Налоговый спор предприятия в суде. Превышение объема выручки предпринимателем — плательщиком единого налога

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2009/№ 92
В избранном В избранное
Печать
Статья

Превышение объема выручки предпринимателем — плательщиком единого налога

 

По мнению ГНАУ, если у субъекта предпринимательской деятельности — физического лица, находящегося на упрощенной системе налогообложения, доход (выручка) превышает 500 тыс. грн. в год, то сумма такого превышения подлежит обложению налогом с доходов физических лиц. Такая позиция не является бесспорной, что подтверждает и судебная практика, обзор которой приведен в этой статье.

Юрий КУЛИК, консультант Издательского дома «Фактор»

 

Последствия превышения объема выручки: позиция госорганов

Правила применения упрощенной системы налогообложения установлены

Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727 (далее — Указ № 727).

Согласно

Указу № 727:

— упрощенная система налогообложения вводится, в частности, для субъектов малого предпринимательства — физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. грн.

(ст. 1);

— полученные доходы единоналожника не включаются в состав совокупного налогооблагаемого дохода, а уплаченная сумма единого налога является окончательной и не включается в перерасчет общих налоговых обязательств плательщика налога

(ст. 2);

— в случае превышения указанного размера выручки плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, начиная со следующего отчетного квартала

(ст. 5);

— субъект малого предпринимательства (физическое лицо), уплачивающий единый налог, не является плательщиком налога на доходы физических лиц

(ст. 6).

Таковы нормы законодательства. Однако по поводу их применения на практике существуют разные точки зрения. Так, ГНАУ последовательно отстаивает мнение, согласно которому

если доход (выручка) субъекта предпринимательской деятельности, выбравшего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, превышает 500 тыс. грн. в год, то сумма такого превышения подлежит налогообложению в порядке, установленном разделом IV Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» (см. письма ГНАУ от 14.01.2005 г. № 323/6/17-3116 и от 13.08.2007 г. № 4005/г/17-0715 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 81). Аналогичный вывод сделало и Министерство юстиции Украины в письме от 15.08.2007 № 20-9-7599.

Иной точки зрения придерживается Госкомпредпринимательства, которая заключается в том, что

субъект хозяйственной деятельности — единоналожник не является плательщиком налога с доходов физических лиц независимо от полученного объема выручки (письмо от 17.08.2007 г. № 6129). Аргументируется это тем, что, во-первых, такой субъект хозяйствования уплачивает фиксированный размер ставки налога, и, во-вторых, что положений по налогообложению суммы превышения предельного объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) Указ № 727 не содержит.

Мы также всегда высказывались в пользу того, что налогообложение суммы превышения по общим правилам противоречит предписаниям

Указа № 727, ст. 5 которого предусматривает переход на общую систему налогообложения со следующего отчетного периода (квартала), а не с момента превышения предельного размера выручки («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65, с. 44).

Как обычно, в случае несовпадения точек зрения спор переносится в суд. Посмотрим, какой точки зрения придерживаются суды и как они ее аргументируют.

 

Суд — за налогоплательщика

По мнению Кировоградского окружного административного суда, изложенному им в

постановлении от 29.05.2009 г. по делу № 2-а-1533/08/1170, законодательством не предусмотрены какие-либо последствия нарушения требований, установленных в ст. 1 Указа № 727, кроме обязанности плательщика единого налога перейти на общую систему налогообложения, и определен момент такого перехода — следующий отчетный период (квартал). Более того, ни Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 № 889-IV (далее — Закон № 889), ни Декрет Кабмина «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 № 13-92 (далее — Декрет № 13-92), ни Указ № 727 не содержат оснований для выводов налогового органа о переводе плательщика единого налога на общую систему налогообложения с периода, в котором установлено превышение лимита, и, соответственно, для начисления налога с доходов физических лиц за период уплаты им единого налога. Суд также в обоснование своего решения ссылался на позицию Высшего административного суда Украины, изложенную в определении от 22.10.2008 г.

На таких же аргументах построена позиция Донецкого окружного административного суда, которая легла в основу

постановления от 28.08.2009 г. по делу № 2а-7775/09/0570. Суд, в частности, отметил, что ст. 6 Указа № 727, которой предусмотрено, что субъект малого предпринимательства — единоналожник не является плательщиком налога с доходов физических лиц, не содержит никаких исключений, является императивной и не допускает разного толкования. Распределение доходов в период пребывания субъекта хозяйствования на упрощенной системе налогообложения на облагаемые единым налогом и облагаемые налогом с доходов физических лиц Указом № 727 не предусмотрено и выходит за рамки полномочий налогового органа.

Подобное обоснование приводится и в решениях судов апелляционных инстанций.

Так, Харьковский апелляционный административный суд, удовлетворяя жалобу плательщика единого налога, которому суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, признал неправомерным начисление налога с доходов физических лиц в период пребывания такого плательщика на упрощенной системе налогообложения

(постановление от 09.04.2009 г. по делу № 22-а-7590/09). Суд, среди прочего, обратил внимание на то, что в соответствии со ст. 5 Указа № 727 в случае нарушения требований ст. 1 этого Указа по превышению предельного объема выручки за год, плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, начиная со следующего отчетного периода (квартала). При этом до конца квартала, в котором произошло превышение, предприниматель уплачивает единый налог, поскольку продолжает находиться на упрощенной системе налогообложения.

Указанное, по мнению коллегии судей, подтверждается предписаниями

ст. 2 Указа № 727, в соответствии с которыми доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, которые облагаются единым налогом, не включаются в состав совокупного дохода по итогам отчетного года такого плательщика, а уплаченная сумма единого налога является окончательной и не включается в перерасчет общих налоговых обязательств.

Суд также отметил, что согласно

Указу № 727 предельный объем выручки 500 тыс. грн. установлен только как критерий определения возможности субъекта предпринимательской деятельности находиться на упрощенной системе налогообложения. Поэтому превышение этого предельного объема выручки не дает оснований для начисления другого налога, кроме уплаченного единого налога, а является исключительно основанием для перехода такого лица на общую систему налогообложения со следующего отчетного периода (квартала).

В

определении от 10.03.2009 г. по делу № 22-а-605/09 Харьковский апелляционный административный суд указал на ошибочность ссылок налоговиков на ст. 1 Указа № 727 как на основание доначисления подоходного налога при превышении предельного объема выручки в размере 500 тыс. грн. Суд указал, что налоговым органом не были приняты во внимание другие статьи указанного Указа, в частности ст.ст. 2, 4, 5, 6, из содержания которых прямо усматривается неправомерность такого начисления.

Аналогичным способом аргументирован и ряд других решений Харьковского апелляционного административного суда (см.

определения от 22.01.2009 г. по делу № 22-а-312/09, от 05.02.2009 г. по делу № 22-а-2529/09, от 06.04.2009 г. по делу № 22-а-3079/09, от 08.04.2009 г. по делу № 22-а-5385/09).

Для того чтобы субъекты упрощенной системы налогообложения чувствовали себя увереннее, приведем еще несколько судебных позиций в пользу плательщиков единого налога.

Так, Севастопольский апелляционный административный суд в

определениях от 25.03.2009 г. по делу № 2-а-2462/08/3/0170 и от 08.05.2009 по делу № 2-а-3858/08/1/0170 признал, что доводы налогового органа о том, что сумма превышения 500 тыс. грн. должна облагаться налогом по общим правилам, установленным Законом № 889, не заслуживают внимания, поскольку ответственность за такое превышение объема выручки установлена ст. 5 Указа № 727 и заключается в возложении на плательщика единого налога обязанности перейти на общую систему налогообложения, начиная со следующего отчетного периода (квартала). Субъект хозяйствования не может быть одновременно плательщиком налога с доходов физических лиц и плательщиком единого налога.

Аргументация Донецкого апелляционного административного суда, изложенная в

определении от 29.01.2009 г. по делу № 2-а-1930/08/0570, почти дословно повторяет текст постановления Кировоградского окружного административного суда от 29.05.2009 г. по делу № 2-а-1533/08/1170: действующее законодательство не дает оснований для выводов налогового органа о переводе плательщика единого налога на общую систему налогообложения с периода, в котором имело место превышение 500-тысячного лимита. Как следствие такого превышения предусмотрен только переход со следующего отчетного периода на общую систему налогообложения.

 

Суд — против налогоплательщика

Наряду с положительной для плательщиков единого налога судебной практикой существует и негативная.

Так, Днепропетровский апелляционный административный суд в

определении от 16.04.2009 г. по делу № 3/335/08-АП, аргументируя правомерность доначисления подоходного налога, отметил, что ставки единого налога для субъектов малого предпринимательства — физических лиц устанавливаются местными советами в зависимости от вида деятельности, являются фиксированными и не зависят от размера выручки физического лица — плательщика единого налога в пределах разрешенного Указом ее объема — 500 тыс. грн. 00 коп. Если в отчетном периоде (квартале, году) объем выручки плательщика единого налога от реализации продукции (товаров, работ, услуг) превысил 500 тыс. грн., то такой предприниматель, начиная со следующего отчетного периода (квартала), должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности. При этом плательщик единого налога должен подать в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию по результатам отчетного периода, следующего за тем, в котором возникло превышение объема выручки, и уплатить соответствующую сумму налога в порядке, установленном Декретом № 13-92, который действует в части налогообложения доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью.

Львовский апелляционный административный суд в

определении от 01.06.2009 г. по делу № 22а-8875/08/9104 исходил из того, что с выручки, полученной с нарушением требований Указа № 727, в том числе с превышения предельного уровня выручки от осуществления предпринимательской деятельности, единый налог уплачиваться не может. Сумму превышения субъект малого предпринимательства обязан включить в состав общего годового налогооблагаемого дохода и уплатить с нее налог с доходов физических лиц. Такого же мнения придерживался и Донецкий апелляционный административный суд в постановлении от 25.06.2009 г. по делу № 22-а-26403/08. Вынося негативное для плательщика налога решение, он отметил, что объем выручки, превышающий 500 тыс. грн., не может оставаться без налогообложения, а поэтому согласно Декрету № 13-92 и Закону № 889 должен быть доначислен к уплате налог на сумму превышения разрешенной выручки.

 

Итоги

В этой статье приведен обзор судебной практики за текущий 2009 год по вопросу, касающемуся последствий превышения 500-тысячного лимита выручки предпринимателем-единоналожником. Дел этой категории чрезвычайно много и следует признать, что среди них есть и негативные для плательщиков единого налога решения.

Вынуждены констатировать, что судами не выработаны единые подходы к толкованию положений законодательства, касающихся налогообложения объемов выручки, превышающих разрешенный Указом № 727 предел. Тем не менее, если взять весь массив судебных решений, то тенденция прослеживается достаточно четкая — в подавляющем большинстве случаев суды принимают решения в пользу плательщиков налогов. Надеемся, эти положительные примеры будут полезны тем предпринимателям, кому придется отстаивать свою правоту в споре с налоговиками.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд