Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О расчетах за товары, работы и услуги распорядителями бюджетных средств

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2009/№ 20
Печать
Письмо от 22.01.2009 г. № 31-28020-02-25/585

О расчетах за товары, работы и услуги распорядителями бюджетных средств

Письмо Министерства финансов Украины от 22.01.2009 г. № 31-28020-02-25/585

 

Согласно части седьмой статьи 51 Бюджетного кодекса Украины оплата товаров, работ и услуг в соответствии с условиями взятого бюджетного обязательства осуществляется после их получения, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Случаи, в которых заказчики могут предусматривать предварительную оплату в договорах о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства, определены, в частности, постановлениями Кабинета Министров Украины от 29 марта 2004 г. № 399, от 9 октября 2006 г. № 1404 и Порядком государственного финансирования капитального строительства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2001 г. № 1764.

В то же время с целью содействия стабильному функционированию бюджетной системы Кабинетом Министров Украины издано постановление от 26 ноября 2008 г. № 1036.

Так, подпунктом 6 пункта 4 постановления Кабинета Министров Украины от 26 ноября 2008 г. № 1036 определено, что распорядители средств государственного бюджета должны осуществлять до 1 апреля 2009 года расчеты исключительно за фактически поставленные товары, выполненные работы и предоставленные услуги, кроме предоплаты «периодических печатных изданий, услуг почтовой связи, по авиаперевозкам государственных официальных и правительственных делегаций и Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины и его заместителей, Премьер-министра Украины и Первого вице-премьер-министра Украины во время рабочих поездок, а также случаев, определенных отдельными решениями Кабинета Министров Украины.

Поскольку все указанные постановления Кабинета Министров Украины являются действующими, имеют одинаковую юридическую силу и не согласовываются между собой по вопросам осуществления предварительной оплаты, для решения этой коллизии необходимо исходить из правила «Lex posterior derogat priori» («Следующий закон по этому же вопросу отменяет действие предыдущих»), согласно которому в случае противоречия правовых норм в нормативно-правовых актах одинаковой юридической силы, действуют нормы акта, принятого позже.

Следовательно, с учетом изложенного выше,

распорядители средств государственного бюджета при осуществлении расчетов за товары, работы и услуги в первую очередь должны руководствоваться положениями постановления Кабинета Министров Украины от 26 ноября 2008 г. № 1036.

В отношении случаев, в которых могут приниматься отдельные решения Кабинета Министров Украины, и инициативы их принятия, заметим следующее.

В соответствии с частью первой статьи 52 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» Кабинет Министров Украины издает обязательные для выполнения акты — постановления и распоряжения на основе и во исполнение Конституции Украины и законов Украины, актов Президента Украины.

Согласно части первой статьи 53 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» право инициативы в принятии актов Кабинета Министров Украины имеют члены Кабинета Министров Украины, центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации. Инициировать подготовку и принятие актов Кабинета Министров Украины может Президент Украины.

Процедуры принятия решений Кабинета Министров Украины определены в Регламенте Кабинета Министров Украины, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 18 июля 2007 г. № 950.

 

Заместитель министра М. Полуденный



комментарий редакции

Вопрос с предоплатой решен — руководствоваться постановлением № 1036

Вопрос, касающийся правомерности осуществления предварительной оплаты бюджетными учреждениями, возник практически сразу после принятия Кабинетом Министров Украины постановления от 26.11.2008 г. № 1036 «Некоторые вопросы организации бюджетного процесса» (далее — постановление № 1036, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 100).

Напомним, что в п.п. 6 п. 4 этого документа определено, что распорядители средств государственного бюджета до 1 апреля 2009 года осуществляют

расчеты исключительно за фактически поставленные товары, выполненные работы и предоставленные услуги. Исключением являются подписка на периодические издания, услуги почтовой связи, авиаперевозки государственных официальных и правительственных делегаций и Президента Украины, председателя Верховной Рады Украины и его заместителей, премьер-министра Украины и первого вице-премьер-министра Украины во время рабочих поездок, работы, связанные с изготовлением марок акцизного сбора для алкогольных напитков и табачных изделий, закупка путевок в государственные предприятия «Международный детский центр «Артек» «Украинский детский центр «Молодая гвардия», а также случаи, определенные отдельными решениями Кабинета Министров Украины.

Вместе с тем

возможность осуществления предоплаты по отдельным видам товаров, работ и услуг предусмотрена постановлением КМУ от 09.10.2006 г. № 1404 «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» (далее — постановление № 1404). Данным документом предусмотрен перечень товаров, работ, услуг и сроки, в течение которых заказчики имеют право предусматривать в договорах о закупке за бюджетные средства условия предварительной оплаты.

Однако правомерно ли было руководствоваться постановлением № 1404? По мнению специалистов органов Госказначейства, в этом вопросе все-таки необходимо было опираться на постановление № 1036, хотя официальных разъяснений так и не последовало. Кстати, несмотря на это, Кабинет Министров Украины не сделал соответствующих выводов и продолжал вносить изменения в постановление № 1404.

Как разъясняет Минфин в комментируемом документе, постановление № 1036 и постановление № 1404 хотя и не согласовываются между собой в вопросах предварительной оплаты, но являются действующими и имеют одинаковую силу. В случае когда существуют противоречия между нормативно-правовыми актами одинаковой юридической силы,

действуют нормы того документа, который был принят позже, т. е. действует правило — следующий нормативный акт по этому вопросу отменяет действие предыдущих.

Таким образом, распорядителям бюджетных средств при осуществлении расчетов за товары, работы и услуги необходимо руководствоваться положениями постановления № 1036.

 

Виктория Матвеева

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше