Вы нам писали. Отражение в учете расходов на оплату простоя

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2009/№ 20
В избранном В избранное
Печать
Статья

Отражение в учете расходов на оплату простоя

 

Непростая экономическая ситуация диктует свои условия ведения бизнеса. Поэтому редакторская почта сейчас полна вопросами антикризисной направленности. Сегодня разберем один из них.

«...Производственное предприятие в связи с отсутствием заказов приняло решение не увольнять работников, а оформить простой с оплатой в установленном порядке согласно действующему законодательству.

На каких счетах бухгалтерского учета учитывать расходы на оплату простоя, если продукция предприятием не производится?»

Татьяна ВОЙТЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

КЗоТ

— Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

П(С)БУ 3

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 3 «Отчет о финансовых результатах», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 г. № 87.

П(С)БУ 16

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.

Инструкция № 5

— Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата Украины от 13 января 2004 г. № 5.

 

Бухгалтерский учет расходов на оплату простоев

При решении вопросов бухгалтерского учета и раскрытия информации о расходах в финансовой отчетности надо руководствоваться нормами

П(С)БУ 16. Названным стандартом детально регламентирован состав расходов с разбивкой по соответствующим видам деятельности, а также приведена группировка операционных расходов по их функциональной роли (назначению): производство, сбыт, управление и прочие.

В соответствии с

п. 11 П(С)БУ 16 себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) состоит из:

— производственной себестоимости продукции (работ, услуг), реализованной в течение отчетного периода;

— нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов;

— сверхнормативных производственных расходов.

При этом согласно

П(С)БУ 16 в состав производственной себестоимости продукции (работ, услуг) включаются только расходы, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, а в части расходов на управление (накладных) — только общепроизводственные расходы. Виды косвенных (накладных) расходов, которые не связаны непосредственно с изготовлением продукции (выполнением работ, предоставлением услуг), в состав производственной себестоимости не включаются. К таким расходам, как известно, относятся административные расходы, расходы на сбыт и прочие расходы операционной деятельности.

Итак,

в состав производственной себестоимости продукции могут быть отнесены лишь расходы, непосредственно связанные с ее производством. В свою очередь, производственная себестоимость продукции (работ, услуг) включает:

— прямые материальные затраты;

— прямые расходы на оплату труда;

— прочие прямые расходы;

— переменные общепроизводственные расходы и постоянные распределенные общепроизводственные расходы.

Ситуация, когда предприятие временно не может обеспечить своих работников работой в соответствии с условиями трудового договора, характеризуется как простой.

Под простоем понимается временная вынужденная приостановка работы, вследствие чего работники предприятия не участвуют в производственном процессе. Простои приводят к некомпенсируемым потерям — причем не только в части расходов на оплату работникам времени простоя, возникшего по причинам, не зависящим от них, но и отчислений на социальные мероприятия с таких выплат, материальным и другим расходам. Оплата простоев не по вине работника согласно п. 2.2.12 Инструкции № 5 отнесена к фонду дополнительной заработной платы. Следовательно, на такие выплаты начисляются взносы в социальные фонды. Примером же материальных затрат во время приостановки работы могут служить расходы на отопление помещений, прочие расходы — оплата услуг сторонних организаций за сторожевую (включая военизированную) охрану.

Одно дело, когда простои носят кратковременный характер и предприятие продолжает выпуск продукции. В этой ситуации оплата простоев не по вине работника (как одного из видов оплат за неотработанное время) в составе других выплат, образующих дополнительный фонд заработной платы производственного персонала, вполне может быть отнесена к производственной себестоимости продукции (работ, услуг). Естественно, что такие выплаты сформируют производственную себестоимость продукции (работ, услуг) исключительно в законодательно установленных пределах. Суммы превышения размера оплаты простоев, определенного

ст. 113 КЗоТ, являются сверхнормативными расходами, которые не учитываются при формировании производственной себестоимости продукции, а, являясь расходами периода, относятся в состав себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

Совершенно иная картина складывается в условиях приостановки деятельности предприятия (его структурного подразделения), когда

продукция вообще не выпускается. В этом случае расходы на оплату времени простоя производственных работников отнести в состав себестоимости продукции (т. е. отразить эти суммы по дебету счетов 23 «Производство», 91 «Общепроизводственные расходы») нельзя ввиду отсутствия объекта расходов.

На наш взгляд, отражение таких расходов зависит от профессионального суждения главного бухгалтера предприятия и видится, по крайней мере, два возможных подхода к решению данной проблемы.

1.

Если считать, что простой возник в рамках операционной деятельности предприятия, то отражение в бухгалтерском учете расходов на оплату простоев будет зависеть от того, работникам каких структурных подразделений предприятия осуществляются выплаты: производственных единиц, административно-управленческого аппарата, отдела сбыта. Вот только для обобщения расходов на оплату простоя персонала основного и вспомогательных производств здесь неприменимы ни счет 23 «Производство», ни счет 91 «Общепроизводственные расходы». Названные расходы следует списать в дебет субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности». Что касается расходов на оплату простоев персонала управления предприятием и службы сбыта, то они отражаются, как обычно, на счетах соответственно 92 «Административные расходы» и 93 «Расходы на сбыт».

2.

Если предприятие расценивает кризисную ситуацию, в которой оно оказалось, как чрезвычайное событие, тогда все без исключения расходы, возникшие из-за простоя, без деления по функциональному признаку нужно отнести в дебет счета 99 «Прочие чрезвычайные расходы».

Напомним, что под

чрезвычайным событием понимается событие или операция, которые отличаются от обычной деятельности предприятия, и не ожидается, что они будут повторяться периодически или в каждом последующем отчетном периоде (п. 4 П(С)БУ 3). Простой же исходя из определения, данного в ст. 34 КЗоТ, может быть вызван различными объективными причинами, в частности, отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, непреодолимой силой или другими обстоятельствами. Это позволяет признать обсуждаемый простой чрезвычайным событием.

Обратите внимание, какой бы из этих подходов ни избрало предприятие, главное — зафиксировать факт простоя документально.

 

Налоговый учет расходов на оплату простоев

Теперь обратим свое внимание на налоговый учет таких сумм расходов. Поскольку оплата простоев не по вине работника является составляющей фонда дополнительной заработной платы, предприятие имеет полное право отнести такие суммы к валовым расходам. Ведь,

во-первых, п.п. 5.6.1 п. 5.6 ст. 5 Закона о налоге на прибыль прямо говорит о возможности отражения в составе валовых расходов плательщика налога расходов на оплату труда физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком налога , которые включают расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы. Во-вторых, п.п. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона о налоге на прибыль предусматривает включение в состав валовых расходов сумм любых расходов , уплаченных (начисленных) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда. Безусловно, названные расходы должны иметь непосредственную связь с хозяйственной деятельностью плательщика налога (п. 5.1 ст. 5 Закона о налоге на прибыль), а вынужденная приостановка работы как раз и происходит в рамках хозяйственной деятельности предприятия.

Стоит сказать, что к валовым расходам могут быть отнесены суммы на оплату времени простоя работнику, если в этом нет его вины, только в размере, определенном

ст. 113 КЗоТ. При этом расходы на оплату простоя подлежат включению в состав валовых вне зависимости от того, на каких счетах бухгалтерского учета ведется их учет.

Вместе с тем должны предостеречь читателей о высокой вероятности того, что налоговики будут настаивать на отсутствии связи простоя с хоздеятельностью в случае полной остановки производства и прекращения выпуска продукции. Поэтому рекомендуем предприятиям, оказавшимся в подобной ситуации, получить в свой адрес налоговое разъяснение.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд