О валовых расходах строительного предприятия

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Май, 2009/№ 43
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 17.02.2009 г. № 1378

О валовых расходах строительного предприятия

Письмо Госкомпредпринимательства Украины от 17.02.2009 г. № 1378

(извлечение)

 

Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел <...> письмо <...> по проблемным вопросам применения действующего законодательства и дает ответы на поставленные вопросы.

<...>

Во время проверок строительных предприятий иногда ставится под сомнение признание расходов, подтвержденных первичными документами по фактическим операциям, но не предусмотренных в сметах на выполнение строительных работ. Таким образом, предприятия, фактически понесшие соответствующие расходы, теряют возможность учесть их при налогообложении и определении финансовых результатов.

Возникает вопрос: может ли признание расходов подрядным предприятием ограничиваться сметой на строительные работы?

В соответствии с п.п. 5.3.9 п. 5.3 статьи 5 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» не входят в состав валовых расходов любые расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета.

Согласно разъяснениям ГНАУ, предоставленным в письме от 31.03.2006 г. № 1931/х/15-0314, документами, указанными в п.п. 5.3.9. п. 5.3 статьи 5 Закона «О налогообложении прибыли предприятий» являются первичные бухгалтерские документы.

Статья 1 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» содержит следующее определение:

первичный документ — документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление. Та же статья определяет хозяйственную операцию как действие или событие, вызывающее изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия.

По своему назначению и содержанию смета является плановым документом, не содержащим фактические данные о расходах. Поэтому при составлении сметы не возникает никаких изменений в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия.

Следовательно, смета, хотя и является документом, который оформляется и утверждается в соответствии с действующим законодательством, не является собственно первичным бухгалтерским документом.

Расходы предприятия должны подтверждаться такими первичными документами, которые отвечают требованиям, установленным п. 2 статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

Исходя из вышеизложенного, считаем, что

отображение фактических расходов, подтвержденных первичными документами, не может ограничиваться плановыми данными, содержащимися в сметах.

 

Председатель А. Кужель



комментарий редакции

Сметные показатели и валоворасходность предприятия: свежий взгляд на ситуацию

Стоило смениться руководству Госкомпредпринимательства, как украинский бизнес незамедлительно ощутил положительный эффект.

Одним из свидетельств того, что указанное ведомство начало наконец выполнять свои прямые обязанности по улучшению предпринимательского климата в стране, является приведенное выше письмо. Оно посвящено проблеме, которая давно беспокоит строительные предприятия.

Главбухи подрядчиков и застройщиков уже привыкли к постоянным претензиям представителей контролирующих органов относительно несоответствия фактических расходов плановым. Бухгалтер в таких ситуациях оказывается без вины виноватым: ведь он не составляет смет и обязан вести учет только по фактическим данным.

Собственно говоря, в своем письме Госкомпредпринимательства указал на то, что было понятно любому непредубежденному специалисту.

Если затраты связаны с хоздеятельностью и надлежащим образом подтверждены первичными документами, то они должны быть признаны как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Никаких иных ограничений действующее законодательство не содержит. И если такие фактические затраты не соответствуют плановым показателям, то это вопрос не к бухгалтеру, а к качеству составления смет, к недостаткам технологии, к эффективности организации работ и т. д.

Смета в силу своего планового характера не может являться первичным документом, который призван подтверждать фактические операции.

Если налоговики не смирятся с такими прописными истинами и будут упорствовать в своих незаконных притязаниях, то налогоплательщики, используя вышеприведенное письмо Госкомпредпринимательства, могут апеллировать к правилу конфликта интересов, зафиксированному в п. 4.4.1 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

 

Григорий Козаков, консультант

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд