Варианты телефонизации арендованного помещения

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2009/№ 93
В избранном В избранное
Печать
Статья

Варианты телефонизации арендованного помещения

Аренда помещения практически всегда сопровождается вопросом о наличии в нем телефонной связи. Более того, часто обеспечение телефонной связью сдаваемого в наем помещения становится решающим критерием для арендатора. Что следует учесть при аренде помещения с телефоном и какие альтернативные варианты телефонизации арендованного помещения можно использовать, рассмотрим в этой статье.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Получение услуг телефонной связи: общие правила

Услуги телефонной связи являются видом телекоммуникационных услуг, порядок предоставления которых достаточно детально регламентирован в нормативных актах.

Основанием предоставления услуг связи всегда выступает

договор между абонентом и оператором, в рамках которого абоненту присваивается абонентский номер для идентификации в телекоммуникационной сети конечного оборудования, подключенного к ней (ст. 33 Закона № 1280, п. 10 Правил № 720). При этом заключение договора о предоставлении телекоммуникационных услуг и выполнение его условий названы обязанностью потребителя, под которым понимается любое юридическое либо физическое лицо, заказывающее и/или получающее телекоммуникационные услуги для собственных нужд.

Таким образом, услуги телефонной связи предоставляются не в отношении определенного объекта (помещения, расположенного по определенному адресу, независимо от того, кто в данный момент его использует), а конкретному субъекту — физическому или юридическому лицу.

Для получения услуг местной телефонной связи, услуг междугородной и международной телефонной связи, справочно-информационных и других услуг в жилых домах, квартирах и помещениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях устанавливается конечное оборудование (телефонные и факсимильные аппараты и др.).

Заявления на установление телефона юридическим лицам принимаются с подписью руководителя предприятия, учреждения, организации либо уполномоченного им лица при наличии (

п. 61 Правил № 720):

— документа, подтверждающего право собственности либо пользования помещением;

— согласия арендодателя на проложение телекоммуникаций и установление телефона арендатору (в случае необходимости);

— копии свидетельства о государственной регистрации;

— копии свидетельства о регистрации налогоплательщика;

— гарантийного письма по оплате услуг;

— документов, подтверждающих право на установление, переустановку, переоформление, изменение номера телефона (при необходимости).

Переоформление телефона на арендатора

В соответствии с

п. 86 Правил № 720 в случае передачи абонентом телефонизированных помещений в аренду с арендатором заключается временный договор (при условии отсутствия задолженности за пользование телефоном и предоставленные телекоммуникационные услуги) на основании заявлений абонента и арендатора на срок действия договора аренды. В случае если арендатор не заключил временный договор с оператором, ответственность по договору несет абонент (собственник помещения). Тариф на переоформление договора в зависимости от оператора может составить 24 — 48 грн.

Арендатор считается потребителем предоставляемых услуг телефонной связи с момента заключения с ним временного договора (см.

постановление Харьковского апелляционного хозяйственного суда от 13.11.2006 г. по делу № 14/472-06).

Если происходит переоформление телефонного номера, используемого в рамках договора, который заключен с абонентом-физлицом, на арендатора-юрлицо,

телефон необходимо переоформить с квартирного на служебный. Такое переоформление может обойтись предприятию примерно в 400 грн.

Если договор аренды расторгается, абонент (собственник помещения) обязан уведомить об этом оператора за месяц до расторжения.

Если абонент этого не делает, он несет полную ответственность согласно договору.

Установка нового телефона

Как указано в

абзаце третьем п. 71 Правил № 720, в помещениях, которые сдаются в аренду, телефоны устанавливаются на общих основаниях на время действия договора аренды.

Поэтому арендатор, при наличии согласия арендодателя, может воспользоваться одним из возможных

способов подключения , т. е. подключить телефон:

1) к отдельной линии либо по спаренной схеме к одной абонентской линии с разными номерами;

2) к уже проведенной линии как дополнительный аппарат с тем же номером.

Один из минусов этого варианта телефонизации арендуемого помещения — его достаточно высокая затратность по сравнению с простым переоформлением договора на получение услуг телефонной связи (он обойдется предприятию примерно в 20 раз дороже). Кроме того, установка нового телефона — более длительный процесс. Заявление на установку телефона рассматривается оператором в порядке очередности, которая определяется датой подачи заявления (

п. 66 Правил № 720).

У арендатора также есть возможность

создать мини-АТС при наличии технической возможности и при условии, что на АТС у предприятия есть документ о подтверждении соответствия требованиям нормативных документов в сфере телекоммуникаций (п. 62 Правил № 720). Каких-либо специальных требований либо ограничений на установку мини-АТС в арендованных помещениях действующее законодательство не предусматривает. Поэтому, как и в общем случае, арендатору необходимо будет получить согласие арендодателя на установку офисной АТС.

Более подробно порядок создания офисной АТС раскрыт на с. 37.

На период действия договора аренды телефон арендодателя по его заявлению может быть отключен

. Так, согласно п. 91 Правил № 720 по заявлению абонента предоставление услуг (отключение телефона) может прекращаться на указанный в нем срок при условии внесения абонентской платы за период отключения и оплаты самой услуги отключения телефона.

Перенесение арендатором своего старого номера

Если предприятием, арендующим помещение, уже заключен договор о предоставлении услуг телефонной связи, оно может обратиться к оператору с заявлением

о переоформлении договора с сохранением абонентского номера. Для этого арендатор также должен получить согласие арендодателя, поскольку использование арендатором своего старого телефонного номера потребует проложения новой телефонной линии. Кроме того, следует учитывать, что оператор может отказаться от удовлетворения такого заявления по причине отсутствия технической возможности. В этом случае телефон устанавливается на общих основаниях,
т. е. в порядке общей очереди.

Ответственность за «бездоговорное» получение услуг телефонной связи

Итак, на потребителя услуг телефонной связи действующим законодательством, в частности, возложены такие обязанности:

— пользоваться услугами связи исключительно на основании заключенного с оператором договора и только на предусмотренных в нем условиях;

— не допускать использование на коммерческой основе конечного оборудования и абонентских линий для получения телекоммуникационных услуг третьими лицами (см.

Основные требования к договору о предоставлении телекоммуникационных услуг, утвержденные решением Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Украины от 26.03.2009 г. № 1420);

— нести ответственность по договору о предоставлении услуг телефонной связи в случае, если телефон используется третьими лицами, на которых договор не переоформлялся.

Поэтому достаточно распространенный на практике вариант, когда в договор аренды помещения включается условие, согласно которому арендатор возмещает арендодателю затраты, понесенные на оплату услуг связи, может быть признан в судебном порядке недействительным, и, соответственно, уплаченные в соответствии с ним суммы не будут отнесены на валовые расходы арендатора.

При этом оператору предоставлено право с целью установления достоверности данных об абоненте проводить раз в три года проверку принадлежности телефона лицу, с которым заключен договор (

п. 93 Правил № 720).

Если оператор устанавливает факт нарушения абонентом условий получения услуг телефонной связи, он

может прекратить предоставление таких услуг (п. 8 ч. 1 ст. 38 Закона № 720).

Отдельно оговорен случай выявления факта

ведения в телефонизированных квартирах хозяйственной деятельности: в такой ситуации телефон переоформляется на служебный с последующим правом на бесплатное восстановление телефона как квартирного (п. 87 Правил № 720).

На практике между абонентами и операторами возникают споры в ситуациях, когда в помещении, которое сдается в аренду, устанавливается отдельный телефонный номер на арендатора, при этом старый номер не переоформляется с квартирного на служебный. Формально в такой ситуации получается, что квартирный телефон используется в помещении, в котором ведется хозяйственная деятельность, на основании чего операторы прекращают предоставление услуг телефонной связи, требуя пройти соответствующее переоформление. Суды при рассмотрении подобных споров исходят из того, установлен ли факт использования квартирного телефонного номера в хозяйственной деятельности арендатора. Если подтверждений такого факта нет, суды признают требования оператора о необходимости переоформления номера с квартирного на служебный неправомерными (см., например,

решение Королевского районного суда г. Житомира от 05.09.2007 г. по делу № 2-1939/07).

Как указывалось выше,

п. 86 Правил № 720 предусматривает, что если арендатор не заключил временный договор с оператором, то ответственность согласно договору несет абонент (собственник помещения). Получается, что оплату телекоммуникационных услуг, если не был заключен временный договор между арендатором и оператором, должен осуществлять арендодатель.

Однако практика применения данного положения весьма противоречива. Так, суды в отдельных делах отказывают в удовлетворении требований операторов о взыскании задолженности за предоставленные услуги телефонной связи с собственника помещения за тот период, когда фактически помещение использовалось арендатором, однако временный договор с оператором на этот период не был заключен. По мнению судов,

оплату телекоммуникационных услуг за этот период должен производить фактический их потребитель, несмотря на отсутствие договора между ним и оператором (см. решение Хозяйственного суда Закарпатской области от 20.11.2006 г. по делу № 10/188, постановление Львовского апелляционного хозяйственного суда от 27.04.2007 г. по делу № 10/188, постановление ВХСУ от 12.11.2008 г. № 13/385-42/2).

Как видим, во избежание судебных споров с оператором связи и трений с контролирующими органами, возражающими против валовых затрат арендатора по услугам связи, которые им потреблялись без заключения временного договора с оператором, рекомендуем все же такой договор заключать.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд