Темы статей
Выбрать темы

О распространении действия Закона № 877 на осуществление налоговыми органами контрольных функций

Редакция НиБУ
Письмо от 22.10.2009 г. № 12878/15/23-7016/1035

О распространении действия Закона № 877 на осуществление налоговыми органами контрольных функций

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 22.10.2009 г. № 12878/15/23-7016/1035

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письма <...> по вопросам временного ограничения осуществления мероприятий государственного надзора (контроля), поступившие от Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады Украины письмом от 09.10.2009 № 04-27/921 и от Министерства юстиции Украины письмом от 24.09.2009 № 13596-0-33-0970, и в рамках компетенции сообщает.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.05.2009 № 502 «О временных ограничениях по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» предусмотрено временно, до 31 декабря 2010 года, прекратить проведение плановых проверок субъектов хозяйствования, кроме проверок субъектов хозяйствования, которые в соответствии с утвержденными Кабинетом Министров Украины критериями оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности отнесены к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска, и плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением санитарного и налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей).

В соответствии с преамбулой Закона Украины от 05.04.2007 № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон № 877) он определяет правовые и организационные основы, основные принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов государственного надзора (контроля), их должностных лиц и права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля).

Статьей 1 Закона № 877 установлено, что государственный надзор (контроль) — деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления, других органов государственной надзора (контроля) в рамках полномочий, предусмотренных законом, по выявлению и предотвращению нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечению интересов общества, в частности надлежащего качества продукции, работ и услуг, приемлемого уровня опасности для населения, окружающей природной среды.

Согласно статье 2 Закона № 877 действие этого Закона распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.

В соответствии со статьей 4 Закона № 877 органы, уполномоченные осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, устанавливаются исключительно законами Украины. Орган государственного надзора (контроля) не может осуществлять государственный контроль в сфере хозяйственной деятельности, если закон прямо не уполномочивает такой орган на его осуществление в определенной сфере хозяйственной деятельности. Из содержания Закона № 877 следует, что по объему регулирования он относится к категории общих законодательных актов. Следует отметить также, что Законом № 877 какие-либо изменения в налоговые законы не внесены и ограничения деятельности налоговых органов и их полномочий не установлены.

Законом Украины от 28.06.91 № 1251-ХII «О системе налогообложения» (далее — Закон № 1251), являющимся системообразующим в отношении налогового законодательства Украины, определены принципы построения системы налогообложения в Украине, налоги и сборы (обязательные платежи), а также права, обязанности и ответственность плательщиков налогов и порядок контроля за взиманием налогов и сборов (обязательных платежей).

Вместе с этим, Закон Украины от 21.12.2000 № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181), являющийся специальным законом по вопросам налогообложения, устанавливает порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), начисления и уплаты пени и штрафных санкций, применяемых к плательщикам налогов контролирующими органами.

Согласно норме статьи 2 Закона № 2181 налоговые органы являются контролирующими органами по налогам и сборам (обязательным платежам), взимаемым в бюджеты и государственные целевые фонды, и имеют право осуществлять проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствии с их компетенцией.

Статус государственной налоговой службы в Украине, ее основные задачи и правовые основы деятельности определены специальным Законом Украины от 04.12.90 № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине» (далее — Закон № 509). Осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством в соответствии со статьями 2, 8 — 10 этого Закона, является задачей и функцией органов государственной налоговой службы. Для выполнения этих функций органам государственной налоговой службы статьей 11 Закона № 509 предоставлены соответствующие права и статьей 111 определены основания и порядок проведения налоговых проверок.

Кроме того, органы государственной налоговой службы в рамках определенной законом компетенции осуществляют не только налоговый контроль, но и контроль за соблюдением валютного и другого законодательства, в частности за производством и оборотом подакцизных товаров, применением регистраторов расчетных операций, проведением наличных расчетов, что непосредственно связано с возложенными на них задачами и функциями в соответствии с законами № 509 и № 2181. При этом ни одна из указанных функций налоговых органов не имеет прямого отношения к определенной Законом № 877 области его применения в контексте предписаний Хозяйственного кодекса Украины.

Учитывая вышеизложенное,

Государственная налоговая администрация Украины считает, что сфера действия Закона № 877 не распространяется на осуществление органами государственной налоговой службы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей), а также осуществление налоговыми органами контроля за соблюдением другого законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы, т. е. выполнение ими функций, предусмотренных специальными законами.

Также разъяснения по этому вопросу предоставлены Государственной налоговой администрации Украины письмом Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Верховной Рады Украины от 15.07.08 № 04-27/699.

 

Заместитель председателя Н. Рубан



комментарий редакции

ГНАУ о неподчинении налоговиков «надзорному» Закону и постановлению о моратории на проверки

ГНАУ не отступает от высказываемой ею ранее позиции:

на проверки, проводимые органами государственной налоговой службы, действие Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (далее — «надзорный» Закон) и постановления Кабмина от 21.05.2009 г. № 502 «О временных ограничениях по осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года» (далее — постановление о моратории на проверки) не распространяется.

Напомним, ранее аналогичное мнение высказывалось в письмах ГНАУ от 15.08.2008 г. № 322/2/23-4010 — в отношении «надзорного» Закона и от 25.06.2009 г. № 2833/н/23-4014 — в отношении постановления о моратории на проверки (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 62).

Комментируемое письмо, хотя и повторяет прежний вывод, интересно тем, что в нем приводятся более взвешенные аргументы. Упор делается на то, что порядок проведения проверок налоговиками регулируется специальными законами — «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII и «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.21.2000 г. № 2181-III. Этими законами налоговым органам предоставлены соответствующие полномочия на проведение проверок, определены основания и порядок их осуществления. Урегулированность порядка проведения проверок на уровне специальных законов дает основания ГНАУ для вывода о нераспространении на них более общих, по ее мнению, предписаний «надзорного» Закона и постановления о моратории на проверки.

Следует также обратить внимание, что в комментируемом письме дан ответ на вопрос, остро стоявший с момента опубликования постановления о моратории на проверки. Это вопрос о том, распространяются ли предусмотренные в нем ограничения на

проводимые налоговыми органами проверки соблюдения неналогового законодательства (валютного законодательства, законодательства о производстве и обороте подакцизных товаров, применении РРО, проведении наличных расчетов). Как мы и ожидали, ГНАУ настаивает на том, что и на это направление контрольной деятельности действие ни «надзорного» Закона, ни постановления о проверках не распространяется.

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше