О постановлении Кабинета Министров Украины от 02.04.2009 г. № 291

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2009/№ 36
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 10.04.2009 г. № 7647/7/16-1117

О постановлении Кабинета Министров Украины от 02.04.2009 г. № 291

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 10.04.2009 г. № 7647/7/16-1117

(извлечение)

 

Законом Украины от 04.02.2009 г. № 922-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины о предотвращении негативных последствий влияния мирового финансового кризиса на развитие агропромышленного комплекса» (далее — Закон № 922-VI) в ст. 11 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» включен п. 11.21, согласно которому сумма налога на добавленную стоимость, которая должна уплачиваться в бюджет перерабатывающими предприятиями всех форм собственности за реализованные ими молоко и молочную продукцию, мясо и мясопродукты, в полном объеме направляется исключительно для выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за проданные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе. Порядок учета указанных средств определяется Кабинетом Министров Украины.

Закон № 922-VI вступил в силу со дня его опубликования — с 17 марта 2009 г.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 02.04.2009 г. № 291 «О реализации пункта 11.21 статьи 11 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — постановление № 291) признаны утратившими силу постановления Кабинета Министров Украины от 26.02.99 г. № 271 «О Порядке аккумулирования и использования средств, начисляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями — плательщиками налога на добавленную стоимость по операциям по продаже товаров (работ, услуг) собственного производства, включая продукцию (кроме подакцизных товаров), изготовленную на давальческих условиях из собственного сельскохозяйственного сырья», от 12.05.99 г. № 805 «О Порядке начисления, выплат и использования средств, направленных для выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе» и постановления Кабинета Министров Украины, которыми вносились изменения и дополнения в указанные постановления.

Сохраняются открытыми перерабатывающим предприятиям

внебюджетные счета в территориальных органах Госказначейства, остатки средств на которых по состоянию на 1 марта 2009 г. не подлежат перечислению в бюджет и используются на цели, предусмотренные Порядком учета и использования средств, направленных на выплату дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе (далее — Порядок), утвержденным постановлением № 291.

Порядок устанавливает механизм учета и использования средств, направленных на выплату дотаций перерабатывающими предприятиями сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от формы собственности и хозяйствования, включая личные крестьянские хозяйства, за поставленные ими начиная

с 17 марта 2009 г. перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе.

Начисление и выплата дотаций проводятся перерабатывающими предприятиями всех форм собственности, имеющими собственные и арендованные мощности.

По результатам деятельности за каждый отчетный (налоговый) период перерабатывающие предприятия ведут

отдельный налоговый и бухгалтерский учет готовой продукции, изготовленной из поставленных сельскохозяйственными товаропроизводителями молока и мяса в живом весе, определяют суммы налоговых обязательств и налогового кредита, возникающих в связи с переработкой и поставкой такой продукции, и составляют отдельную налоговую декларацию.

Определенная к уплате по отдельной налоговой декларации сумма налога на добавленную стоимость перечисляется перерабатывающим предприятием на его внебюджетный счет

в сроки, установленные для уплаты налога на добавленную стоимость, с учетом еженедельных перечислений сумм налога на добавленную стоимость, начисленных на объемы поставленной ими готовой продукции.

Перерабатывающее предприятие не позднее последнего календарного дня месяца, наступающего за отчетным периодом, за каждый отчетный (налоговый) период подает как

подтверждение уплаты сумм налога реестр платежных поручений на фактически зачисленные на внебюджетный счет средства и выписку территориальных органов Госказначейства из внебюджетного счета.

Следует отметить, что в случае установления по отдельной налоговой декларации

превышения суммы налогового кредита над суммой налоговых обязательств такая сумма превышения покрывается налоговыми обязательствами следующих налоговых периодов.

В случае когда товары (услуги), основные фонды, изготовленные или приобретенные, используются перерабатывающим предприятием частично для изготовления готовой продукции, а частично для других товаров (услуг), сумма уплаченного (начисленного)

налогового кредита распределяется исходя из части использования таких товаров (услуг), основных фондов по операциям по изготовлению готовой продукции и соответственно по другим операциям.

 

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

ГНАУ разъясняет сельхоз-дотационный Порядок № 291

Фактически все, о чем говорит ГНАУ в комментируемом письме в отношении постановления Кабмина от 02.04.2009, г. № 291 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 30), мы уже освещали в своем комментарии к нему. Поэтому ограничимся лишь конспективным напоминанием основных моментов, на которые обращает внимание и ГНАУ.

Общеизвестные

Порядок № 271 и Порядок № 805, а с ними заодно и целый ряд постановлений КМУ, которыми в эти порядки вносились изменения и дополнения, признаны утратившими силу.

На смену Порядку № 805 указанным выше постановлением

утвержден Порядок № 291, устанавливающий механизм учета и использования средств, направленных на выплату дотаций перерабатывающими предприятиями сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от формы собственности и хозяйствования, включая личные крестьянские хозяйства (далее — сельскохозяйственные товаропроизводители), за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе.

Порядок № 291 распространяется на поставки, начиная

с 17 марта 2009 года.

Начисление и выплата дотаций производятся перерабатывающими предприятиями только при наличии у них

собственных и арендованных мощностей.

Налоговый и бухгалтерский учет

готовой продукции, изготовленной из так называемого спецсырья, т. е. поставленных сельхозтоваропроизводителями молока и мяса в живом весе, с определением суммы налоговых обязательств и налогового кредита, возникающих в связи с переработкой и поставкой такой продукции, должен вестись отдельно.

Установлен порядок

распределения пропорционально долям использования по видам деятельности «входного» НДС, если товары (услуги), основные фонды, изготовленные или приобретенные, используются перерабатывающим предприятием частично для изготовления готовой продукции из спецсырья, а частично — для других товаров (услуг).

Налоговая отчетность по НДС применительно к спецрежимной деятельности подается по

отдельной (специальной) декларации по НДС.

Отрицательное значение

, т. е. превышение суммы налогового кредита над суммой налоговых обязательств, определенное в спецдекларации по НДС, покрывается налоговыми обязательствами следующих налоговых периодов.

Несколько подробнее об аккумуляции перерабатывающим предприятием дотационных сумм, т. е. о порядке перечисления ими таких целевых средств с текущего счета на небюджетный счет. По крайней мере, следует уточнить два момента.

Первый. Абзац восьмой комментируемого письма гласит, что определенная к уплате по отдельной налоговой декларации сумма НДС перечисляется перерабатывающим предприятием на его небюджетный счет в сроки, установленные для уплаты НДС, с учетом

еженедельных перечислений сумм НДС, начисленных на объемы поставленной ими готовой продукции. Уточним: Порядок № 291 говорит о перечислении в конце каждой рабочей недели не всей, а только половины, и не начисленной, а поступившей на текущий счет суммы НДС.

Окончательный расчет подлежащей перечислению на небюджетный счет суммы НДС производится ежемесячно в соответствии с показателями по отдельной налоговой декларации.

Второй момент касается подачи подтверждающих документов, т. е реестра платежных поручений на фактически зачтенные на небюджетный счет средства и выписки территориальных органов Госказначейства с небюджетного счета. Уточним: должны быть поданы

не позже последнего календарного дня месяца, следующего за отчетным периодом:

— во-первых, в

налоговый орган по месту регистрации перерабатывающего предприятия как плательщика НДС;

— во-вторых,

именно на фактически зачтенные на небюджетный счет средства.

Обращаем внимание на это потому, что

не всегда именно в последний календарный день месяца, следующего за отчетным периодом, такие перечисления сумм НДС будут тождественны суммам НДС, определенным по спецдекларации и подлежащим аккумуляции на небюджетном счете. Согласно абзацу второму п. 6 Порядка № 291 определенная к уплате по отдельной (специальной) декларации сумма НДС перечисляется перерабатывающим предприятием на его небюджетный счет в сроки, установленные для уплаты НДС. И если предельный срок уплаты приходится на выходной или праздничный день, проще говоря, если 30 число месяца (20 дней для подачи декларации + 10 дней после нее) и 31 число (не говоря уже о феврале, в котором просто не бывает таких чисел) будут нерабочими днями, то вполне правомерно перечислять на небюджетный счет средства в следующий за выходным или праздничным рабочий операционный (банковский) день. Понятно, что это будут уже первые числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, а не последний день первого следующего за отчетным периодом месяца.

Кстати отметим, что к срокам уплаты НДС в бюджет приурочены и сроки расчетов с сельхозтоваропроизводителями. Акцентируем особое внимание:

не перечисленные перерабатывающими предприятиями на отдельные счета сельхозтоваропроизводителей суммы дотаций в сроки, установленные законодательством для уплаты НДС в бюджет, считаются используемыми не по целевому назначению и подлежат взысканию в госбюджет (абзац третий п. 7 Порядка № 291).

 

Анатолий Бобро

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд