О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2009/№ 93
В избранном В избранное
Печать
Приказ от 20.10.2009 г. № 568

О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации

Приказ от 20 октября 2009 года № 568

Во исполнение протеста Генеральной прокуратуры Украины от 30.09.2009 г. № 07/2/1-211вих-09 о приведении в соответствие с требованиями законов Украины от 3 апреля 1997 года № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость», с изменениями и дополнениями, и от 4 декабря 1990 года № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине», с изменениями и дополнениями, Методических рекомендаций по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденных приказом ГНА Украины от 18.08.2005 г. № 350 (далее — Методические рекомендации),

приказываю:

1.

Утвердить Изменения и дополнения к Методическим рекомендациям (прилагаются).

2.

Председателям ГНА в АР Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе при организации и проведении проверок достоверности начисления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость учитывать внесенные в Методические рекомендации Изменения и дополнения.

Председатель С. Буряк

Утверждены приказом ГНА Украины от 18 августа 2005 г. № 350

Методические рекомендации по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость

(

с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Государственной налоговой администрации Украины от 22 апреля 2009 года № 203, от 3 августа 2009 года № 414, от 20 октября 2009 года № 568)

1. Общие положения и основные термины

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны согласно требованиям Закона Украины от 4 декабря 1990 года № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине», с изменениями и дополнениями (далее — Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине»), и во исполнение положений пункта 7.7 статьи 7 Закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость», с изменениями и дополнениями (далее — Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость»), для применения органами государственной налоговой службы при осуществлении контроля за правомерностью заявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость субъектами хозяйствования — юридическими лицами, их филиалами, отделениями и другими обособленными подразделениями.

Методические рекомендации применяются к налоговой отчетности, составленной по результатам отчетного периода, начиная с июня 2005 года, для плательщиков налога на добавленную стоимость с месячной формой отчетности и со второго квартала — для плательщиков, находящихся на квартальной форме отчетности.

1.2. Термины, изложенные в настоящих Методических рекомендациях, употребляются в следующем значении:

1.2.1.

Плательщик налога на добавленную стоимость (далее — плательщик НДС) — лицо, которое в соответствии с Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость» зарегистрировано плательщиком НДС и декларирует в декларации по налогу на добавленную стоимость отрицательное значение этого налога с самостоятельным принятием решения о зачислении полной суммы бюджетного возмещения в уменьшение налоговых обязательств по этому налогу следующих налоговых периодов или одновременной подачей расчета суммы бюджетного возмещения по форме, утвержденной приказом Государственной налоговой администрации Украины (далее — ГНА Украины) от 30.05.97 г. № 166 «Об утверждении формы налоговой декларации и Порядка ее заполнения и подачи» (в редакции приказа от 15.06.2005 г. № 213, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 30.06.2005 г. под № 702/10982), зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 09.07.97 г. под № 250/2054.

1.2.2.

Документальная невыездная проверка (камеральная) по вопросам определения достоверности начисления бюджетного возмещения (далее — документальная невыездная проверка) — проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы на основании поданных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей).

1.2.3.

Плановая выездная проверка — проверка плательщика налогов по поводу своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты им налогов и сборов (обязательных платежей), которая предусмотрена в плане работы органа государственной налоговой службы и проводится по местонахождению такого плательщика налогов или объекта права собственности, в отношении которого проводится такая плановая выездная проверка.

1.2.4.

Внеплановая выездная проверка (документальная) по вопросам достоверности начисления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (далее — внеплановая выездная проверка) — проверка плательщика НДС, которая проводится на основании подпункта 7.7.5 пункта 7.7 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» и совмещает в себе комплекс мероприятий, направленных на определение достоверности начисления такого бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость.

1.2.5.

Проверка в отношении подтверждения сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с плательщиком налогов (далее — проверка по вопросам правовых отношений), — проверка, которая проводится налоговым органом по основным поставщикам, имевшим правовые отношения с плательщиком НДС, по их местонахождению (внеплановая выездная) или в помещении налогового органа (невыездная документальная) с целью установления фактических обстоятельств осуществленных операций, в том числе факта включения основными поставщиками сумм НДС, подлежащих подтверждению, в состав налоговых обязательств декларации по НДС.

2. Прием и обработка деклараций с заявленным к бюджетному возмещению налогом на добавленную стоимость

2.1. Подача налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее — декларация) предусмотрена пунктом 4.1 статьи 4 Закона Украины от 21 декабря 2000 года № 2181-III «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», с изменениями и дополнениями (далее — Закон № 2181-III), и Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость».

2.2. Декларация подается плательщиком НДС согласно требованиям Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» в налоговый орган по месту регистрации. Порядок заполнения и подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость регламентируется приказом ГНА Украины от 30.05.97 г. № 166 «Об утверждении формы налоговой декларации и Порядка ее заполнения и подачи» (в редакции приказа от 15.06.2005 г. № 213, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 30.06.2005 г. под № 702/10982).

2.3. Порядок приема и компьютерной обработки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость плательщиков налогов государственных налоговых инспекций районного уровня и специализированной государственной налоговой инспекции по работе с крупными плательщиками налогов охватывает полный цикл приема и обработки документов налоговой отчетности, подаваемых в органы государственной налоговой службы юридическими лицами и физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, и регламентируется приказом ГНА Украины от 02.12.2004 г. № 691 «Об утверждении новой редакции Порядка приема и компьютерной обработки отчетных документов плательщиков налогов в ГНИ районного уровня».

2.4. Налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость принимаются без предварительной проверки указанных в них показателей.

2.5. Зарегистрированные в налоговой инспекции

декларации с заявленным к бюджетному возмещению налогом на добавленную стоимость подлежат обязательной документальной невыездной проверке.

2.6. Подразделения, осуществляющие прием и обработку документов налоговой отчетности, на следующий день за днем осуществления компьютерной обработки полученной налоговой декларации (но не более 3 рабочих дней с даты получения налоговой декларации) передают в подразделения, осуществляющие администрирование налога на добавленную стоимость, декларации (как основные, так и уточняющие) с заявленным бюджетным возмещением.

Передача оформляется реестром переданных деклараций, о чем делается соответствующая запись в Едином специальном журнале передачи информации с указанием даты передачи и ответственного лица, получившего указанные налоговые декларации и реестр.

Ответственными за ведение Единого специального журнала передачи информации являются подразделения, осуществляющие прием и обработку документов налоговой отчетности.

2.7. Копия реестра переданных на проверку в подразделения администрирования НДС деклараций с заявленным к бюджетному возмещению налогом на добавленную стоимость в тот же день передается в подразделения налоговой милиции, которые:

2.7.1. На всех этапах проверки осуществляют оперативную обработку информации о субъектах хозяйствования, заявивших к возмещению из бюджета НДС, в порядке, установленном действующими законодательными и нормативно-правовыми актами.

2.7.2. При наличии информации о субъекте хозяйствования, которым безосновательно заявлен к возмещению из бюджета НДС, немедленно предоставляют соответствующую информацию подразделениям администрирования НДС и подразделениям налогового контроля юридических лиц для использования при проведении проверок.

2.7.3. Во время принятия решений, предшествующих факту возмещения плательщику НДС из бюджета, предоставляют обоснованные возражения или предложения по такому возмещению.

2.7.4. Принимают участие в проведении внеплановых выездных проверок по вопросам правомерности заявленного плательщиками налогов бюджетного возмещения НДС в случае, если такие проверки связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных в отношении таких плательщиков налогов (должностных лиц плательщиков), которые находятся в их производстве.

2.7.5. По выявленным при обработке нарушениям налогового законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность, принимают решения в порядке ст. 97 Уголовно-процессуального кодекса Украины.

3. Организация и проведение документальной невыездной проверки декларации с заявленным к возмещению из бюджета налогом на добавленную стоимость

3.1. Подразделения, осуществляющие администрирование налога на добавленную стоимость (далее — подразделения администрирования НДС), в течение 30 дней, следующих за днем поступления налоговой декларации в налоговый орган, проводят документальную невыездную проверку.

3.2.

Документальная невыездная проверка включает в себя:

допроверочный анализ с обязательным исследованием вопроса наличия у плательщика права на получение бюджетного возмещения с учетом требований п.п. 7.7.11 п. 7.7 ст. 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»;

сверку данных декларации с имеющимися в налоговых органах информационными базами данных, в том числе достоверности осуществления операций по импорту товаров; проверку на наличие арифметических и логических ошибок в декларации;

определение наличия и состояния устранения расхождений (занижение налоговых обязательств, завышение налогового кредита) в налоговых периодах, начиная с периода возникновения отрицательного значения;

построение вероятных схем привлечения плательщиком к цепочке поставки рисковых контрагентов, которые при осуществлении налогооблагаемых операций не задекларировали налоговые обязательства или имеют состояние (утвержденное приказом ГНА Украины от 10.06.2003 г. № 287) 3 «принято решение о прекращении», 4 «возбуждено производство по делу о банкротстве», 5 «возбуждено производство по делу о прекращении», 7 «в Единый государственный реестр внесена запись об отсутствии подтверждения сведений», 8 «в Единый государственный реестр внесена запись об отсутствии по местонахождению», 9 «направлено уведомление об отсутствии по местонахождению», 10 «запрос на установление местонахождения», 11 «прекращено, но не снято с учета», 12 «прекращено, но не снято с учета», 14 «признано банкротом», 15 «перешло в другую ГНИ», 16 «прекращено (ликвидировано, закрыто)», 22 «снято с учета», 23 «местонахождение не установлено».

3.3.

Результатом документальной невыездной проверки являются:

подтверждение правомерности сумм бюджетного возмещения НДС, в том числе частичное;

уменьшение заявленной суммы бюджетного возмещения НДС, в том числе частичное;

установление факта занижения суммы бюджетного возмещения НДС;

отказ в предоставлении бюджетного возмещения НДС;

определение необходимости проведения внеплановой документальной проверки плательщика.

3.4. Результаты документальной невыездной проверки оформляются в порядке, установленном приказом ГНА Украины от 30.05.97 г. № 166 «Об утверждении формы налоговой декларации и Порядка ее заполнения и подачи» (в редакции приказа от 15.06.2005 г. № 213, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 30.06.2005 г. под № 702/10982).

3.5. Если по результатам невыездной документальной проверки выявлено несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в декларации по НДС, подразделение администрирования НДС направляет плательщику НДС соответствующее налоговое уведомление-решение в порядке, установленном Порядком направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений плательщикам налогов и решений о применении штрафных (финансовых) санкций, утвержденным приказом ГНА Украины от 21.06.2001 г. № 253 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 06.07.2001 г. под № 567/5758 (с изменениями и дополнениями).

3.6. На сумму, подтвержденную к возмещению, подразделениями администрирования НДС в двух экземплярах составляется Справка о подтверждении правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам документальной невыездной проверки (

приложение 1*).

* Приложения не публикуются. — Прим. ред.

Первый экземпляр Справки в день ее составления, но не позднее последнего рабочего дня 30-дневного срока, установленного для проведения такой проверки, передается в подразделения учета и отчетности для проведения подтверждения сумм бюджетного возмещения в карточках лицевых счетов плательщиков НДС, а второй находится в материалах проверки.

3.7. Реестр составленных справок о подтверждении правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам документальной невыездной проверки полученных деклараций в предыдущем отчетном периоде не позднее 25-го числа каждого месяца передается в подразделения налогового контроля юридических лиц для решения вопроса о включении таких плательщиков в планы-графики документальных проверок.

3.8. В случае определения по результатам документальной невыездной проверки необходимости проведения внеплановой выездной проверки плательщика подразделениями администрирования НДС по каждому отдельному плательщику составляется докладная записка на имя руководителя органа государственной налоговой службы (или должностного лица, исполняющего его обязанности) с изложением оснований принятия такого решения и предложением о проведении внеплановой выездной проверки.

3.9. Решение о целесообразности проведения внеплановой выездной проверки плательщика принимается исключительно руководителем органа государственной налоговой службы (или должностным лицом, исполняющим его обязанности) путем наложения соответствующей резолюции с обязательным указанием даты принятия такого решения.

3.10. Для отражения в учете информации о принятых решениях о целесообразности проведения внеплановой выездной проверки плательщика НДС копия докладной записки, подготовленной согласно п. 3.8 раздела 3 настоящих Методических рекомендаций, предоставляется подразделениями администрирования НДС в подразделения учета и отчетности в день наложения руководителем налогового органа (или должностным лицом, исполняющим его обязанности) соответствующей резолюции на докладной записке, но не позднее последнего рабочего дня 30-дневного срока, установленного для проведения документальной невыездной проверки.

3.11.

При наличии достаточных оснований считать осуществление расчета суммы бюджетного возмещения с нарушением норм налогового законодательства налоговый орган имеет право в течение 30 дней провести внеплановую выездную (документальную) проверку плательщика.

3.12. Для организации и проведения внеплановой документальной выездной проверки в течение следующего рабочего дня со дня принятия такого решения подразделения администрирования НДС (отделы администрирования физических лиц) передают в подразделения налогового контроля юридических лиц:

докладную записку о необходимости проведения внеплановой выездной проверки с четким обоснованием необходимости ее проведения с соответствующей резолюцией руководителя органа государственной налоговой службы;

декларацию с приложениями;

акт о результатах документальной невыездной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (в случае его составления);

вероятные схемы движения сумм НДС по цепочкам поставки рисковых контрагентов, построенные по данным Системы сопоставления.

4. Организация и проведение внеплановой выездной проверки по вопросам достоверности начисления бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость

4.1. В течение 30 календарных дней, следующих после наступления 30-дневного срока за днем получения налоговой декларации вместе с расчетом суммы бюджетного возмещения, определенного Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость» для проведения невыездной документальной проверки, проводится внеплановая выездная проверка налоговой декларации по НДС плательщика для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения.

Внеплановая выездная проверка проводится в порядке и сроки, определенные Законом
Украины «О государственной налоговой службе в Украине».

4.2. До начала проверки по данным Системы автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (далее — Системы сопоставления) выясняется соответствие задекларированного налогового кредита плательщика НДС и налоговых обязательств поставщиков.

Обязательные проверки по вопросам правовых отношений, по цепочке поставки проводятся в отношении тех поставщиков плательщика НДС, по операциям с которыми плательщиком НДС сформирован налоговый кредит в объеме

5 и более процентов разрешенного налогового кредита.

Если по данным информационных баз налогового органа, по информации налоговой милиции возникает сомнение в дееспособности и правоспособности поставщиков плательщика НДС, а также правомерности формирования налогового кредита плательщиком НДС по операциям по приобретению товаров (услуг) у таких поставщиков, подразделение налогового контроля юридических лиц может организовать проведение проверок по вопросам правовых отношений по соответствующей цепочке поставки.

К материалам проверки составляется и прилагается перечень поставщиков плательщика НДС, по операциям с которыми плательщиком сформирован налоговый кредит в сумме свыше

5 процентов суммы разрешенного налогового кредита в каждом налоговом периоде для юридических лиц и 3 процента для физических лиц, с указанием по данным Системы сопоставления задекларированных показателей, результатов сопоставления и состояния поставщика.

Запросы на проведение проверок по вопросам правовых отношений поставщиков, отвечающих определенным в настоящем пункте критериям, направляются подразделениями налогового контроля юридических лиц (налогообложения физических лиц) не позднее следующего рабочего дня со дня начала проверки.

4.3. Если плательщик НДС декларирует сумму бюджетного возмещения за счет проведенных (задекларированных) операций в отчетных периодах, которые не отражены в Системе сопоставления (налоговые периоды до марта 2008 года), подразделение налогового контроля юридических лиц (налогообложения физических лиц) составляет перечень основных поставщиков плательщика НДС в каждом таком периоде (до марта 2008 года), в отношении которых в органы государственной налоговой службы по месту их регистрации средствами электронной связи направляется запрос о предоставлении общих сведений о таких предприятиях.

Основными поставщиками считаются субъекты хозяйствования, у которых проверяемым плательщиком НДС приобретены товары (услуги), где сумма НДС составляет

5 и более процентов от суммы разрешенного налогового кредита в этом периоде для юридических лиц и 3 процента для физических лиц.

Орган государственной налоговой службы, в который поступил запрос о предоставлении общих сведений о поставщике плательщика НДС, которым заявлено бюджетное возмещение, обязан в течение 3 рабочих дней со дня его поступления силами подразделений регистрации и учета плательщиков налогов, администрирования НДС, учета и отчетности, налогового контроля юридических лиц и налоговой милиции подготовить и направить средствами электронной связи в соответствующий орган государственной налоговой службы исчерпывающую информационную справку о данном субъекте хозяйствования.

4.4. Проведение проверки по вопросам правовых отношений обеспечивается подразделением налогового контроля юридических лиц (налогообложения физических лиц) органа государственной налоговой службы, где субъект хозяйствования, в отношении которого проводится проверка по вопросам правовых отношений по цепочке, находится на налоговом учете. Результаты проверки по вопросам правовых отношений оформляются в порядке, предусмотренном приказом ГНА Украины от 11.09.2008 г. № 584 «Об утверждении образцов форм актов проверок и Методических рекомендаций по их оформлению», с изменениями и дополнениями.

Срок выполнения запроса на проведение проверки по вопросам правовых отношений не должен превышать двадцати календарных дней со дня поступления запроса.

Орган налоговой службы, проводивший проверку по вопросам правовых отношений поставщика, обязан обеспечить организацию и проведение проверки по вопросам правовых отношений поставщика следующего звена в случае, когда такие субъекты хозяйствования находятся на учете в этой же ГНИ без дополнительного запроса на проведение такой проверки поставщика следующего звена.

4.5. Проверки по вопросам правовых отношений поставщиков звеньев (кроме первого) цепочек поставки ограничить проверкой субъектов хозяйствования, сумма НДС по проведенным операциям с которыми составляет за один налоговый период

10 тыс. грн. и более для юридического лица и 5 тыс. грн. и более — для физического лица.

Проверки по вопросам правовых отношений звеньев (кроме первого) поставщиков плательщика НДС — физического лица, декларирующего бюджетное возмещение, ограничить проверкой субъектов хозяйствования, сумма НДС по проведенным операциям с которыми составляет за один налоговый период

5 тыс. грн. и более для юридического лица и 3 тыс. грн. и более — для физического лица.

4.6.

В ходе внеплановой выездной проверки в обязательном порядке проверяются с отражением в материалах проверки следующие вопросы:

результаты проверки фактов и обстоятельств, ставших основанием для принятия решения о проведении такой проверки;

анализ информационных справок об основных поставщиках плательщика НДС;

движение товарно-материальных ценностей на складах, если расчет бюджетного возмещения проведен по операциям, проведенным на внутреннем рынке;

достоверность составления расчета суммы бюджетного возмещения.

4.7.

Результатом внеплановой выездной проверки являются:

подтверждение правомерности сумм бюджетного возмещения НДС, в том числе частичное;

уменьшение заявленной суммы бюджетного возмещения НДС, в том числе частичное;

установление факта занижения суммы бюджетного возмещения НДС;

отказ в предоставлении бюджетного возмещения НДС.

4.8. Оформление результатов внеплановой выездной проверки и реализация материалов проверки осуществляются в соответствии с Порядком оформления результатов документальных проверок по соблюдению налогового, валютного и другого законодательства субъектами предпринимательской деятельности — юридическими лицами, их филиалами, отделениями и другими обособленными подразделениями, утвержденным приказом ГНА Украины от 16.09.2002 г. № 429 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29.12.2002 г. под № 1023/7311 (с изменениями и дополнениями).

4.9. Если по результатам невыездной документальной проверки выявлено полное или частичное несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в декларации по НДС, подразделения налогового контроля юридических лиц направляют плательщику НДС соответствующее налоговое уведомление-решение в порядке, установленном Порядком направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений плательщикам налогов и решений о применении штрафных (финансовых) санкций, утвержденным приказом ГНА Украины от 21.06.2001 г. № 253 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 06.07.2001 г. под № 567/5758 (с изменениями и дополнениями).

4.10. На сумму, подтвержденную к возмещению, подразделениями налогового контроля юридических лиц в двух экземплярах составляется Справка о подтверждении правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам внеплановой документальной проверки (

приложение 2).

Первый экземпляр Справки в день ее составления, но не позднее последнего рабочего дня 30-дневного срока, установленного для проведения такой проверки, передается в подразделения учета и отчетности для проведения подтверждения сумм бюджетного возмещения в карточках лицевых счетов плательщиков НДС, а второй находится в материалах проверки.

4.11. В случае невозможности подтвердить к возмещению сумму НДС в акте (справке) о результатах внеплановой документальной проверки совершается соответствующая запись.

В дальнейшем на сумму, подтвержденную к возмещению, подразделения налогового контроля юридических лиц совершают действия, указанные в п. 4.11 раздела 4 настоящих Методических рекомендаций, а в случае выявления фактов, свидетельствующих о несоответствии суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в декларации по НДС, подразделением налогового контроля юридических лиц в соответствии с требованиями Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» принимаются меры по организации и проведению внеплановой выездной проверки плательщика НДС.

5. Учет результатов проверок

5.1. Подразделения учета и отчетности органов государственной налоговой службы в день поступления информации, предусмотренной п. 3.6 раздела 3, п. 3.10 раздела 3 и п. 4.11 раздела 4 настоящих Методических рекомендаций, проводят соответствующие учетные операции в карточках лицевых счетов плательщиков НДС.

5.2. В течение 5 рабочих дней с даты подачи Справок о подтверждении правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам документальной невыездной проверки или внеплановой документальной проверки подразделения учета и отчетности готовят и предоставляют органам Государственного казначейства Украины заключения о суммах бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость с учетом результатов проверок.

5.3. Заключения формируются автоматически и учитываются в Журнале учета предоставленных заключений о возмещении налога на добавленную стоимость.

Формы Заключения о суммах возмещения налога на добавленную стоимость и Журнала учета предоставленных заключений о возмещении налога на добавленную стоимость установлены приказом ГНА Украины и Государственного казначейства Украины от 02.07.97 г. № 209/72 «Об утверждении Порядка возмещения налога на добавленную стоимость», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18.07.97 г. под № 263/2067.

комментарий редакции

Возмещение НДС: в порядке проверки навели порядок

Все началось с претензий Минюста по ряду документов от ГНАУ с дальнейшим участием Генпрокуратуры (подробнее см. комментарии к письму Минюста от 05.10.2009 г. № 24-7/200 с. 12), в итоге плательщики получили обновленный порядок возмещения НДС.

1. Невыездная документальная (камеральная) проверка — только на основании декларации и законных приложений.

Действительно, согласно п.п. 7.7.5 Закона об НДС декларация с заявленным бюджетным возмещением должна подвергаться камеральной проверке (срок — 30 дней), которая проводится исключительно на основании данных, отраженных в декларации и подаваемых с ней приложений и документов. Это следует из определения камеральной проверки, приведенном в абзаце «в» п.п. 4.2.2 Закона № 2181. А вот Методрекомендации № 350, называя такую проверку документальной невыездной, безосновательно (в старой редакции) требовали от плательщиков предоставлять еще и:

копии платежных документов, подтверждающих факт оплаты основным поставщикам;

копии Реестров полученных и выданных налоговых накладных.

Теперь это требование исключено из

п. 3.1 Методрекомендаций № 350.

Кстати, непредоставление таких копий являлось одним из оснований для проведения дополнительной выездной документальной проверки. Теперь и это основание по понятным причинам исключено в обновленной редакции

п. 3.11 Методрекомендаций № 350. Но об этом чуть ниже, а прежде еще одно замечание: в обновленном документе, похоже, «позабыта» идея искусственного разграничения камеральной проверки и документальной невыездной проверки (по сути это одно и то же), которая присутствует в приказе ГНАУ от 18.04.2008 № 266 и свежем письме от 15.09.2009 г. № 19876/7/15-0217// «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 91. В комментарии к указанному выше письму мы поясняли, как такое ограничение дает налоговикам основания для наложения штрафов по более высоким ставкам.

2.

Выездная документальная проверка — перечень оснований приятно оскудел. С внеплановыми выездными проверками для целей возмещения НДС ситуация всегда была интересной. Проведение такой проверки (после камеральной) предусмотрено п.п. 7.7.5 Закона об НДС при наличии достаточных оснований считать, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства.

Однако данная норма не может расширять тот исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок, который утвержден ст. 111 Законом о Госналогслужбе, и только решение суда может открыть «правовую» дорогу для выездной проверки по иным основаниям.

Вместе с тем ГНАУ не реагировала на такую исключительность и считала основания для проверки из ст. 111 Закона о Госналогслужбе и ст. 7.7.5 Закона об НДС равноценными (см. письмо ГНАУ от 20.12.2005 г. № 15151/5/23-2016). Другими словами, ГНАУ никогда не прибегала к решениям суда, дабы провести внеплановую для целей возмещения НДС. Причем достаточными основаниями для проведения проверки для возмещения НДС она считала весьма обширный перечень, который содержался в п. 3.11 Методрекомендаций № 350.

Теперь

такого громоздкого перечня в п. 3.11 вы не увидите, что, несомненно, радует. Налоговики отделались лаконичной фразой, дублирующей п.п. 7.7.5 Закона об НДС: «при наличии достаточных оснований считать осуществление расчета суммы бюджетного возмещения с нарушением норм налогового законодательства налоговый орган имеет право в течение 30 дней провести внеплановую выездную (документальную) проверку плательщика».

Пока непонятно, что под «достаточными основаниями» будет понимать ГНАУ, но мы убеждены, что п.п. 7.7.5 Закона об НДС и соответственно п. 3.11 Методрекомендаций № 350 следует применять с учетом и в рамках норм Закона о Госналогслужбе. А это, в свою очередь, означает, что по решению налогового органа (без решения суда) внеплановые проверки плательщиков НДС в соответствии с п.п. 7.7.5 Закона об НДС могут осуществляться только в том случае, если они подпадают под основания, перечисленные в ст. 111 Закона о Госналогслужбе.

Однако без внимания цепочка поставщиков не осталась.

Во-первых

, налоговики до начала проверки проверят «стыковку» НК проверяемого покупателя с НО его поставщиков по данным системы автоматизированного сопоставления.

Во-вторых

, налоговые органы будут организовывать обязательные проверки по вопросам правовых отношений в отношении тех поставщиков, по операциям с которыми проверяемым плательщиком сформирован НК в объеме 5 % и более разрешенного НК, а, судя по абзацу четвертому п. 4.2 Методрекомендаций № 350, в поле проверяющих могут попасть поставщики и с более низким порогом разрешенного НК (3 % и более), если это плательщики-физлица. При этом запросы на проведение проверок по вопросам правовых отношений с «подозрительными» поставщиками направляются подразделениями налогового контроля не позднее следующего рабочего дня со дня начала проверки плательщика-«возмещенца» (последний абзац п. 4.2 Методрекомендаций № 350).

В-третьих

, если проверяемый возмещает НК за период до марта 2008 года (когда операции не были проведены через Систему автоматизированного сопоставления), то в отношении такого НДС проверяются лишь основные поставщики, у которых проверяемым приобретены товары (услуги), сумма НДС по которым составляет 5 % и более разрешенного НК — для юрлиц, 3 % и более — для физлиц (п. 4.3 Методрекомендаций № 350).

В-четвертых

, поставщики из последующих (за первым) звеньев попадут в поле зрения проверяющих только на условиях п. 4.5 Методрекомендаций № 350.

Ранее, в первоначальной редакции Методрекомендаций № 350 «подозрительные» поставщики подвергались «встречке» и по другому критерию: если у поставщика проверяемого плательщика НДС сумма обязательств по НДС в налоговом периоде по операциям с данным плательщиком НДС

составляет 30 % и более от общей суммы налоговых обязательств в этом периоде.

Наталия Яновская

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд