Темы статей
Выбрать темы

Учет компьютерного «железа»

Редакция НиБУ
Статья

Учет компьютерного «железа»

 

Вряд ли возможно представить себе современного бухгалтера, не использующего компьютер в своей профессиональной деятельности. Если провести опрос, что дает такое использование, каждый из нас ответит примерно одинаково: облегчает наш нелегкий учетный труд. Вместе с тем, как это ни парадоксально, появление компьютеров одновременно и усложнило ведение учета. Не в последнюю очередь из-за тех проблем, которые сопутствуют отражению в бухгалтерском и налоговом учете собственно компьютеров и прочей компьютерной техники. О путях их решения поговорим в этой статье.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Компьютер в учете: разделяй и властвуй

Какие существуют особенности учета компьютера как объекта основных средств (основных фондов) в бухгалтерском (налоговом) учете?

Исходя из предполагаемого срока службы компьютера и сложившейся на сегодня его средней стоимости, почти всегда превышающих 365 календарных дней и 1000 грн.* соответственно, на первый взгляд, можно смело утверждать, что расходы на приобретение компьютера во всех случаях следует капитализировать в бухгалтерском учете и относить в состав соответствующей группы основных фондов в налоговом учете. Однако, вспоминая шутку из старой комедии («Если бы вопрос решался так просто, то армянское радио не спрашивало бы»), рассмотрим учетные проблемы приобретения компьютера более пристально.

* Как известно, такая предельная величина предусмотрена п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль в качестве стоимостного критерия для отнесения ТМЦ к основным фондам. Что касается бухучета, то критерий для разграничения основных средств от других активов (в частности, МНМА) предприятие может устанавливать самостоятельно, но в целях сближения с налоговым учетом его практически всегда принимают равным 1000 грн.

Прежде всего отметим, что в нормативно-правовых актах

определения термина «компьютер» не содержится, но в самом широком смысле под ним обычно понимают электронно-вычислительную машину для передачи, хранения и обработки информации. Такая расплывчатость определения приводит к тому, что в некоторых случаях неотделимыми частями компьютера считаются и модем (устройство для передачи информации), и жесткий диск (устройство для ее хранения), и монитор (устройство для отображения информации), и процессор (устройство обработки информации), т. е. все внутренние и внешние устройства, находящиеся на конкретном рабочем месте. Особенно часто такой подход встречается при одновременном оборудовании нескольких рабочих мест компьютерами однотипных конфигураций, которые могут заказываться у поставщика под названием «программно-технический комплекс» даже без выделения отдельной стоимости входящих в него устройств.

Другая крайность встречается в тех случаях, когда поставленные задачи обработки информации на предприятии (например, монтаж и обработка видео, профессиональная запись звука, разработка конструкторской и проектной документации и т. п.) должны выполняться компьютерами строго индивидуальной конфигурации, для чего все комплектующие и периферийные устройства приобретаются отдельно и уже силами собственных специалистов собираются в одно целое и устанавливаются на рабочих местах. При этом возникает желание учитывать такие компьютеры по частям, классифицируя отдельные из перечисленных выше устройств в качестве самостоятельных активов.

Истина, как всегда, находится где-то посередине, однако единого учетного рецепта здесь нет. Исходить же во всех случаях следует из того, что:

— с одной стороны, компьютер как сложное техническое устройство может приобретаться, доукомплектовываться и модернизироваться по

модульному принципу, что позволяет произвольным образом изменять его технические характеристики (частоту процессора, объем оперативной памяти, дисковое пространство и т. п.), а также расширять круг выполняемых им задач;

— с другой стороны, существует минимальный набор его составляющих (как правило, в него входят системный блок, монитор, клавиатура и мышь), который обеспечивает выполнение минимальных функций, невыполнимых при использовании перечисленных компонентов по отдельности.

Рассмотрим, как указанные рекомендации соотносятся с рекомендациями по учету различных активов предприятия, содержащимися в бухгалтерских стандартах.

Компьютер и бухучет.

Для того чтобы подчеркнуть существование различных подходов при отражении в учете приобретения компьютера, выше мы сконцентрировались на той его разновидности, которая известна под названием «настольный компьютер», или «десктоп». Как было отмечено, отличительной чертой его является то, что он состоит из нескольких отдельных физических объектов.

Вместе с тем в последнее время на предприятиях достаточно широко используются и

портативные компьютеры, или ноутбуки, представляющие собой законченное и неделимое устройство, объединившее в одном корпусе и системный блок, и монитор, и клавиатуру, а также другие устройства. Его учет всецело подчиняется требованиям п. 4 П(С)БУ 7, предписывающего материальные активы, которые предприятие удерживает с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых больше одного года (или операционного цикла, если он больше года), считать основными средствами. Различные способы поступления такого основного средства на предприятие (приобретение за денежные средства, по бартеру, в качестве взноса в уставный фонд, бесплатное получение и т. п.) учитываются по общим правилам, которые подробно расписаны в тематическом выпуске «Учет типовых операций» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 32).

Возвращаясь к

учету настольного компьютера, укажем, что его классификация как единого объекта основных средств также не противоречит бухстандартам. Другими словами, вполне допустимо считать одним инвентарным объектом, например, комплект в составе системного блока, монитора, клавиатуры и даже манипулятора «мышь». Обоснованием такого подхода является приведенное в П(С)БУ 7 определение объекта основных средств, которым, в частности, является законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему. Тогда условно принимая системный блок основным элементом такого комплекта (это правильно и с технической точки зрения), а остальные части — приспособлениями и принадлежностями к нему, получим обычный объект основных средств, который, кстати говоря, вводиться в эксплуатацию и в дальнейшем амортизироваться будет как единое целое.

Напомним, что

при вводе в эксплуатацию основных средств на каждый инвентарный объект приемной комиссией, назначенной распоряжением (приказом) руководителя предприятия, составляется Акт по форме № ОЗ-1 в одном экземпляре. В рассматриваемом случае в строке под названием «Краткая характеристика объекта» целесообразно конкретизировать перечень тех приспособлений и принадлежностей, которые отнесены в состав настольного компьютера. Такой акт после его оформления с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию предприятия, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия, организации или лицами, на это уполномоченными.

Стоит отметить, что указанный вариант учета настольного компьютера имеет существенные недостатки, отчетливо проявляющиеся в том случае, когда возникает необходимость замены той или иной его составляющей (например, клавиатуры или мыши при выходе их из строя либо монитора при его замене на более современный и т. п.). В этой связи обратим внимание на другую норму из

п. 4 П(С)БУ 7, предоставляющую предприятию возможность учета одного объекта ОС как нескольких. Ее суть заключается в том, что если один объект основных средств состоит из частей, имеющих разный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из этих частей может признаваться в бухгалтерском учете как отдельный объект основных средств.

Никто не станет спорить, что срок службы монитора может существенно отличаться от срока службы клавиатуры или мыши. Поэтому

второй вариант бухгалтерского учета компьютераучет по частям, которые, в свою очередь, будут являться отдельными объектами основных средств (при соблюдении соответствующих критериев по стоимости и сроку службы) либо МНМА (если срок службы все же более одного года, но стоимость меньше установленной на предприятии предельной величины) или МБП (если независимо от стоимости срок эксплуатации составляет менее года). Что касается счетов, на которых ведется такой «частичный» учет компьютера, то используются соответственно субсчета 104 «Машины и оборудование» и 112 «Малоценные необоротные материальные активы», а также счет 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».

При таком подходе системный блок и, как правило, монитор попадают в состав основных средств (хотя монитор может оказаться и в составе МНМА), прочие же составляющие (чаще всего это мышь и клавиатура) зачисляются на учет либо как МНМА, либо как МБП. Являясь самостоятельными объектами, составные части компьютера не будут создавать дополнительных проблем при замене, внутреннем перемещении и в ходе инвентаризации на предприятии. Заметим, что методы начисления износа для каждой из таких частей компьютера тоже могут быть различными.

Применение этого варианта учета возможно даже тогда, когда в приходных документах (накладных) не будет выделена цена составляющих. Основанием для этого является

п. 9 П(С)БУ 7, разрешающий первоначальную стоимость объектов основных средств, обязательства по которым обозначены общей суммой, определять путем распределения этой суммы пропорционально справедливой стоимости отдельного объекта основных средств. Например, чтобы оприходовать монитор как отдельный инвентарный объект, не имея сведений из товарно-сопроводительных документов о его цене, следует ее рассчитать исходя из справедливой стоимости этого монитора.

Завершая бухучетную тему, укажем, что в самом системном блоке компьютера тоже можно выделить комплектующие, которые имеют отличия по сроку службы, в том числе и с учетом морального старения. Например, для компании, разрабатывающей компьютерные игры, чрезвычайно важно наличие самых современных видеокарт, замена которых может производиться даже чаще, чем раз в год. Для других задач, скажем вычислительной направленности, узким местом зачастую является процессор, при этом особые требования к видеокарте вообще могут не выдвигаться. В таких случаях не будет ничего предосудительного, если предприятие посчитает отдельным активом тот или иной узел системного блока, поскольку предписания бухстандартов в этом смысле достаточно либеральны. В конечном итоге все будет зависеть от учетной политики предприятия, отражающей специфику его деятельности*.

* Подтверждение находим в п. 11 МСБУ 16 «Основные средства»: «При определении того, из чего состоит отдельный объект основных средств, следует вынести суждение относительно применения критериев для определения конкретных обстоятельств или конкретных типов предприятий».

Компьютер и налоговый учет.

А вот в налоговом учете все намного строже, причем даже не вследствие более детальной, чем в бухучете, регламентации его норм и правил, а в силу фискальной направленности отдельных разъяснений налоговиков.

Как уже говорилось, для признания основными фондами любых материальных ценностей

п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль установлены два критерия:

— временной (материальный актив должен быть предназначен для использования в течение периода, превышающего 365 дней);

— стоимостный (для того чтобы материальный актив, соответствующий первому критерию, был признан основным фондом, его стоимость должна превышать 1000 грн.).

При этом материальные активы, соответствующие первому критерию, но стоимость которых меньше 1000 грн., рассматриваются в налоговом учете как запасы, что дает право на отражение валовых расходов при их приобретении, а их стоимость в дальнейшем пересчитывается в соответствии с

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. Расходы на приобретение активов, являющихся основными фондами, в налоговом учете ежеквартально амортизируют, причем по разным ставкам для каждой из 4 групп ОФ.

В соответствии с

п.п. 8.2.2 Закона о налоге на прибыль для учета компьютерной и другой подобной техники в налоговом учете предусмотрена отдельная группа основных фондовгруппа 4. В ее состав включаются, в частности, электронно-вычислительные машины, иные машины для автоматической обработки информации, связанные с ними средства считывания или печати информации .

Отметим, что расшифровки термина «электронно-вычислительная машина»

Закон о налоге на прибыль не дает. Более того, в настоящее время за его расшифровкой не стоит обращаться и к Государственному классификатору Украины «Классификация основных фондов ДК 013-97» от 19.08.97 г. № 507. Как следует из письма Госкомстата от 03.12.2007 г. № 03/7-8/872 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 28), этот документ можно использовать не более чем ориентир, а руководствоваться необходимо прямыми нормами указанного Закона. Но несмотря на это, ГНАУ в письме от 14.03.2008 г. № 4956/7/15-0517 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 82) все же ссылается на этот Классификатор.

В сложившейся ситуации последовательность рассуждений налогоплательщика может быть такой: поскольку в определении основных фондов, приведенном в

п.п. 8.2.1, в отличие от п. 4 П(С)БУ 7 вообще ничего не говорится об объекте основных фондов, а употребляется собирательное название «материальные ценности», то с величиной 1000 грн. нужно сравнивать не стоимость законченного объекта в бухгалтерском понимании, а стоимость материальных ценностей, и в случае превышения включать стоимость каждой такой ценности (вещи) в соответствующую группу ОФ.

В применении к налоговому учету настольного компьютера приведенные

аргументы свидетельствуют в пользу его учета по частям, по крайней мере в разрезе монитора, системного блока, клавиатуры и мыши. Развивая эту идеологию дальше, можно попытаться отстоять и возможность более детального отражения затрат на приобретение компьютера в налоговом учете если не всеми предприятиями, то хотя бы теми, о которых сказано в последнем абзаце предыдущего подраздела. Однако этому наверняка будут препятствовать налоговики, поэтому без особых на то причин так делать не стоит.

ГНАУ, мягко говоря, не приветствует «частичный» учет компьютера. Это было ясно еще из консультации ее ведущих специалистов в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 43, с. 55. Позднее такое же мнение высказывалось и в брошюре по вопросам налогообложения, доведенной

письмом ГНАУ от 07.09.2006 г. № 16636/7/31-3017 (см. с. 46). К сожалению, в обоих случаях на прямой вопрос: «Может ли предприятие облагать налогом составляющие компьютера как отдельные объекты основных фондов стоимостью до 1000 грн., поскольку разные его составляющие имеют разные сроки и порядок использования?» был дан расплывчатый ответ: «Предприятие с целью налогообложения должно вести учет не по отдельным составляющим компьютера, а по совокупной балансовой стоимости группы 4 основных фондов» в порядке, определенном п. 8.4 Закона о налоге на прибыль. Тем не менее основная мысль налоговиков ясна и сводится к запрету деления компьютера на составные части.

Рекомендации, которые можно дать в связи с этим, следующие:

— наименее спорным будет решение предприятия о включении в группу 4 основных фондов

минимального набора составляющих компьютера, о котором уже было сказано, — монитора, системного блока, клавиатуры и мыши;

— вместе с тем имеет право на жизнь и вариант, когда

каждая из перечисленных выше частей компьютера (об учете других его составляющих, известных под названием «периферийные устройства», речь пойдет в следующем разделе) оценивается на соответствие обоим налоговым критериям признания основных фондов. Достаточно важно при этом, чтобы и в бухгалтерском учете он учитывался таким же образом, поскольку в первой консультации налоговиков есть ссылка на ту норму из п. 4 П(С)БУ 7, которая позволяет предприятию учитывать один объект ОС как несколько отдельных объектов. А как известно, Закон о бухучете (ч. 2 ст. 3) предусматривает, что налоговая отчетность среди прочих видов отчетности, использующих денежный измеритель, должна базироваться на данных бухгалтерского учета;

— наконец, вариант налогового учета компьютера, когда, по аналогии с бухучетом,

в системном блоке выделяется наиболее важный узел (узлы), например, процессор или видеокарта, наименее предпочтителен. И даже не потому, что этому воспротивятся налоговики (иногда стоимость такого узла и стоимость оставшейся «начинки» системного блока вполне могут по отдельности превышать 1000 грн., а предполагаемый срок их использования в хоздеятельности — составлять более одного года, что в конечном итоге при оприходовании приведет к таким же налоговым результатам, как и в предыдущем варианте). Дело в том, что это может оказаться невыгодным самому предприятию в случае необходимости замены устаревшего узла на новый, поскольку такую замену нельзя будет рассматривать как ремонт* основных фондов, который в случае наличия «ремонтного» лимита мог бы дать предприятию право на валовые расходы.

* Подробности налогового учета ремонта компьютера см. в статье на с. 25 сегодняшнего номера.

Что касается НДС, то стоит помнить о

праве налогоплательщика на отражение налогового кредита при приобретении компьютера, которое основано на нормах п.п. 7.4.1 Закона об НДС. Как обычно, для этого необходимо, чтобы приобретаемые товары или основные фонды предназначались для последующего использования в производстве и/или поставке товаров (услуг) для налогооблагаемых операций в пределах хозяйственной деятельности налогоплательщика. При этом такое право возникает независимо от того, начали ли такие товары и основные фонды использоваться в налогооблагаемых операциях в течение отчетного налогового периода, а также от того, осуществлял ли налогоплательщик в этом периоде облагаемые налогом операции.

Подводя итоги, подчеркнем, что

однозначных рецептов для отражения расходов на приобретение компьютера как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, к сожалению, не существует. В то же время такое положение дел позволяет предприятию в каждом конкретном случае более гибко построить такой учет, оценивая при этом все сопутствующие выгоды и риски. В случае же споров с контролирующими органами по поводу правомерности того или иного учетного решения всегда можно воспользоваться аргументами в свою пользу, которые приведены в этой статье.

 

Учет периферийных устройств

Как следует учитывать периферийные компьютерные устройства — вместе с самим компьютером или по отдельности?

Традиционно

периферийными устройствами компьютера (в данном случае не имеет значения, о каком из двух его разновидностей идет речь — настольном или портативном) считаются такие устройства, которые:

предназначены для внешней обработки данных, обеспечивая их подготовку, ввод, хранение, управление, защиту, вывод и передачу на расстояние по каналам связи;

функционируют в совокупности с компьютером, получая от него специальные команды и выполняя их по определенной программе, но не всегда жестко связаны с конкретным компьютером;

конструктивно отделены от основного (системного) блока вычислительной системы.

Исходя из такого определения, можно понять, что учетных проблем при отражении расходов на их приобретение будет гораздо больше, чем при отражении в учете самого компьютера, хотя некоторые из них имеют схожие корни. Но прежде чем рассмотреть их, отметим, что существуют множество устройств, выполняющих те же задачи по вводу/выводу, хранению, защите и передаче информации на расстояние, что и периферийные устройства, однако таковыми не являющиеся. Главное отличие таких устройств, из-за чего они называются

внутренними устройствами, — необходимость их установки внутрь системного блока.

В качестве примера можно привести модемы, сетевые карты, кард-ридеры, накопители на жестких магнитных дисках (НЖМД), оптические приводы, Bluetooth-устройства, IR-порты, TV-тюнеры и многие другие — все они могут выпускаться как во внутреннем, так и во внешнем исполнении, но только в последнем случае будут считаться периферийными устройствами и только о них мы будем говорить*.

* Об учетных особенностях отражения расходов на приобретение внутренних устройств см. в той же статье, посвященной ремонту и техобслуживанию компьютера (с. 25 сегодняшнего номера).

Общая проблема учета, касающаяся за некоторыми исключениями почти всех периферийных устройств, — считать ли их неотъемлемой частью самого компьютера и учитывать вместе с ним или рассматривать каждое такое устройство в качестве отдельного учетного объекта. Поскольку нечто похожее уже обсуждалось выше в отношении учета минимально необходимых составных частей компьютера (системного блока, монитора и т. д.), повторяться не будем. Субъективизм, который присутствует и в том, и в этом случае, полностью устранить нельзя, но для многих периферийных устройств его можно попытаться обосновать дополнительными аргументами в пользу выбранного учетного варианта.

Вместе с тем отметим, что все такие устройства в бухгалтерском учете будут учитываться в зависимости от стоимости и срока службы. В налоговом же учете периферийные устройства, отвечающие критериям признания основных фондов, учитываются как отдельные объекты основных фондов согласно

п.п. 8.2.2 Закона о налоге на прибыль, где они указаны отдельно от ЭВМ и других машин для обработки информации. При этом периферийка, имеющая стоимость менее 1000 грн., должна отражаться как налоговая малоценка с отнесением расходов на ее приобретение в состав валовых расходов и последующим пересчетом по п. 5.9 этого Закона.

Приведем далее краткие замечания, касающиеся отдельных типов периферийных устройств.

1. Принтеры, МФУ**, сканеры

. Для этой группы устройств следует различать степень их интеграции на конкретном рабочем месте, где установлен компьютер. Так, если принтером или МФУ оборудовано каждое рабочее место, то их отражение в бухучете в значительной степени зависит от учетной политики предприятия, а также от того, каким образом оформлены приходные документы (одной накладной вместе с компьютером или разными). В то же время принтер или МФУ могут обслуживать несколько рабочих мест одновременно, если все компьютеры на этих рабочих местах объединены в локальную вычислительную сеть*. В этом случае ничего не остается, кроме как признать эти периферийные устройства отдельными объектами.

** МФУ — многофункциональное устройство, объединяющее функции принтера, копира и сканера.

* О бухгалтерском и налоговом учете расходов на создание компьютерных сетей можно прочитать в статье на с. 41 сегодняшнего номера.

Что касается

сканера, то включение его в объект основных средств под названием «настольный компьютер» выглядит в большинстве случаев не вполне оправданным. Хотя и здесь возможен вариант создания компьютеризированного рабочего места, исключительной задачей которого будет сканирование и оцифровка текстов (например, в библиотеке для создания электронного фонда печатных изданий). Тогда такой компьютер (или, скорее, «программно-технический комплекс для обработки текстовой информации») вполне мог бы включать в себя (как в обособленный объект основных средств) и сканер.

2. Другие периферийные устройства

(внешние модемы, сетевые карты, кард-ридеры, НЖМД, оптические приводы, Bluetooth-устройства, IR-порты и т. п.). Общая характеристика перечисленных устройств — абсолютная их автономность и возможность выполнять свои функции с любым компьютером.

Предполагаемый срок использования таких объектов, который составляет более одного года, а также умеренная стоимость позволяет их учитывать в бухучете как МНМА с отражением на субсчете 153 при покупке и затем на субсчете 112 при вводе в эксплуатацию. При этом рекомендуем выбрать метод амортизации: начисление 100 % износа при вводе в эксплуатацию (это один из методов бухгалтерской амортизации, который разрешен

п. 27 П(С)БУ 7 для МНМА). Связана такая рекомендация с требованиями налоговиков, которые они выдвигают к перерасчету малоценки по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль стоимостью менее 1000 грн. и сроком использования более года (см. письмо ГНАУ от 29.01.2007 г. № 1564/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 11).

Заметим, что стоимость внешних накопителей на жестких магнитных дисках (НЖМД), имеющих достаточно большую емкость, может и превышать 1000 грн., что открывает им путь в состав основных средств (на субсчет 152 — в момент приобретения, а после ввода в эксплуатацию — на субсчет 104).

В налоговом учете все такие устройства (может быть, за исключением тех же НЖМД) классифицируют как «налоговую малоценку», т. е. расходы на их приобретение включаются в валовые расходы и пересчитываются по

п. 5.9 до ввода в эксплуатацию. При этом если предприятие выберет другой метод бухамортизации, а именно: 50 % износа после ввода в эксплуатацию, а 50 % — при списании, то 1/2 валовых расходов уменьшит налогооблагаемую прибыль только при списании конкретного устройства с баланса.

3. TV-тюнеры, устройства видеомонтажа, веб-камеры

. Для учета этих периферийных устройств полностью применимы все аргументы, изложенные в предыдущем подразделе. Выделить же их в отдельную группу нас заставило то, что проверяющие в отдельных случаях наверняка попытаются указать предприятию на нехозяйственную направленность таких устройств. Разумеется, для рекламного агентства, занимающегося изготовлением рекламных видеороликов, устройство видеомонтажа — объективно необходимое средство производства. То же самое можно сказать и о веб-камерах, которые в настоящее время на многих предприятиях выполняют функции слежения, охраны, идентификации клиентов и т. п.

Несколько сложнее с

TV-тюнером. Хотя и в этом случае аргументом связи с хозяйственной деятельностью может служить то, что такое устройство необходимо работникам, например, отдела по связям с общественностью или отдела рекламы, чтобы посредством телевидения быть в курсе последних новостей, событий в стране и городе (скажем, ярмарок, выставок, презентаций), объявлений (в том числе и рекламных, которые могут заинтересовать предприятие), а также прослушивания необходимой важной деловой информации, транслируемой на специальных бизнес-телеканалах.

Таким образом, если налогоплательщик готов отстаивать связь с хозяйственной деятельностью подобных периферийных устройств (в тех случаях, когда она сразу не очевидна) или, наоборот, такая связь вытекает непосредственно из специфики его деятельности, то вполне возможно расходы на их приобретение отражать в налоговом учете по описанным выше правилам. В противном случае такие устройства должны признаваться либо непроизводственными фондами (если они формально соответствуют определению основных фондов, но в хоздеятельности не участвуют), либо товарами, не использующимися в хоздеятельности (без права на валовые расходы в момент приобретения и без перерасчета балансовой стоимости запасов по

п. 5.9).

Напомним, что в бухгалтерском учете деления на производственные и непроизводственные активы не существует, поэтому соответствующие расходы отражаются в общем порядке как приобретение основных средств или МНМА.

4. Источники бесперебойного питания (ИБП)

. Такие устройства стоят несколько особняком, поскольку согласно Классификатору продукции и услуг ДК 016-97 они имеют код 31.10.50 и включены в группу «Машины и аппаратура электрические» (код 31.1), в отличие от прочих периферийных устройств, которые под тем или иным названием можно найти в группе «Машины электронно-вычислительные и прочее оборудование для обработки информации» (код 30.02). В этой связи мы бы не рекомендовали учитывать в «традиционно-компьютерной» группе 4 — более безопасным выглядит включение в состав группы 2 ОФ. Налоговики же вообще предлагают учитывать ИБП в составе основных фондов группы 1 (как передаточные устройства), с чем мы, разумеется, согласиться не можем (см. письмо ГНАУ 14.03.2008 г. № 4956/7/15-0517).

 

Учет расходных материалов

Что понимают под расходными материалами для компьютера? Какие особенности их учета? Есть ли основания рассматривать флэшку в качестве расходного материала или ее обязательно следует признавать активом предприятия?

Для конкретизации того, что обычно относят к расходным материалам, которые используются в ходе эксплуатации компьютерной техники, разделим такие материалы на две подгруппы:

— собственно расходники для оргтехники. К ним относятся: картриджи, тонеры (порошок для картриджей), ленты для матричных принтеров, чистящие салфетки, спреи, сжатый воздух и т. п.;

сменные носители информации (дискеты, оптические диски).

Такая классификация характерна тем, что материалы, включенные в первую подгруппу, используются исключительно для поддержания компьютера и периферийных устройств в работоспособном состоянии. Анализ учетных особенностей использования таких расходных материалов связан с ответом на вопрос: что следует считать ремонтом оргтехники, а что будет являться ее техобслуживанием, и по каким признакам отличить одно от другого? Поскольку рассмотрению этого вопроса посвящена отдельная статья в этом тематическом номере (см. с. 25), здесь его касаться не будем.

Материалы второй подгруппы не обеспечивают напрямую работоспособность компьютера и не требуют периодической замены в этом смысле. В то же время их собственный технический ресурс достаточно ограничен, что приводит к необходимости постоянного пополнения запасов таких ТМЦ на предприятии.

Начнем с дискет, которые сейчас, конечно, не так распространены, как ранее, но иногда еще используются на предприятиях. Ввиду многоразовости использования этого носителя информации и его недолговечности (вряд ли стоит полагать, что срок их использования составит более одного года), считаем, что в бухучете их следует отражать на счете 22 как МБП. Следовательно, по мере расходования дискет, т. е. выдачи со склада в эксплуатацию их стоимость как любого МБП, списывается в бухгалтерском учете на расходы (сч. 91, 92, 93, 94). Налоговый учет дискет тоже не составляет проблем: их стоимость включается в валовые расходы и пересчитывается по п. 5.9 до момента выдачи в эксплуатацию, налоговый кредит отражается в общем порядке.

То же самое можно сказать об учете перезаписываемых оптических дисков (CD-RW, DVD-RW). Для одноразовых дисков (CD-R, DVD-R), на наш взгляд, ближе субсчет 209 «Прочие материалы», поскольку такие диски можно сравнить с обычной бумагой для записи. Заметим, что налоговый учет от такого отражения не пострадает: фактически валовые расходы уменьшат налогооблагаемую прибыль благодаря механизму перерасчета по п. 5.9 в периоде их выдачи для эксплуатации.

Несколько иначе обстоят дела с флэшками — переносными устройствами, содержащими в себе определенный объем энергонезависимой перезаписываемой памяти. Как и в случае с перезаписываемыми оптическими дисками, число циклов перезаписи информации для флэшки также ограничено, и, тем не менее, оно на несколько порядков выше.

При их отражении в учете можно пойти по одному из нескольких путей, выбор которого зависит от стоимости самой флэшки, интенсивности ее использования и учетной политики предприятия.

Традиционное учетное решение состоит в признании флэшки малоценным необоротным материальным активом, если, конечно, ее стоимость ниже предельной величины, установленной в учетной политике предприятия для классификации МНМА, а интенсивность ее использования невелика. В этом случае оприходование флэшки в бухучете отражается на субсчете 153 «Приобретение (изготовление прочих необоротных материальных активов)», а после начала ее эксплуатации — на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы».

О рекомендациях по поводу выбора бухгалтерского метода начисления износа для МНМА, который приводил бы одновременно к оптимальным результатам в налоговом учете, шла речь в предыдущем разделе. На всякий случай повторим, что одномоментное начисление 100 % износа при вводе в эксплуатацию позволит сразу увеличить валовые расходы на полную стоимость флэшки, не дожидаясь ее списания с баланса.

Второй вариант учета выбирают, если предприятие приобрело достаточно объемную флэш-память стоимостью более 1000 грн. (заметим, что диапазон цен на флэшки объемом 64 и даже 32 ГБ на сегодня выходит за указанную предельную величину). Очевидно, что устройство такого типа в силу значительного объема памяти вряд ли износится за год, поэтому здесь неуместно говорить о недолгосрочном использовании и бухгалтерских/налоговых расходах. Такой актив в бухгалтерском учете следует классифицировать как объект основных средств, а в налоговом учете амортизировать в составе группы 4. Кстати, согласно Государственному Классификатору продукции и услуг ДК 016-97 флэшка как внешнее запоминающее устройство соответствует коду 30.02.15, который входит в подгруппу «Машины электронно-вычислительные и другое оборудование для обработки информации», а это дает все основание для включения ее именно в эту группу.

Наконец, третий вариант учета флэшки отвечает на поставленный выше вопрос: обязательно ли следует признавать это устройство активом предприятия? Принять этот вариант к сведению рекомендуем тем смельчакам, которые не желают вести первичные документы по ОС, начислять износ, организовывать пообъектный учет к обычной флэшке и т. п. Но воспользоваться им на практике получится только тогда, когда расходы на приобретение флэшки не превышают так называемый порог существенности (5 % от стоимости всех активов или меньшую сумму, установленную предприятием в приказе об учетной политике). В этом случае флэшку можно не учитывать в составе активов, а ее стоимость сразу списать на расходы (например, на счет 92). Следовательно, она не будет участвовать в расчете прироста/убыли ТМЦ согласно п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

Вот, собственно, и все об учете компьютерного «железа». Надеемся, что наши рассуждения по поводу тех трех глобальных проблем, которые охвачены этой статьей, привнесут определенную ясность и помогут каждому сформировать свой собственный аргументированный подход к учету компьютера и его составляющих на практике.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше