Готовим помещение к холодам: что в учете?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2009/№ 92
В избранном В избранное
Печать
Статья

Готовим помещение к холодам: что в учете?

 

С приближением холодов почти все предприятия начинают осуществлять мероприятия по утеплению собственных помещений. Кто уплотняет окна и двери, приобретает обогреватели, а кто предпринимает более радикальные шаги — заменяет окна на ПВХ, двери, утепляет стены, делает автономную систему обогрева (отопления) и т. п. На выполнение всех этих мероприятий расходуются средства. Об отражении таких средств в учете пойдет речь в этой статье.

Александр ЗОЛОТУХИН, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины от 28.12.94 г. № 334/94-ВР в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР «О налогообложении прибыли предприятий».

Закон о бухучете

— Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

Приказ № 237

— приказ Госкомстата и Госкомстроя от 21.06.2002 г. № 237/5.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92.

П(С)БУ 9

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. № 246.

Перечень № 150

— Примерный перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденный приказом Государственного комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 10.08.2004 г. № 150.

Письмо № 14060

— письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14060/7/15-0217.

Письмо № 16636

— письмо ГНАУ от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017.

 

Общие замечания по учету «антихолодных» расходов

Все указанные расходы имеют хозяйственное направление. Это и понятно, поскольку в холодном помещении много не наработаешь. Тем более что по санитарным нормам в помещении должна быть определенная температура.

Кто-то может возражать, что в основном помещения отапливают, поэтому дополнительное утепление — это все-таки дополнительные расходы. Имеются ли основания считать такие дополнительные расходы хозяйственными?

Никаких сомнений — основания имеются, поскольку в результате дополнительных мероприятий планируется, во-первых, экономия средств на отопление, во-вторых, помещение становится более теплым и от этого более комфортным, что в конце концов способствует более производительной работе.

Таким образом, расходы по подготовке помещения к холодам должны относиться к валовым расходам или подлежать амортизации, а НДС в этих расходах — к налоговому кредиту.

Однако наши выводы не касаются случая, когда утепляются объекты непроизводственных (нехозяйственных) фондов. Соответствующие расходы не относятся к валовым, не амортизируются, НДС не относится к налоговому кредиту. В этой статье непроизводственные фонды не рассматриваются.

Расходы по подготовке помещения к холодам неоднородны, потому и порядок их отражения в учете отличается. Следовательно, рассматривать учетные нюансы будем отдельно по каждому виду расходов.

 

Уплотняем окна и двери

Это обычные

расходы по обслуживанию помещения  — объекта ОС (ОФ). В бухгалтерском учете они относятся к текущим расходам и учитываются на том же счете расходов, что и другие расходы по такому помещению. Например, для административного здания это счет 92. В налоговом учете расходы относятся к валовым согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Расходование материалов целесообразно документировать актом произвольной формы, поскольку установленной типовой формы для данных случаев нет. Акт может составляться и подписываться лицами, ответственными за уплотнение, а утверждается руководителем предприятия. В акте указывается, что согласно приказу руководителя с целью утепления помещения проведено уплотнение окон и дверей, для чего израсходованы такие-то материалы; приводится перечень окон, дверей, помещений и т. п.

 

Приобретаем обогреватели

Понятно, что обогреватели используются более года, поэтому

в бухгалтерском учете их следует относить в состав ОС и учитывать на субсчете 106 «Инструменты, приборы и инвентарь». Но если на предприятии установлен стоимостный признак предметов, входящих в состав МНМА, и стоимость приобретенных обогревателей меньше установленного признака, они учитываются в составе МНМА на одноименном субсчете 112.

Как в первом, так и во втором случае ввод обогревателей в эксплуатацию документируется Актом приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (типовая форма № ОЗ-1). До момента ввода обогревателей в эксплуатацию расходы на их приобретение учитываются в составе капитальных инвестиций на субсчетах соответственно

152 (для ОС) или 153 (для МНМА).

Если стоимость приобретенных обогревателей

не превышает 1000 грн., их стоимость в налоговом учете относится к валовым расходам и подлежит перерасчету по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. Выбытие согласно п. 5.9 признается только в сумме начисленной в бухгалтерском учете амортизации. Во всяком случае, так считает ГНАУ (см. п.п. 4.5.4 письма № 14060).

Поэтому плательщикам уместно установить в бухгалтерском учете стоимостный признак на уровне 1000 грн. и применять метод амортизации МНМА по так называемому методу «100 %» (100 % стоимости МНМА списывается на амортизацию в первом месяце использования объекта)

(п. 27 П(C)БУ7). Тогда путем перерасчета по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль в убыль спишется вся стоимость обогревателя*.

* Подробнее об учете МНМА см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 88.

Если стоимость приобретенных обогревателей

превышает 1000 грн., их учитывают в составе ОФ группы 3.

 

Заменяем окна, двери

Почему заменяют окна, двери в помещениях? Как правило, потому, что старые окна и двери пришли в негодность и не могут в дальнейшем полноценно выполнять свои функции, в том числе защищать от холода. Кроме того, одним из мотивов замены может быть также улучшение эстетического внешнего вида помещения. В любом случае это не что иное, как ремонт помещения, и ремонт капитальный. Во всяком случае, об этом свидетельствует

п. 2.8 Перечня № 150. Затраты на проведение капремонта включаются в состав расходов отчетного периода (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 20, 65, 66, 68). Правда, в некоторых случаях затраты на проведение капремонта (согласно пп. 21, 29 — 31 Методрекомендаций № 561) могут быть показаны в бухучете в том же порядке, что и улучшение основных средств (т. е. с капитализацией таких расходов). Решение о признании капитального ремонта улучшениями принимает руководитель предприятия с учетом анализа текущей ситуации и существенности таких расходов.

Улучшением следует признавать такой капремонт, который приводит к

увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования помещения. Это может заключаться в увеличении ожидаемого срока полезного использования объекта, количества и качества продукции (работ, услуг), которые производятся (предоставляются) этим объектом, увеличении стоимости помещения (п. 14 П(С)БУ 7, п. 31 Методрекомендаций № 561).

По нашему мнению, замена окон и дверей сродни улучшению, поскольку их установка приводит не только к улучшению эстетических показателей, но и технико-экономических (в частности, способствует сохранению микроклимата в помещении, они являются более устойчивыми к влиянию окружающей среды, тепло- и энергосберегающими и т. п.).

Таким образом, если руководитель предприятия определит эти расходы как улучшение, то

в бухгалтерском учете они увеличат первоначальную стоимость помещения (п. 14 П(C)БУ 7).

В налоговом учете

указанные расходы согласно п. 8.7 Закона о налоге прибыль классифицируются как улучшение ОФ. Поэтому вместе с другими подобными расходами наши расходы в пределах 10-процентного лимита (10 % совокупной балансовой стоимости всех групп ОФ по состоянию на начало отчетного года) относятся к валовым расходам, а превышение увеличивает балансовую стоимость объекта ОФ группы 1 (помещения).

Порядок документирования

зависит от вариантов замены.

Если замена осуществляется сторонней организацией, как правило, составляются Акт приемки выполненных подрядных работ (типовая форма № КБ-2в) и/или Справка о стоимости выполненных подрядных работ (типовая форма № КБ-3). Составление первой формы является обязательным, если строительные работы осуществляются за счет бюджетных средств и средств предприятий государственной формы собственности. Вторая форма составляется при выполнении работ за счет любых источников финансирования

(п. 2 приказа № 237).

Если предприятие самостоятельно осуществляет замену, оно может также воспользоваться указанными формами, хотя составление этих форм не является обязательным

(п. 2 приказа № 237). В целом варианты документального оформления могут быть разные. Например, использованные материалы (двери, окна, раствор для откосов и т. п.) списываются на основании Отчета о расходах основных материалов в строительстве в сопоставлении с производственными нормами (типовая форма № М-29) в Материальном отчете (типовая форма № М-19). Заработная плата рабочих оформляется сдельными нарядами и/или табелями учета рабочего времени и т. п.

Новые двери и окна вставили, а куда деть старые?

Если старые уже не представляют никакой ценности

, в учете они не отражаются, поскольку не соответствуют определению понятия активы. Напомним, что активы — ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем (ст. 1 Закона о бухучете).

Если же двери и окна можно как-то использовать

, например, продать и т. п., их следует оприходовать в составе запасов на субсчете 209 «Прочие материалы» в корреспонденции с субсчетом 746 «Прочие доходы от обычной деятельности» по чистой стоимости реализации (ожидаемая цена реализации запасов в условиях обычной деятельности за вычетом ожидаемых расходов на завершение их производства и реализацию) (п. 4, п. 24 П(С)БУ 9).

В налоговом учете

стоимость старых окон и дверей в любом случае не отражается. При последующей продаже таких дверей к валовым доходам будет отнесена вся стоимость продажи (без НДС), а валовые расходы будут равны нулю гривень. В перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль стоимость старых окон и дверей не будет принимать участия.

 

Утепляем стены

В последнее время началось массовое утепление наружных стен помещений пенопластом и/или другими утепляющими материалами с дальнейшим оштукатуриванием и окраской утепленных стен.

С позиции

Перечня № 150 эти работы также являются капремонтом, и квалифицировать их как улучшение или нет, опять-таки решает руководитель (см. выше). Но это имеет значение только для бухучета. Что касается налогового учета, то любые виды ремонта и улучшений учитываются одинаково согласно правилам п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль.

Бухгалтерский, налоговый учет и особенности документирования здесь такие же, как и при замене дверей, окон.

 

Делаем автономную систему обогрева (отопления)

Вариантов такой системы много. Например, на крыше помещения устанавливают отдельный вагончик-котельную, от которой делают разводку труб в помещение. Или же строят отдельную пристройку-котельную к помещению, или устанавливают обычный котел отопления в отведенном для него в здании месте и т. п.

Таким образом, автономная система отопления может состоять из помещения или отдельного здания котельной, источника теплоотдачи (котла) и проводников тепла (труб). То есть это относительно сложная система, которая в принципе может по-разному отражаться в учете. Подтверждается этот вывод также определением понятия «объект основных средств» из

п. 4 П(C)БУ 7: «законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему; конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций; обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно; другой актив, отвечающий определению основных средств, или часть такого актива, контролируемая предприятием.»

В данной ситуации выбирают, как правило,

один из двух вариантов учета:

1) на стоимость автономной системы отопления

увеличивают первоначальную стоимость здания (помещения), т. е. установление автономной системы рассматривают как улучшение здания;

2) автономную систему учитывают как отдельный объект ОС. В зависимости от того, какие составляющие входят в этот объект, его могут учитывать на субсчете

103 «Здания и сооружения» (если имеется отдельное здание котельной) или субсчете 104 «Машины и оборудование» (если система состоит только из котла и труб).

Налоговый учет зависит от выбранного варианта бухгалтерского учета.

При первом варианте

применяем нормы п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль: расходы на установку автономной системы вместе с другими подобными расходами в пределах 10-процентного лимита (10 % совокупной балансовой стоимости всех групп ОФ по состоянию на начало отчетного года) относятся к валовым расходам, а превышение увеличивает балансовую стоимость объекта ОФ группы 1 (здания).

При втором варианте

, когда бухучет ведется на субсчете 103, расходы на автономную систему формируют отдельный объект группы 1 ОФ, увеличивая балансовую стоимость этой группы. Когда же бухучет ведется на субсчете 104, расходы увеличивают балансовую стоимость группы 3 ОФ.

Порядок документирования

в этой ситуации аналогичен описанному выше. Например, если работы выполняются сторонней организацией, составляется Акт приемки выполненных подрядных работ (типовая форма № КБ-2в) и/или Справка о стоимости выполненных подрядных работ (типовая форма № КБ-3). При выполнении работ собственными силами списание материалов может оформляться отчетами по типовым формам № М-29 и № М-19, зарплата работников — сдельными нарядами и/или табелями учета рабочего времени и т. п. При втором варианте, кроме приведенных документов, ввод ОС в эксплуатацию оформляют Актом приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (типовая форма № ОЗ-1).

Пример

Предприятие осуществило целый комплекс работ по подготовке собственных помещений к холодам:

были уплотнены окна и двери админздания. Стоимость израсходованных материалов и зарплата с начислениями работников на этой работе составили 300 грн.;

приобретен обогреватель для админздания за 960 грн., в том числе НДС — 160 грн.;

в помещении производственного цеха заменили окна и двери. Стоимость новых окон и дверей вместе с установкой составила 18000 грн., в том числе НДС — 3000 грн.;

утеплены стены админздания. Стоимость утепления — 24000 грн., в том числе НДС — 4000 грн.;

установлена автономная система отопления админздания (состоящая только из котла и труб отопления). Стоимость системы составила 12000 грн., в том числе НДС — 2000 грн.

Стоимостный предел на предприятии для выделения МНМА установлен на уровне 1000 грн.

Все работы, кроме уплотнения, выполнялись сторонними организациями.

 

Учет подготовки помещений к зиме

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Понесенные расходы на уплотнение

92

209, 66, 65

300

300

2

Приобретен обогреватель для админздания

153

631

800

800*

3

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

160

4

Введен обогреватель в эксплуатацию

112

153

800

**

5

Начислена амортизация на обогреватель по методу «100 %»

92

132

800

6

Получены работы по замене окон и дверей

152

631

15000

***

7

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

3000

8

Получены работы по утеплению стен

152

631

20000

***

9

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

4000

10

Отражено увеличение первоначальной стоимости здания

103

152

35000

11

Получены работы по установке автономной системы отопления

152

631

10000

****

12

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

2000

13

Введена в эксплуатацию система отопления

104

152

10000

14

Уплачено поставщикам и подрядчикам

(960 + 18000 + 24000 + 12000)

631

311

54960

* Подлежит перерасчету по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

** На 800 грн. путем перерасчета остатков по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль уменьшается налогооблагаемая прибыль (в бухучете амортизация начисляется по методу «100 %»).

*** Эти суммы (15000 и 20000) отражаются согласно п.п. 8.7.1 Закона о налоге прибыль — в пределах 10-процентного лимита относятся к валовым расходам, а превышение увеличивает балансовую стоимость соответствующего объекта группы 1 ОФ.

**** На 10000 грн. увеличена балансовая стоимость группы 3 ОФ.

 

Вот и все учетные премудрости утепления. Осталось дело за малым: выполнить все необходимые мероприятия и перезимовать в комфорте, чего вам и желаем!

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд