Залежался товар: проведите уценку

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2009/№ 38
В избранном В избранное
Печать
Статья

Залежался товар: проведите уценку

 

Большинство предприятий, так или иначе, сталкиваются в своей деятельности с ситуацией, когда товар приходится продавать по цене ниже себестоимости. Причины такой продажи могут быть самыми разнообразными: товар морально устарел или частично поврежден, а может, рынок уже насыщен такими товарами и покупатели больше не горят желанием его приобретать. В таких условиях приходится проводить уценку товара. О порядке проведения этой операции и особенностях ее отражения в налоговом и бухгалтерском учете и пойдет речь в предлагаемой статье.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Положение об уценке

Положение о порядке уценки и реализации залежавшейся продукции из группы товаров широкого потребления и продукции производственно-технического назначения, утвержденное совместным приказом Министерства экономики и Министерства финансов Украины от 10.09.96 г. № 120/190.

Инструкция № 2

— Инструкция о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденная приказом МВЭСторга от 04.01.97 г. № 2.

Инструкция № 69

— Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 11.08.94 г. № 69.

 

Порядок уценки товаров

Не всегда получается так, что предприятие торговли, точно рассчитав объем закупки товара, полностью реализует его. Для того чтобы вернуть вложенные в товар средства, с приближением даты окончания срока реализации, падением спроса или выявлением определенных дефектов, производится уценка товара. Для ее проведения необходимо руководствоваться

Положением об уценке. Так, согласно данному документу предприятие может провести уценку товаров широкого потребления, залежалых (не имеющих сбыта более трех месяцев) и не пользующихся спросом у потребителей, а также товаров и продукции, частично утративших свое изначальное качество.

Для выявления товаров, подлежащих уценке, и для ее проведения руководитель предприятия утверждает комиссию, в состав которой входят заместитель руководителя предприятия (председатель комиссии), главный бухгалтер, товаровед, экономист по ценам и другие специалисты по ценам (

п. 3 Положения об уценке). Как правило, эта же комиссия проводит и инвентаризацию, в ходе которой составляется перечень товаров, цена на которые должна быть снижена. Напомним, что в соответствии с п. 7 Инструкции № 69 одной из задач инвентаризации является выявление товарно-материальных ценностей, которые частично утратили свое первоначальное качество, устаревших фасонов и моделей.

Приступая к процедуре инвентаризации товаров, необходимо соблюдать правила, установленные

п. 11.8 Инструкции № 69. Так, инвентаризационная комиссия осуществляет перевешивание, обмер, подсчет ценностей в одном помещении в порядке их размещения. При этом беспорядочный переход комиссии от одного вида ценностей к другому не допускается. Результаты инвентаризации комиссия фиксирует в Инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей по форме № М-21, утвержденной приказом Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и материалов» от 21.06.96 г. № 193. В описи указываются: наименования товаров, сорт, единица измерения, фактическое наличие, прежняя цена товара. На основании анализа данных об имеющихся товарах, отраженных в описи по форме № М-21, комиссия составляет перечень товаров, подлежащих уценке, с указанием их названия, количества, цены, размера возможной уценки. Этот перечень передают руководителю предприятия для принятия решения (пп. 8, 9 Положения об уценке).

В случае принятия положительного решения комиссия изучает составленные ранее перечни, выявляет источники покрытия потерь от уценки товаров и только после этого непосредственно приступает к проведению уценки. Размер уценки товаров комиссия определяет на основании экспертных оценок с учетом степени потери потребительских качеств, насыщенности рынка, количества остатков товаров на предприятии.

Данные об уцененных товарах записывают в

опись — акт уценки залежавшихся товаров и продукции и избыточных товарно-материальных ценностей (далее — опись-акт уценки). Этот документ составляется в каждом отделе (секции) магазина в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, проводившими уценку, и материально ответственными лицами. Ниже приведем пример заполнения описи-акта уценки.

 

 


 

Материалы по уценке товаров передаются руководителю и утверждаются в двухдневный срок после их получения. После проведения уценки на предприятии

перемаркировываются цены путем зачеркивания предыдущей цены и обозначения новой на ярлыках цен (ценниках), товарных ярлыках, этикетках предприятий-изготовителей, упаковке и т. д. каждой единицы товара и удостоверяются подписью работника, ответственного за формирование, установление или применение цен (п. 11 Инструкции № 2).

Схематично процедура проведения уценки товаров выглядит следующим образом:

 

 

Бухгалтерский учет

Для отражения уценки товаров в бухгалтерском учете следует руководствоваться нормами

П(С)БУ. Так, согласно пп. 24, 25 П(С)БУ 9 «Запасы», утвержденного приказом Минфина от 20.10.99 г. № 246, товары отражаются в бухгалтерском учете по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации*. Последнюю применяют, если на дату баланса цена запасов снизилась или они испорчены, устарели или иным образом утратили первоначально ожидаемую экономическую выгоду.

*Напомним, что под чистой стоимостью реализации понимают ожидаемую цену реализации запасов в условиях обычной деятельности за вычетом ожидаемых расходов на завершение их производства и сбыт.

Уценка представляет собой разницу между первоначальной стоимостью товаров и чистой стоимостью реализации. Ее необходимо проводить на дату, когда будет известно о том, что чистая стоимость реализации товара меньше первоначальной стоимости. Однако в учете уценка отражается в том месяце, в котором была составлена опись-акт уценки (

п. 19 Положения об уценке).

Сумма уценки списывается на расходы отчетного периода и отражается по дебету субсчета

946 «Потери от обесценивания запасов» с уменьшением балансовой стоимости запасов (п. 5.8 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2).

Для предприятий розничной торговли отражение суммы уценки в бухгалтерском учете имеет свои особенности. В соответствии со стандартами уценка предполагает снижение первоначальной (покупной) стоимости. Однако предприятия розничной торговли ведут учет товаров в продажных ценах. В связи с этим, уценивая товар до стоимости ниже цены приобретения, предприятию розничной торговли необходимо сумму снижения продажной стоимости товара разделить на две составляющие: сумму, на которую снижается торговая наценка, и сумму, на которую снижается первоначальная (покупная) стоимость товара. Она и будет представлять собой сумму уценки.

Снижение торговой наценки отражается в учете записью Дт 285 «Торговая наценка» — Кт 282 «Товары в торговле», а уменьшение первоначальной стоимости товара вследствие уценки проводкой Дт 946 «Потери от обесценивания запасов» — Кт 282 «Товары в торговле».

 

Налоговый учет

При проведении уценки товаров никаких изменений в налоговом учете предприятия не произойдет, ведь в соответствии с

седьмым абзацем п. 5.9 Закона о налоге на прибыль уценка (дооценка) не изменяет балансовой стоимости запасов и валовых доходов или валовых расходов налогоплательщика, связанных с приобретением таких запасов.

Что касается налогового кредита по НДС, отраженного при покупке товаров, то корректировать его нет необходимости, поскольку предназначение товаров не изменилось: в дальнейшем они будут использоваться в облагаемых НДС операциях в рамках хозяйственной деятельности (

п.п. 7.4.1 Закона об НДС).

И еще один момент. Реализуя уцененный товар покупателям — неплательщикам налога на прибыль или лицам, осуществляющим уплату налога по иным, нежели 25 %, ставкам, предприятие обязано отразить доход исходя из договорных цен, но не ниже обычных (

пп. 7.4.1, 7.4.3 Закона о налоге на прибыль). Здесь сразу возникает закономерный вопрос: можно ли сниженную цену товара считать обычной ценой?

Думаем, что да. В соответствии с

п.п. 1.20.2 Закона о налоге на прибыль одним из факторов, влияющих на обычность цены, являются скидки, связанные с сезонными и прочими колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги), потерей товаром качества или прочих свойств; окончанием (приближением даты окончания) срока хранения (пригодности; реализации); сбытом неликвидных или низколиквидных товаров.

Как видим, обосновать обычность цены после проведения уценки в связи с утратой первоначального качества товара или отсутствием на него спроса со стороны потребителей не составит труда. Достаточно использовать инструменты, предоставленные

п.п. 1.20.2 Закона о налоге на прибыль.

 

Пример

. В конце сезона женские свитера продажной стоимостью 1500 грн. (в том числе первоначальная (покупная) стоимость — 1000 грн., торговая наценка — 500 грн.) были уценены до чистой стоимости реализации 800 грн.

Снижение продажной стоимости товара на 700 грн. (с 1500 грн. до 800 грн.) произошло за счет:

— снижения торговой наценки на 500 грн.;

— уценки на 200 грн.

Отразим указанные операции в учете.

 

Учет операций по уценке товара

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

дредит

ВД

ВР

Списана на расходы сумма уценки

946

282

200

Списана сумма торговой наценки

285

282

500

Начислена торговая наценка в сумме НДС, приходящейся на уцененный товар (800 х 20 %)

282

285

160

Получена выручка от реализации уцененного товара

301

702

960

800

Отражены обязательства по НДС

702

641

160

Списана себестоимость реализованного товара

902

282

800

Списана сумма торговой наценки, приходящейся на реализованный товар

285

282

160

Отражено закрытие счетов доходов и расходов

791

946

200

791

902

800

702

791

800

 

На этом завершаем рассмотрение вопросов, связанных с уценкой товаров. Надеемся, что теперь у вас не будет сложностей с их отражением в учете.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд