Когда необходимо разрешение на МАФ

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2009/№ 25
В избранном В избранное
Печать
Статья

Когда необходимо разрешение на МАФ

 

Летние кафе и малые архитектурные формы объединяет, как минимум, неопределенность их статуса и разрешительной процедуры на их размещение, что часто приводит к установлению местными властями одинаковых правил регулирования их деятельности. Насколько это оправданно, рассмотрим в этой статье.

Елена КАБАЛЬСКАЯ, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Является ли летнее кафе МАФом?

Малые архитектурные формы (МАФы) вошли в историю развития торговли как лари, ларьки, киоски, использовавшиеся для продажи товара еще в XIX веке. Имея продолжительную историю, ларьки и киоски прочно укрепились в повседневной жизни современного человека, однако так и не получили адекватного правового регулирования.

Какое-то время ориентиром в этом вопросе служили

Типовые правила размещения МАФ. Однако они были отменены приказом Минстроя от 14.09.2006 г. № 303 с практически одновременным появлением Методрекомендаций № 296. Последние были предназначены для использования местными советами и их исполнительными органами при установлении порядка получения разрешения и решения вопросов о размещении МАФ, однако также прекратили свое действие в связи с их отменой приказом Минрегионстроя от 09.04.2008 г. № 152.

Несмотря на это, упомянутые выше нормативно-правовые акты успели оказать существенное влияние на установленное на данный момент регулирование порядка получения разрешений на размещение МАФ: дело в том, что

Типовые правила и Методрекомендации № 296 положены в основу большинства действующих на местах Порядков размещения МАФ для осуществления предпринимательской деятельности*. Из них же в свое время было заимствовано определение малых архитектурных форм (МАФов). Так, под МАФ понимаются небольшие одноэтажные сооружения, которые изготавливаются из облегченных конструкций и устанавливаются временно, без обоснования фундамента. Для примера, Методрекомендации выделяли два вида малых архитектурных форм — передвижные и стационарные:

— передвижные (торговое оборудование, низкотемпературные прилавки, лотки, емкости, торговые автоматы, другие устройства для сезонной розничной торговли и другой предпринимательской деятельности и др.), т. е. сооружения, не имеющие закрытого помещения для временного пребывания людей;

— стационарные (киоск, павильон и др.) — сооружения, имеющие закрытое помещение для временного пребывания людей и по внешнему контуру занимающее площадь до 30 кв. м.

* Такая практика является явно негативной, поскольку Госкомпредпринимательства еще в решении от 22.01.2001 г. № 17-102/01 указывал на то, что предлагаемый Типовыми правилами порядок урегулирования вопросов, связанных с размещением малых архитектурных форм, противоречит Указу Президента Украины от 03.02.98 г. № 79/98 «Об устранении ограничений, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности», может приводить к созданию дополнительных препятствий для развития предпринимательской деятельности и увеличению стоимости процедуры размещения МАФ для субъектов предпринимательской деятельности.

На практике

органы местного самоуправления, как правило, распространяют правила получения разрешений на размещение МАФ и на порядок размещения летних площадок.

Субъектам хозяйствования следует также помнить о существовании специальных требований в отношении порядка размещения летних кафе на землях дорожного хозяйства либо смежных с ними землях вдоль автомобильных дорог общего пользования. Они предусмотрены

Порядком выдачи разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства, а также согласий и согласований на объекты внешней рекламы вдоль автомобильных дорог общего пользования, утвержденным приказом Государственной службы автомобильных дорог Украины от 29.09.2005 г. № 414. Под объектами сервиса в нем, в частности, понимаются пункты торговли и питания, малые архитектурные формы.

 

МАФ и летние кафе как элементы благоустройства

Чем изначально обосновывают местные советы необходимость получения разрешений на размещение киоска, ларька или летнего кафе? Ведь, по большому счету, можно говорить о том, что

для размещения названных объектов достаточно получить права на земельный участок и придерживаться общих требований по его использованию. Хотим сразу предупредить — с такой аргументацией местный совет не согласится, и наиболее вероятным исходом будет судебный спор по иску субъекта хозяйствования о возврате демонтированных конструкций. Но обо всем по порядку.

Как уже было указано, в основу решений большинства местных советов положены предписания

Типовых правил размещения МАФ и Методрекомендаций № 296. В тексте самих Методрекомендаций подчеркивается, что порядок получения разрешения и решения других вопросов в отношении размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности как временных сооружений определяется местными правилами застройки, разработанными и утвержденными местными советами. При отсутствии местных правил застройки соответствующими советами разрабатываются и утверждаются Правила размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности.

В этой связи опять же особую остроту приобретает вопрос о том, должны ли вообще нормы, посвященные размещению малых архитектурных форм, распространяться на летние кафе. Местные советы отвечают на этот вопрос по-разному. Так, анализ действующих в разных регионах местных правил показал, что наиболее распространены следующие варианты его решения:

1.

Применение общего порядка выдачи разрешений на размещение МАФ и летних кафе. Таким образом решают рассматриваемую проблему, например, в столице. Решение Киевского городского совета от 27.11.2008 г. № 657/657 «О размещении малых архитектурных форм и временных сооружений в г. Киеве» распространяется как на установление киосков, так и на размещение летних кафе. В названном решении, в частности, временное сооружение определено как сооружение функционального (в том числе для осуществления предпринимательской деятельности), декоративно-технологического назначения, в том числе малая архитектурная форма, которая изготавливается из облегченных сборных конструкций и устанавливается без обустройства углубленного фундамента. При этом под сооружениями функционального назначения подразумеваются площадки с контейнерами для мусора, мобильные туалетные кабины, туалетные модули, туалеты контейнерного типа, телефонные будки и устройства, стенды (кроме рекламных), киоски, павильоны, палатки, холодильное оборудование, лари, ларьки (в том числе размещаемые в подземных переходах), палатки для сезонной продажи товаров, автомагазины, авторазвозки, автокафе, автоцистерны, лавки-автоприцепы, возы, специальное торгово-технологическое оборудование, разносы, лотки, торговые автоматы, сезонные площадки и другое.

Аналогичным образом вопрос о размещении летних кафе урегулирован в г. Борисполе. Местный совет этого города

решением от 16.12.2008 г. № 5066-44-V утвердил Положение о порядке получения разрешения на размещение на территории объектов благоустройства зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового назначения и другой сферы услуг в г. Борисполе.

В то же время, в практике административных судов Украины есть решения, признающие

неправомерными действия местных властей по демонтированию летних площадок, которые расположены на земельных участках, находящихся в собственности либо в пользовании субъектов хозяйствования, и на размещение которых не было получено разрешение. Так, в постановлении Окружного административного суда г. Киева от 03.11.2008 г. № 5/140, удовлетворяющего требования субъекта хозяйствования, указано, что поскольку при оборудовании летней площадки при кафе не использовались строительные системы, связанные с землей, не применялись строительно-монтажные работы, такая летняя площадка не относится к МАФ, а является «другим элементом благоустройства», перечень которых в соответствии с п. 10 ст. 21 Закона № 2807 не является исчерпывающим. Из судебного решения также следовало, что прохождение отдельной разрешительной процедуры для организации летней площадки на земельном участке, права использования которого принадлежат субъекту хозяйствования, не требуется.

2.

Утверждение отдельных правил размещения МАФ и летних кафе. Для примера можно привести Порядок получения разрешений на установление открытых летних площадок в г. Львове возле объектов ресторанного хозяйства для осуществления предпринимательской деятельности. Под открытой летней площадкой понимается стационарный либо временный (ежедневного демонтажа) пункт общественного питания, размещаемый исключительно возле стационарного заведения (ресторана, кафе, бара, столовой*) в теплый период года с 1 марта по 1 ноября и не имеющий закрытого помещения для временного пребывания людей. Кроме того, по решению исполнительного комитета, которое принимается на основании позитивных заключений комиссии, управлением экономики департамента экономической политики, выдаются разрешения на размещение временных открытых летних площадок не возле стационарных заведений ресторанного хозяйства в случае проведения праздников, фестивалей.

* Согласно ДСТУ 4281:2004 «Заклади ресторанного господарства» открытые летние площадки для питания могут размещаться только при таких заведениях ресторанного хозяйства, как рестораны, бары, закусочные и буфеты. При кафетериях и столовых их размещение не предусмотрено.

Похожий подход используется и в г. Ивано-Франковске, в котором утверждено отдельное

Положение о порядке организации летней торговли товарами продовольственной и непродовольственной групп на улицах и площадях города. Летняя торговая площадка определяется также как пункт общественного питания, который размещается исключительно возле стационарного заведения ресторанного хозяйства в теплый период года с 1 марта по 1 ноября и на котором созданы санитарно-бытовые условия для соблюдения правил личной гигиены с доступным санитарным узлом.

3.

Утверждение отдельных правил выдачи разрешений на МАФ, ссылающиеся на отмененные нормативные акты. В этом случае ситуация наиболее неоднозначная. Например, в г. Харькове действует Порядок размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности, который исходит из понимания МАФ, указанном в Типовых правилах, а потому неясно, должен ли он распространяться на размещение летних кафе либо субъектам хозяйствования будет достаточно соблюдать общие требования правил благоустройства населенного пункта без получения отдельного разрешительного документа на летнее кафе.

Есть, безусловно, и общие тенденции, характерные практически для всех населенных пунктов. Так, местные советы, как правило, указывают на то, что

выдача разрешения на размещение МАФ, летней площадки, других временных сооружений (элементов благоустройства) осуществляется бесплатно, одновременно с этим предусматривая необходимость оплаты целого ряда работ, которые необходимо осуществить для получения данного разрешения (изготовление топографо-геодезических материалов съемки места планируемого размещения МАФ либо иного объекта, разработка плана привязки объекта и благоустройства площадки, чертежей фасадов, узлов подключения к инженерным сетям (при необходимости), схем размещения и другое).

 

Обжалование требований о получении разрешения на МАФ

Напоследок скажем несколько слов о возможности обжалования требований органов местного самоуправления получать разрешение на размещение МАФ либо летнего кафе.

В отношении таких требований ведется спор, аналогичный дискуссии о необходимости получения разрешения на размещение объекта торговли (см. на с. 28). Обосновывать свой отказ от прохождения процедуры получения такого разрешения, субъекты хозяйствования могут ссылкой на

Закон № 2806, в соответствии с которым, напомним, исключительно законами, регулирующими отношения, связанные с получением документов разрешительного характера, устанавливаются: необходимость получения документа разрешительного характера; разрешительный орган, уполномоченный выдавать документ разрешительного характера; платность либо бесплатность выдачи документа разрешительного характера; срок принятия решения о выдаче либо отказ в выдаче документа разрешительного характера; исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче и аннулировании документа разрешительного характера; возможность получения субъектом хозяйствования права на осуществление определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности по декларативному принципу.

Однако, хотим предупредить, не исключено, что суды не внимут указанным аргументам. Так, Киевский апелляционный административный суд в

определении от 10.06.2008 г. по делу № 22-а-1401/08 достаточным правовым обоснованием полномочий местного совета устанавливать порядок получения разрешений на размещение малых архитектурных форм назвал п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 2807, согласно которому на объектах благоустройства запрещается самовольно устанавливать объекты внешней рекламы, торговые лотки, павильоны, киоски и т. п., а также абз. сорок четвертый ч. 1 ст. 26 Закона № 280/97 и пункты 6, 10 ч. 1 ст. 10 Закона № 2807 к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов отнесено решение ими исключительно на пленарных заседаниях вопросов благоустройства территории населенного пункта, предоставление разрешения на размещение на территории объекта благоустройства зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и иного назначения. Комитет ВРУ по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства в письме от 14.03.2007 г. № 06-11/14-112/51340 высказался менее определенно, с одной стороны, признав, что Законом № 2807 предусмотрена необходимость получать такой разрешительный документ, как разрешение на размещение МАФ, но в то же время подчеркнув, что на уровне закона не определены отдельные вопросы порядка его предоставления и аннулирования, как это требует ст. 4 Закона № 2806.

Подводя итог изложенного выше, вынуждены констатировать, что в условиях отсутствия единых законодательных требований к размещению летних кафе субъекту хозяйствования, намеревающемуся начать работу летнего кафе, не обойтись без обращения к решениям местного совета, которыми утверждены правила благоустройства, правила застройки либо отдельный порядок размещения временных сооружений (малых архитектурных форм, летних кафе, сезонных площадок). Как говорится, «всякому городу нрав и права».

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд