Разрешение на торговлю для летнего кафе

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2009/№ 25
В избранном В избранное
Печать
Статья

Разрешение на торговлю для летнего кафе

 

Разрешение на размещение объектов торговли — разрешительный документ, вызывающий, наверное, наибольшее количество дискуссий между сторонниками и противниками правомерности требований о необходимости его получения. Основание для таких дискуссий, как это часто бывает, — в неоднозначности действующего законодательства, ориентиром в требованиях которого для наших читателей должна стать эта статья.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Чем обосновывается необходимость получения разрешения на торговлю?

Вполне прогнозируемо, что главным поборником разрешений на размещение объектов торговли выступают местные советы и их исполнительные комитеты, обосновывая свои требования ссылками на следующие нормы законодательных актов:

п. 13 ч. 2 ст. 15 Закона № 1251 и ст. 1 Декрета № 56-93 относят к местным налогам и сборам сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;

— согласно

п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона № 2807 в полномочия сельских, поселковых и городских советов в сфере благоустройства населенных пунктов входит предоставление разрешения на размещение на территории объектов благоустройства зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и иного назначения;

абз. двадцать четвертый ч. 1 ст. 26 Закона № 280/97 к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относит решение ими исключительно на пленарных заседаниях, в частности, вопросов установления местных налогов и сборов и размеров их ставок в пределах, установленных законом.

Кроме того, многие местные советы дополнительно связывают необходимость получения разрешений на размещение объектов торговли с

п.п. 4 п. «а» ст. 30 Закона № 280/97, в котором к делегированным полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов отнесено установление по согласованию с собственниками удобного для населения режима работы размещенных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания независимо от формы собственности, и в формы разрешений включают строку, фиксирующую часы работы соответствующего объекта.

Со ссылкой на изложенные выше законодательные предписания местные советы в утверждаемых ими правилах благоустройства либо в отдельных решениях сессий предусматривают необходимость получения субъектами хозяйствования, осуществляющими продажу продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе через малые архитектурные формы либо заведения ресторанного хозяйства, разрешений на размещение объектов торговли и порядок их выдачи.

На стороне местных советов в этом вопросе (опять же прогнозируемо) выступает ГНАУ, которая указывает на то, что

обязанность уплаты сбора за выдачу разрешения на размещение объекта торговли возникает при получении такого разрешения в соответствии с решениями органов местного самоуправления (см. письма ГНАУ от 06.07.2007 г. № 13508/7/15-0717, от 22.04.2008 г. № 4888/5/15-0716, № 8374/7/15-0717), а также делает попытки обосновать необходимость подачи данного разрешительного документа при получении торгового патента (см. письмо от 27.02.2008 г. № 3778/7/15-0417). Впрочем, на такие факты достаточно оперативно реагирует Госкомпредпринимательства, подчеркивающий незаконность требований должностных лиц налоговых инспекций в отношении получения разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг в местных органах власти при выдаче субъектам хозяйствования торгового патента (продлении срока его действия) и при установлении РРО (письма Госкомпредпринимательства от 29.08.2008 г. № 7426, от 03.10.2008 г. № 8461).

 

Если субъект хозяйствования готов спорить

Аргументы противников в основном базируются на том, что существующий порядок выдачи разрешений на размещение объектов торговли противоречит

Закону № 2806. Госкомпредпринимательства в этой связи не раз указывал на то, что Закон № 2807 определил только орган, в полномочия которого входит выдача разрешительного документа (см. письма от 28.12.2006 г. № 9476, от 19.04.2007 г. № 2891, от 14.08.2007 г. № 6048 и другие). Однако на уровне закона по-прежнему не предусмотрены (ч. 1 ст. 4 Закона № 2806):

— необходимость получения такого документа как разрешение на размещение объекта торговли;

— платность или бесплатность выдачи такого разрешения;

— срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче документа разрешительного характера;

— исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче и аннулирования документа разрешительного характера;

— возможность приобретения субъектом хозяйствования права на проведение определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности по декларативному принципу.

В отношении летних кафе можно использовать дополнительные аргументы. Если летнее кафе не является «небольшим одноэтажным сооружением» и размещается рядом со стационарным заведением ресторанного хозяйства, можно обосновывать, что его нельзя считать объектом торговли. Определения понятия «объект торговли» в законодательстве вообще нет, однако есть перечень торговых объектов. Это магазины, павильоны, киоски, палатки, лотки, товарные склады, магазины-склады (

п. 7 Порядка № 833).

В целом, приходится констатировать, что аргументы Госкомпредпринимательства на данный момент остаются не услышанными на местах, где продолжают действовать решения местных советов, требующие получения разрешения на размещение объекта торговли. Неполучение такого разрешения может стать основанием для привлечения должностных лиц субъекта хозяйствования к ответственности по

ст. 164 КоАП, устанавливающей штраф от 20 до 40 ннмдг (от 340 до 680 грн.) за осуществление хоздеятельности без получения разрешения, если его получение предусмотрено законом с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья либо без такой конфискации.

Впрочем, субъект хозяйствования спор о необходимости наличия у него разрешения на размещение объекта торговли может перенести в суд, однако в связи с недостаточной однозначностью законодательства и устоявшейся практикой выдачи указанных разрешительных документов гарантировать позитивный результат сложно.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд