О спецрежиме обложения НДС деятельности в сфере лесного хозяйства
Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 14.08.2009 г. № 17532/7/16-1517
Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо <...> о применении специального режима обложения налогом на добавленную стоимость деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства (далее — специальный режим налогообложения), определенного статьей 81 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон) для субъектов хозяйствования, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере лесного хозяйства, и сообщает.
В соответствии со статьей 81 Закона специальный режим налогообложения может выбрать
сельскохозяйственное предприятие , осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства.При этом
сельскохозяйственным считается предприятие, основной деятельностью которого является поставка произведенных (предоставленных) им сельскохозяйственных товаров (услуг) на собственных или арендованных производственных мощностях, в которой удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров (услуг) составляет не менее 75 процентов стоимости всех товаров (услуг), поставленных в течение предыдущих двенадцати последовательных отчетных периодов совокупно (пункт 81.6 статьи 81 Закона).Сельскохозяйственными считаются товары
, указанные в группах 1 — 24 УКТ ВЭД в соответствии с Законом Украины «О таможенном тарифе Украины» (далее — УКТ ВЭД), если такие товары выращиваются, откармливаются, вылавливаются или собираются (заготавливаются) непосредственно плательщиком налога — субъектом специального режима налогообложения (кроме приобретения таких товаров у других лиц), а также продукты обработки (переработки) таких товаров, поставляемые указанным плательщиком налога — их производителем (пункт 81.7 статьи 81 Закона).Согласно подпункту 81.15.3 пункта 81.15 Закона
деятельностью в сфере лесного хозяйства (лесничества) являются:а) облеснение, выращивание и уход за деревьями или кустарниками либо вырубка деревьев и/или кустарников;
б) сбор дикорастущих грибов и ягод, других дикорастущих растений, их обработка и консервирование.
Кроме того, подпунктом 81.15.6 пункта 81.15 Закона определено, что исходя из норм этого пункта Кабинет Министров Украины определяет и обнародует полный перечень видов деятельности, на которые распространяются нормы этой статьи, согласно Национальному классификатору Украины «Классификация видов экономической деятельности», утвержденному в соответствии с Законом Украины «О стандартизации».
Такой
Перечень утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 21.01.2009 г. № 23 «Об утверждении перечня видов деятельности, на которые распространяются нормы статьи 81 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Перечень).В соответствии с указанным
Перечнем в сфере лесного хозяйства определены следующие виды деятельности, на которые распространяются нормы статьи 81 Закона:— выращивание строительного леса: посадка, подсадка саженцев, охрана леса и лесосек;
— выращивание молодого порослевого леса и балансовой древесины;
— выращивание лесопосадочных материалов;
— выращивание рождественских елок;
— лесозаготовки, рубка леса и производство деловой древесины такой как бревна, столбы, жерди, получение топливной древесины;
— вырубка (деревьев) леса с целью сделать земли пригодными для сельскохозяйственного производства;
— выращивание растительных материалов для плетения;
— сбор лесных продуктов (желудей, каштанов, мха и т. п.);
— сбор соков (березового, кленового);
— сбор живицы, природных смол;
— сбор семян деревьев и кустарников для лесонасаждений;
— сбор пробки, шеллака, камеди, бальзамов, дикорастущих лубовых растений;
— услуги по лесничеству (таксация, оценка промышленного использования леса, посадка саженцев, облеснение и лесовосстановление и т. п.);
— защита леса от пожаров;
— борьба с вредителями и болезнями леса;
— услуги по лесозаготовке (транспортировка необработанной древесины в пределах леса).
В соответствии с нормами Лесного кодекса леса Украины являются ее национальным богатством и по своему назначению и местоположению выполняют преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные, эстетические, другие функции и являются источником для удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах.
При этом лесными ресурсами являются древесные, технические, лекарственные и другие продукты леса, которые используются для удовлетворения потребностей населения и производства и воспроизводятся в процессе формирования лесных природных комплексов.
К лесным ресурсам также относятся полезные свойства лесов (способность лесов уменьшать негативные последствия природных явлений, защищать почвы от эрозии, предотвращать загрязнение окружающей природной среды и очищать ее, способствовать регулированию стока воды, оздоровлению населения и его эстетическому воспитанию и т. п.), которые используются для удовлетворения общественных потребностей.
Согласно товарной номенклатуре
лесные ресурсы не являются отдельной позицией в УКТ ВЭД и не могут классифицироваться как сельскохозяйственные товары.При этом
отдельные продукты, получаемые в результате жизнедеятельности лесных ресурсов и их обработки и переработки, классифицируются по отдельным позициям УКТ ВЭД и относятся как к группам 1 — 24 УКТ ВЭД, так и к другим группам.Так,
к группе 06 под кодом 0602 90 41 00 УКТ ВЭД относятся «деревья лесные» и «прочие».Наряду с этим в Примечании к группе 06
определено, что при условии соблюдения исключений, указанных во второй части названия товарной позиции 0601, к этой группе относятся только живые деревья и растения, включая рассаду овощей, которые поставляются из парников, оранжерей или питомников для высадки или для декоративных целей.Учитывая указанное,
для предприятий, осуществляющих деятельность в сфере лесного хозяйства, специальный режим налогообложения распространяется только на операции, которые осуществляются в рамках видов деятельности, которые определены Законом и Перечнем и в результате которых происходит поставка сельскохозяйственных товаров, отвечающих определению, данному пунктом 81.7 статьи 81 Закона.Все другие виды деятельности и продукция
, которая будет получаться субъектами специального режима налогообложения, осуществляющими деятельность в сфере лесного хозяйства, должны облагаться налогом на добавленную стоимость вне рамок специального режима налогообложения в общеустановленном порядке.
Заместитель председателя С. Чекашкин
комментарий редакции
НДС-спецрежим для продукции лесничества: ГНАУ разрешает
его только для поставок живых деревьев и растений
Хотя комментируемое письмо прямо адресовано лесхозам, на него следует обратить внимание и другим предприятиям, претендующим на применение НДС-спецрежима, установленного ст. 81 Закона об НДС. Данное письмо, во-первых, демонстрирует тенденцию со стороны налоговиков к сужению круга сельхозпредприятий, допускаемых к применению НДС-спецрежима, а во-вторых, раскрывает подход ГНАУ к трактовке критериев, ограничивающих его применение (содержащихся в ст. 81 Закона об НДС).
ГНАУ приходит к, в общем-то, фискальному, но формально правомерному выводу: для предприятий лесного хозяйства
спецрежим распространяется лишь на операции, которые осуществляются в рамках видов деятельности, определенных п.п. 81.15.3 Закона об НДС и пп. 9, 10 и 15 Перечня № 23, в результате которых происходит поставка сельхозтоваров, отвечающими их определению согласно п. 81.7 Закона об НДС (читай — товаров, относящихся к группам 1 — 24 УКТ ВЭД), среди которых из поставляемых деревьев и растений, по мнению ГНАУ, спецрежимными могут быть только живые. Этот акцент (только живые деревья и растения) ГНАУ нашла в Примечаниях к группе 06 УКТ ВЭД. Все другие виды деятельности и продукция должны облагаться НДС в общем порядке. Другими словами, в сфере лесничества рамки применения спецрежима существенно сужаются — до поставок продукции, так сказать, на корню, сбора семян, соков и т. п. (п. 10 Перечня № 23) и до оказания услуг (п. 15 Перечня № 23). А на лесозаготовки (бревна, столбы, жерди, дрова), о которых говорится в п. 9 Перечня № 23 — с учетом их «неживого» состояния — спецрежим не распространяется.Логика рассуждений ГНАУ, на которую и следует
обратить внимание не только лесхозам, в целом такова.Первое. Согласно п. 81.1 Закона об НДС спецрежим может применять только сельскохозяйственное предприятие (в том числе лесхоз), осуществляющее предпринимательскую
деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства и отвечающее критериям, установленным в п. 81.6 Закона об НДС.Второе. Согласно п. 81.6 Закона об НДС сельскохозяйственным считается только предприятие, в основном (т. е. соблюдая 75-процентный «критерий сельскохозяйственности») поставляющее
сельскохозяйственные товары (услуги).Третье. Виды
деятельности, о которых говорится в п. 81.1 Закона об НДС, раскрываются в п.п. 81.15.2, п.п. 81.15.3, п.п. 81.15.4 Закона об НДС (конкретно для лесничества — в п.п. 81.15.3 Закона об НДС) и согласно п.п. 81.15.7 Закона об НДС конкретизируются в Перечне № 23 (конкретно для лесничества — в пп. 9, 10 и 15 Перечня № 23).Четвертое. При этом, что касается поставки товаров, то чтобы считаться
сельскохозяйственными товарами, последние согласно п. 81.7 Закона об НДС должны относиться к группам 1 — 24 УКТ ВЭД. И только на поставки таких товаров — сельскохозяйственных товаров — распространяется спецрежим, установленный ст. 81 Закона об НДС (что касается лесничества, например, древесина и другие лесоматериалы классифицируются в УКТ ВЭД в группе 44, т. е. остаются вне групп 1 — 24 УКТ ВЭД, т. е. не являются сельскохозяйственными товарами, т. е. на операции по их поставке спецрежим не распространяется).Очевидно, что сельскохозяйственных услуг (указанных в Перечне № 23) эта дискриминация не коснулась.
Особенно досадно, что эта запретительная позиция ГНАУ идет вразрез с разрекламированной Кабмином реформой лесного хозяйства, предусматривающей, в частности, и многочисленные налоговые льготы.
Да уж, тут ГНАУ, как говорится, зацепила «за живое»...
Анатолий Бобро