Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Использование ГСМ для авто: актуальные вопросы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2009/№ 41
Печать
Статья

Использование ГСМ для авто: актуальные вопросы

 

Предприятие, использующее в своей хозяйственной деятельности собственные или арендованные автомобили, естественно, приобретает для них горюче-смазочные материалы. О налогово-бухгалтерских правилах списания этих видов запасов пойдет речь в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Как определяется нормативное и фактическое количество использованных ГСМ

При определении

нормативного расхода горюче-смазочных материалов (ГСМ) и с целью их списания используются Нормы № 43.

Нормирование расхода топлива — это установление допустимой меры его потребления в определенных условиях эксплуатации автомобилей, для чего применяют

базовые линейные нормы, установленные по моделям (модификациям) автомобилей, и систему нормативов и корректирующих коэффициентов, которые позволяют учесть выполненную транспортную работу, климатические, дорожные и другие условия эксплуатации.

Наиболее часто применяемой предприятиями нормой расхода топлива на автомобильном транспорте является

базовая линейная норма на пробег автомобиля (на 100 км).

Важно учесть, что указанные

Нормы можно использовать только в отношении моделей автомобилей, информация о которых приведена в таблицах приложений А и Б к Нормам.

На основании

Норм № 43, а также с помощью данных, указанных в путевом листе, можно легко определить количество израсходованного в течение смены (рейса) топлива. Для этого нужно воспользоваться следующей формулой:

Qн = Нs х S,

где Qн — нормативный расход топлива, л (м куб.);

Нs — базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км;

S — пробег автомобиля, км.

Пример 1.

Предприятие в своей хозяйственной деятельности использует грузовой автомобиль ГАЗ-53. Постоянная базовая линейная норма расхода топлива для этого транспортного средства (Hs) — 25 л/100 км.

Предположим, что:

— остаток топлива в бензобаке автомобиля на начало смены — 19 л;

— в течение смены были осуществлены две дозаправки объемом 30 и 40 л;

— пробег автомобиля в течение смены (S) составил 300 км.

Рассчитаем

расход топлива по норме, используя вышеприведенную формулу:

25 л/100 км х 300 км = 75 л.

Этот показатель (75 л) указывается в графе путевого листа «расход горючего по норме, л».

Определить же

фактическое количество топлива, израсходованного в течение смены (рейса), можно с учетом данных измерительных приборов автомобиля на момент окончания смены (рейса) с помощью такой формулы:

Тф = ОТн + ЗТ - ОТк,

где Тф — фактическое количество израсходованного автомобилем топлива (рассчитывается по одному путевому листу);

ОТн — остаток топлива в бензобаке (в баллоне, если это газ) автомобиля на начало смены (рейса) (графа путевого листа «остаток горючего при выезде»);

ЗТ — количество топлива, залитого в бензобак (заправленного в баллон, если это газ) в течение смены (рейса) (графа путевого листа «выдано горючее»);

ОТк — остаток топлива в бензобаке (в баллоне, если это газ) автомобиля на конец смены (рейса) (графа путевого листа «остаток горючего при возвращении»).

Рассчитанное таким образом количество израсходованного автомобилем в течение смены (рейса) топлива указывается в графе путевого листа «расход горючего фактический, л».

После того, как соответствующие расчеты выполнены, предприятие должно сравнить фактическое количество израсходованного автомобилем топлива (Тф) с нормативным (Qн).

Если показатель Тф меньше или равен показателю Qн, ГСМ списываются

в пределах фактического расхода.

Однако может случиться и так, что фактический расход топлива оказывается выше нормативного — показатель Тф превышает показатель Qн.

 

Как поступать, если фактический расход топлива оказался выше нормативного

Если расход топлива по факту не совпал с расходом по норме (возник перерасход), нужно выяснить причины произошедшего. Дело в том, что такие сверхнормативные расходы могли возникнуть как по вине водителя, так и по объективным причинам (из-за низкого качества ГСМ, несоответствия дорог и подъездных путей нормам эксплуатации, систематических пробок на дорогах, технического состояния автотранспорта, непредвиденного ремонта двигателя в рейсе и т. д.).

Как бы то ни было, при списании ГСМ нужно ориентироваться исключительно на установленные нормы расхода топлива с учетом поправочных коэффициентов, предусмотренных

п. 3 Норм № 43.

Это означает, что в

налоговом учете расход топлива в пределах норм отражается так:

— для грузовых автомобилей — в полном объеме;

— для легковых автомобилей — в 50 % объеме (см.

п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль).

К сведению: расходы на приобретение ГСМ для

грузопассажирских автомобилей включаются в валовые расходы предприятия в пределах норм расхода топлива, установленных Нормами № 43, в полном объеме, т. е. без применения 50 % ограничения, предусмотренного п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль для легковых авто (см. консультацию сотрудников ГНАУ, опубликованную в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 83, с. 46).

А вот сумма стоимости

сверхнормативного расхода топлива должна быть исключена из стоимости запасов путем отражения ее в графе 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль.

Кроме того, на сумму, соответствующую сумме перерасхода, следует откорректировать налоговый кредит по НДС в сторону уменьшения.

В

бухгалтерском учете стоимость фактически израсходованного топлива в пределах норм отражается в составе расходов отчетного периода на соответствующих счетах в зависимости от цели использования автотранспорта (23, 91, 92, 93, 94). Сумма перерасхода ГСМ относится к прочим операционным расходам с использованием для этой цели субсчета 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Пример 2.

На балансе предприятия числится грузовой автомобиль ГАЗ-3307. По данным путевого листа фактический расход бензина за смену составил 85 л, в то время как норма расхода топлива — 73,5 л. Перерасход бензина составил 11,5 л. Лицо, виновное в возникновении перерасхода, не установлено. Стоимость 1 л бензина условно — 5,52 грн. (без НДС — 4,60 грн.; НДС 20 % — 0,92 грн.).

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 1

Порядок отражения сумм перерасхода топлива в учете

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Списана сумма фактически использованного грузовым автомобилем бензина для хознужды (в пределах норм)

(73,5 л х 4,60 грн./л = 338,10 грн.)

338,10

91

203

 —

 — *

* Стоимость израсходованного бензина списывается с остатков согласно п. 5.9 Закона о налоге на прибыль посредством отражения соответствующих данных в таблице 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль.

2

Отражена сумма перерасхода бензина

(11,5 л х 4,60 грн./л = 52,90 грн.)

52,90

947

203

 —

-52,90*

* Исключена из валовых расходов сумма перерасхода (недостачи) бензина путем отражения в графе 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль.

3

Откорректирована сумма налогового кредита по НДС, пропорциональная сумме сверхнормативного расхода бензина методом «красное сторно»

(52,90 грн. х 20 % : 100 %)

10,58

641/НДС

644

 —

 —

4

Отражена в составе расходов откорректированная сумма НДС

10,58

947

644

 —

 —

5

Отнесена на финансовый результат сумма перерасхода бензина

63,48

791

947

 —

 —

 

Каков порядок списания ГСМ, если автомобиль не учтен в Нормах № 43

Автомобильный рынок постоянно пополняется новыми или модифицированными моделями транспортных средств, поэтому часто бывает, что для таких моделей нормы расхода топлива просто не предусмотрены

Нормами № 43.

В этой ситуации в целях списания ГСМ не стоит пользоваться данными, указанными заводами — производителями автомобилей в технической документации, поскольку в ней в основном приводятся показатели контрольного расхода топлива в различных режимах. Эти показатели не являются базовыми линейными нормами расхода топлива, а используются лишь для проверки технического состояния автомобилей и сравнения топливной экономичности различных моделей по единому критерию.

В таких условиях вопрос с нормами решается так:

1. Для моделей автомобилей, перечисленных в

пп. 2.1.1 — 2.1.4 Норм № 43, предусмотрен порядок определения временных линейных норм расхода топлива.

Так, если авто

не имеет существенных конструктивных отличий (модель двигателя и конструкция трансмиссии):

1)

и не отличается от базовой модели (информация по которой включена в Нормы № 43) снаряженной массой и габаритными размерами, то применяется временная линейная норма расхода топлива в таком же размере, что и для базовой модели (п.п. 2.1.1 Норм № 43);

2)

но отличается от базовой модели снаряженной массой (установка фургонов, кунгов, дополнительного оборудования, бронирования и т. п.) и не является серийной (см. пп. 2.1.2, 2.1.3 Норм № 43), то временная линейная норма расхода топлива определяется по формуле, указанной в п.п. 2.1.2 Норм № 43:

H’s = H s +

Gсп х Hg,

где H’s — временная линейная норма, л/100 км (м3/100 км);

H s — линейная норма для базового автомобиля, л/100 км (м3/100 км);

 Gсп — разница снаряженных масс, т;

Hg — норма на одну тонну снаряженной массы, л/100 т.км (м3/100 т.км).

Пример 3.

На балансе предприятия числится автомобиль МАЗ-514, базовая линейная норма расхода топлива для которого — 25,0 л/100 км. На автомобиль установили дополнительное оборудование, в связи с чем снаряженная масса этого транспортного средства увеличилась на 200 кг (0,2 т). Автомобиль работает на дизтопливе (Hg = 1,3 л/100 т.км).

Рассчитаем временную линейную норму расхода топлива:

H’s = 25 л/100 км + 0,2 т х 1,3 л/100 т.км = 25,26 л/100 км;

3) для

газобаллонных (ГБА) и газодизельных (ГДА) модификаций автомобилей, не вошедших в Нормы № 43 (см. п.п. 2.1.4 Норм № 43), временные линейные нормы расхода топлива определяются следующим образом:

— в случае работы ГБА (ГДА) на жидком топливе применяется линейная норма расхода жидкого топлива базового автомобиля, скорректированная по формуле, приведенной в

п.п. 2.1.2 Норм № 43, с учетом разницы снаряженных масс ГБА (ГДА) и базового автомобиля;

— линейная норма расхода газового топлива определяется путем корректировки рассчитанной линейной нормы расхода жидкого топлива с применением переводных коэффициентов:

а) бензин — сжатый природный газ (спг) — 1 : 1;

б) бензин — сжиженный нефтяной газ — 1 : 1,25;

в) дизтопливо (дизель) — спг + дизтопливо (газодизель) — 1 : (0,92 + 0,19).

Пример 4.

Продолжим пример 3 и предположим, что установленное на автомобиль МАЗ-514 газодизельное оборудование позволяет этому транспортному средству работать на сжатом природном газе и дизтопливе (газодизель).

Тогда при работе на газодизеле расход топлива для данного автомобиля должен определяться с применением переводного коэффициента «дизтопливо (дизель) — спг + дизтопливо (газодизель)» — 1 : (0,92 + 0,19):

25,26 л/100 км х (0,92 + 0,19) = 28,04 л/100 км.

2. Для новых моделей (модификаций) автомобилей и автомобилей оригинальной конструкции, информация о которых не вошла в

Нормы № 43, при помощи ГосавтотрансНИИпроект* разрабатываются временные индивидуальные базовые линейные нормы расхода топлива, т. е. для каждого конкретного автомобиля (п.п. 2.1.5 Норм № 43). Эти нормы органы налоговой службы принимают во внимание при проверке правомерности отнесения затрат на ГСМ к валовым расходам предприятия.

* Реквизиты ГосавтотрансНИИпроект: 03113, пр. Победы, 57, г. Киев. Тел: ( + 38 044) 456-30-30; web-сайт: insat.org.ua; e-mail: info@ insat.org.ua.

 

Каков порядок применения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива

Базовое значение норм расхода топлива может повышаться или понижаться с учетом дорожных, климатических и других эксплуатационных факторов

путем применения к этим нормам поправочных коэффициентов (п. 3 Норм № 43).

Предприятиям предоставлено право

самостоятельно на основании приказа (распоряжения) руководителя устанавливать конкретные величины коэффициентов в определенных пределах и срок их действия.

При этом для корректировки базовых линейных норм могут применяться все поправочные коэффициенты, перечисленные в

п. 3 Норм № 43.

 

Таблица 2

Порядок применения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива

Подпункт Норм № 43

Название коэффициента

Повышающий (понижающий) коэффициент

Порядок применения

1

2

3

4

Повышающие коэффициенты (п. 3.1 Норм № 43)

П.п. 3.1.1

При работе в зимних условиях в зависимости от фактической температуры воздуха*:

 

1) надбавка к нормам применяется после установления в течение трех дней на 8 часов утра температуры в пределах предусмотренного диапазона с 1-го дня установления температуры или по решению руководителя может пересматриваться ежедневно. Государственная администрация автомобильного транспорта Украины в письме от 10.03.2009 г. № 1022-09/07/19-09 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 29) разъяснила, что данный повышающий коэффициент по решению руководителя можно применять начиная с первого морозного дня и пересматривать его ежедневно, а не дожидаться трех морозных дней подряд;

2) при осуществлении перевозок в другие климатические зоны поправочный коэффициент устанавливается с учетом температурных условий начального и конечного пунктов прохождения

от 0 °C до -10 °C

до 5 %

от -10 °C до -20 °C

от 5 % до 10 %

от -20 °C и ниже

от 10 % до 15 %

* Температура определяется по сведениям территориального подразделения Государственной службы гидрометеорологии или по результатам собственных измерений, оформленных надлежащим образом.

П.п. 3.1.2

При работе в горной местности при высоте над уровнем моря:

 

 —

от 500 до 1500 м

до 5 %

от 1501 до 2000 м

до 10 %

П.п. 3.1.3

При работе на дорогах со сложным планом: наличие в среднем на 1 км пути более 5 закруглений радиусом менее 40 м (на 100 км пути не менее 501 поворота)

до 10 %

Не применяется при работе в условиях города

П.п. 3.1.4

 

При работе в условиях города:

 

 —

 

с населением до 0,5 млн чел.

до 5 %

с населением от 0,5 до 1,0 млн чел.

до 10 %

с населением более 1,0 млн чел.

до 15 %

П.п. 3.1.5

При работе, требующей частых остановок: в среднем более одной остановки на один километр пробега, а также при работе в напряженных дорожных условиях в центральных частях городов и поездках на короткие расстояния (до 5 км) с длительными перерывами между поездками (более 1 часа)

до 10 %

Данные коэффициенты применяются отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно подтверждаться распоряжениями и записями соответствующих лиц в путевом листе (коэффициент, установленный п.п. 3.1.6, не применяется одновременно с коэффициентами, установленными пп. 3.1.7, 3.1.8)

П.п. 3.1.6

При работе, требующей пониженных скоростей (до 20 км/ч), в том числе движение в «пробках» в часы «пик» в центральных частях города

10 %

П.п. 3.1.7

При работе в сложных дорожных условиях: в карьерах, поездки по полям, лесным или степным участкам, по пересеченной местности и т. п.

до 20 %

Не применяется одновременно с коэффициентами, установленными пп. 3.1.6, 3.1.8

П.п. 3.1.8

При работе в очень сложных дорожных условиях в период сезонного бездорожья, снежных и песчаных заносов, паводков и других стихийных бедствий

до 35 %

Не применяется одновременно с коэффициентами, установленными пп. 3.1.6, 3.1.7

П.п. 3.1.9

При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями и вышедшими из капитального ремонта

до 10 %

 —

П.п. 3.1.10

Для автомобилей, эксплуатируемых более 8 лет

до 5 %

 —

П.п. 3.1.11

При почасовой работе грузовых автомобилей (кроме самосвалов) и грузопассажирских или при их постоянной работе как технологического транспорта или грузовых таксомоторов

до 10 %

 —

П.п. 3.1.12

При учебной езде

до 15 %

 —

П.п. 3.1.13

 

В случае использования систем обогрева или охлаждения в салоне автомобиля:

 

Порядок применения коэффициентов, установленных п.п. 3.1.13, аналогичен условиям применения коэффициента из п.п. 3.1.1

 

 — в случае использования кондиционера при фактической температуре воздуха до +25 °C и установки «климат-контроль» — от 0 °C до +25 °C

до 5 %

 — в случае использования кондиционера при фактической температуре воздуха выше +25 °C и установки «климат-контроль» — ниже 0 °C или выше +25 °C

от 5 % до 10 %

П.п. 3.1.13

При использовании автономных систем обогрева в зависимости от фактической температуры воздуха в холодное время года:

 

Используется при отсутствии норм на работу указанного оборудования в приложении Г к Нормам № 43 (порядок применения коэффициентов аналогичен порядку применения п.п. 3.1.1)

от 0 °C до +10 °C

до 5 %

ниже 0 °C

от 5 % до 10 %

П.п. 3.1.14

Для автомобилей-фургонов и при обустройстве бортовых автомобилей или автопоездов тентами во время поездок за пределами пригородной зоны

до 5 %

Пригородной зоной считается зона за пределами городов: с численностью свыше 2,5 млн чел. — до 50 км от черты города, с численностью от 0,5 до 2,5 млн чел. — до 15 км, менее 0,5 млн чел. — до 5 км

П.п. 3.1.15

Для оперативных транспортных средств, оборудованных специальной световой и звуковой сигнализацией, которые выполняют неотложные служебные задания, связанные с повышенными скоростями движения с отступлением от отдельных правил дорожного движения:

 

Коэффициенты могут применяться исключительно для указанной категории автомобилей и только на пробег в случае выполнения неотложных служебных заданий с повышенной скоростью движения, что должно подтверждаться распоряжениями, записями соответствующих лиц в путевых листах

в условиях города

до 10 %

за пределами города

до 20 %

Понижающие коэффициенты (п. 3.2 Норм № 43)

П.п. 3.2.1

При работе за пределами пригородной зоны на дорогах из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики

до -15 %

Если автомобиль эксплуатируется в пригородной зоне, поправочные коэффициенты, предусмотренные пп. 3.1.4, 3.2.1, 3.2.2, не применяются

П.п. 3.2.2

При работе за пределами пригородной зоны на дорогах из битумоминеральной смеси, дегтебетона, щебня (гравия)

до -5 %

 —

П.п. 3.2.3

При эксплуатации городских автобусов в режиме «на заказ» или с другой целью, но не на постоянных маршрутах

до -10 %

Применяется к городским автобусам, указанным в таблицах А.3, А.4 Норм № 43, знаком (*)

 

Максимальные значения коэффициентов корректировки норм расхода топлива соответствуют предельно допустимым нормативам для самых сложных условий эксплуатации подвижного состава.

Одновременно предприятие может применять несколько коэффициентов. При этом согласно

п. 3.3 Норм № 43 общий (суммарный) коэффициент определяется как арифметическая сумма всех применяемых коэффициентов.

Пример 5.

На балансе предприятия числится автомобиль Mazda 626 2.0i, используемый бухгалтерской службой. Норма расхода бензина для данного транспортного средства согласно Нормам № 43 — 9,8 л/100 км. Применяются такие повышающие коэффициенты:

в связи с работой установки «климат-контроль» — 5 %;

в связи с работой в условиях города с населением от 0,5 млн чел. до 1,0 млн чел. — 10 %;

в связи с эксплуатацией автомобиля более 8 лет — 5 %.

Суммарный коэффициент составляет 20 % (5 % + 10 % + 5 %).

С учетом повышающих коэффициентов норма расхода бензина равна 11,76 л/100 км (9,8 л/100 км + (9,8 л/100 км

х 20 % : 100 %)).

Согласно путевому листу:

— пробег за смену — 150 км;

— нормативный расход бензина — 17,64 л;

— фактический расход бензина — 17,3 л.

Стоимость одного литра бензина А95 — 5,88 грн. (без НДС — 4,90 грн.; НДС 20 % — 0,98 грн.).

В налоговом и бухгалтерском учете предприятия данные операции отражаются следующими записями:

 

Таблица 3

Порядок отражения сумм израсходованных ГСМ с поправочными коэффициентами в учете

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1. Приобретение ГСМ

1.1

Перечислена поставщику предоплата за бензин

(600 л х 5,88 грн./л = 3528 грн.)

3528

371

311

 —

1470*

* Затраты на приобретение бензина для легкового автомобиля включены в состав валовых расходов по первому событию в размере 50 % и участвуют в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

1.2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты за бензин

588

641/НДС

644

 —

 —

1.3

Получен от поставщика бензин

2940

203

631

 —

 —

1.4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании бензина

588

644

631

 —

 —

2. Использование ГСМ

2.1

Списана сумма фактически использованного легковым автомобилем бензина

(17,3 л х 4,90 грн./л = 84,77 грн.)

84,77

92

203

 —

 — *

* Стоимость израсходованного бензина списывается с остатков согласно п. 5.9 Закона о налоге на прибыль посредством отражения соответствующих данных в таблице 1 приложения К1/1 к декларации по налогу на прибыль.

 

Еще раз обращаем внимание, что

поправочные коэффициенты применяются к базовому значению норм расхода топлива. Если же такие нормы не определены (например, автомобиль предприятия новой модели (модификации) или имеет оригинальную конструкцию и не входит в Нормы № 43 и предприятие при этом не обращалось в ГосавтотрансНИИпроект для установления индивидуальных норм расхода топлива для данного автомобиля), такие надбавки применять нельзя.

 

Обязателен ли путевой лист для отнесения затрат на ГСМ к валовым расходам

Путевой лист

— это документ установленного образца для определения и учета работы транспортного средства (см. ст. 1 Закона об автотранспорте).

Для учета работы

служебного легкового автомобиля применяют типовую форму № 3 «Путевой лист служебного легкового автомобиля», утвержденную приказом № 74, а для учета работы грузового автомобиля — типовые формы, утвержденные приказом № 488, а именно:

— типовую форму № 2-ТН «Путевой лист грузового автомобиля»;

— типовую форму № 1 (международная) «Путевой лист грузового автомобиля в международном сообщении»;

— типовую форму № 1-ТЗ «Талон заказчика».

Обойтись без путевых листов предприятию

невозможно. Это подчеркивает п. 11.1 Правил № 363, где сказано, что путевой лист грузового автомобиля наряду с товарно-транспортной накладной является основным документом на перевозку грузов — без него перевозить груз нельзя.

Подобное утверждение содержит и

п. 1.3 Инструкции № 74 в отношении путевого листа служебного легкового автомобиля. Так, этот документ является для перевозчика основанием для учета транспортной работы и списания израсходованного горючего на общий пробег служебных легковых автомобилей, а также для взаиморасчетов между перевозчиком и заказчиком за предоставление транспортных услуг. А учитывая, что исполнение положений Инструкции № 74 обязательно для всех предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственного подчинения и формы собственности, можно сделать вывод, что выписка путевых листов для всех предприятий обязательна.

На необходимости использования путевых листов настаивает и

п. 2.1 Правил дорожного движения, включая этот документ в перечень документов, которые должен иметь при себе водитель.

Напомним, что путевой лист содержит, в частности, информацию:

— о наличии топлива в бензобаке (в баллоне, если это газ) автомобиля на начало смены (рейса) по данным его измерительных приборов;

— о количестве залитого топлива во время смены (выполнения рейса);

— о пробеге автомобиля во время смены (рейса).

То есть этот документ:

— во-первых, удостоверяет

величину пробега автомобиля;

— во-вторых, является основанием для

расчета фактического количества использованных автомобилем ГСМ исходя из пройденного километража;

— в-третьих, подчеркивает (наряду с другой информацией)

хозяйственную цель передвижения автомобиля.

С учетом изложенного приходим к выводу: путевой лист играет важную

роль для обоснования включения в валовые расходы затрат на ГСМ. Связано это с тем, что соответствующие валовые расходы подтверждаются проверочным умножением количества пройденных автомобилем километров на норму расхода топлива и на его цену за литр (с учетом остатка в бензобаке), а эти данные, повторим, как раз и фиксируются в путевом листе (за исключением цены топлива).

Так что

без данного подтверждающего документа предприятию не обойтись.

Вы можете спросить: а как же

п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль, дающий право учесть в валовых расходах 50 % стоимости ГСМ для легковых автомобилей без подтверждения связи таких затрат с хоздеятельностью налогоплательщика?

Считаем, что и здесь нельзя отказываться от оформления путевых листов, так как они подтверждают

факт расходования топлива на перевозку и его количество (именно то количество, которое списывается по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль), а вот цель (направленность) этой перевозки может быть любой, в том числе и не связанной с хоздеятельностью. То есть п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль освобождает предприятие от обязанности доказывать хознаправленность осуществленных ГСМ-расходов, но никак не от обязанности оформления путевых листов. На это обращают внимание и специалисты ГНАУ в консультациях, опубликованных в еженедельнике «Налоговый, банковский, таможенный КОНСУЛЬТАНТ», 2008, № 30, с. 10 и в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 13, с. 11.

Тем более, что

п.п. 5.3.9 Закона о налоге на прибыль , как известно, не позволяет относить к валовым расходам какие-либо затраты, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета.

Да и право на налоговый кредит по НДС в отношении хозяйственных ГСМ-расходов предприятию гораздо легче будет подтвердить

при наличии путевого листа.

Пример 6.

Предприятие в выходной день организовало оздоровительный выезд работников за город. Доставка работников к месту отдыха и обратно осуществлялась служебными легковыми автомобилями.

Хотя цель поездки в данном случае не связана с хоздеятельностью предприятия, это не мешает учесть 50 % стоимости израсходованного бензина в составе его валовых расходов.

Подтвердить же, что такие расходы действительно имели место и что они вписываются в установленные нормы расхода топлива (согласно Нормам № 43) и в валоворасходные 50 %, нужно как раз с помощью путевого листа.

Кстати, в другой ситуации, если бы автомобиль вез администрацию в банк (хоздеятельность) и при этом расходы на бензин превысили нормы расхода топлива, установленные

Нормами № 43, на валовые расходы можно было бы отнести 50 % от стоимости израсходованного бензина, но в пределах установленных норм.

Это, пожалуй, и все актуальные моменты, касающиеся использования топлива для авто на предприятии. Надеемся, что с помощью данной статьи вы легко справитесь с ГСМ-учетом.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше