Об уплате «транспортного» налога в 2009 году
Письмо Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики от 21.04.2009 г. № 04-27/526
В Комитете по вопросам налоговой и таможенной политики рассмотрено письмо Государственной налоговой администрации Украины от 30.03.2009 г. № 154/2/17-0310 об уплате юридическими лицами налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов в 2009 году.
В указанном письме комментируются законодательные новеллы об уплате налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, принятые Верховной Радой Украины в последнее время, внесенные в базовый налоговый закон. Кроме того, Государственная налоговая администрация Украины в этом письме указывает, что в действующем законодательстве не предусмотрен механизм перечисления начисленного в течение года налога в случае отмены ранее установленных налоговых ставок в течение календарного года. Это также не предусмотрено в Законе Украины от 05.03.2009 г. № 1075-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» (далее — Закон № 1075), по которому внесены изменения в базовый налоговый закон относительно этих правоотношений и в котором не определен механизм проведения юридическими лицами перерасчета согласованных плательщиками сумм налоговых обязательств по налогу с владельцев транспортных средств на 2009 год. В связи с этим Государственная налоговая администрация Украины просит Комитет сформулировать свою позицию в отношении порядка уплаты налога с владельцев транспортных средств — юридической лиц в 2009 году, в частности
подлежат ли перечислению суммы налога с владельцев транспортных средств, начисленные юридическими лицами на текущий год в связи с принятием Закона № 1075.По результатам рассмотрения отмечаем следующее.
Предписанием части первой статьи 67 Конституции Украины установлено, что каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.
Согласно пунктам 2 и 3 части первой статьи 9 Закона Украины «О системе налогообложения» плательщики налогов и сборов (обязательных платежей) обязаны, помимо прочего, подавать в государственные налоговые органы и другие государственные органы в соответствии с законами декларации, бухгалтерскую отчетность и другие документы и сведения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей); уплачивать надлежащие суммы налогов и сборов (обязательных платежей) в установленные законом сроки.
Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов взимается в соответствии с Законом Украины от 11.12.91 г. № 1963-XII «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» (далее — Закон № 1963). Ставки налога установлены статьей 3 данного Закона.
В соответствии с пунктом 8 раздела I Закона Украины от 25.12.2008 г. № 797-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения» (далее — Закон № 797), который вступил в силу со дня его опубликования
(10 января 2009 года), были внесены изменения в статью 3 Закона № 1963, в частности увеличены ставки этого налога на автомобили легковые по коду УКТ ВЭД 8703 (кроме автомобилей с электродвигателем код 8703 90 10 00) при первой регистрации в Украине и при проведении регистрации, перерегистрации и очередного технического осмотра.Указанные выше ставки налога с владельцев транспортных средств, установленные Законом № 797, действовали до
26 марта 2009 года, дня вступления в силу Закона Украины № 1075. Этим Законом внесены изменения в Закон № 1963, в частности в часть первую статьи 3, согласно которым уменьшены ставки налога на автомобили легковые по коду УКТ ВЭД 8703 (кроме автомобилей с электродвигателем код 8703 90 10 00) при первой регистрации в Украине и при проведении регистрации, перерегистрации и очередного технического осмотра.Кроме того, статья 3 Закона № 1963 дополнена частью шестой, которой предусмотрено, что ставки налога с определенных этим Законом объектов налогообложения, которые в соответствии с действующим законодательством оснащены оборудованием, позволяющим использовать в качестве топлива моторного
сжатый или сжиженный газ, альтернативные виды жидкого и газового топлива — применяются с коэффициентом 0,5. В соответствии с пунктом 1 раздела II «Заключительных положений» Закона № 1075 эта норма вводится в действие с 1 июля 2009 года и действует до 1 января 2016 года.Процедуры администрирования налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов установлены непосредственно Законом № 1963 и соответствующими нормами Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами».
В частности, эти вопросы нормированы для плательщиков — юридических лиц статьями 5 и 6 Закона № 1963. Согласно абзацу третьему части первой статьи 5 этого Закона
уплата налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов юридическими лицами осуществляется ежеквартально равными частями до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.За приобретенные в течение года юридическими лицами транспортные средства, кроме впервые регистрируемых в Украине, этот налог в соответствии с частью второй этой статьи уплачивается перед их регистрацией за месяцы, оставшиеся до конца года, начиная с месяца, в котором проведена регистрация транспортного средства. За транспортные средства, которые впервые регистрируются в Украине, налог уплачивается перед их первой регистрацией. Расчет суммы налога за такие транспортные средства в 10-дневной срок после их регистрации подается в соответствующий налоговый орган. За транспортные средства, снятые юридическими лицами в течение года с регистрации (перерегистрации), осуществляется перерасчет размера налога, кроме налога, уплаченного при первой регистрации в Украине. Размер налога пересчитывается перед снятием их с регистрации (перерегистрации) за месяцы, оставшиеся до конца года, начиная с месяца, следующего за тем, в котором транспортное средство снято с регистрации (перерегистрировано).
Исчисление и уплата налога юридическими лицами осуществляется в соответствии со статьей 6 Закона № 1963, которой предусмотрено, что этот налог исчисляется юридическими лицами на основании отчетных данных о количестве транспортных средств и других самоходных машин и механизмов по состоянию на 1 января текущего года. Исчисление налога с владельцев наземных транспортных средств осуществляется исходя из объема цилиндров или мощности двигателя каждого вида и марки транспортных средств, а налога с владельцев водных транспортных средств — исходя из длины транспортного средства по ставкам, указанным в статье 3 данного Закона. Частью второй этой статьи установлено, что юридические лица на основе бухгалтерского отчета (баланса) подают соответствующему органу государственной налоговой службы по месту регистрации транспортных средств расчет суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов на текущий год по форме, утвержденной центральным налоговым органом.
Следует иметь в виду, что согласно части первой статьи 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Из этой нормы следует, что действие закона или нормативно-правового акта во времени нужно понимать так, что оно начинается с момента вступления в силу соответствующего акта и прекращается с утратой им силы, т. е. к событию, факту применяется тот закон или другой нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место.
Таким образом, по нашему мнению,
плательщики налога — юридические лица должны уплачивать суммы этого налога по ставкам, действовавшим на момент его уплаты.В связи с уменьшением ставок налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, в соответствии с Законом № 1075, юридические лица — владельцы транспортных средств должны, при наличии транспортных средств, на которые распространяется уменьшение ставок налога, сделать перерасчет ранее исчисленной суммы этого налога на 2009 год с учетом сроков вступления его в силу и подать в налоговые органы уточняющий расчет суммы налога согласно законодательству.
Председатель Комитета С. Терехин
комментарий редакции
Перерасчету транспортного налога — быть!
Перед нами три письма уважаемых органов, которые касаются ставок транспортного налога: два из которых принадлежат перу ГНАУ, а одно — представителю законотворческого органа — Комитету Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики.
Проблема, поднятая в письмах, обусловлена скачками вверх-вниз ставок транспортного налога в течение только одного первого квартала: вначале ряд автовладельцев огорчились
повышению ставок (Закон Украины от 25.12.2008 г. № 797, вступил в силу с 10.01.2009 г.// «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 9), потом владельцы мощных авто обрадовались уменьшению ставок (Закон Украины от 05.03.2009 г. № 1075, вступил в силу с 26.03.2009 г.// «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 27).Эйфория по поводу последнего события длилась до тех пор, пока не задумались заинтересованные лица, а какже претворить идею уменьшения в жизнь. Ведь, как обычно, никаких указаний по этому поводу. Тем более что все уже успели до 2 марта сдать отчетную форму — Расчет суммы налога с владельцев транспортных средств и других и самоходных машин и механизмов, в которой
согласовали сумму налога на год вперед по повышенным ставкам, действовавшим с 10.01.2009 г. по 26.03.2009 г. без какой-либо разбивки по январю. По этому поводу см. «Мнение специалистов официальных органов» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 14, с. 46, которое подтверждается и письмом ГНАУ от 30.03.2009 г. № 154/2/17-0310.Первой
высказалась ГНАУ в своем письме от 30.03.2009 г. № 154/2/17-0310 (см. на с. 21) В нем было указано, что отраженная в Расчете сумма налога является согласованной, и при этом законом не предусмотрены никакие механизмы перерасчета. Из этого напрашивался вывод, что ГНАУ — не сторонница каких-либо перерасчетов в сторону уменьшения. Тем не менее, в этом же письме контролирующий орган попросил разъяснить представителя законодательного органа — Комитет, что же, собственно, законодательный орган имел в виду. Может, все-таки уменьшать надо?Вторым
событием в этой истории стало письмо Комитета от 21.04.2009 г. № 04-27/526 ( см. на с. 18), которое по сути является ответом на запрос ГНАУ, (т. е. на первое письмо от 30.03.2009 г. № 154/2/17-0310). Комитет считает, что необходимо пересчитать налог в сторону уменьшения. Однако из письма опять-таки непонятно, по каким периодам это надо сделать. С одной стороны, Комитет говорит, что надо платить налог «по ставкам, действующим на момент его уплаты», а в момент уплаты за I квартал — с 1 по 15 апреля — действовали уже новые пониженные ставки. С другой стороны, настораживает фраза о том, что надо сделать перерасчет налога с учетом сроков вступления в сиу Закона № 1075, т. е. вполне вероятно, что Комитет предлагает пересчитать налог по дням действия ставок.Что же касается тех авто, которые не были включены в годовой Расчет (
зарегистрированы после 01.01.2009 г.), налог за которые был уплачен до их регистрации и по которым подавался отдельный Расчет (в течение 10 дней со дня регистрации), то, судя по позиции Комитета, этот налог не пересчитывается.Третье
финальное письмо от 29.04.2009 г. № 9001/7/17-0317 (см. на с. 22) — это реакция ГНАУ на разъяснения Комитета. Контролирующий орган учел позицию законодательного и предложил вариант перерасчета для автовладельцев-юрлиц в сторону уменьшения за II — IV кварталы. То есть уплаченный налог за I квартал (по повышенным ставкам) остается на месте, а по оставшимся кварталам плательщики подают уточненный расчет, в котором показывают все транспортные средства, которые числились у плательщика на 01.01.2009 г. (в том числе и те, на которые не изменялась ставка налога). Кстати, именно такой вариант перерасчета в не таком уж далеком 2005 году предлагала ГНАУ, когда Закон № 2505, вступивший в силу с 31.03.2005 г., повышал ставки транспортного налога (см. письмо ГНАУ от 02.11.2005 г. № 21971/5/17-2245 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 12). Подробно порядок заполнения уточненного расчета мы рассмотрим в ближайших номерах газеты.Что же касается
купленных (зарегистрированных) авто после 01.01.2009 г., то ГНАУ, как и Комитет, прописала — оставить все как есть, т. е. что было уплачено до регистрации ни уменьшению, ни увеличению не подлежит. Аналогично контролирующий орган предписал действовать и в отношении физлиц: если уплата налога за 2009 год уже состоялась по действовавшей на момент уплаты ставке (то ли повышенной, то ли пониженной), то в последствии она не пересчитывается. Тем не менее за 2008 год налог уплачивается по ставке, которая действовала до 10.01.2009 г.
Наталия Яновская