Темы статей
Выбрать темы

О применении отдельных норм налогового законодательства

Редакция НиБУ
Письмо от 28.09.2009 г. № 1275/10/13-09

О применении отдельных норм налогового законодательства

Письмо Высшего административного суда Украины от 28.09.2009 г. № 1275/10/13-09

 

В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с применением отдельных норм налогового законодательства, в порядке оказания методической помощи Высший административный суд Украины считает целесообразным довести ответы на указанные вопросы до сведения административных судов Украины.

 

1. Должен ли субъект малого предпринимательства — физическое лицо, уплачивающий единый налог по наибольшей ставке, уплачивать налоги с доходов, полученных от видов предпринимательской деятельности, не указанных в свидетельстве об уплате единого налога, по общему способу налогообложения?

Согласно абзацу третьему статьи 2 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее — Указ), если физическое лицо — субъект малого предпринимательства осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности, для которых установлены разные ставки единого налога, им приобретается одно свидетельство и уплачивается единый налог, не превышающий установленной максимальной ставки.

В соответствии с абзацем восьмым статьи 2 Указа доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, которые облагаются единым налогом, не включаются в состав совокупного налогооблагаемого дохода по итогам отчетного года такого плательщика и лиц, находящихся с ним в трудовых отношениях, а уплаченная сумма единого налога является окончательной и не включается в перерасчет общих налоговых обязательств как самого плательщика налога, так и лиц, находящихся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи, принимающих участие в предпринимательской деятельности.

Порядок перехода субъекта малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения урегулирован статьей 4 Указа.

Согласно абзацу второму статьи 4 Указа форма и порядок выдачи свидетельства о праве уплаты единого налога устанавливаются Государственной налоговой администрацией Украины и являются едиными на всей территории Украины. Для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъект малого предпринимательства подает письменное заявление в орган государственной налоговой службы по месту государственной регистрации.

Согласно Порядку выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденному приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29 октября 1999 года № 599 и зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 2 ноября 1999 года под № 752/4045, основанием для выдачи Свидетельства является подача субъектом предпринимательской деятельности — физическим лицом письменного заявления в соответствии с приложением 1 к указанному Порядку.

В строке 2 этого заявления указывается вид (виды) деятельности, которым субъект предпринимательской деятельности предполагает заниматься.

Указанные субъектом малого предпринимательства виды деятельности записываются налоговым органом в Свидетельстве об уплате единого налога.

Следует отметить, что нормами Указа не предусмотрена обязанность субъекта малого предпринимательства, желающего перейти на упрощенную систему налогообложения, выбирать исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности, которыми он планирует заниматься.

Однако о наличии такого ограничения можно сделать вывод из содержания подзаконного нормативного акта, которым является Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога.

Вместе с тем

подобное ограничение не может быть применено исходя из следующего.

Ограничения в применении упрощенной системы в отношении некоторых видов предпринимательской деятельности установлены Законом Украины от 25 марта 2005 года № 2505-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины». В соответствии с пунктом 4 Заключительных положений этого Закона с 1 июля 2005 года до принятия Закона Украины «Об упрощенной системе налогообложения» Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» применяется с учетом таких особенностей.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства не распространяется на:

субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса (в том числе деятельность, связанную с устройством казино, других игорных мест (домов), игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (в том числе государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме), осуществляющих обмен иностранной валюты;

субъектов предпринимательской деятельности, которые являются производителями подакцизных товаров, осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов;

субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих: добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования; оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащие лицензированию в соответствии с Законом Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

Других ограничений в отношении видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых может применяться упрощенная система налогообложения, действующее законодательство не содержит

. При этом дополнительные ограничения не могут устанавливаться подзаконными нормативными актами, в частности Порядком выдачи Свидетельства об уплате единого налога.

В свою очередь исчерпывающий перечень условий, соблюдение которых является необходимым для применения упрощенной системы налогообложения, установлен статьей 1 Указа. Эти условия не ограничивают субъекта малого предпринимательства в выборе осуществляемых им видов деятельности только теми, которые указаны в свидетельстве об уплате единого налога или в любом другом документе.

Следовательно,

субъект малого предпринимательства имеет право заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, за исключением тех, которые не могут осуществляться с использованием упрощенной системы налогообложения в силу прямого законодательного запрета.

При таких обстоятельствах режим обложения единым налогом распространяется на все доходы субъекта малого предпринимательства, выбравшего упрощенную систему налогообложения, независимо от видов предпринимательской деятельности, от которых эти доходы получены.

Наличие определенной строки в заявлении субъекта малого предпринимательства о выдаче свидетельства об уплате единого налога и содержании самого свидетельства не могут служить такими ограничениями, поскольку в соответствии со статьей 1 Закона Украины «О системе налогообложения» механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей) не может устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.

Учитывая приведенное,

нормы Указа распространяются на все доходы субъекта упрощенной системы налогообложения, полученные им как выручка от реализации товаров, работ, услуг в рамках всех видов осуществляемой им предпринимательской деятельности.

При этом ставка, по которой уплачивается единый налог таким субъектом малого предпринимательства, определяется с учетом абзаца третьего статьи 2 Указа.



комментарий редакции

Налогообложение доходов физлица-единоналожника от деятельности,
 не указанной в Свидетельстве об уплате единого налога

Либеральная позиция Высшего административного суда в вопросе о налогообложении дохода физлица-предпринимателя, уплачивающего единый налог по наиболее высокой ставке, от деятельности, не указанной в Свидетельстве об уплате единого налога, известна давно. По мнению ВАСУ, такой

доход не подлежит налогообложению на общих основаниях, поскольку независимо от того, от какой деятельности он получен, в бюджет поступает максимально возможная сумма единого налога (см. определение ВАСУ от 12.05.2009 г. № К-4835/08 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 53, с. 39; определение ВАСУ от 21.06.2007 г. по делу № А37/80 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 100, с. 35).

В комментируемом письме ВАСУ прежде всего указал на

отсутствие в законодательстве обязанности для субъектов малого предпринимательства избирать исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности. Это позволило ему сделать следующий вывод: единый налог применяется ко всем доходам предпринимателя, избравшего упрощенную систему налогообложения, независимо от видов предпринимательской деятельности, от которых такие доходы получены. В этом случае, как следует из письма, применяется максимальная ставка единого налога .

На наш взгляд, такая позиция ВАСУ не только не учитывает требований Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV (далее — Закон № 889), но и противоречит самой идее применения упрощенной системы налогообложения. Напомним, согласно п.п. 9.12.2 Закона № 889 доходы, полученные не в рамках предпринимательской деятельности, облагаются по общим правилам, установленным Законом № 889. Общие же правила сводятся к тому, что при получении физлицом «непредпринимательского» дохода от налогового агента последний должен удержать с него НДФЛ и перечислить в бюджет. Если налоговый агент этого не делает, то на нем лежит ответственность за погашение суммы налогового обязательства или налогового долга. Именно поэтому предприятиям, вступающим в договорные отношения с физлицами-предпринимателями, важно удостовериться в том, что они охватываются его предпринимательской деятельностью. Для этого ГНАУ традиционно настаивает на необходимости получения от предпринимателя копии платежных документов об уплате единого налога, копии Свидетельства о госрегистрации как предпринимателя и копии Свидетельства об уплате единого налога (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 82, с. 22; см. также письма ГНАУ от 20.07.2009 г. № 15169/7/17-0418, от 06.02.2007 г. № 2174/7/17-0717). Если доход получен от субъекта, который не является налоговым агентом, то физлицо должно подать годовую декларацию с указанием суммы дохода, полученного от не указанной в Свидетельстве об уплате единого налога деятельности, и уплатить с нее НДФЛ.

Кроме того, идея применения упрощенной системы налогообложения предполагает, что субъект предпринимательской деятельности самостоятельно определяет, к какому из осуществляемых им видов деятельности она должна применяться; все остальные виды деятельности подлежат налогообложению по общим основаниям как доход физического лица.

На наш взгляд, на изложенную в комментируемом письме позицию ВАСУ следует ориентироваться исключительно тем субъектам хозяйствования, у которых уже возник подобный спор с налоговиками. Это могут быть как сами физлица-предприниматели, так и их контрагенты, не выполнившие функцию налогового агента. Остальных субъектов хозяйствования хотим предостеречь: если придерживаться на практике позиции ВАСУ, то подобный спор обязательно возникнет. Тогда отстоять свои интересы в судах более низких инстанций будет крайне сложно, поскольку они в рассматриваемом вопросе подходят к прочтению требований законодательства более строго (см., например, постановление Львовского апелляционного административного суда от 03.03.2009 г. № 22-а-14324/08/9104). Да и сам ВАСУ, когда дело доходит до рассмотрения конкретных споров, часто отступает от высказываемой позиции (определение ВАСУ от 20.05.2008 г. № К-33581/06).

 

Елена Уварова

 

 

2. Изменяется ли статус налогового долга на статус налогового обязательства в случае обжалования субъектом предпринимательской деятельности налогового уведомления-решения, которым определено это обязательство?

В соответствии с предписаниями подпункта 5.2.4 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» при обращении плательщика налогов в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа налоговое обязательство считается несогласованным до рассмотрения судом дела по существу и принятия соответствующего решения.

В то же время налоговый долг — это налоговое обязательство (с учетом штрафных санкций при их наличии), самостоятельно согласованное плательщиком налогов или согласованное в административном или судебном порядке, но не уплаченное в установленный срок, а также пеня, начисленная на сумму такого налогового обязательства.

Таким образом, налоговый долг возникает, в частности, в случае неуплаты в установленный срок налогового обязательства, согласованного в административном порядке.

Днем согласования налогового обязательства плательщика налогов в случае апелляционного обжалования такого налогового обязательства является день окончания процедуры административного обжалования (часть пятая подпункта 5.2.4 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами»).

В свою очередь, процедура административного обжалования согласно подпункту 5.2.4 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» заканчивается:

последним днем срока, предусмотренного подпунктом 5.2.2 этого пункта для подачи заявления о пересмотре решения контролирующего органа, в случае, когда такое заявление не было подано в указанный срок;

днем получения плательщиком налогов решения контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы, изложенной в заявлении;

днем получения плательщиком налогов решения контролирующего органа, не подлежащего дальнейшему административному обжалованию.

В то же время в соответствии с подпунктом 5.3.2 пункта 5.3 статьи 5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» в случаях апелляционного согласования суммы налогового обязательства плательщик налогов обязан самостоятельно погасить ее согласованную сумму, а также пеню и штрафные санкции при их наличии в течение десяти календарных дней, следующих за днем такого согласования.

Если же сумма согласованного плательщиком налогов налогового обязательства не уплачена в установленный срок, она признается суммой налогового долга плательщика налогов (подпункт 5.4.1 пункта 5.4 статьи 5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами»).

Возникновение налогового долга является юридическим фактом, связанным с неуплатой согласованной суммы налогового обязательства в течение установленного срока. Для случаев апелляционного порядка согласования сумм налогового обязательства срок уплаты определяется подпунктом 5.3.2 пункта 5.3 статьи 5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и составляет десять дней.

Указанный срок прерывается в случае обращения плательщика налогов в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа согласно подпункту 5.2.4 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами». При этом налоговое обязательство считается несогласованным до рассмотрения судом дела по существу.

Однако в случае несвоевременного обращения плательщика налога в суд (за пределами срока уплаты согласованного в апелляционном порядке налогового обязательства, но в пределах сроков давности, как это предусмотрено подпунктом 5.2.5 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами») неуплаченное налоговое обязательство, процедура апелляционного обжалования которого была завершена, преобразуется в налоговый долг плательщика налогов в силу прямого предписания подпункта 5.4.1 пункта 5.4 статьи 5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

При этом порядок погашения налогового долга регулируется нормами статей 6 — 15 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами». Эти нормы не предусматривают приостановления процедур погашения, в том числе принудительного взыскания налогового долга в случае обжалования плательщиком налогов в суде ранее согласованной суммы налогового обязательства.

Исходя из приведенного,

обжалование плательщиком налогов в суде суммы налогового обязательства, согласованного в апелляционном порядке, за пределами срока уплаты такого налогового обязательства не предоставляет соответствующему налоговому обязательству статуса несогласованного. Следовательно, указанная сумма остается налоговым долгом плательщика налогов. Вместе с тем в случае положительного решения дела в пользу плательщика налогов соответствующие налоговые уведомления и требования считаются отозванными на основании пункта «в» подпункта 6.4.1 пункта 6.4 статьи 6 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами». Уплаченные (взысканные) в погашение такого налогового долга суммы могут при соответствующих обстоятельствах приобрести статус излишне уплаченных и подлежат возврату плательщику налогов в порядке, определенном пунктами 15.3, 15.4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

Настоящее письмо предлагаем довести до сведения судей апелляционного и местных судов для учета при осуществлении правосудия.

 

Председатель суда А. Пасенюк



комментарий редакции

Судебное обжалование налогового долга не возвращает ему статус налогового обязательства

В этой части комментируемого письма ВАСУ подчеркивает, что

при обращении налогоплательщика в административный суд с требованием об отмене налогового решения (налогового решения-уведомления) после истечения срока согласования налогового обязательства налоговый долг не утрачивает такой свой статус и не становится снова налоговым обязательством. На этот же момент обращалось внимание в Обзорном письме ГНАУ от 09.07.2009 г. № 14314/7/25-0017 («Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 79).

По общему правилу, срок согласования налогового обязательства составляет 10 дней. Если административный иск будет подан до его истечения, такое налоговое обязательство налоговым долгом до вступления в законную силу решения суда не станет. После истечения указанного срока админиск подать также можно, но в этом случае следует уплатить сумму налогового обязательства либо вместе с иском подать ходатайство о его обеспечении в виде приостановления действия обжалуемого акта. Иначе у налогового органа, несмотря на подачу административного иска, будут основания для применения к налогоплательщику штрафных санкций за несвоевременную уплату согласованного налогового обязательства (п.п. 17.1.7 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III).

Если судом по результатам рассмотрения админиска налоговое решение (налоговое решение-уведомление) будет отменено, определенные в нем и уплаченные налогоплательщиком суммы будут подлежать возврату, на что в комментируемом письме отдельно обращается внимание.

 

Елена Уварова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше