Порядок финансирования расходов работодателя на оплату труда работников, которые с целью предотвращения высвобождения временно переведены по их согласию на другую работу (до 6 месяцев в течение года) при условии сохранения за ними основного места работы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2009/№ 36
В избранном В избранное
Печать
Постановление от 29.01.2009 г. № 94

Министерства и ведомства Украины

 

Порядок финансирования расходов работодателя на оплату труда работников, которые с целью предотвращения высвобождения временно переведены по их согласию на другую работу (до 6 месяцев в течение года) при условии сохранения за ними основного места работы

УТВЕРЖДЕН

постановлением правления Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы от 29 января 2009 г. № 94

 

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 17 марта 2009 г. под № 244/16260

 

I. Общие положения

1.1. Порядок финансирования расходов работодателя на оплату труда работников, которые с целью предотвращения высвобождения временно переведены по их согласию на другую работу (до 6 месяцев в течение года) при условии сохранения за ними основного места работы (далее — Порядок), разработан в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» и направлен на профилактику наступления страховых случаев.

1.2.

Порядок определяет условия, механизм финансирования за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (далее — Фонд) части расходов работодателя на оплату труда работников, которые с целью предотвращения высвобождения временно переведены по их согласию на другую работу (дополнительно созданное рабочее место (места)) при условии сохранения за ними основного места работы, а также контроль за использованием средств Фонда и гарантии занятости этих работников.

1.3. В настоящем Порядке термины употребляются в следующем значении:

основное место работы

— рабочее место, определенное работодателем работнику, на котором он работает на момент наступления страхового риска;

страховой риск

— обстоятельства, в результате которых лица могут потерять работу и будут нуждаться в материальной поддержке и социальных услугах согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»;

дополнительно созданное рабочее место (места)

— рабочее место, которое дополнительно, сроком до 6 месяцев, создает работодатель для временного (до 6 месяцев в течение года) перевода работника по его согласию с целью предотвращения его высвобождения;

региональные центры занятости

— Крымский республиканский, областные, Киевский и Севастопольский городские центры занятости, на которые возложены функции рабочих органов исполнительной дирекции Фонда;

базовые центры занятости

— районные, горрайонные и районные в городах, городские центры занятости, на которые возложены функции рабочих органов исполнительной дирекции Фонда, в которых работодатель зарегистрирован как плательщик взносов в Фонд;

временное прекращение деятельности

— это вынужденное временное сокращение нормальной или установленной у работодателя согласно законодательству Украины продолжительности рабочего времени, которое возникает по обстоятельствам, независящим от работодателя, не носит регулярного или сезонного характера и является неотвратимым.

1.4.

Действие настоящего Порядка не распространяется на бюджетные, коммунальные и неприбыльные организации.

 

II. Условия финансирования расходов на оплату труда

2.1. Объемы расходов на оплату труда работодателю определяются правлением Фонда на эту цель исходя из финансовых возможностей Фонда.

2.2.

Финансированием части расходов на оплату труда за счет средств Фонда обеспечиваются работодатели в случае охвата временным прекращением деятельности более:

50 %

работников — при среднеучетной численности штатных работников до 100 человек;

30 %

работников — при среднеучетной численности штатных работников от 101 до 500 человек;

20 %

работников — при среднеучетной численности штатных работников свыше 501 человека.

2.3.

Финансирование расходов на оплату труда не осуществляется работодателю для лиц:

трудоустроенных с предоставлением дотации работодателю за счет средств Фонда;

получающих пособие по частичной безработице или принимающих участие в других профилактических мероприятиях, предусмотренных Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»;

работающих по совместительству;

проходящих альтернативную (невоенную) службу;

согласно законодательству получивших разрешение на трудоустройство.

2.4. Расходы на оплату труда финансируются работодателю в случае возникновения у работников страхового риска из-за

временного прекращения деятельности, длящегося не менее одного месяца на дату подачи соответствующего заявления, которое подается в базовый центр занятости и охватывает численность работников, определенных пунктом 2.2 настоящего Порядка.

2.5. Финансирование расходов на оплату труда работодателю обеспечивается за счет средств Фонда

до шести месяцев в течение текущего года при условии сохранения за работником, переведенным по его согласию на этот период на дополнительно созданное рабочее место (места), основного рабочего места.

2.6. Средства Фонда предоставляются работодателю на оплату труда

не более 30 процентов численности работников, у которых из-за временного прекращения деятельности возникла угроза высвобождения.

2.7. Трудовой договор, который заключается между работодателем и работником для выполнения работы на дополнительно созданном рабочем месте,

не может быть расторгнут по инициативе работодателя, а также по соглашению сторон (пункт 1 статьи 40 и пункт 1 статьи 36 Кодекса законов о труде Украины).

Трудовой договор по основному месту работы

не может быть расторгнут на основаниях, указанных в абзаце первом этого пункта, в течение года со дня перевода на основное место работы.

 

III. Размер финансирования расходов на оплату труда

За счет средств Фонда финансируется часть расходов работодателя на заработную плату одного работника, переведенного на дополнительно созданное рабочее место (места), в размере

минимальной заработной платы, установленной законодательством, а также суммы страховых взносов (сбора), уплачиваемых работодателями на общеобязательное государственное социальное страхование и обязательное государственное пенсионное страхование, начисленные на эту часть, а также оплату первых пяти дней временной нетрудоспособности лиц.

Если работник работал неполный месяц, размер финансирования части расходов осуществляется пропорционально за фактически отработанное время.

 

IV. Порядок финансирования расходов на оплату труда

4.1. Рассмотрение вопроса о возможности финансирования работодателю расходов на оплату труда проводится комиссией, создание которой инициирует региональный центр занятости.

Состав комиссии утверждается приказом директора регионального центра занятости.

В состав комиссии включаются представители регионального центра занятости (один из которых является председателем комиссии), Министерства экономики и Министерства труда и социальной политики Автономной Республики Крым, главных управлений экономики, труда и социальной защиты населения областных государственных администраций, Главного управления труда и занятости и Главного управления социальной защиты населения Киевской городской государственной администрации, Управления труда и социальной защиты населения Севастопольской городской государственной администрации, территориальной государственной инспекции труда Госнадзортруда, а также по два делегированных представителя социальных партнеров регионального координационного комитета содействия занятости (по согласию).

4.2. Заседание комиссии проводится не менее одного раза в месяц и в зависимости от количества поданных работодателями заявлений и является правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 членов комиссии. Заключение комиссии принимается большинством голосов присутствующих.

В случае равного распределения голосов решающим является голос председателя комиссии.

Принятое решение оформляется приказом директора регионального центра занятости.

4.3.

Для рассмотрения вопроса о финансировании из Фонда расходов на оплату труда работодатель подает в базовый центр занятости по месту регистрации как плательщика взносов в Фонд:

заявление о выделении средств для финансирования расходов на оплату труда (далее — заявление) по форме, приведенной в приложении к настоящему Порядку;

информацию, подтвержденную соответствующими документами, о наличии временного прекращения деятельности по продолжительности и объемам, определенным настоящим Порядком;

отчет о запланированном высвобождении работников по форме № 4-ПН (план) «Отчет о запланированном высвобождении работников», утвержденной приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 19.12.2005 № 420 «Об утверждении форм отчетности и инструкции по их заполнению», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21.12.2005 под № 1534/11814.

4.4.

На рассмотрение комиссии в региональный центр занятости работодатель дополнительно подает:

справку об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (обязательных платежей);

справку о среднеучетной численности штатных работников на дату подачи заявления в базовый центр занятости;

копию изменений к штатному расписанию работодателя и список работников, которые будут переведены на дополнительно созданные рабочие места;

копию справки органа статистики о включении предприятия в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины;

копию свидетельства о государственной регистрации;

ориентировочный расчет средств по расходам на оплату труда.

4.5.

На рассмотрение комиссии в региональный центр занятости базовый центр занятости подает вместе с документами, указанными в пункте 4.3:

сведения о пребывании у него на учете работодателя как плательщика взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы не менее 24 месяцев;

справку об отсутствии задолженности перед Фондом на дату обращения в базовый центр занятости.

4.6. Комиссия рассматривает вопрос о выделении средств для финансирования расходов на оплату труда работодателю в течение 5 рабочих дней со дня поступления документов в региональный центр занятости.

4.7. При рассмотрении заявлений работодателей о выделении средств для финансирования расходов на оплату труда работников преимущество предоставляется тем, государственная регистрация которых проведена в малых, в том числе монофункциональных городах, при условии, если наемные работники работают по месту государственной регистрации работодателя.

4.8.

Решение об отказе в выделении средств для финансирования расходов на оплату труда работников принимается, если на дату подачи письменного заявления работодатель:

находится в состоянии слияния, присоединения, разделения, преобразования, ликвидации или банкротства;

находится на учете как плательщик взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы менее 24 месяцев;

имеет задолженность перед Фондом, а также задолженность по налогам и сборам (обязательным платежам).

4.9.

Решение о финансировании расходов на оплату труда работодателю с учетом заключений комиссии, имеющих рекомендательный характер, принимается директором регионального центра занятости и доводится до базового центра занятости в течение 3 рабочих дней.

4.10. О принятом решении базовый центр занятости сообщает работодателю в течение 3 рабочих дней.

4.11. Работодатель в течение 5 рабочих дней подписывает

договор о финансировании расходов на оплату труда за счет средств Фонда и предоставляет базовому центру занятости копии приказов или извлечение из приказа о переводе работников по их согласию, которые указаны в форме 4-ПН (план) «Звіт про заплановане вивільнення працівників», на дополнительно созданные рабочие места и копии трудовых книжек (титульная страница и страница с записью о переводе на другую работу, удостоверенные в установленном порядке).

4.12. В договоре о финансировании расходов на оплату труда за счет средств Фонда стороны определяют предмет договора, свои права и обязанности, гарантии занятости работника, условия и порядок финансирования, взаимную ответственность и основания расторжения договора.

4.13.

Перечисление средств Фонда работодателю осуществляется ежемесячно в течение 10 рабочих дней базовым центром занятости на основании заключенного договора о финансировании расходов на оплату труда после представления работодателем ежемесячных расчетов расходов работодателя на оплату труда работников, переведенных на дополнительно созданные рабочие места.

 

V. Контроль за выполнением условий, порядком предоставления и использованием средств Фонда, предоставленных на расходы на оплату труда

5.1. За достоверность предоставленных данных, являющихся основанием для перечисления средств Фонда на расходы на оплату труда, отвечает работодатель.

5.2. Базовый центр занятости

не реже одного раза в квартал либо по письменному обращению физического или юридического лица о фактах нарушения работодателем условий финансирования расходов на оплату труда проверяет достоверность данных, поданных работодателем, и соблюдение настоящего Порядка.

5.3. Результаты проверки оформляются

актом, который составляется в 2 экземплярах и подписывается уполномоченным лицом базового центра занятости, проводившим проверку, и представителем работодателя. Один экземпляр остается у работодателя.

В случае отказа работодателя подписать данный акт уполномоченное лицо, проводившее проверку, составляет

акт об отказе работодателя от подписания акта проверки.

5.4. Если работодатель

препятствует проведению проверки, базовый центр занятости прекращает финансирование расходов на оплату труда. Возобновление финансирования выплат осуществляется по результатам проверки.

5.5. Средства, использованные работодателем

не по целевому назначению или с нарушением законодательства, подлежат возврату Фонду в течение 10 рабочих дней после выявления нарушения.

5.6. В случае отказа работодателя добровольно вернуть средства Фонда или невозвращения их в установленные сроки взыскание средств осуществляется базовым центром занятости в

судебном порядке согласно действующему законодательству.

5.7. В случае

недостоверности поданных работодателем данных работодатель должен вернуть в соответствии с законодательством Фонду сумму причиненного ущерба с учетом индексации на уровень инфляции (исчисляется путем умножения суммы причиненного ущерба на произведение индекса роста цен на потребительские товары от месяца, в котором был причинен ущерб, до месяца, предшествующего месяцу ее возврата, разделенных на 100) (ежемесячные индексы потребительских цен публикуются Госкомстатом).

5.8. При

нарушении гарантий занятости лиц (расторжение трудового договора с работником по основному месту работы в течение года со дня перевода на это рабочее место или на дополнительно созданном рабочем месте в течение 6 месяцев по инициативе работодателя (пункт 1 статьи 40, пункт 1 статьи 36, часть третья статьи 38 Кодекса законов о труде Украины)) или использования средств Фонда с нарушением законодательства работодатель возвращает полученную сумму в полном объеме с учетом индексации на уровень инфляции (исчисляется путем умножения суммы, полученной на расходы на оплату труда, на произведение индекса роста цен на потребительские товары от месяца начала получения расходов на оплату труда до месяца, предшествующего месяцу ее возврата, разделенных на 100) (ежемесячные индексы потребительских цен публикуются Госкомстатом).

5.9. Решение о возврате средств работодателем принимается директором базового центра занятости и оформляется приказом.

В течение двух рабочих дней после принятия решения о возврате средств работодателем базовый центр занятости посылает работодателю заказным письмом уведомление о необходимости вернуть средства.

При невозможности вручения уведомления о необходимости вернуть средства по основаниям, предусмотренным Правилами предоставления услуг почтовой связи, которые утверждаются соответствующим постановлением Кабинета Министров Украины, отказе работодателя вернуть средства, взыскание таких средств осуществляется в

судебном порядке согласно действующему законодательству.

5.10. Споры, возникающие по вопросам предоставления и использования средств Фонда, предоставленных работодателям для финансирования расходов на оплату труда, разрешаются центром занятости высшего уровня либо в судебном порядке.

 

Начальник юридического управления Государственного центра занятости — исполнительной дирекции Фонда общеобязательного государственного социального
страхования Украины на случай безработицы
О. Тарасенко

 



комментарий редакции

Финансирование расходов на оплату труда сокращаемых работников Фондом социального страхования на случай безработицы

Фонд социального страхования на случай безработицы своим постановлением от 29.01.2009 г. № 94 утвердил Порядок финансирования расходов работодателя на оплату труда работников, которые с целью предотвращения высвобождения временно переведены с их согласия на другую работу (до 6 месяцев в течение года) при условии сохранения за ними основного места работы (далее — Порядок).

Этот Порядок определяет финансирование за счет средств Фонда социального страхования на случай безработицы расходов работодателя на оплату труда работников, которые с целью предупреждения высвобождения временно переведены с их согласия на другую работу (до 6 месяцев) при условии сохранения за ними основного места работы. Другими словами, предприятия имеют право получить помощь от Фонда социального страхования на случай безработицы, для того сохранить персонал, который по инициативе собственника планировалось уволить на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ.

Условия для получения финансирования из Фонда социального страхования на случай безработицы следующие:

1. У работодателя должно возникнуть временное приостановление деятельности, которое длится на менее одного месяца на дату предоставления им в Фонд социального страхования на случай безработицы заявления для получения финансирования (п. 2.4 Порядка). При этом временное прекращение деятельности — это вынужденное временное сокращение нормальной или установленной у работодателя в соответствии с законодательством Украины продолжительности рабочего времени, которое возникает по независящим от работодателя обстоятельствам, не носит регулярного или сезонного характера и является неотвратимым.

2. Временное приостановление деятельности должно охватить численность работников:

— более 50 % — при среднеучетной численности штатных работников до 100 человек;

— более 30 % — при среднеучетной численности штатных работников от 101 до 500 человек;

— 20 % — при среднеучетной численности штатных работников свыше 501 человека (п. 2.2 Порядка).

3. Работодатель должен создать для планируемых к высвобождению работников другие новые рабочие места и временно с их согласия перевести на них этих работников. Для этого необходимо внести новые рабочие места в штатное расписание, а копии изменений в штатное расписание следует подать центру занятости. Нельзя оформить финансирование расходов на оплату труда на работников, трудоустроенных на условиях дотации, получающих пособие по частичной безработице, работающих по совместительству (п. 2.3 Порядка).

Документы, которые должен подать работодатель для получения финансирования из Фонда социального страхования на случай безработицы, перечислены в пп. 4.3 и 4.4 Порядка.

Обращаем внимание, что за счет средств Фонда социального страхования на случай безработицы финансируется часть расходов работодателя на заработную плату одного работника, переведенного на дополнительно созданное рабочее место,

в размере минимальной заработной платы, установленной законодательством, а также суммы страховых взносов, которые уплачивают работодатели на общеобязательное государственное социальное страхование и обязательное государственное пенсионное страхование, начисленные на эту часть, а также оплату первых пяти дней временной нетрудоспособности лиц.

Кроме того, средства Фонда социального страхования на случай безработицы предоставляются работодателю на оплату труда

не более 30 % численности работников, у которых в связи со временным прекращением деятельности возникла угроза высвобождения.

После принятия центром занятости решения о предоставлении финансирования работодатель в течение 5 рабочих дней подписывает договор и предоставляет центру занятости копии приказом о переводе работников по их согласию, которые указаны в форме № 4-ПН (план) «Отчет о запланированном высвобождении работников», на дополнительно созданные рабочие места и копии трудовых книжек (титульная страница и страница с записью о переводе на другую работу).

Работодатель ежемесячно предоставляет в центр занятости расчеты расходов работодателя на оплату труда работников, переведенных на дополнительно созданные рабочие места, а центр занятости ежемесячно в течение 10 рабочих дней перечисляет работодателю необходимые средства.

Срок финансирования расходов за счет средств Фонда социального страхования на случай безработицы — до 6 месяцев.

 

Татьяна Онищенко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд