Школа правовых знаний. Охрана объекта, имеющего нескольких собственников: анализ вариантов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Ноябрь, 2009/№ 96
В избранном В избранное
Печать
Статья

Охрана объекта, имеющего нескольких собственников: анализ вариантов

 

Как свидетельствуют вопросы, поступающие от читателей, достаточно распространенной на практике является следующая ситуация. На определенной территории размещены склады, небольшие помещения цехов, админпомещения, асфальтированные площадки, принадлежащие разным субъектам хозяйствования. Территория ограждена и имеет один въезд/выезд. Для всех субъектов, чьи объекты находятся на такой территории, удобным является установление общей ее охраны, для чего используются самые разнообразные варианты решения этой задачи. Предлагаем рассмотреть, согласовываются ли все они с требованиями действующего законодательства.

Александр ЗОЛОТУХИН, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»,Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

КЗоТ

— Кодекс законов о труде от 10.12.71 г. № 322-VIII.

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

УКУ

— Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Закон о лицензировании

— Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Лицензионные условия

— Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг, связанных с охраной государственной и другой собственности, предоставлению услуг по охране граждан, утвержденные приказом Госкомпредпринимательства и МВД от 14.12.2004 г. № 145/1501.

Справочник № 336

— Справочник квалификационных характеристик работников, выпуск 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности», утвержденный приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336.

Классификатор профессий

— Национальный классификатор Украины «Классификатор профессий» (ДК 003:2005), утвержденный приказом Госкомпотребполитики от 26.12.2005 г. № 375.

 

Вариант 1. Один из субъектов хозяйствования нанимает в свой штат охранников и организует охрану, а другие возмещают ему свою часть расходов

Каким бы образом не были оформлены отношения между субъектами хозяйствования (в том числе как возмещение понесенных одним из субъектов расходов на организацию охраны), при выборе такого варианта фактически

имеет место предоставление услуг охраны имущества.

Общие положения, в соответствии с которыми должны заключаться договоры о предоставлении услуг, изложены в

статьях 901 — 907 ГКУ. Кроме того, ст. 978 ГКУ специально посвящена определению основных условий договора охраны. Согласно ей по договору охраны охранник, являющийся субъектом предпринимательской деятельности, обязуется обеспечить неприкосновенность лица или имущества, которое охраняется. Собственник такого имущества или охраняемое лицо обязаны выполнять предусмотренные договором правила личной и имущественной безопасности и ежемесячно уплачивать охраннику установленную плату.

Но при этом следует иметь в виду, что

предоставление услуг, связанных с охраной государственной и другой собственности, предоставление услуг по охране граждан подлежат лицензированию (п. 43 ст. 9 Закона о лицензировании). При этом варианте субъект хозяйствования, предоставляющий услуги охраны, должен приобрести соответствующую лицензию. Организационные, квалификационные и другие требования к осуществлению такого вида деятельности определены Лицензионными условиями.

Необходимость получения лицензии значительно усложняет этот вариант организации охраны. Так, в частности, руководитель (директор, его заместитель или руководитель филиала, другого обособленного структурного подразделения) субъекта охранной деятельности должен иметь профессиональное высшее образование по специальности «финансово-экономическая безопасность», или высшее образование (образовательно-квалификационный уровень «специалист», «магистр») и диплом о переподготовке (свидетельство о повышении квалификации) по специальности «финансово-экономическая безопасность», или высшее образование и опыт работы не менее пяти лет на должностях старшего или высшего руководящего состава, старшего или высшего офицерского состава правоохранительных органов, подразделений ведомственной военизированной охраны, воинских формирований. Охранники должны соответствовать квалификационным требованиям, указанным в

Справочнике № 336.

Органом лицензирования выступает Министерство внутренних дел

(п. 2 постановления Кабмина от 14.11.2000 г. № 1698 «Об утверждении перечня органов лицензирования»). Лицензия выдается сроком на 5 лет, плата за ее выдачу составляет одну минимальную заработную плату (п. 1 постановления Кабмина от 29.11.2000 г. № 1755 «О сроке действия лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, размерах и порядке зачисления платы за ее выдачу»).

Предоставление услуг по охране имущества

, т. е. «по организации и практическому осуществлению на основании гражданско-правовых договоров мероприятий, направленных на обеспечение сохранности, целостности определенного собственником имущества, принадлежащих ему зданий, сооружений, другого движимого и недвижимого имущества с целью предупреждения и/или недопущения непосредственных посягательств на имущество, прекращения не санкционированного собственником доступа к нему для сохранности его физического состояния и обеспечения осуществления собственником этого имущества всех принадлежащих ему полномочий в отношении него» (п.п. 1.3.1 Лицензионных условий), без получения лицензии может иметь ощутимые негативные последствия как для субъекта, предоставляющего такие услуги, так и для их заказчиков.

Прежде всего следует напомнить, что лицензия входит в перечень документов, наличие которых проверяет большинство контролирующих органов. Так, при отсутствии лицензии налоговый орган согласно

абз. «д» п.п. 9.1.2 Закона Украины «О погашении обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III может применить административный арест активов сроком до 96 часов.

Кроме того,

за осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без приобретения лицензии предусмотрен штраф в размере от 20 до 40 ннмдг, т. е. от 340 до 680 грн., с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой, а повторное в течение года указанное нарушение наказывается штрафом от 30 до 60 ннмдг, т. е. от 510 до 1020 грн., с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой (ст. 164 КоАП). Протокол об указанном админнарушении могут составлять органы налоговой службы и органы внутренних дел (ст. 255 КоАП). Рассматривают дела о наложении соответствующего штрафа районные суды (ст. 221 КоАП).

Следует также отметить, что за

деятельность без лицензии предусмотрена также уголовная ответственность ст. 202 УКУ устанавливает за такое нарушение штраф в размере от 100 до 250 ннмдг, т. е. от 1700 до 4250 грн., или исправительные работы сроком до двух лет, или ограничение свободы на тот же срок. Однако условием привлечения к уголовной ответственности является получение от хозяйственной деятельности, осуществлявшейся без лицензии, дохода в крупных размерах, т. е. в 1000 и больше раз превышающего ннмдг. Для расчета этой величины для определения ннмдг применяется размер налоговой социальной льготы, установленный п.п. 6.1.1 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV. В 2009 году такой размер составляет 302,50 грн. Следовательно, уголовная ответственность может наступить, если выручка от предоставления услуг охраны превышает 302500 грн.

Еще одним негативным последствием заключения договора о предоставлении услуг охраны без получения соответствующей лицензии может

стать признание договора о предоставлении услуг охраны недействительным. Подать соответствующий иск в суд может или одна из сторон договора, или, например, налоговая инспекция.

 

Вариант 2. Каждый из собственников нанимает своего охранника, которые охраняют общую территорию поочередно

Каждый субъект хозяйствования отдельно нанимает охранников по трудовым договорам, которые охраняют всю территорию по очереди.

В таком случае лицензию приобретать не нужно. Как указал Госкомпредпринимательства,

функционирование внутренних служб охраны относится к хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, не связано с предоставлением услуг и соответственно не требует получения лицензии (письма от 14.04.2003 г. № 2197, от 23.07.2004 г. № 5041).

Для этого работника оформляют на работу в общем порядке: с ним

заключают трудовой договор, делают запись в трудовую книжку и т. п. Для записи в трудовую книжку по Классификатору профессий подходит наименование «сторож» (код Классификатора 9152 «Швейцары и сторожа», п. 136 раздела 2 «Профессии рабочих» Справочника № 336).

В соответствии с

п. 137 Справочника № 336 в задачи и обязанности сторожа входит проверка целостности охраняемого объекта (замков и других запорных устройств; наличие пломб, противопожарного инвентаря; исправности сигнализации, телефонов, освещения). В случае выявления неисправностей (сломанные двери, окна, замки, отсутствие пломб и печатей и т. п.), которые не позволяют принять объект под охрану, сторож докладывает об этом лицу, которому он подотчетен, представителю администрации и дежурному по отделению милиции и охраняет следы преступления до прибытия представителей милиции. При условии возникновения пожара на объекте поднимает тревогу, оповещает пожарную команду и дежурного по отделению милиции, принимает меры по ликвидации пожара. Дежурит на проходной предприятия, учреждения, организации: пропускает работников, посетителей, автотранспорт на территорию предприятия, учреждения, организации и обратно после предъявления ими соответствующих документов. Сверяет сопроводительные документы с фактическим наличием груза, открывает и закрывает ворота. Принимает и сдает дежурство с соответствующей записью в журнале. Содержит помещение проходной в надлежащем санитарном состоянии. Об организации труда сторожей, рабочем времени и оплате их труда см. статью в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 92, с. 36.

Обращаем также внимание на то, что предприятие-работодатель в случае причинения ущерба охраняемому имуществу

не сможет привлечь сторожа к полной материальной ответственности, поскольку работа сторожа не названа в Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им на хранение, обработку, продажу (отпуск), перевозку или применение в процессе производства, утвержденном постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 28.12.77 г. № 447/24 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 59, с. 26).

Этот вариант имеет один существенный недостаток.

Каждый из охранников может охранять помещение и территорию только того субъекта хозяйствования, с которым он находится в трудовых отношениях. Охрана имущества других собственников в его трудовые обязанности не входит. Поэтому устная договоренность между субъектами хозяйствования об охране работниками всех объектов, находящихся на общей территории, будет иметь неофициальный характер и не будет иметь никакой юридической силы. Соответственно, если имущество субъекта хозяйствования, с которым охранник не находится в трудовых отношениях, будет повреждено или похищено, привлечь такого охранника к имущественной ответственности или предъявить соответствующие требования о возмещении нанесенного ущерба его работодателю потерпевшая сторона не сможет.

Ошибочным является и мнение о том, что если с физическим лицом, которое будет выполнять функции охранника, заключить гражданско-правовой договор, то такому лицу не нужно получать лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по предоставлению услуг, связанных с охраной государственной и другой собственности.

Такая деятельность будет считаться предпринимательской и подлежащей лицензированию. Следовательно, заключение договора с физическим лицом, не имеющим такой лицензии, приведет к негативным последствиям, о которых шла речь при рассмотрении варианта 1.

Юридически правильным и лишенным каких-либо рисков для субъектов хозяйствования будет вариант, когда каждый обеспечивает охрану собственных объектов самостоятельно, т. е. только силами своих работников, установив соответствующие графики дежурств.

 

Вариант 3. Собственники заключают договор о совместной деятельности, по которому осуществляется охрана базы

При этом варианте владельцы заключают многосторонний договор о совместной деятельности в порядке, предусмотренном

гл. 77 (ст. 1130 — ст. 1143 ГКУ).

По такому договору субъекты хозяйствования

обязуются совместно действовать без создания юридического лица для обеспечения целостности имущества, находящегося на общей территории, предупреждения краж и т. п.

Согласно

ч. 2 ст. 1130 ГКУ совместная деятельность может осуществляться на основе объединения вкладов участников (простое общество) или без объединения вкладов участников. Так, субъекты хозяйствования могут договориться совместно обеспечивать охрану общей территории без внесения вкладов, а только, например, путем создания бригады, в которую входят работники каждого из субъектов для осуществления охраны имущества, или, наоборот, для проведения дежурств сторожами субъектов хозяйствования каждым отдельно. Может использоваться и вариант совместной деятельности по охране территории с объединением вкладов субъектов хозяйствования (например, вкладом могут быть служебная собака, здание, которое может использоваться сторожами, определенные осветительные и другие устройства, необходимые для охраны, и т. п.). Однако этот вариант является более сложным для оформления таких отношений.

Договор о совместной деятельности заключается в письменной форме как при совместной деятельности с объединением вкладов, так и без такого объединения

(ч. 1 ст. 1131 ГКУ). В договоре следует детально раскрыть, в каком порядке осуществляется координация совместных действий участников (в частности, согласование графиков дежурств сторожей), правовой статус выделенного для совместной деятельности имущества (если имело место объединение вкладов) и другие условия.

Для целей налогообложения такой договор не будет иметь никакого значения, поскольку цель совместной деятельности в этом случае не имеет хозяйственного характера (совместная организация охраны не «направлена на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность»), как об этом указано в

п.п. 7.7.1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 2812.94 г. № 334/94-ВР.

Чтобы и по формальным признакам не подпадать под действие норм, регулирующих порядок налогообложения совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица, целесообразнее заключить договор о совместной деятельности по охране территории, на которой расположены объекты участников такой деятельности, без объединения вкладов. Как указано в

п. 4.12 Порядка учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденного приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80, на учете в органах государственной налоговой службы должны находиться договоры о совместной деятельности на территории Украины без создания юридических лиц, при выполнении которых возникают обязанности по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), предусмотренных законодательством. При выполнении договора о совместной деятельности по совместной охране территории, если его участники не установят обязательств имущественного характера, ограничившись распределением задач по обеспечению дежурства сторожей каждого из субъектов, обязанности по уплате налогов и сборов не возникают, что подтверждает вывод о том, что договор о совместной деятельности, цель которой не является хозяйственной, не требует регистрации в налоговой инспекции.

Дополнительно к договору о совместной деятельности тем субъектам хозяйствования, работники которых будут задействованы в организации совместной охраны территории, необходимо внести соответствующие изменения в трудовые договоры с такими работниками, определив новый объем их трудовых функций. Поскольку такое изменение будет считаться изменением существенных условий труда, в соответствии с требованиями

ч. 3 ст. 32 КЗоТ работника о них необходимо предупредить не позднее чем за два месяца. Однако, если работник даст свое согласие на соответствующие изменения его трудовых обязанностей, двухмесячный срок можно не соблюдать.

При выборе такого варианта совместного обеспечения охраны территории получать «охранную» лицензию никому из субъектов хозяйствования не нужно, поскольку услуги по охране имущества в рамках договора о совместной деятельности его участники друг другу не предоставляют.

 

Вариант 4. Заключение договора о предоставлении услуг охраны со сторонней организацией, имеющей соответствующую лицензию

При выборе этого варианта можно пойти двумя путями:

1) каждый субъект хозяйствования заключает отдельный договор с охранной фирмой, определяет в нем, в частности, территорию и объекты, расположенные на ней и подлежащие охране;

2) с охранной фирмой заключается

договор, на стороне заказчика в котором выступают все субъекты хозяйствования, пользующиеся общей территорией. В договоре о предоставлении услуг охраны всей территории по понятным причинам на стороне заказчика не может выступать только один субъект из тех, чье имущество находится на общей территории. Это связано с тем, что заказчиком услуги охраны имущества должен выступать его собственник. Поскольку договор заключается об охране имущества, находящегося на праве собственности или пользования нескольких лиц, на стороне заказчика должны выступать все эти лица. Оплата услуг охранной фирмы в этом случае может определяться, например, пропорционально занимаемой тем или иным субъектом хозяйствования части территории.

И в первом, и во втором случае договор охраны заключается с соблюдением

статей 901 — 907, 978 ГКУ. Напоминаем, охранная фирма должна иметь лицензию на предоставление услуг, связанных с охраной собственности.

 

Мы проанализировали основные варианты организации охраны объекта, находящегося в общем пользовании нескольких хозяйствующих субъектов. Выбор оставляем за Вами!

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд