Об отдельных вопросах осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2009/№ 91
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 11.06.2009 г. № 6-11-1904/

Об отдельных вопросах осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель

Письмо Государственной инспекции по контролю за использованием и охраной земель Государственного комитета Украины по земельным ресурсам, от 11.06.2009 г. № 6-11-1904/Д-201,Д-202

 

В Госземинспекции рассмотрено обращение <...> о предоставлении разъяснения по вопросам осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель. По результатам рассмотрения сообщаем следующее.

 

1. Должен ли государственный инспектор по контролю за использованием и охраной земель (далее — государственный инспектор) в своей деятельности руководствоваться и выполнять требования Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон)?

Госземинспекцией направлен запрос от 01.06.2009 № 6-6-1757 в Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства с просьбой разъяснить, относятся ли Госземинспекция и ее территориальные органы к перечню органов, на которые распространяется действие Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», поскольку фактически они не осуществляют проверок хозяйственной деятельности, а проверяют наличие правоустанавливающих документов на землю и состояние соблюдения требований земельного законодательства.

В настоящее время ответ на запрос не получен.

 

2. Имеет ли право государственный инспектор проводить обмер земельного участка без предупреждения и без присутствия собственника земельного участка или землепользователя и без документов о направлении на проверку?

В соответствии с пунктом 3 Порядка планирования и проведения проверок по вопросам осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель (далее — Порядок), утвержденного приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 12.12.2003 № 312, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 25.12.2003 под № 1223/8544, Госземинспекция и ее территориальные органы проводят следующие виды проверок: плановые, внеплановые и оперативные. Перед проведением плановой проверки Госземинспекция или ее территориальный орган не позднее десяти дней до начала проведения проверки направляет в письменном виде (с уведомлением) органу государственной власти, органу местного самоуправления, юридическому или физическому лицу, которых планируется проверить, уведомление о проведении проверки. В уведомлении указываются дата начала проведения проверки, перечень документов, которые необходимо предоставить Госземинспекции или ее территориальному органу до начала проведения проверки, и определяется порядок их предоставления. В случае проведения внеплановой проверки, если невозможно своевременно сообщить юридическим и физическим лицам о проведении внеплановой проверки (ограничены сроки на ее проведение и т. п.), она проводится без предварительного их уведомления. Оперативные проверки проводятся без предварительного уведомления юридических и физических лиц.

Учитывая указанное выше, Госземинспекция сообщает, что

в случае осуществления внеплановой или оперативной проверки государственный инспектор может проводить ее без предварительного уведомления юридических или физических лиц.

Что касается вопроса присутствия собственников земельных участков или землепользователей при осуществлении государственным инспектором проверки соблюдения требований земельного законодательства, то следует отметить, что согласно подпункту 4.1 пункта 4 Порядка государственные инспекторы проводят проверки состояния соблюдения земельного законодательства в

присутствии собственников земельных участков или землепользователей либо уполномоченных ими лиц, а также лиц, совершивших нарушение земельного законодательства. В случае отсутствия при проверке собственника или землепользователя либо уполномоченных ими лиц проверка проводится при наличии двух свидетелей.

 

3. Имеет ли право государственный инспектор считать самовольно занятым земельный участок, который предоставлен решением сельского совета в собственность, но площадь, указанная в решении, не соответствует площади земельного участка, используемой фактически (увеличена)?

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О государственном контроле за использованием и охраной земель» термин «самовольное занятие земельного участка» изложен в следующей редакции: «

самовольное занятие земельного участка — любые действия, свидетельствующие о фактическом использовании земельного участка при отсутствии соответствующего решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о его передаче в собственность или предоставлении в пользование (аренду) либо при отсутствии совершенной сделки по такому земельному участку, за исключением действий, которые в соответствии с законом являются правомерными».

Поэтому Госземинспекция разъясняет, что земельный участок площадью 0,04 гектара, предоставленный в собственность решением сельского совета, не считается самовольно занятым, а земельный участок площадью 0,015 гектара, используемый

сверх площади, указанной в решении, является самовольно занятым.

 

4. Должны ли формы акта проверки и предписания быть утверждены приказом и иметь регистрационные номера?

В соответствии с приложением 1 к пункту 5.1 Порядка, которым утверждена

форма бланка акта проверки соблюдения требований земельного законодательства, на нем не предусмотрен регистрационный номер, а форма бланка предписания, утвержденная приложением 3 к пункту 6.2 Порядка, предусматривает его регистрационный номер.

 

5. В какой срок государственный инспектор должен ознакомить землепользователя с актом проверки и предписанием?

Согласно пункту 5 Порядка акт проверки соблюдения требований земельного законодательства составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр акта остается у государственного инспектора, проводящего проверку, второй вручается или направляется руководителю юридического лица или проверявшемуся физическому лицу.

Кроме того, при вручении акта юридическому или физическому лицу лично в экземпляре акта, остающемся у государственного инспектора, делается отметка о дате вручения акта и ставится подпись лица, которое его получает. В случае направления акта по почте на экземпляре акта, остающемся у государственного инспектора, делается соответствующая отметка. Акт направляется с уведомлением о вручении.

В соответствии с пунктом 6 Порядка предписание составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр предписания остается у государственного инспектора, второй вручается или направляется по почте руководителю юридического лица или физическому лицу, нарушившим земельное законодательство.

Срок

, в который государственный инспектор должен ознакомить собственника земельного участка или землепользователя с актом проверки и предписанием, на законодательном уровне не определен.

 

6. Обязательно ли после составления акта проверки соблюдения требований земельного законодательства составлять протокол об административном правонарушении и предписание об устранении нарушения, если в акте проверки указано, что проверяемый земельный участок — самовольно занят?

Ответственность за самовольное занятие земельного участка предусмотрена статьей 531 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Согласно пункту 6 Порядка в случае выявления нарушения земельного законодательства государственный инспектор составляет протокол об административном правонарушении.

С целью устранения последствий выявленного нарушения государственный инспектор выдает лицу, совершившему правонарушение, предписание об их устранении. Срок устранения последствий правонарушения устанавливается государственным инспектором, но не более 30-дневного срока.

Дополнительно сообщаем, что в случае невыполнения лицом, нарушившим требования земельного законодательства, предписания в течение указанного в нем срока, государственный инспектор составляет протокол об административном правонарушении (за невыполнение предписания) по статье 1885 Кодекса Украины об административных правонарушениях. С целью устранения последствий правонарушения государственный инспектор повторно выдает предписание о прекращении правонарушения или устранении его последствий и устанавливает срок его выполнения, но не более 30-дневного срока.

Следовательно,

если в акте проверки указано, что земельный участок самовольно занят, то государственный инспектор должен составить протокол об административном правонарушении и выдать предписание о его устранении.

 

7. Считается ли самовольно занятым земельный участок площадью 0,015 гектаров, если решением сельского совета в 1999 году передан в собственность земельный участок площадью 0,04 гектара, а фактически используется земельный участок площадью 0,055 гектара? Как оформить в собственность указанный выше земельный участок площадью 0,055 гектаров?

Земельный участок площадью 0,015 гектаров, используемый свыше площади земельного участка, предоставленного решением сельского совета в 1999 году в собственность, считается самовольно занятым

.

Согласно статье 119 Земельного кодекса Украины (далее — Кодекс) граждане, которые добросовестно, открыто и непрерывно пользуются земельным участком в течение 15 лет, но не имеют документов, которые бы свидетельствовали о наличии у них прав на этот земельный участок, могут обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с ходатайством о передаче его в собственность или предоставлении в пользование. Размер этого земельного участка устанавливается в пределах норм, определенных статьей 121 Кодекса, а именно: для ведения садоводства — не более 0,12 гектара.

Передача земельного участка в собственность осуществляется в порядке, установленном статьями 118 и 151 Кодекса.

Граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения садоводства в пределах норм бесплатной приватизации, подают заявление о выборе места расположения земельного участка в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. К заявлению прилагаются: обоснование необходимости изъятия (выкупа) и/или отведения земельного участка; обозначенное на соответствующем графическом материале желаемое место расположения земельного участка с его ориентировочными размерами; копия документа, удостоверяющего личность гражданина. Соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления согласно своим полномочиям рассматривает заявление (ходатайство) и в недельный срок со дня его регистрации направляет его копии на рассмотрение территориальных органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, органов градостроения и архитектуры и охраны культурного наследия, природоохранных и санитарно-эпидемиологических органов, а также в соответствующие территориальные органы исполнительной власти по вопросам лесного или водного хозяйства (в случае изъятия (выкупа), предоставления, изменения целевого назначения земельных участков лесохозяйственного назначения или водного фонда). В случае изъятия органами исполнительной власти земельных участков государственной собственности в пределах населенного пункта материалы заявления (ходатайства) подаются для рассмотрения в соответствующий орган местного самоуправления. Указанные органы в течение трех недель со дня получения заявления (ходатайства) предоставляют соответствующему сельскому, поселковому, городскому, районному, областному совету или Кабинету Министров Украины, Совету министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрации заключение о возможности отведения земельного участка для целей, указанных в заявлении (ходатайстве), предельные размеры земельного участка и его площадь, состав угодий земель, требования по отведению земельного участка. После получении заключений указанных выше органов о возможности отведения земельного участка для целей, указанных в заявлении (ходатайстве), соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления согласно своим полномочиям в двухнедельный срок рассматривает материалы выбора земельного участка и принимает решение об утверждении указанных материалов и предоставляет разрешение и требования на разработку проекта отведения земельного участка или мотивированное решение об отказе.

Срок действия разрешения на разработку проекта отведения земельного участка и требований по его отведению составляет один год и может быть продлен одноразово на такой же срок. Проект отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан организациями, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, обусловливаемые соглашением сторон. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в месячный срок рассматривают проект отведения и принимают решение о передаче земельного участка в собственность. В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставления заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке.

 

8. Имеет ли право председатель правления садового товарищества с согласия землепользователей передавать решением собрания новым желающим лицам неприватизированные земельные участки, на которые выданы поименные решения сельского совета о передаче их в собственность? И является ли законным получение земельных участков таким образом и каков порядок получения их в собственность?

В соответствии со статьей 116 Кодекса граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Согласно пункту 12 Переходных положений Кодекса до размежевания земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти.

Следовательно,

председатель правления садового товарищества не наделен полномочиями в области земельных отношений и соответственно решение собрания садового товарищества по передаче неприватизированных земельных участков другим лицам является неправомерным.

 

9. Обязательно ли садовому товариществу иметь государственный акт на право постоянного пользования землей, если земля для организации коллективного садоводства была выделена решением исполкома областного совета народных депутатов в 1978 году? Каким образом отсутствие в садовом товариществе государственного акта на право постоянного пользования землей может повлиять на приватизацию отдельных земельных участков членами товарищества и является ли действующим в таком случае Устав товарищества?

В соответствии со статьей 35 Кодекса граждане Украины из земель государственной и коммунальной собственности имеют право приобретать бесплатно в собственность или на условиях аренды земельные участки для ведения индивидуального или коллективного садоводства.

Приватизация земельного участка гражданином — членом садового товарищества осуществляется без согласия на то других членов этого товарищества

.

Что касается вопроса действия Устава садового товарищества, то следует отметить, что согласно статье 104 Гражданского кодекса Украины юридическое лицо является прекратившимся со дня внесения в единый государственный реестр записи о его прекращении.

 

Заместитель начальника инспекции

С. Шумейко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд