Темы статей
Выбрать темы

Об уплате «транспортного» налога в 2009 году

Редакция НиБУ
Письмо от 21.04.2009 г. № 04-27/526

Об уплате «транспортного» налога в 2009 году

Письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики от 21.04.2009 г. № 04-27/526

 

В Комитете по вопросам налоговой и таможенной политики рассмотрено письмо Государственной налоговой администрации Украины от 30.03.2009 г. № 154/2/17-0310 об уплате юридическими лицами налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов в 2009 году.

В указанном письме комментируются законодательные новеллы об уплате налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, принятые Верховной Радой Украины в последнее время, внесенные в базовый налоговый закон. Кроме того, Государственная налоговая администрация Украины в этом письме указывает, что в действующем законодательстве не предусмотрен механизм перечисления начисленного в течение года налога в случае отмены ранее установленных налоговых ставок в течение календарного года. Это также не предусмотрено в Законе Украины от 05.03.2009 г. № 1075-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» (далее — Закон № 1075), по которому внесены изменения в базовый налоговый закон относительно этих правоотношений и в котором не определен механизм проведения юридическими лицами перерасчета согласованных плательщиками сумм налоговых обязательств по налогу с владельцев транспортных средств на 2009 год. В связи с этим Государственная налоговая администрация Украины просит Комитет сформулировать свою позицию в отношении порядка уплаты налога с владельцев транспортных средств — юридической лиц в 2009 году, в частности

подлежат ли перечислению суммы налога с владельцев транспортных средств, начисленные юридическими лицами на текущий год в связи с принятием Закона № 1075.

По результатам рассмотрения отмечаем следующее.

Предписанием части первой статьи 67 Конституции Украины установлено, что каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.

Согласно пунктам 2 и 3 части первой статьи 9 Закона Украины «О системе налогообложения» плательщики налогов и сборов (обязательных платежей) обязаны, помимо прочего, подавать в государственные налоговые органы и другие государственные органы в соответствии с законами декларации, бухгалтерскую отчетность и другие документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей); уплачивать надлежащие суммы налогов и сборов (обязательных платежей) в установленные законом сроки.

Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов взимается в соответствии с Законом Украины от 11.12.91 г. № 1963-XII «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» (далее — Закон № 1963). Ставки налога установлены статьей 3 данного Закона.

В соответствии с пунктом 8 раздела I Закона Украины от 25.12.2008 г. № 797-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения» (далее — Закон № 797), который вступил в силу со дня его опубликования

(10 января 2009 года), были внесены изменения в статью 3 Закона № 1963, в частности увеличены ставки этого налога на автомобили легковые по коду УКТ ВЭД 8703 (кроме автомобилей с электродвигателем код 8703 90 10 00) при первой регистрации в Украине и при проведении регистрации, перерегистрации и очередного технического осмотра.

Указанные выше ставки налога с владельцев транспортных средств, установленные Законом № 797, действовали до

26 марта 2009 года, дня вступления в силу Закона Украины № 1075. Этим Законом внесены изменения в Закон № 1963, в частности в часть первую статьи 3, согласно которым уменьшены ставки налога на автомобили легковые по коду УКТ ВЭД 8703 (кроме автомобилей с электродвигателем код 8703 90 10 00) при первой регистрации в Украине и при проведении регистрации, перерегистрации и очередного технического осмотра.

Кроме того, статья 3 Закона № 1963 дополнена частью шестой, которой предусмотрено, что ставки налога с определенных этим Законом объектов налогообложения, которые в соответствии с действующим законодательством оснащены оборудованием, позволяющим использовать в качестве топлива моторного

сжатый или сжиженный газ, альтернативные виды жидкого и газового топлива — применяются с коэффициентом 0,5. В соответствии с пунктом 1 раздела II «Заключительных положений» Закона № 1075 эта норма вводится в действие с 1 июля 2009 года и действует до 1 января 2016 года.

Процедуры администрирования налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов установлены непосредственно Законом № 1963 и соответствующими нормами Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

В частности, эти вопросы нормированы для плательщиков — юридических лиц статьями 5 и 6 Закона № 1963. Согласно абзацу третьему части первой статьи 5 этого Закона

уплата налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов юридическими лицами осуществляется ежеквартально равными частями до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

За приобретенные в течение года юридическими лицами транспортные средства, кроме впервые регистрируемых в Украине, этот налог в соответствии с частью второй этой статьи уплачивается перед их регистрацией за месяцы, оставшиеся до конца года, начиная с месяца, в котором проведена регистрация транспортного средства. За транспортные средства, которые впервые регистрируются в Украине, налог уплачивается перед их первой регистрацией. Расчет суммы налога за такие транспортные средства в 10-дневной срок после их регистрации подается в соответствующий налоговый орган. За транспортные средства, снятые юридическими лицами в течение года с регистрации (перерегистрации), осуществляется перерасчет размера налога, кроме налога, уплаченного при первой регистрации в Украине. Размер налога пересчитывается перед снятием их с регистрации (перерегистрации) за месяцы, оставшиеся до конца года, начиная с месяца, следующего за тем, в котором транспортное средство снято с регистрации (перерегистрировано).

Исчисление и уплата налога юридическими лицами осуществляется в соответствии со статьей 6 Закона № 1963, которой предусмотрено, что этот налог исчисляется юридическими лицами на основании отчетных данных о количестве транспортных средств и других самоходных машин и механизмов по состоянию на 1 января текущего года. Исчисление налога с владельцев наземных транспортных средств осуществляется исходя из объема цилиндров или мощности двигателя каждого вида и марки транспортных средств, а налога с владельцев водных транспортных средств — исходя из длины транспортного средства по ставкам, указанным в статье 3 данного Закона. Частью второй этой статьи установлено, что юридические лица на основе бухгалтерского отчета (баланса) подают соответствующему органу государственной налоговой службы по месту регистрации транспортных средств расчет суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов на текущий год по форме, утвержденной центральным налоговым органом.

Следует иметь в виду, что согласно части первой статьи 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Из этой нормы следует, что действие закона или нормативно-правового акта во времени нужно понимать так, что оно начинается с момента вступления в силу соответствующего акта и прекращается с утратой им силы, т. е. к событию, факту применяется тот закон или другой нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место.

Таким образом, по нашему мнению,

плательщики налога юридические лица должны уплачивать суммы этого налога по ставкам, действовавшим на момент его уплаты.

В связи с уменьшением ставок налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, в соответствии с Законом № 1075, юридические лица — владельцы транспортных средств должны, при наличии транспортных средств, на которые распространяется уменьшение ставок налога, сделать перерасчет ранее исчисленной суммы этого налога на 2009 год с учетом сроков вступления его в силу и подать в налоговые органы уточняющий расчет суммы налога согласно законодательству.

 

Председатель Комитета С. Терехин



комментарий редакции

Перерасчету транспортного налога — быть!

Перед нами три письма уважаемых органов, которые касаются ставок транспортного налога: два из которых принадлежат перу ГНАУ, а одно — представителю законотворческого органа — Комитету Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики.

Проблема, поднятая в письмах, обусловлена скачками вверх-вниз ставок транспортного налога в течение только одного первого квартала: вначале ряд автовладельцев огорчились

повышению ставок (Закон Украины от 25.12.2008 г. № 797, вступил в силу с 10.01.2009 г.// «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 9), потом владельцы мощных авто обрадовались уменьшению ставок (Закон Украины от 05.03.2009 г. № 1075, вступил в силу с 26.03.2009 г.// «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 27).

Эйфория по поводу последнего события длилась до тех пор, пока не задумались заинтересованные лица, а какже претворить идею уменьшения в жизнь. Ведь, как обычно, никаких указаний по этому поводу. Тем более что все уже успели до 2 марта сдать отчетную форму — Расчет суммы налога с владельцев транспортных средств и других и самоходных машин и механизмов, в которой

согласовали сумму налога на год вперед по повышенным ставкам, действовавшим с 10.01.2009 г. по 26.03.2009 г. без какой-либо разбивки по январю. По этому поводу см. «Мнение специалистов официальных органов» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 14, с. 46, которое подтверждается и письмом ГНАУ от 30.03.2009 г. № 154/2/17-0310.

Первой

высказалась ГНАУ в своем письме от 30.03.2009 г. № 154/2/17-0310 (см. на с. 21) В нем было указано, что отраженная в Расчете сумма налога является согласованной, и при этом законом не предусмотрены никакие механизмы перерасчета. Из этого напрашивался вывод, что ГНАУ — не сторонница каких-либо перерасчетов в сторону уменьшения. Тем не менее, в этом же письме контролирующий орган попросил разъяснить представителя законодательного органа — Комитет, что же, собственно, законодательный орган имел в виду. Может, все-таки уменьшать надо?

Вторым

событием в этой истории стало письмо Комитета от 21.04.2009 г. № 04-27/526 ( см. на с. 18), которое по сути является ответом на запрос ГНАУ, (т. е. на первое письмо от 30.03.2009 г. № 154/2/17-0310). Комитет считает, что необходимо пересчитать налог в сторону уменьшения. Однако из письма опять-таки непонятно, по каким периодам это надо сделать. С одной стороны, Комитет говорит, что надо платить налог «по ставкам, действующим на момент его уплаты», а в момент уплаты за I квартал — с 1 по 15 апреля — действовали уже новые пониженные ставки. С другой стороны, настораживает фраза о том, что надо сделать перерасчет налога с учетом сроков вступления в сиу Закона № 1075, т. е. вполне вероятно, что Комитет предлагает пересчитать налог по дням действия ставок.

Что же касается тех авто, которые не были включены в годовой Расчет (

зарегистрированы после 01.01.2009 г.), налог за которые был уплачен до их регистрации и по которым подавался отдельный Расчет (в течение 10 дней со дня регистрации), то, судя по позиции Комитета, этот налог не пересчитывается.

Третье

финальное письмо от 29.04.2009 г. № 9001/7/17-0317 (см. на с. 22) — это реакция ГНАУ на разъяснения Комитета. Контролирующий орган учел позицию законодательного и предложил вариант перерасчета для автовладельцев-юрлиц в сторону уменьшения за II — IV кварталы. То есть уплаченный налог за I квартал (по повышенным ставкам) остается на месте, а по оставшимся кварталам плательщики подают уточненный расчет, в котором показывают все транспортные средства, которые числились у плательщика на 01.01.2009 г. (в том числе и те, на которые не изменялась ставка налога). Кстати, именно такой вариант перерасчета в не таком уж далеком 2005 году предлагала ГНАУ, когда Закон № 2505, вступивший в силу с 31.03.2005 г., повышал ставки транспортного налога (см. письмо ГНАУ от 02.11.2005 г. № 21971/5/17-2245 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 12). Подробно порядок заполнения уточненного расчета мы рассмотрим в ближайших номерах газеты.

Что же касается

купленных (зарегистрированных) авто после 01.01.2009 г., то ГНАУ, как и Комитет, прописала — оставить все как есть, т. е. что было уплачено до регистрации ни уменьшению, ни увеличению не подлежит. Аналогично контролирующий орган предписал действовать и в отношении физлиц: если уплата налога за 2009 год уже состоялась по действовавшей на момент уплаты ставке (то ли повышенной, то ли пониженной), то в последствии она не пересчитывается. Тем не менее за 2008 год налог уплачивается по ставке, которая действовала до 10.01.2009 г.

 

Наталия Яновская

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше