Готовим помещение к холодам: что в учете?
С приближением холодов почти все предприятия начинают осуществлять мероприятия по утеплению собственных помещений. Кто уплотняет окна и двери, приобретает обогреватели, а кто предпринимает более радикальные шаги — заменяет окна на ПВХ, двери, утепляет стены, делает автономную систему обогрева (отопления) и т. п. На выполнение всех этих мероприятий расходуются средства. Об отражении таких средств в учете пойдет речь в этой статье.
Александр ЗОЛОТУХИН, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»
Документы статьи
Закон о налоге на прибыль
— Закон Украины от 28.12.94 г. № 334/94-ВР в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР «О налогообложении прибыли предприятий».Закон о бухучете
— Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».Приказ № 237
— приказ Госкомстата и Госкомстроя от 21.06.2002 г. № 237/5.П(С)БУ 7
— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.П(С)БУ 9
— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. № 246.Перечень № 150
— Примерный перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденный приказом Государственного комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 10.08.2004 г. № 150.Письмо № 14060
— письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14060/7/15-0217.Письмо № 16636
— письмо ГНАУ от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017.
Общие замечания по учету «антихолодных» расходов
Все указанные расходы имеют хозяйственное направление. Это и понятно, поскольку в холодном помещении много не наработаешь. Тем более что по санитарным нормам в помещении должна быть определенная температура.
Кто-то может возражать, что в основном помещения отапливают, поэтому дополнительное утепление — это все-таки дополнительные расходы. Имеются ли основания считать такие дополнительные расходы хозяйственными?
Никаких сомнений — основания имеются, поскольку в результате дополнительных мероприятий планируется, во-первых, экономия средств на отопление, во-вторых, помещение становится более теплым и от этого более комфортным, что в конце концов способствует более производительной работе.
Таким образом, расходы по подготовке помещения к холодам должны относиться к валовым расходам или подлежать амортизации, а НДС в этих расходах — к налоговому кредиту.
Однако наши выводы не касаются случая, когда утепляются объекты непроизводственных (нехозяйственных) фондов. Соответствующие расходы не относятся к валовым, не амортизируются, НДС не относится к налоговому кредиту. В этой статье непроизводственные фонды не рассматриваются.
Расходы по подготовке помещения к холодам неоднородны, потому и порядок их отражения в учете отличается. Следовательно, рассматривать учетные нюансы будем отдельно по каждому виду расходов.
Уплотняем окна и двери
Это обычные
расходы по обслуживанию помещения — объекта ОС (ОФ). В бухгалтерском учете они относятся к текущим расходам и учитываются на том же счете расходов, что и другие расходы по такому помещению. Например, для административного здания это счет 92. В налоговом учете расходы относятся к валовым согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.Расходование материалов целесообразно документировать актом произвольной формы, поскольку установленной типовой формы для данных случаев нет. Акт может составляться и подписываться лицами, ответственными за уплотнение, а утверждается руководителем предприятия. В акте указывается, что согласно приказу руководителя с целью утепления помещения проведено уплотнение окон и дверей, для чего израсходованы такие-то материалы; приводится перечень окон, дверей, помещений и т. п.
Приобретаем обогреватели
Понятно, что обогреватели используются более года, поэтому
в бухгалтерском учете их следует относить в состав ОС и учитывать на субсчете 106 «Инструменты, приборы и инвентарь». Но если на предприятии установлен стоимостный признак предметов, входящих в состав МНМА, и стоимость приобретенных обогревателей меньше установленного признака, они учитываются в составе МНМА на одноименном субсчете 112.Как в первом, так и во втором случае ввод обогревателей в эксплуатацию документируется Актом приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (типовая форма № ОЗ-1). До момента ввода обогревателей в эксплуатацию расходы на их приобретение учитываются в составе капитальных инвестиций на субсчетах соответственно
152 (для ОС) или 153 (для МНМА).Если стоимость приобретенных обогревателей
не превышает 1000 грн., их стоимость в налоговом учете относится к валовым расходам и подлежит перерасчету по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. Выбытие согласно п. 5.9 признается только в сумме начисленной в бухгалтерском учете амортизации. Во всяком случае, так считает ГНАУ (см. п.п. 4.5.4 письма № 14060).Поэтому плательщикам уместно установить в бухгалтерском учете стоимостный признак на уровне 1000 грн. и применять метод амортизации МНМА по так называемому методу «100 %» (100 % стоимости МНМА списывается на амортизацию в первом месяце использования объекта)
(п. 27 П(C)БУ7). Тогда путем перерасчета по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль в убыль спишется вся стоимость обогревателя*.* Подробнее об учете МНМА см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 88.
Если стоимость приобретенных обогревателей
превышает 1000 грн., их учитывают в составе ОФ группы 3.
Заменяем окна, двери
Почему заменяют окна, двери в помещениях? Как правило, потому, что старые окна и двери пришли в негодность и не могут в дальнейшем полноценно выполнять свои функции, в том числе защищать от холода. Кроме того, одним из мотивов замены может быть также улучшение эстетического внешнего вида помещения. В любом случае это не что иное, как ремонт помещения, и ремонт капитальный. Во всяком случае, об этом свидетельствует
п. 2.8 Перечня № 150. Затраты на проведение капремонта включаются в состав расходов отчетного периода (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 20, 65, 66, 68). Правда, в некоторых случаях затраты на проведение капремонта (согласно пп. 21, 29 — 31 Методрекомендаций № 561) могут быть показаны в бухучете в том же порядке, что и улучшение основных средств (т. е. с капитализацией таких расходов). Решение о признании капитального ремонта улучшениями принимает руководитель предприятия с учетом анализа текущей ситуации и существенности таких расходов.Улучшением следует признавать такой капремонт, который приводит к
увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования помещения. Это может заключаться в увеличении ожидаемого срока полезного использования объекта, количества и качества продукции (работ, услуг), которые производятся (предоставляются) этим объектом, увеличении стоимости помещения (п. 14 П(С)БУ 7, п. 31 Методрекомендаций № 561).По нашему мнению, замена окон и дверей сродни улучшению, поскольку их установка приводит не только к улучшению эстетических показателей, но и технико-экономических (в частности, способствует сохранению микроклимата в помещении, они являются более устойчивыми к влиянию окружающей среды, тепло- и энергосберегающими и т. п.).
Таким образом, если руководитель предприятия определит эти расходы как улучшение, то
в бухгалтерском учете они увеличат первоначальную стоимость помещения (п. 14 П(C)БУ 7).В налоговом учете
указанные расходы согласно п. 8.7 Закона о налоге прибыль классифицируются как улучшение ОФ. Поэтому вместе с другими подобными расходами наши расходы в пределах 10-процентного лимита (10 % совокупной балансовой стоимости всех групп ОФ по состоянию на начало отчетного года) относятся к валовым расходам, а превышение увеличивает балансовую стоимость объекта ОФ группы 1 (помещения).Порядок документирования
зависит от вариантов замены.Если замена осуществляется сторонней организацией, как правило, составляются Акт приемки выполненных подрядных работ (типовая форма № КБ-2в) и/или Справка о стоимости выполненных подрядных работ (типовая форма № КБ-3). Составление первой формы является обязательным, если строительные работы осуществляются за счет бюджетных средств и средств предприятий государственной формы собственности. Вторая форма составляется при выполнении работ за счет любых источников финансирования
(п. 2 приказа № 237).Если предприятие самостоятельно осуществляет замену, оно может также воспользоваться указанными формами, хотя составление этих форм не является обязательным
(п. 2 приказа № 237). В целом варианты документального оформления могут быть разные. Например, использованные материалы (двери, окна, раствор для откосов и т. п.) списываются на основании Отчета о расходах основных материалов в строительстве в сопоставлении с производственными нормами (типовая форма № М-29) в Материальном отчете (типовая форма № М-19). Заработная плата рабочих оформляется сдельными нарядами и/или табелями учета рабочего времени и т. п.Новые двери и окна вставили, а куда деть старые?
Если старые уже не представляют никакой ценности
, в учете они не отражаются, поскольку не соответствуют определению понятия активы. Напомним, что активы — ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем (ст. 1 Закона о бухучете).Если же двери и окна можно как-то использовать
, например, продать и т. п., их следует оприходовать в составе запасов на субсчете 209 «Прочие материалы» в корреспонденции с субсчетом 746 «Прочие доходы от обычной деятельности» по чистой стоимости реализации (ожидаемая цена реализации запасов в условиях обычной деятельности за вычетом ожидаемых расходов на завершение их производства и реализацию) (п. 4, п. 24 П(С)БУ 9).В налоговом учете
стоимость старых окон и дверей в любом случае не отражается. При последующей продаже таких дверей к валовым доходам будет отнесена вся стоимость продажи (без НДС), а валовые расходы будут равны нулю гривень. В перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль стоимость старых окон и дверей не будет принимать участия.
Утепляем стены
В последнее время началось массовое утепление наружных стен помещений пенопластом и/или другими утепляющими материалами с дальнейшим оштукатуриванием и окраской утепленных стен.
С позиции
Перечня № 150 эти работы также являются капремонтом, и квалифицировать их как улучшение или нет, опять-таки решает руководитель (см. выше). Но это имеет значение только для бухучета. Что касается налогового учета, то любые виды ремонта и улучшений учитываются одинаково согласно правилам п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль.Бухгалтерский, налоговый учет и особенности документирования здесь такие же, как и при замене дверей, окон.
Делаем автономную систему обогрева (отопления)
Вариантов такой системы много. Например, на крыше помещения устанавливают отдельный вагончик-котельную, от которой делают разводку труб в помещение. Или же строят отдельную пристройку-котельную к помещению, или устанавливают обычный котел отопления в отведенном для него в здании месте и т. п.
Таким образом, автономная система отопления может состоять из помещения или отдельного здания котельной, источника теплоотдачи (котла) и проводников тепла (труб). То есть это относительно сложная система, которая в принципе может по-разному отражаться в учете. Подтверждается этот вывод также определением понятия «объект основных средств» из
п. 4 П(C)БУ 7: «законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему; конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций; обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно; другой актив, отвечающий определению основных средств, или часть такого актива, контролируемая предприятием.»В данной ситуации выбирают, как правило,
один из двух вариантов учета:1) на стоимость автономной системы отопления
увеличивают первоначальную стоимость здания (помещения), т. е. установление автономной системы рассматривают как улучшение здания;2) автономную систему учитывают как отдельный объект ОС. В зависимости от того, какие составляющие входят в этот объект, его могут учитывать на субсчете
103 «Здания и сооружения» (если имеется отдельное здание котельной) или субсчете 104 «Машины и оборудование» (если система состоит только из котла и труб).Налоговый учет зависит от выбранного варианта бухгалтерского учета.
При первом варианте
применяем нормы п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль: расходы на установку автономной системы вместе с другими подобными расходами в пределах 10-процентного лимита (10 % совокупной балансовой стоимости всех групп ОФ по состоянию на начало отчетного года) относятся к валовым расходам, а превышение увеличивает балансовую стоимость объекта ОФ группы 1 (здания).При втором варианте
, когда бухучет ведется на субсчете 103, расходы на автономную систему формируют отдельный объект группы 1 ОФ, увеличивая балансовую стоимость этой группы. Когда же бухучет ведется на субсчете 104, расходы увеличивают балансовую стоимость группы 3 ОФ.Порядок документирования
в этой ситуации аналогичен описанному выше. Например, если работы выполняются сторонней организацией, составляется Акт приемки выполненных подрядных работ (типовая форма № КБ-2в) и/или Справка о стоимости выполненных подрядных работ (типовая форма № КБ-3). При выполнении работ собственными силами списание материалов может оформляться отчетами по типовым формам № М-29 и № М-19, зарплата работников — сдельными нарядами и/или табелями учета рабочего времени и т. п. При втором варианте, кроме приведенных документов, ввод ОС в эксплуатацию оформляют Актом приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (типовая форма № ОЗ-1).Пример
Предприятие осуществило целый комплекс работ по подготовке собственных помещений к холодам:
—
были уплотнены окна и двери админздания. Стоимость израсходованных материалов и зарплата с начислениями работников на этой работе составили 300 грн.;—
приобретен обогреватель для админздания за 960 грн., в том числе НДС — 160 грн.;—
в помещении производственного цеха заменили окна и двери. Стоимость новых окон и дверей вместе с установкой составила 18000 грн., в том числе НДС — 3000 грн.;—
утеплены стены админздания. Стоимость утепления — 24000 грн., в том числе НДС — 4000 грн.;—
установлена автономная система отопления админздания (состоящая только из котла и труб отопления). Стоимость системы составила 12000 грн., в том числе НДС — 2000 грн.Стоимостный предел на предприятии для выделения МНМА установлен на уровне 1000 грн.
Все работы, кроме уплотнения, выполнялись сторонними организациями.
Учет подготовки помещений к зиме
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | Налоговый учет | ||
Дт | Кт | ВД | ВР | |||
1 | Понесенные расходы на уплотнение | 92 | 209, 66, 65 | 300 | — | 300 |
2 | Приобретен обогреватель для админздания | 153 | 631 | 800 | — | 800* |
3 | Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 631 | 160 | — | — |
4 | Введен обогреватель в эксплуатацию | 112 | 153 | 800 | — | ** |
5 | Начислена амортизация на обогреватель по методу «100 %» | 92 | 132 | 800 | — | — |
6 | Получены работы по замене окон и дверей | 152 | 631 | 15000 | — | *** |
7 | Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 631 | 3000 | — | — |
8 | Получены работы по утеплению стен | 152 | 631 | 20000 | — | *** |
9 | Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 631 | 4000 | — | — |
10 | Отражено увеличение первоначальной стоимости здания | 103 | 152 | 35000 | — | — |
11 | Получены работы по установке автономной системы отопления | 152 | 631 | 10000 | — | **** |
12 | Отражен налоговый кредит по НДС | 641 | 631 | 2000 | — | — |
13 | Введена в эксплуатацию система отопления | 104 | 152 | 10000 | — | — |
14 | Уплачено поставщикам и подрядчикам (960 + 18000 + 24000 + 12000) | 631 | 311 | 54960 | — | — |
* Подлежит перерасчету по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. ** На 800 грн. путем перерасчета остатков по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль уменьшается налогооблагаемая прибыль (в бухучете амортизация начисляется по методу «100 %»). *** Эти суммы (15000 и 20000) отражаются согласно п.п. 8.7.1 Закона о налоге прибыль — в пределах 10-процентного лимита относятся к валовым расходам, а превышение увеличивает балансовую стоимость соответствующего объекта группы 1 ОФ. **** На 10000 грн. увеличена балансовая стоимость группы 3 ОФ. |
Вот и все учетные премудрости утепления. Осталось дело за малым: выполнить все необходимые мероприятия и перезимовать в комфорте, чего вам и желаем!