Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Правило 180 дней в стандартных и нестандартных ситуациях

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2009/№ 95
Печать
Статья

Правило 180 дней в стандартных и нестандартных ситуациях

 

Налаживая взаимоотношения с заграничными контрагентами и заключая экспортно-импортные контракты, субъекты внешнеэкономической деятельности должны учитывать законодательно установленные ограничения по срокам расчетов. Ведь в случае их нарушения предприятию (резиденту) грозят внушительные санкции. О правилах расчета такого ограничения в различных ситуациях вы узнаете из предлагаемой статьи.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

С целью обеспечения поступления в страну экспортной валютной выручки и упорядочения вывоза материальных ценностей за рубеж действующим законодательством были установлены ограничения по срокам расчетов в двух случаях: при

экспорте с последующей оплатой (отсрочкой платежа) и импорте с предварительной оплатой (на условиях отсрочки поставки). Так, в соответствии с требованиями ст. 1 Закона № 185 для получения по экспортному договору на условиях отсрочки платежа валютной выручки резидентам отводится 180* календарных дней с даты таможенного оформления (выписки вывозной грузовой таможенной декларации) экспортируемой продукции.

Что касается

импортных операций на условиях отсрочки поставки, то для их завершения установлен тот же 180-дневный срок*, исчисляемый с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (ст. 2 Закона № 185).

* Со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса» от 23.06.2009 г. № 1533-VI в отношении экспортно-импортных операций будет действовать

90-дневное ограничение. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. На момент подготовки номера не опубликован.

Вместе с тем при выполнении резидентами договоров производственной кооперации, консигнации, комплексного строительства, тендерной поставки, гарантийного обслуживания, поставки сложных технических изделий и товаров специального назначения 180-дневный срок

может быть продлен. Для этого необходимо получить заключение центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики. Положение о порядке его выдачи утверждено приказом Министерства экономики Украины от 18.01.2008 г. № 15. А вот Порядок отнесения операций резидентов к указанным выше операциям и условия выдачи заключений на превышение сроков утверждены постановлением КМУ от 29.12.2007 г. № 1409. В нем же приведен и перечень документов, которые необходимо предоставить для получения заключения:

1) составленное в произвольной форме письмо-обращение, которое содержит данные о состоянии выполнения внешнеэкономического договора (контракта) на момент обращения, с указанием суммы задолженности и обоснованием необходимости продления установленного срока на определенный период;

2) копия внешнеэкономического договора (контракта);

3) копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности — резидента;

4) копии документов, которые подтверждают осуществление ВЭД-операции, в частности платежных банковских документов, справок банков, грузовых таможенных деклараций, коносамента, актов приема-передачи товара (выполнения работ, предоставления услуг).

Предоставленные документы рассматриваются Министерством экономики в течение 10 рабочих дней с момента их регистрации. После их рассмотрения Минэкономики либо выдает заключение, либо предоставляет письменный отказ.

Если заключения нет, то превышение 180-дневного срока при экспортно-импортных операциях грозит резиденту

пеней за каждый день просрочки в размере 0,3 % от суммы недополученной выручки (стоимости недопоставленного товара) в иностранной валюте, пересчитанной по валютному курсу НБУ на день возникновения задолженности. Причем общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара) (ч.1 ст. 4 Закона № 185).

А теперь давайте выясним, как правильно рассчитать 180-дневный срок.

 

Расчет 180-дневного срока

Начало отсчета 180-дневного срока

. Правила расчета 180-дневного срока определены Инструкцией № 136. В соответствии с пп. 2.2, 3.2 этой Инструкции при экспорте товаров отсчет установленного срока расчетов начинается со следующего календарного дня после оформления ГТД, а при импорте — со следующего календарного дня после осуществления авансового платежа или выполнения расчетов в форме документарного аккредитива.

Окончание расчета 180-дневного срока.

В общем случае банк снимает экспортную операцию с контроля после зачисления выручки по такой операции на текущий счет резидента-исполнителя (п. 2.3 Инструкции № 136). Ну а поскольку деньги от нерезидента вначале зачисляются на распределительный счет, а уже потом — на текущий счет (причем между этими событиями может пройти несколько дней), то предприятие-экспортер должно учитывать этот нюанс при заключении договора с нерезидентом.

Что касается импортных операций, то банк снимает их с контроля после предъявления резидентом ГТД и при наличии этой информации в реестре ГТД. Если же товар был

фактически ввезен на таможенную территорию Украины, а сроки его таможенного оформления и выписки ГТД задерживаются, то течение 180-дневного срока не прекращается. При нарушении этого срока с импортера взыскивается пеня.

Приостановление 180-дневного срока

. Незавершение экспортно-импортных операций в законодательно установленные сроки порой бывает вызвано объективными причинами, обусловленными:

1) несоблюдением нерезидентом сроков, предусмотренных в экспортно-импортных контрактах;

2) форс-мажорными обстоятельствами.

В первом случае

приостановить течение 180-дневного срока можно путем подачи искового заявления в суд о взыскании с нерезидента возникшей задолженности. Рассмотрение таких дел осуществляется Международным коммерческим арбитражным судом, а также Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины. Это прямо следует из ч. 2 ст. 4 Закона № 185.

Если суд примет решение об удовлетворении иска, то течение 180-дневного срока приостанавливается начиная с

даты принятия судом иска к рассмотрению. При этом в соответствии с п. 2 ст. 17 Регламента Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате, утвержденного решением президиума Торгово-промышленной палаты Украины от 17.04.2007 г., протокол № 18(1), днем подачи искового заявления считается день его вручения суду, а при отправке искового заявления по почте — дата штемпеля на конверте почтового ведомства места отправления.

Если суд примет решение об отказе в иске (полностью или частично), о прекращении (закрытии) производства по делу или об оставлении иска без рассмотрения, то соответствующие сроки возобновляются. Причем пеню за их нарушение придется уплатить за каждый день просрочки, включая период, на который эти сроки были приостановлены.

Во втором случае

(при наступлении форс-мажорных обстоятельств) течение 180-дневного срока приостанавливается на весь период их действия и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств (ч. 5 ст. 6 Закона № 185).

В этом отношении интерес вызывает

письмо ГНАУ от 10.08.2004 г. № 15183/7/23-5317, в котором представители главного налогового ведомства приводят расшифровку термина «форс-мажорные обстоятельства». Так, проанализировав определение этого термина, приведенное в нормативно-правовых актах, они пришли к выводу, что к форс-мажорным обстоятельствам следует относить чрезвычайную и непреодолимую при имеющихся условиях силу, действие которой может быть вызвано исключительными погодными условиями и стихийным бедствием (ураган, буря, наводнение, нагромождение снега, гололед, землетрясение, пожар, проседание и сдвиг почвы, замерзание моря, закрытие морских проливов, которые попадаются на обычном морском пути между портами отгрузки и выгрузки, другие стихийные бедствия) или непредвиденными ситуациями, происходящими независимо от воли и желания заказчика или исполнителя (война, блокада, забастовка, авария), которые приводят к нарушению условий заключенных контрактов.

Подтверждением форс-мажорных обстоятельств является соответствующая

справка Торгово-промышленной палаты Украины или другой уполномоченной организации (органа) одной из сторон договора или третьей стороны, если это предусмотрено договором. Причем, по мнению ГНАУ, изложенному в вышеупомянутом письме, эта справка должна быть:

— в оригинале;

— изготовлена на фирменном бланке;

— содержать следующие реквизиты: дата, исходный номер, название документа, соответствующий текст, подпись должностного лица, должность лица, которое подписало документ, оттиск печати организации;

— содержать информацию о дате начала и окончания действия непреодолимой силы.

Кроме того, официальное подтверждение действия форс-мажорных обстоятельств должно быть легализовано в консульском учреждении Украины в государстве, где наступили обстоятельства непреодолимой силы, или удостоверено в посольстве соответствующего государства в Украине и легализовано в Министерстве иностранных дел Украины.

Как видим, ГНАУ выдвигает достаточно серьезные требования к оформлению справки. Причем в случае их невыполнения справку могут не засчитать и соответственно не приостановить течение 180-дневного срока.

Итак, рассмотрев общие правила расчета 180-дневного срока, перейдем к особым ситуациям, в которых расчет законодательно установленного срока для выполнения договорных обязательств будет иметь свою специфику.

 

Возврат товаров (предоплаты) по причине расторжения договора

Как мы уже говорили, субъекты хозяйственной деятельности заинтересованы в том, чтобы успеть завершить экспортно-импортные операции в 180-дневный срок. Однако в случае, когда во внешнеэкономических отношениях имеет место возврат товара (при экспорте) или возврат предоплаты (при импорте), понятно, что поступления выручки (поставки товара) уже не произойдет. Как в таком случае действовать резиденту, чтобы избежать начисления пени за нарушение порядка осуществления расчетов? Давайте разберемся.

Если речь идет о

возврате предоплаты по причине расторжения импортного договора, то в силу вступает п.п. «ґ» п. 1.8 Инструкции № 136. В соответствии с ним стоимость товаров может быть уменьшена, если в течение выполнения обязательств по договору осуществляется возврат уплаченных импортером средств полностью либо частично — на сумму таких средств. При этом согласно п. 3.5 Инструкции № 136 в случае возврата резиденту средств, которые были перечислены нерезиденту по импортному договору, в связи с тем, что взаимные обязательства по этому договору частично либо полностью не выполнены, резидент самостоятельно передает банку, который по поручению резидента осуществил платеж в пользу нерезидента, копии документов, однозначно подтверждающих возврат денежных средств (если средства возвращаются на счет резидента в другом банке).

Отсюда можно сделать вывод, что если денежные средства поступают в

тот же самый банк, то никаких документов предоставлять не нужно. Единственное, что требуется от клиента, так это уведомить банк о причине поступления валюты и дать распоряжения относительно ее дальнейшей судьбы. После этого банк переведет валюту с распределительного на текущий счет клиента и снимет незавершенную импортную операцию с контроля.

Все вышесказанное касается возврата

собственной иностранной валюты. Если же инвалюта приобреталась на межбанковском валютном рынке (далее — МВР), то при ее возврате банк будет руководствоваться нормами Положения о порядке и условиях торговли иностранной валютой, утвержденного постановлением Правления НБУ от 10.08.2005 г. № 281. В соответствии с п. 7 раздела III упомянутого документа субъект рынка (т. е. банк) обязан продать без поручения клиента-резидента в течение пяти рабочих дней, начиная со дня зачисления на распределительный счет, средства в иностранной валюте, купленные и перечисленные в пользу нерезидента и возвращенные в адрес резидента в связи с тем, что взаимные обязательства частично или полностью не выполнены.

Требования этого пункта распространяются также на возвращенную валюту, полученную ранее за счет кредита в инвалюте

(при условии, если резидент выполнил обязательства по кредитному договору или если на момент возврата средств резидент приобрел иностранную валюту с целью выполнения обязательств по кредитному договору, но не перечислил ее с текущего счета по назначению).

Что касается

возврата поставленного экспортером товара, то в соответствии с п.п. «г» п. 1.8 Инструкции № 136 сумма валютной выручки может быть уменьшена, если происходит оформленный соответствующим образом возврат товара резиденту — на сумму стоимости такого товара. В этом случае банк снимает экспортную операцию с контроля, если взаимные обязательства по экспортному договору частично либо полностью не выполнены и происходит частичный либо полный возврат резиденту продукции, которая была поставлена им нерезиденту по этому договору, на основании ГТД и при наличии информации об этой операции в реестре ГТД (п. 2.6 Инструкции № 136).

Итак, с документальным оформлением возврата товара (предоплаты) при расторжении ВЭД-договора все понятно. Остается только выяснить, в какие сроки должен быть произведен сам возврат?

Этот вопрос долгое время вызывал много разногласий. Так, представители главного налогового ведомства считали, что возврат денежных средств должен быть осуществлен в течение

180 календарных дней с момента осуществления платежа (см. http://www.sta.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=120705&cat_id=112880). А вот суды в таких спорах высказывали иное мнение. К примеру, в постановлении ВХСУ от 16.09.2004 г. № 9/196 было указано, что Закон № 185 не распространяется на ситуации возврата товара по внешнеэкономическим договорам либо предоплаты по ним, поскольку возвращаемые средства по своей сути не являются выручкой нерезидента, а возвращаемая продукция — поставляемым товаром. Похожее решение было принято и ВАСУ (определение от 24.01.2008 г.).

Однако после появления сразу двух писем таких авторитетных органов, как НБУ и Минюст, стало ясно: во избежание неприятностей при возврате товаров (предоплаты) по причине расторжения ВЭД-договоров необходимо ориентироваться на 180-дневный срок. Так, НБУ в своем

письме от 14.09.2009 г. № 13-119/6074-17075 (см. на с. 42) отметил следующее: «при возврате товара по внешнеэкономическому договору или предварительной оплаты по нему срок завершения импортной операции резидента должен соответствовать требованиям Закона № 185. К аналогичному выводу приходит и Минюст в письме от 14.09.2009 г. № 11668-0-26-05-20 (см. на с. 43).

 

Комиссионное вознаграждение банка-нерезидента

Бывает так, что сумма выручки по экспортному контракту или возвращенная предоплата по несостоявшемуся импортному контракту поступает за вычетом комиссионного вознаграждения банка-нерезидента, удерживаемого за прохождение платежа через его счета. Для резидента это не будет проблемой, в случае когда выплата комиссионных вознаграждений

предусмотрена экспортным, импортным договорами и/или подтверждена соответствующим банковским документом (см. п.п. «е» п. 1.8 Инструкции № 136, а также письмо НБУ от 15.05.2007 г. № 28-311/1740-5027). При выполнении этих условий банк снимает операцию с контроля. Более того, подтверждения вообще не потребуется, если выплата комиссионного вознаграждения по каждому отдельному платежу не превышает 50 евро (или эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте). Правда, для этого уплата резидентом таких вознаграждений опять-таки должна быть предусмотрена в договоре. Так что при составлении ВЭД-договора этот момент нужно учитывать заранее. В противном случае уменьшение выручки на сумму комиссионного вознаграждения банка-нерезидента может быть расценено как безосновательное ее недополучение.

 

Когда валютная выручка (стоимость товара) может быть уменьшена

Удержание комиссионного вознаграждения банком-нерезидентом — это далеко не единственный случай уменьшения выручки, когда такое уменьшение не является безосновательным недополучением. В

п. 1.8 Инструкции № 186 предусмотрены и другие случаи, о которых мы должны напомнить:

пересмотр цены товаров в связи с несоответствием их количественных и/или качественных характеристик условиям договора — на сумму недопоставленных и/или некачественных товаров. Решение о таком несоответствии принимает Международный коммерческий арбитражный суд или Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате или другой орган (экспертная организация и т. п.), уполномоченный рассматривать споры или удостоверять такое несоответствие согласно правилам или обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны (если это предусмотрено договором);

пересмотр цены товаров в результате действий форс-мажорных обстоятельств, которые привели к изменению количественных и/или качественных характеристик товара — на сумму недопоставленных (недополученных) и/или некачественных товаров. В этом случае банку нужно предоставить подтверждающий документ Торгово-промышленной палаты или другого уполномоченного органа (экспертной организации) согласно правилам или обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны (если это предусмотрено договором);

товары уничтожены, конфискованы, испорчены, украдены, утеряны — на сумму их стоимости (при условии, что право собственности на товар согласно условиям договора принадлежит резиденту и такие обстоятельства подтверждены уполномоченными органами страны, на территории которой произошли такие события);

— соответствующим образом оформленный

возврат товара или его части экспортеру (на сумму стоимости такого товара), а также возврат уплаченных импортером средств полностью или частично (на сумму таких средств). Подробно об этом можно прочитать в разделе «Возврат товаров (предоплаты) по причине расторжения договора»;

уплата налогов за пределами Украины по операциям, связанным с выполнением резидентами для нерезидентов работ (предоставлением услуг). При этом сумма уплаченных налогов должна быть письменно подтверждена налоговыми органами государства нерезидента;

уплата нерезидентом резиденту наличной инвалюты на эксплуатационные расходы, связанные с обслуживанием транспорта, используемого за рубежом для выполнения обязательств такого резидента по экспортному договору. Разумеется, суммы полученных и использованных средств должны быть подтверждены документально.

Во всех перечисленных выше случаях уменьшение цены (стоимости товара) не вызовет никаких проблем и при наличии подтверждающих документов банк снимет ВЭД-операцию с контроля.

 

Комиссионные операции в сфере ВЭД

В случае если по договору комиссии на продажу резидент выступает комитентом, а другой резидент — комиссионером, то

ответственность за нарушение сроков расчетов при осуществлении экспортных операций возлагается на комиссионера. На это, в частности, обращали внимание ГНАУ (письма от 21.02.2002 г. № 1151/6/23-5315, от 25.09.2001 г. № 12848/7/22-2317), Нацбанк (письма от 07.11.2002 г. № 18-213/3969, от 18.06.2001 г. № 28-313/2452-3648) , а также Госкомпредпринимательства (письмо от 27.02.2002 г. № 2-221/1167). Аналогичный подход распространяется и на операции по импорту товаров на основании договоров комиссии на покупку.

 

Зачет встречных однородных требований

В сфере внешнеэкономической деятельности взаимные обязательства сторон могут быть прекращены путем зачета встречных однородных требований. Причем зачет таких требований может служить основанием для снятия экспортно-импортных операций с контроля. Правда, для этого должны выполняться условия, перечисленные в

п. 1.10 Инструкции № 136. Согласно нормам упомянутого пункта экспортные, импортные операции могут быть сняты с контроля при наличии должным образом оформленных документов о прекращении обязательств по этим операциям путем зачета, если:

— требования вытекают из взаимных обязательств между резидентом и нерезидентом, которые являются контрагентами по этим операциям;

— требования являются однородными;

— срок выполнения по встречным требованиям наступил, или не установлен, или определен моментом предъявления требования;

— между сторонами не было спора по характеру обязательства, его содержанию, условиям выполнения и т. д.

Что касается документов о прекращении обязательств по ВЭД-договорам путем зачета, то такими документами могут быть копии экспортно-импортных договоров, копии дополнительных соглашений к таким договорам, копии ГТД, копии актов выполненных работ, акт зачета встречных однородных требований и т. д.

Отрадно, что ГНАУ в

п. 2 письма от 11.05.2007 г. № 9433/7/22-6017 согласилась с тем, что перечисленные в Инструкции № 136 условия являются достаточным основанием для принятия налоговыми органами осуществленного субъектами хозяйствования прекращения обязательств по внешнеэкономическим договорам путем зачета встречных однородных требований. То есть налоговики фактически согласились с тем, что взаимозачет встречных однородных требований останавливает течение 180-дневного срока. В то же время такое может происходить не всегда. Так, например, в письме от 09.10.2008 г. № 20580/7/22-5017, посвященном зачету встречных однородных требований между двумя импортными договорами (по одному из них авансовый платеж не возвращен, а по другому аванса не было), налоговики отметили, что по второму импортному контракту товары должны быть поставлены в законодательно установленные сроки с момента осуществления авансового платежа по первому контракту . Получается, что отсчет 180-дневного срока будет продолжен и после совершения взаимозачета — до момента поставки товара в Украину. И это вполне справедливо, ведь в данном случае взаимозачет позволил направить предоплату по одному договору в счет предоплаты по другому договору. И только операция поставки должна прекратить течение 180-дневного срока по второму договору. Так что к условиям, перечисленным в п. 1.10 Инструкции № 136, нельзя подходить формально.

 

Расчеты с использованием аккредитива

Документарный аккредитив является одним из распространенных форм международных расчетов. Напомним, что аккредитив (от латинского accredo — доверяю) представляет собой независимое от коммерческого контракта денежное обязательство банка покупателя произвести платеж в пользу продавца против предоставления им предусмотренными условиями аккредитива документов. Такими документами могут быть отгрузочные, товаросопроводительные документы, факт предоставления которых доказывает отгрузку надлежащего товара. Во время осуществления операций по аккредитивам все стороны имеют дело только с документами (против которых осуществляется платеж), а не с товарами. Это позволяет свести к минимуму коммерческий риск и в то же время обеспечить быстроту расчетов.

В соответствии со

ст. 2 Закона № 185 при применении расчетов по импортным операциям в форме документарного аккредитива 180-дневный срок действует с момента осуществления уполномоченным банком платежа в пользу нерезидента.

При расчетах по экспортным контрактам начало отсчета 180-дневного срока начинается со следующего календарного дня после оформления ГТД (

п. 2.2 Инструкции № 136). А вот момент прекращения 180-дневного срока совпадает с датой раскрытия аккредитива (т. е. с датой осуществления исполняющим банком платежа в пользу бенефициара (поставщика-нерезидента). Так что использование аккредитива в экспортных операциях сводит к минимуму вероятность нарушения 180-дневного срока.

 

Импорт без ввоза — экспорт без вывоза

Операции по покупке и продаже товара без его фактического пересечения таможенной границы Украины в терминологии

Закона о ВЭД определены как импорт и экспорт.

Срок и условия завершения импортной операции без ввоза товара на территорию Украины определяются

Порядком № 1392 . В соответствии с п. 2 этого Порядка срок завершения импортной операции не должен превышать 180 календарных дней. Он исчисляется с момента осуществления:

— резидентом авансового платежа или выставления векселя в пользу нерезидента;

— уполномоченным банком платежа в пользу нерезидента в случае проведения расчетов в форме документарного аккредитива.

Завершением

импортной операции резидента без фактического ввоза считается выполнение одного из следующих условий:

— зачисление выручки на счет резидента в уполномоченном банке в случае продажи нерезиденту товара за пределами Украины;

— подача документов, подтверждающих использование резидентом товара за пределами Украины, перечень которых определяется НБУ;

— прекращение действия обязательств путем зачета встречных однородных требований резидента и нерезидента на основании документов

, перечень которых определяется НБУ.

Что касается документов, на основании которых уполномоченный банк мог бы снять импортную операцию с контроля, то о них речь идет в

п. 3.6 Инструкции № 136. В соответствии с ним резидент обязан предоставить банку:

документ, который согласно условиям соответствующего импортного договора удостоверяет осуществление нерезидентом поставки продукции в интересах резидента (например, товарно-транспортные документы, накладная, акт приема-передачи и т. д.);

договор на продажу этой продукции нерезиденту, предусматривающий зачисление выручки от такой продажи на счета этого резидента в банках или документы, которые подтверждают потребность использования резидентом этой продукции за пределами Украины (договоры (контракты, соглашения), другие формы документов, которые применяются в международной практике и могут считаться договором).

Осуществление контроля над

экспортной операцией, по которой продукция, приобретенная резидентом по импортному договору без ее ввоза на территорию Украины, перепродается нерезиденту, возлагается на тот же банк, через который проводилась оплата указанного импортного договора. Контроль по этой операции банк осуществляет в соответствии с требованиями Инструкции № 136 (второй абзац п. 3.6). То есть банк снимает экспортную операцию резидента с контроля после зачисления выручки по этой операции (или ее части) на текущий счет последнего.

Как мы уже говорили, нарушение 180-дневного срока грозит резиденту пеней в размере 0,3 % от суммы недополученной выручки (стоимости недопоставленного товара). О сроках применения таких санкций мы поговорим в следующем разделе.

 

Сроки давности для начисления пени

Прежде чем мы перейдем к вопросу о сроках давности для начисления пени, напомним, кто же эту пеню начисляет. В соответствии с

п. 2 Декрета КМУ «О системе валютного контроля» от 19.02.2003 г. № 15-93 осуществлять контроль за экспортно-импортными операциями резидентов и нерезидентов призваны банки. То есть именно банк обязан следить за тем, чтобы субъекты хозяйственной деятельности успели выполнить расчеты по ВЭД-операциям в 180-дневный срок.

В случае непоступления в отведенный законодательством срок выручки (или товара) банк фиксирует нарушение сроков расчетов и информирует об этом

налоговые органы (п. 5.9 Инструкции № 136). А те в свою очередь начисляют пеню и взыскивают ее с нарушителей (т. е. с резидентов). Это право предоставлено им п. 11 ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Получается, что

начисляет и взыскивает пеню налоговый орган , а банк является его информатором. Но даже если банк по каким-либо причинам не предоставит в налоговый орган сведения о таких нарушениях, контролеры могут взыскать с резидента пеню по итогам документальной проверки (основание — ч. 5 ст. 4 Закона № 185).

А теперь перейдем непосредственно к срокам давности для начисления пени. Должны отметить, что вопрос о существовании этих сроков вызывает много споров. Дело в том, что ни

Законом № 185, ни Инструкцией № 136 специальные сроки давности по пене в ВЭД не предусмотрены. Однако учитывая то, что пеня подпадает под определение административно-хозяйственных санкций, приведенное в ст. 238 ХКУ, на нее должны распространяться сроки применения административно-хозяйственных санкций, установленные ст. 250 ХКУ. Напомним, что согласно нормам этой статьи административно-хозяйственные санкции могут применяться к субъекту хозяйствования на протяжении шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

Проблема в том, что представители главного налогового ведомства не считают такую пеню административно-хозяйственной санкцией, а потому основания для применения к спорным правоотношениям сроков давности, предусмотренных

ст. 250 ХКУ, по их мнению, отсутствуют (письмо ГНАУ от 15.10.2009 г. № 10517/6/22-5015, см. на с. 40). Аргументируют они это тем, что налоговый орган не является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, и не осуществляет организационно-хозяйственных полномочий в отношении субъекта хозяйствования, как того требует ст. 1,2 ХКУ. В этом же письме ГНАУ сообщает о поддержке подобной позиции Верховным Судом Украины (постановление от 25.03.2008 г.), Высшим административным судом Украины (определение от 25.12.2007 г.) и Высшим хозяйственным судом Украины (постановление от 07.07.2005 г. по делу 29/11).

Однако ГНАУ почему-то забыла о существовании других судебных решений, в которых содержатся абсолютно иные выводы (

постановление ВАСУ от 31.01.2007 г. № К-7348/06, определение ВАСУ от 28.02.2007 г.). Например, в последнем из них судебная коллегия согласилась с выводами предыдущих инстанций о том, что нарушения, изложенные в акте проверки, являются нарушениями правил осуществления хозяйственной деятельности, в частности правил организации расчетов, и повлекли за собой штрафные санкции, являющиеся видом административно-хозяйственных санкций, а именно административно-хозяйственным штрафом в понимании ст. 238, 241 ХКУ. А его, как известно, можно применить только в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позже чем через один год со дня нарушения (ст. 250 ХКУ). Так что в данном вопросе с налоговиками можно поспорить. Правда, делать это придется, скорее всего, в судебном порядке.

 

Бартер

В отличие от обычных импортных операций, когда поставка товаров должна произойти в 180-дневный срок, товары, которые импортируются по бартерному договору, подлежат ввозу на таможенную территорию Украины в сроки, указанные в таком договоре, но

не позже 90 календарных дней с даты таможенного оформления (даты оформления вывозной ГТД) фактически экспортированных товаров. Об этом прямо сказано в ст. 2 Закона о бартере в ВЭД.

В случае экспорта по бартеру высоколиквидных товаров предельные сроки ввоза на таможенную территорию импортных товаров не должны превышать

60 календарных дней с даты оформления вывозной ГТД. Перечень таких высоколиквидных товаров приведен в приложении 1 к постановлению КМУ «О некоторых вопросах регулирования товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности» от 29.04.99 г. № 756.

За нарушение установленных сроков резиденту грозит пеня, которая начисляется за каждый день просрочки в размере

0,3 % стоимости неполученных товаров (ст. 3 Закона о бартере в ВЭД). Причем пеню пересчитывают в гривни по курсу НБУ на день возникновения задолженности (по экспортированным товарам). О таком порядке начисления пени сообщила ГНАУ в письме от 31.03.2009 г. № 6602/7/22-5017.

Подробнее о ВЭД-бартере можно прочитать в статьях «Бартерные операции: основные налоговые моменты»//«Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 17, с. 3 и «Внешнеэкономический бартер: особенности налогообложения и учета» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 18, с. 20.

На этом мы завершаем рассмотрение вопросов, связанных с порядком осуществления расчетов в сфере ВЭД. Конечно, в рамках одной статьи невозможно осветить все аспекты этой неисчерпаемой темы. Поэтому, если у вас появятся вопросы, пишите нам. Мы обязательно проанализируем вашу ситуацию и ответим на страницах газеты.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше