалтерией предприятия (юридического лица) согласно требованиям законодательства Украины, в частности определение времени рабочих смен, обеспечение бухгалтерского учета кассовых операций и т. п.».

Совершенно очевидно, что

внутренним документом (приказом, порядком, положением) можно определить взаимодействие обособленных подразделений с бухгалтерией предприятия не только в случае, когда не совпадает их режим работы, но и в любом другом случае, требующем урегулирования. К таким случаям может быть отнесено и возложение полномочий на подписание кассовых ордеров на лиц, занимающих определенные должности в головном предприятии и на филиале (с учетом штатного расписания, совмещения должностей и пр.).

 

Александр Ключник, консультант газеты
 «Налоги и бухгалтерский учет»

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд