Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Расходы на охранную сигнализацию и системы видеонаблюдения

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2009/№ 88
Печать
Статья

Расходы на охранную сигнализацию и системы видеонаблюдения

 

Одним из важных факторов успешного развития бизнеса является обеспечение сохранности имущества его собственников. Зачастую такая задача решается посредством применения систем охранной сигнализации, которые устанавливаются непосредственно на объекте (в магазине, киоске, здании цеха, помещении офиса и др.). Также в последнее время получили широкое распространение системы видеонаблюдения, которые используются не только при охране объектов и товаров. С их помощью можно контролировать многие бизнес-процессы (например, погрузка/разгрузка автомобилей, сортировка товара в складе), обеспечить контроль за работой продавцов, кассиров.

Сегодня мы поговорим о бухгалтерско-налоговом аспекте, который связан с использованием таких полезных систем.

Юрий ГРАКОВСКИЙ, аудитор ООО «Финансист»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон № 1775

— Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Постановление № 615

постановление КМУ «О мерах по усовершенствованию охраны объектов государственной и других форм собственности» от 10.08.93 г. № 615.

Лицензионные условия № 145

Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по оказанию услуг, связанных с охраной государственной и другой собственности, оказанию услуг по охране граждан, утвержденные приказом Госкомпредпринимательства и МВД Украины от 14.12.2004 г. № 145/1501.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92.

П(С)БУ 14

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 «Аренда», утвержденное приказом Минфина Украины от 28.07.2000 г. № 181.

П(С)БУ 16

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина Украины от 31.12.99 г. № 318.

Методрекомендации № 561

— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина Украины от 30.09.2003 г. № 561.

 

Общие положения

Согласно

п. 43 ст. 9 Закона № 1775, оказание услуг, связанных с охраной (как с охраной собственности, так и с охраной физических лиц), подлежит лицензированию. Разработаны Лицензионные условия № 145. Ими предусмотрено при оказании услуг по охране применение технических средств охранного назначения (систем охранной сигнализации, контроля доступа, видео- и теленаблюдения).

Охранные услуги могут оказываться

как подразделениями государственной службы охраны (далее — ГСО) Министерства внутренних дел, так и различными субъектами охранной деятельности негосударственных форм собственности — юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию. При этом следует иметь в виду, что постановлением № 615 утвержден Перечень объектов, которые подлежат обязательной охране подразделениями ГСО при Министерстве внутренних дел. К таким объектам относятся, в частности: здания, где расположены центральные органы исполнительной власти; предприятия, изготовляющие государственные ценные бумаги; центральные и областные аптечные склады; объекты водоснабжения населенных пунктов; государственные универсальные магазины с ежедневной выручкой в сумме свыше 5000 минимальных заработных плат; базы, склады и другие объекты хранения материальных ценностей на сумму свыше 20000 минимальных заработных плат, и некоторые другие объекты.

Согласно требованиям

Лицензионных условий № 145:

— услуги по охране осуществляются

на основании договоров гражданско-правового характера, заключенных между исполнителем (субъектом охранной деятельности) и заказчиком в письменном виде . При заключении договора необходимо конкретно указать объект охраны, определить размер имущественной ответственности субъекта охранной деятельности (п.п. 2.2.1);

— запрещено осуществлять согласно гражданско-правовым договорам охрану имущества, на которое у заказчика нет

соответствующих документов, подтверждающих его право на владение, распоряжение, пользование таким имуществом. Право собственности на недвижимое имущество подтверждается правоустанавливающим документом и выпиской о регистрации права собственности на недвижимое имущество (п.п. 4.5.2).

В случае заключения договора на охрану с использованием охранной сигнализации вначале выполняются работы по установке соответствующего оборудования. Для выполнения таких работ также необходимо заключение договора, где должны быть оговорены стоимость оборудования, его установки (обычно к договору прилагается смета), сроки установки, порядок расчетов. После приема заказчиком результатов работ по акту заключается договор на обслуживание установленной сигнализационной системы.

Далее мы рассмотрим учетные особенности оборудования охранной сигнализацией:

— собственного объекта;

— арендованного объекта.

 

Оборудование охранной сигнализацией собственного объекта

В бухгалтерском учете

затраты на установку охранной сигнализации и систем видеонаблюдения так или иначе связаны с улучшением объектов основных средств (помещений, зданий). Согласно п. 14 П(С)БУ 7 первоначальная стоимость объекта основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с улучшением объектов (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), если такие улучшения приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта.

В случае установки сигнализации увеличивается надежность объекта, поэтому

должна увеличиться его первоначальная стоимость.

Чтобы у проверяющих не возникало сомнений в связи расходов на дооборудование помещения сигнализацией с хозяйственной деятельностью, необходимо

письменно оговорить цель запланированного мероприятия, которая бы подтверждала производственную необходимость наличия в помещении сигнализации и/или систем видеонаблюдения. Например, это можно сделать в приказе руководителя, в котором дается распоряжение на установку систем: «с целью безопасности...», «с целью охраны коммерческой тайны...», «с целью обеспечения сохранности ТМЦ и оборудования...», «с целью минимизации потерь товаров, представленных в торговом зале...» и т. п.

Кстати, в приказе можно

прямо указать на статус таких расходовулучшение, что предусмотрено п. 29 Методрекомендаций № 561.

В налоговом учете,

согласно п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, затраты на установку сигнализации, как и все остальные расходы на улучшение объектов основных средств, могут быть включены в состав валовых в сумме, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало года.

В случае превышения

затраты сверх «10 %-го лимита» распределяются пропорционально сумме фактически понесенных расходов на улучшение основных средств групп 2, 3, 4 или отдельных объектов основных средств группы 1 и увеличивают балансовую стоимость основных средств соответствующих групп или отдельных объектов группы 1 на начало расчетного квартала. То есть все зависит от того, на какой объект будет установлена сигнализация:

— если это здание, сооружение, помещение в здании (т. е. объекты группы 1), то сумма превышения увеличивает стоимость объекта группы 1;

— если это объекты других групп (2, 3, 4), то сумма превышения увеличивает балансовую стоимость соответствующей группы.

Что касается НДС, то уплаченные поставщикам суммы полностью включаются в состав налогового кредита по первому событию, если, конечно, объект сигнализации используется в хоздеятельности и облагаемых НДС операциях.

Рассмотрим на примере отражение операций по установке сигнализации в бухгалтерском и налоговом учете.

Пример 1.

Предприятие «Фьюче Лайф» в сентябре 2009 года оборудовало охранной сигнализацией административное здание. Стоимость работ составила 9600 грн. (в том числе НДС 20 % — 1600 грн.). Совокупная балансовая стоимость основных средств предприятия на 01.01.2009 г. — 150000 грн., соответственно «10 %-ный лимит» — 15000 грн. В первом квартале был проведен ремонт основных фондов на 9000 грн., соответственно оставшийся запас «10 %-го лимита» — 6000 грн. (15000 - 9000). Во 2-м и 3-м кварталах 2009 года других затрат, связанных с улучшением основных средств, не было. В бухгалтерском и налоговом учете это отражается следующим образом:

 

Таблица 1

Отражение в учете расходов на установку сигнализации в собственном помещении

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Отражены затраты на оснащение здания охранной сигнализацией (согласно акту подрядчика)

152

631

8000,00

6000,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС в составе стоимости работ (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

631

1600,00

3

Перечислены денежные средства подрядчику

631

311

9600,00

4

Затраты по установке охранной сигнализации списаны на увеличение первоначальной стоимости здания

103

152

8000,00

—*

*В налоговом учете на сумму превышения 10 %-го лимита (2000 грн. = 8000 - 6000) увеличивается балансовая стоимость улучшаемого здания на начало квартала, следующего за кварталом окончания работ по установке сигнализации.

 

Оборудование охранной сигнализацией на арендованном объекте

В

бухгалтерском учете арендатора затраты на установку охранной сигнализации (которые являются улучшением охраняемого объекта, см. предыдущий раздел) отражаются с использованием субсчета 153 «Приобретение (изготовление) других необоротных материальных активов» (п. 8 П(С)БУ 14). Затем по вводу ее в эксплуатацию — на субсчете 117 «Прочие необоротные материальные активы», и списываются постепенно посредством начисления амортизации прямолинейным методом. Как правило, срок полезного использования такого объекта определяется по сроку аренды.

В налоговом учете

операции по улучшению арендованных объектов регулируются п. 8.8 Закона о налоге на прибыль. И здесь важно помнить, что нормы этого подпункта могут применяться, если договор аренды обязывает или разрешает арендатору осуществлять ремонты или улучшения. Тогда расходы по установке охранной сигнализации включаются в состав валовых в пределах «10 %-го» лимита. В случае превышения, согласно п.п. 8.8.1 Закона о налоге на прибыль, арендатор имеет право создать новый объект ОФ группы 1 из таких расходов на улучшение данного объекта. Если же такой «ремонтный» объект уже был создан ранее, то расходы на установку сигнализации в сумме превышения лимита увеличат его балансовую стоимость.

Расходы, превысившие 10 % лимит, будут

амортизироваться начиная с квартала, следующего за кварталом установки и ввода в эксплуатацию охранной сигнализации, по тем же нормам, по которым переданные в аренду ОФ амортизировались у арендодателя («старым» (1,25 %) или «новым» (2 %), если речь идет о помещении).

Если расходы на установку сигнализации не превышают 1700 грн., а 10 % ремонтный лимит уже исчерпан, арендатор сможет сумму таких расходов отнести в состав валовых на основании

п.п. 8.3.7 Закона о налоге на прибыль. Однако следует иметь в виду, что сначала в квартале, следующем за кварталом проведения ремонта, необходимо сформировать балансовую стоимость ОФ (п.п. 8.8.1 Закона о налоге на прибыль), а уже в следующем расчетном квартале можно будет списывать эту сумму на валовые расходы (письмо ГНАУ от 24.01.2007 г. № 718/6/15-0316 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 15).

Пример 2.

Предприятие «Супер трейд» арендует здание магазина. Договор аренды позволяет производить улучшения объекта аренды (предварительно произведя письменное согласование). В августе 2009 года арендатор оборудовал здание магазина охранной сигнализацией, затраты на ее установку составили 12000 грн. (в том числе НДС 20 % — 2000 грн.). На момент осуществления данной операции «10 %-й» лимит расходов на улучшение основных средств исчерпан. В бухгалтерском и налоговом учете данные операции отражаются так:

 

Таблица 2

Отражение в учете расходов на установку сигнализации в арендованном помещении

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Отражены капитальные инвестиции в результате оборудования арендованного здания охранной сигнализацией (согласно акту подрядчика)

153

631

10000

2

Отражен налоговый кредит по НДС в составе стоимости работ (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

631

2000

3

Сформирован объект прочих НМА

117

153

10000

—*

4

Оплачены работы по оборудованию объекта аренды сигнализацией

631

311

12000

* Начиная с 4-го квартала 2009 года данные затраты подлежат амортизации.

 

Обслуживание охранной сигнализации

После установки сигнализации субъекту хозяйствования необходимо заключить

договор на ее обслуживание со специализирующимся в этой сфере деятельности предприятием. На основании такого договора и выставленных расчетных документов (счета, акты выполненных услуг) эти затраты систематически (как правило, ежемесячно или раз в квартал, согласно условиям договора) оплачиваются. Причем для отражения в учете не важно, обслуживается сигнализация в собственном помещении или арендованном.

В

бухгалтерском учете затраты на обслуживание систем охранной сигнализации включаются в состав расходов отчетного периода согласно требованиям П(С)БУ 16 и в зависимости от назначения и функций помещений/объектов подлежат отражению на счетах учета затрат (23, 91, 92, 93, 94, 97).

В налоговом учете

данные расходы предприятие имеет полное право включать в состав валовых согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль (опять же при условии, что помещение или объект используются в хозяйственной деятельности предприятия). Если же такие помещение или объект относятся к непроизводственным основным фондам, то стоимость обслуживания установленной сигнализации нельзя отнести в состав валовых расходов.

Пример 3.

Предприятие «Антикрайз» заключило договор с охранным предприятием на обслуживание охранной сигнализации. Ежемесячная стоимость обслуживания составляет 720 грн. (в том числе НДС 20 % — 120 грн.). Отражение этих операций в налоговом и бухгалтерском учете приведено в таблице ниже.

 

Таблица 3

Отражение в учете расходов на обслуживание охранной сигнализации

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Подписан акт выполненных работ по обслуживанию охранной сигнализации

93

685

600

600

2

Отражен налоговый кредит по НДС в составе стоимости услуг (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

685

120

3

Перечислены денежные средства согласно счету охранного предприятия

685

311

720

 

Некоторые особенности отражения расходов по приобретению и установке систем видеонаблюдения

Как уже отмечалось выше, в последнее время получили широкое распространение в различных сферах деятельности системы видеонаблюдения. Они призваны обеспечить эффективную безопасность бизнеса, а также контроль за проходящими на предприятии процессами. Их устанавливают в офисах, на складах, в производственных цехах, в торговых залах супермаркетов и т. д.

Отражение в учете операций по приобретению и установке систем видеонаблюдения имеет свои особенности.

Если система видеонаблюдения будет установлена в здании (помещении) или сооружении таким образом, что она не может функционировать отдельно от такого объекта, то в учете ее можно отражать не как улучшение здания, а как самостоятельный объект.

Тогда

в бухгалтерском учете такая автономная система будет отражена на счете 104 «Машины и оборудование», в налоговом учете — в составе основных фондов группы 3.

Правда, хотим вас предупредить о возможном несогласии с таким обособленным учетом со стороны проверяющих. Ведь даже установку локальной компьютерной сети они рассматривают как улучшение объекта основных фондов группы 1 (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 83, с. 41).

На этом завершается рассмотрение основных нюансов учета расходов на охранную сигнализацию и системы видеонаблюдения. Автор надеется, что материал консультации поможет бухгалтерам достоверно отразить операции в учете, а благодаря потраченным средствам будет надежно обеспечена безопасность предприятия и процветание бизнеса.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше