Об отдельных вопросах подачи и рассмотрения жалоб плательщиков на решения (постановления) органов ГНС. 1. О сроках обжалования налоговых уведомлений-решений в случае подачи повторной жалобы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2009/№ 79
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 09.07.2009 г. № 14314/7/25-0017

Об отдельных вопросах подачи и рассмотрения жалоб плательщиков на решения (постановления) органов ГНС

Обзорное письмо Государственной налоговой администрации Украины от 09.07.2009 г. № 14314/7/25-0017

(с изменениями и дополнениями, внесенными письмом ГНАУ от 11.08.2009 г. № 17195/7/25-0017)

 

Государственная налоговая администрация Украины на основании результатов проведенного анализа предоставленных налоговых разъяснений по вопросам применения апелляционной процедуры, с целью улучшения работы по рассмотрению жалоб плательщиков налогов сообщает следующее.

Процедура и сроки обжалования налоговых уведомлений-решений об определении сумм налоговых обязательств установлены статьей 5 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 № 2181-III (далее — Закон № 2181) и Положением о порядке подачи и рассмотрения жалоб плательщиков налогов органами государственной налоговой службы (утверждено приказом Государственной налоговой администрации Украины от 11 декабря 1996 года № 29 и зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 18 декабря 1996 года под № 723/1748, с изменениями и дополнениями) (далее — Положение о рассмотрении жалоб).

 

 

1. О сроках обжалования налоговых уведомлений-решений в случае подачи повторной жалобы

Если плательщик налогов не согласен с определенной органом государственной налоговой службы суммой налогового обязательства, то первичная жалоба должна быть подана в орган государственной налоговой службы, налоговое уведомление-решение которого обжалуется, в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения.

Если орган государственной налоговой службы направляет плательщику налогов решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой плательщик налогов имеет право обратиться в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения ответа (решения), с повторной жалобой в орган государственной налоговой службы вышестоящего уровня.

То есть

плательщик налогов имеет право обжаловать налоговое уведомление-решение, оставленное без изменений по рассмотрению первичной жалобы, в вышестоящем органе ГНС в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения решения ГНИ (ГНА), принятого по рассмотрению первичной жалобы, а не за днем получения налогового уведомления-решения на оставленную без изменений сумму налогового обязательства, обжалуемую в первичной жалобе.

Поэтому, если плательщик налогов не обращался с повторной жалобой на налоговое уведомление-решение, оставленное без изменений по рассмотрению первичной жалобы, в вышестоящую ГНА в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения решения ГНИ (ГНА) о рассмотрении жалобы, то в соответствии с подпунктом 5.2.4 пункта 5.2 статьи 5 Закона № 2181 процедура административного обжалования оставленного без изменений налогового уведомления-решения заканчивается через десять календарных дней со дня, следующего за днем получения решения по рассмотрению первичной жалобы. День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования налогового обязательства плательщика налогов.

 



комментарий редакции

О чем следует помнить при обжаловании налоговых уведомлений-решений?

Прежде всего о

сроке обжалования: ГНАУ в который раз напоминает налогоплательщикам, что налоговое обязательство сохранит статус несогласованного (а значит, и не перейдет в разряд налогового долга со всеми вытекающими налоговыми последствиями) только при условии, что жалоба на налоговое уведомление-решение будет подана в течение 10 календарных дней со дня его получения налогоплательщиком.

Далее. Если налоговый орган отказывает (полностью либо частично) в удовлетворении жалобы, у налогоплательщика есть 10 календарных дней для обжалования такого отказа в вышестоящем налоговом органе. Отдельное внимание ГНАУ обращает на то, что

отсчитывать этот срок необходимо со дня получения решения налогового органа по результатам рассмотрения жалобы, а не со дня получения нового налогового уведомления-решения. Это правило справедливо для тех случаев, когда налоговое уведомление-решение по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика осталось без изменений. При этом предметом обжалования по-прежнему остается налоговое уведомление-решение, а не принятое по результатам рассмотрения первичной жалобы решение (см., в частности, постановление Окружного административного суда г. Киева от 26.03.2009 г. № 6/628).

О том, какие требования предъявляются к реквизитам жалобы, можно узнать из Положения о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, утвержденного приказом ГНАУ от 03.03.98 г. № 93.

Мы в свою очередь хотим напомнить, что истечение 10-дневного срока в качестве правового последствия влечет согласование налогового обязательства. Обжаловать его путем подачи жалобы в налоговую уже нельзя. Однако это вовсе не лишает налогоплательщика возможности обратиться в суд с административным иском, в котором потребовать признать налоговое уведомление-решение незаконным. Если такой иск будет подан после истечения 10-дневного срока со дня получения обжалуемого налогового уведомления-решения (либо решения налоговой, принятого по результатам рассмотрения жалобы на него), то налоговое обязательство будет согласованным. Это означает, что для неприменения штрафов и мер по обеспечению налогового долга необходимо уплатить начисленную сумму. Одновременно с этим у налогоплательщика есть еще год со дня получения налогового уведомления-решения (либо решения по жалобе налогоплательщика) для его обжалования в судебном порядке. Если по результатам рассмотрения дела налоговое уведомление-решение будет отменено, уплаченная по нему сумма налога будет подлежать возврату налогоплательщику.

Не лишним будет также обратить внимание на то, что изложенные выше выводы ГНАУ в части процедуры административного обжалования не касаются случаев обжалования решений налоговых органов по неналоговым вопросам, в частности решений о применении штрафных санкций за нарушение законодательства об РРО, обороте наличности, производстве и обороте алкоголя и табака, а также в сфере внешнеэкономической деятельности (более подробно см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 21).

 

Елена Уварова

 

Следующий фрагмент

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд