Ремонтируем компьютер

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2009/№ 83
В избранном В избранное
Печать
Статья

Ремонтируем компьютер

 

Компьютерная техника, как и любая другая, со временем может выходить из строя, давать сбои или даже устаревать. О том, как учесть расходы на предотвращение или устранение уже возникших технических неполадок, а также осуществление «компьютерных» усовершенствований, мы сейчас и поговорим, обозначив при этом наиболее интересные, связанные с ремонтом вопросы.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Как известно, для учетных целей важны характер и направленность осуществляемых «ремонтных» операций. Как в таком случае разграничить между собой операции по техобслуживанию (ТО), ремонту и модернизации применительно к компьютерной технике?

Итак, в зависимости от ситуации и преследуемых целей возможны следующие виды «ремонтных» операций:

— техобслуживание (ТО);

— ремонты;

— модернизация компьютерной техники.

Если первый вид операций (

техобслуживание) несет в себе преимущественно профилактическую направленность (т. е. сопровождается рядом мер, предотвращающих неисправности, способствующих содержанию техники в исправном состоянии и продлению таким образом срока ее службы), то ремонту или модернизации, как правило, уже сопутствует проведение более основательных работ — с заменой «компьютерных» составляющих или запчастей, их починкой (восстановлением ресурса), а подчас даже установкой при этом более совершенных (порой дополнительных, новых) компонентов. При этом разграничивая между собой «ремонты» и «модернизацию», важно определить, с какой именно целью проводятся «ремонтные» операции с компьютером: для поддержания его в рабочем состоянии («ремонты») или с целью увеличения будущих экономических выгод («модернизация»). Правда, при этом может возникнуть вопрос: а как же отделить в таком случае затраты на поддержание компьютера в рабочем состоянии от его улучшений, если сегодня практически любая деталь, вышедшая из строя, меняется на новую, более совершенную? Полагаем, в данном случае разумно руководствоваться следующим: замену на равноценные (подобные) комплектующие стоит рассматривать как ремонт, в то время как более прогрессивные «ремонтные» усовершенствования (предположим, замена на комплектующие существенно большей возможности или доукомплектация техники, например, дополнительная установка DVD-привода и т. п.) больше отвечают модернизации.

В связи с этим также напомним, что согласно

п. 29 Методрекомендаций № 561 решение о характере и признаках «ремонтных» работ (т. е. на что они направлены: поддержание в рабочем состоянии или улучшение) принимается руководителем предприятия. При этом, как правило, техническое заключение о направленности проводимых «ремонтных» мероприятий для принятия решения руководителем, с точки зрения дальнейшей эксплуатации объекта, можно получить от специалистов предприятия, ремонтировавших компьютерную технику, или же, к примеру, от фирмы, если таковая привлекалась для выполнения соответствующих «ремонтных» работ.

Обобщая вышесказанное, разделение «ремонтных» операций с компьютерной техникой можно представить следующим образом:

 

«Ремонтные» операции с компьютерной техникой

Виды операций

Характеристика

Примеры

ТО (техобслуживание)

Направлены на поддержание компьютера в рабочем состоянии

Преимущественно профилактические операции, направленные на продление жизнеспособности компьютерной техники, например:

— чистка, продувка системного блока от пыли и загрязнений;

— чистка принтера;

— чистка и смазка подшипников кулера системного блока;— чистка СD, DVD-приводов;

— расходы на замену (покупку) картриджей для принтеров и т. п.

Ремонты

Замена на подобные (как правило, с целью восстановления рабочего ресурса):

— монитора;

— клавиатуры;

— мышки;

 — системного блока;

— отдельных составляющих системного блока (на равноценные)

Улучшения (модернизация)

Приводят к увеличению будущих экономических выгод от использования компьютера

К улучшениям, в частности, относятся:

— увеличение объема оперативной памяти;

— замена старого процессора на новый с более высокой частотой;

— установка дополнительного накопителя на жестком магнитном диске;

— установка материнской платы, поддерживающей более новые устройства;

— установка более совершенной видеокарты и т. п.;

— установка СD, DVD-приводов

 

Подробнее, пожалуй, стоит остановиться на

замене картриджей для принтера. Здесь может возникнуть вопрос: к какому объекту причислить картридж (материалы, МБП, МНМА) и является ли его замена ремонтом? Считаем, что такой актив не соответствует понятию основных средств (так как не является законченным устройством, выполняющим определенные самостоятельные функции, п. 4 П(С)БУ 7), а следовательно, не может считаться и МНМА. Также, на наш взгляд, картриджи не могут расцениваться и как МБП (к которым Инструкция № 291 в первую очередь относит инструменты, хозинвентарь, специальное оснащение, спецодежду и т. п. — т. е. предметы, для которых характерна обособленность и возможность выполнения самостоятельной функции). Поэтому, полагаем, самый правильный подход — рассматривать картридж как расходный материал независимо от срока его использования, а его замену классифицировать как техническое обслуживание принтера, а не как его ремонт. Ведь замена картриджа осуществляется не по причине поломки принтера, а по причине израсходования картриджа.

 

Какое значение для учета имеет вид проводимых «ремонтных» операций? Каковы особенности налогового и бухгалтерского учета «ремонтных» операций каждого вида?

Поскольку каждому виду «ремонтных» мероприятий сопутствуют свои учетные особенности, остановимся на них отдельно.

Проще всего с

техобслуживанием. Расходы на его проведение и в бухгалтерском, и в налоговом учете являются расходами периода (валовыми расходами — в целях налогообложения).

В отношении других «ремонтных» операций нужно отметить, что

в бухгалтерском учете согласно нормам П(С)БУ 7 расходы на:

ремонты (как мероприятия, направленные на поддержание объектов в рабочем состоянии) являются расходами периода;

модернизацию (как приводящую к увеличению будущих экономических выгод от использования объектов) капитализируются, т. е. увеличивают первоначальную стоимость ремонтируемых объектов основных средств (ОС).

А вот

для налогового учета никакого разделения между ремонтами и модернизацией не существует. Так, в налоговом учете все виды таких «ремонтных» работ (ремонт, модернизация, а также реконструкция, техническое перевооружение и т. п.) называются «улучшениями» основных фондов (ОФ), учет которых регулируется единым «ремонтным» п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль.

Подробнее особенности учета «ремонтных» расходов приведены в следующей таблице:

 

Учет «ремонтных» расходов

Виды операций

Учетные особенности

бухгалтерский учет

налоговый учет

ТО (техобслуживание)

Расходы включаются в состав расходов текущего периода

(Дт 23, 91, 92, 93, 94 —

Кт 20, 65, 66, 68)

(п. 15 П(С)БУ 7)

Расходы относятся на валовые расходы (п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль)

Ремонты

Все виды ремонтов и улучшений в налоговом учете считаются улучшениями ОФ, и связанные с этим расходы относятся:

— на валовые расходы (в пределах 10 % «ремонтного» лимита);

— в сумме превышения (свыше 10 %) — на увеличение балансовой стоимости групп ремонтируемых ОФ (с соответствующим распределением — пропорционально понесенным расходам на их улучшение) (п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль)

Улучшения (модернизация)

Расходы капитализируются (относятся на увеличение первоначальной стоимости улучшаемого объекта ОС)

(Дт 15 — Кт 20, 65, 66, 68;

Дт 10 — Кт 15)

(п. 14 П(С)БУ 7)

 

При этом хотим обратить внимание на следующий момент. В отличие от техобслуживания (для которого сказанное далее особой роли не играет), при отражении в учете ремонтов и модернизации важное значение также имеет

подход, избранный предприятием к учету компьютерной техники — единым объектом или, к примеру, отдельными компьютерными составляющими (отдельными объектами)*. Так, например, в случае «раздельного» учета составляющих некоторые из них могут не дотягивать до основных фондов в налоговом учете (например, «малоценные» монитор, принтер, сканер быть МНМА, зачисляемыми на субсчет 112, — а значит, для налогового учета выступать «валоворасходной» налоговой малоценкой, учитываемой как запасы). А потому в таком случае вышерассмотренные «ремонтные» налоговые правила для них работать не будут, и в налоговом учете ремонт таких компьютерных объектов попадет на валовые расходы (на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль, как расходы, связанные с ведением хозяйственной деятельности). В то же время вышеописанный «ремонтный» бухгалтерский подход (ввиду того, что МНМА — это, по сути, малоценные ОС) для них сохранится.

*Подробнее о подходах к учету компьютера см. статью «Учет компьютерного «железа» на с. 16.

Либо же возможно, что при «раздельном» учете отдельные «компьютерные» составляющие и в бухгалтерском, и в налоговом учете вообще окажутся обычными

запасами (так, например, те же мышки и клавиатуры могут учитываться предприятием в составе МБП). В таком случае операции по их ремонту, по сути, сведутся к замене на новые ТМЦ. А значит, в налоговом учете такие «ремонтные» расходы, связанные с приобретением новых запасов, также попадут на валовые (опять же согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль, а не по правилам п.п. 8.7.1). Подробнее такие ситуации будут рассмотрены далее в вопросах.

 

В связи с поломкой возникла необходимость в замене мышки для компьютера. Как отразить такую операцию в учете, если на предприятии составляющие компьютера учитываются отдельными объектами, при этом мышки числятся в составе МБП и в налоговом учете являются обычными запасами?

В данном случае

в бухгалтерском учете (ввиду пообъектного учета «компьютерных» составляющих) приобретение новой мышки будет отражено как приобретение запасов (МБП), с зачислением на счет 22. При передаче мышки в эксплуатацию ее стоимость будет списана на расходы периода (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 22).

В налоговом учете

расходы на замену мышки (покупку новой) фактически будут являться расходами на приобретение запасов (хотя опять же укажем, что налоговики не одобряют налогового учета компьютера по отдельным составляющим). Поэтому их сумма попадет на валовые расходы на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. При этом сумму входного НДС предприятие сможет отнести в налоговый кредит (согласно п.п. 7.4.1 Закона об НДС — при условии использования компьютера в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности).

Так, при условии, что новая мышка приобретается через подотчетное лицо, в учете операции отразятся следующим образом (кстати, аналогичным образом может быть отражена в учете и замена клавиатуры, при условии, конечно, что согласно выбранному предприятием подходу она также является самостоятельным объектом учета, числящимся в составе МБП):

 

Замена мышки для компьютера

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1. Выданы денежные средства подотчетному лицу для покупки мышки

372

301

100

2. После утверждения авансового отчета оприходована мышка на баланс предприятия

22

372

60

60*

3. Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

372

12

4. Возвращен подотчетным лицом в кассу остаток неизрасходованной суммы

(100 грн. - 72 грн. = 28 грн.)

301

372

28

5. Передана мышка в эксплуатацию

(для замены)

23, 91, 92, 93, 94

22

60

*В налоговом учете стоимость мышки до момента передачи в эксплуатацию участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

 

Для сравнения заметим, что если бы компьютер (со всеми составляющими, включая мышку) учитывался на предприятии единым объектом (основным средством — в бухгалтерском учете и объектом ОФ группы 4 — в налоговом), то ремонтные расходы на замену мышки в бухгалтерском учете, как расходы на проведение ремонта и поддержание компьютера в рабочем состоянии, были бы отражены аналогичным образом (т. е. с отнесением на расходы периода). А вот в налоговом учете в таком случае (как при ремонте ОФ) предприятию следовало бы руководствоваться «ремонтным»

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль и расходы на замену мышки относить на валовые расходы (в пределах 10 % «ремонтного» лимита), или если таковой в текущем году уже исчерпан — на увеличение балансовой стоимости ОФ группы 4 на начало квартала, следующего за кварталом проведениия ремонта (а если при этом ремонтировались ОФ нескольких групп — то с соответствующим распределением сверхлимитной суммы расходов).

 

Предприятие сдало в ремонт сторонней организации, занимающейся ремонтом компьютерной техники, принтер. Стоимость услуг по ремонту составила 420 грн. (в том числе НДС — 70 грн.). Как учесть такие ремонтные расходы, если в бухгалтерском учете принтер числится в составе МНМА, и в налоговом учете он является запасами? Кроме того, были закуплены:

— картридж для принтера стоимостью 300 грн. (в том числе НДС — 50 грн.);

— чистящие салфетки для компьютеров стоимостью 36 грн. (в том числе НДС — 6 грн.).

Как отразить такие операции в учете?

Ремонт принтера.

Поскольку принтер зачислен в состав МНМА (субсчет 112), то расходы на его ремонт в бухгалтерском учете учитываются как расходы на ремонт основных средств. А значит, в бухучете такие расходы (как по ремонту ОС) попадут на расходы периода.

Похожая ситуация и в налоговом учете: здесь (учитывая, что принтер в целях налогообложения не является ОФ, а рассматривается как запасы) расходы на ремонт будут отнесены на валовые расходы согласно

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Техобслуживание принтера и компьютерной техники.

Расходы на покупку картриджа для принтера и чистящих компьютерных салфеток являются расходами на техобслуживание. В бухгалтерском учете стоимость таких расходных материалов зачисляется на субсчет 209 «Прочие материалы», откуда впоследствии списывается на расходы (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 209). В налоговом учете стоимость картриджей и салфеток включается в состав валовых расходов (п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль) и пересчитывается по п. 5.9. При этом сумму «входного» НДС предприятие вправе отнести в налоговый кредит (п.п. 7.4.1 Закона об НДС).

В учете операции по ремонту и техобслуживанию отразятся следующим образом:

 

Ремонт и техобслуживание принтера

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

Ремонт принтера

1. Отражены расходы на ремонт принтера

23, 91, 92, 93, 94

631

350

350

2. Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

631

70

3. Оплачена стоимость ремонтных работ

631

311

420

Техобслуживание принтера и компьютерной техники

1. Оприходованы:

 

 

 

 

 

— картридж

209

631

250

250*

641

631

50

— чистящие салфетки для компьютера

209

631

30

30*

641

631

6

2. Перечислена оплата за картридж и чистящие салфетки для компьютера (300 грн. + 36 грн.)

631

311

336

3. Произведена замена картриджа

23, 91, 92, 93, 94

209

250

4. Выданы чистящие салфетки для компьютера отделам предприятия

23, 91, 92, 93, 94

209

30

*В налоговом учете стоимость картриджа и чистящих салфеток для компьютера до момента передачи в эксплуатацию участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

 

Предприятие заключило договор с фирмой технической поддержки на выполнение работ по модернизации компьютера (произведена замена процессора на новый, более высокочастотный, увеличен объем оперативной памяти, а также дополнительно установлен DVD-привод). Стоимость работ составила 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.). Как учесть такие операции?

Произведенные улучшения компьютера являются его

модернизацией. Значит, в таком случае связанные с этим расходы:

— в бухгалтерском учете относятся на увеличение первоначальной стоимости компьютера;

— в налоговом учете отражаются в порядке, предусмотренном

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль.

При этом в учете будут сделаны следующие записи:

 

Модернизация компьютера

(с привлечением услуг сторонней организации)

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1. Перечислена предоплата фирме техподдержки за работы по модернизации компьютера

371

311

1800

1500*

2. Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

644

300

3. Отражены (капитализированы) расходы на модернизацию компьютера

152

631

1500

4. Списана сумма ранее отраженного налогового кредита по НДС

644

631

300

5. Отражен зачет задолженности

631

371

1800

6. Расходы по модернизации компьютера отнесены на увеличение его первоначальной стоимости

104

152

1500

* Предположим, что 10 % «ремонтный» лимит (п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль) в текущем году еще не исчерпан, а значит, предприятие имеет право по первому событию отнести стоимость расходов на модернизацию (улучшение) компьютера на валовые расходы. Правда, если фирма, оказывающая услуги техподдержки, при этом не является плательщиком налога на прибыль, то валовые расходы можно будет увеличить только по фактическому получению услуг и получению акта (п.п. 11.2.3 Закона о налоге на прибыль).

 

Предприятие арендует компьютер у работника (оформлен договор аренды). С согласия работника (силами предприятия) произведены улучшения компьютера: установлены более совершенные видеокарта, процессор и материнская плата. При этом затраты на их приобретение составили 1920 грн. (в том числе НДС — 320 грн.). Как учесть такие усовершенствования?

В бухгалтерском учете

расходы на ремонты и улучшения арендованных основных средств отражаются в соответствии с П(С)БУ 7 и П(С)БУ 14, и их учет также зависит от направленности проводимых «ремонтных» работ. Так, согласно этим документам:

— стоимость

ремонтов объектов аренды (как расходов, связанных с поддержанием объектов в рабочем состоянии) относится на расходы периода (п. 15 П(С)БУ 7);

— стоимость

улучшений (модернизации) арендованных объектов (приводящих к увеличению будущих экономических выгод от использования объекта) учитывается арендатором как создание объекта прочих необоротных материальных активов (Дт 117 — Кт 153, п. 8 П(С)БУ 14, п. 21 Методрекомендаций № 561).

Налоговый учет

«ремонтных» расходов при аренде оговорен в п. 8.8 Закона о налоге на прибыль, согласно которому ремонтируя или улучшая (с согласия арендодателя*) арендованные объекты, арендатор имеет право (как и при ремонте собственных ОФ) руководствоваться положениями п.п. 8.7.1 и расходы на ремонты и улучшения арендованного имущества в пределах 10 % «ремонтного» лимита включить в валовые расходы. А вот расходы на ремонты и улучшения арендованной компьютерной техники, превышающие этот предел, арендатор относит на увеличение (создание) балансовой стоимости ОФ группы 4. При этом, в отличие от ситуации с собственными ОФ, распределять сверхлимитные «ремонтные» расходы по арендованным ОФ не нужно, поскольку п. 8.8 Закона о налоге на прибыль такого распределения не предусматривает (также на это обращалось внимание еще в консультации налоговиков в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 76, с. 47).

* Важно учитывать, чтобы арендатору воспользоваться положениями «арендно-ремонтного» п.п. 8.8.1 Закона о налоге на прибыль, необходимо (как отмечается в этом подпункте) заручиться согласием на осуществление таких улучшений от арендодателя. Поэтому лучше этот момент оговорить в договоре. Кстати, аналогичное требование можно встретить и в ч. 3 ст. 773 ГКУ, согласно которой арендатор вправе изменять состояние арендуемого имущества только с согласия арендодателя. А вот поддержание арендованного объекта в рабочем состоянии и проведение его текущего ремонта, как правило, обязанность арендатора (ч. 1 ст. 776 ГКУ), о чем, правда, также лучше указать в договоре.

И еще один момент. По мнению налоговиков, стоимость улучшений арендуемого у работника имущества подлежит обложению НДФЛ (в составе общего налогооблагаемого дохода по ставке 15 %) в месяце завершения ремонта (

п. 6 письма ГНАУ от 18.07.2007 г. № 8838/5/15-0316 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 72). На наш взгляд, в данном случае правильнее исходить из того, что о доходе физлица можно говорить только по окончании договора аренды, когда работнику-арендодателю собственно и будет возвращено имущество (объект аренды). При этом, полагаем, реальный доход возникнет не в полной сумме стоимости произведенных улучшений, а уже с учетом износа (на что мы обращали внимание и в редакционном комментарии к письму).

С учетом сказанного операции по улучшению (модернизации) арендованного компьютера в учете предприятия отразятся следующим образом (предположим, по договоренности сторон улучшения при этом осуществляются без возмещения таких расходов арендодателем):

 

Улучшение (модернизация) арендованного компьютера

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

1. Перечислена оплата поставщику за компьютерные комплектующие

371

311

1920

1600*

2. Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

644

320

3. Получены компьютерные запчасти от поставщика

207

631

1600

4. Списана сумма ранее отраженного налогового кредита по НДС

644

631

320

5. Отражены расходы по улучшению компьютера (приводящие к увеличению будущих экономических выгод)

153

207

1600

153

66, 65

400

 (условно)

400*

6. Из расходов на улучшение сформирован объект прочих необоротных материальных активов

117

153

2000

7. Начислена амортизация по созданному объекту прочих необоротных материальных активов

23, 91, 92, 93, 94

132

100

 (условно)

* Предположим, что в налоговом учете 10 % «ремонтный» лимит предприятием еще не исчерпан, и потому всю сумму расходов на улучшение арендованного компьютера (по первому событию) предприятие в налоговом учете относит на валовые расходы.

 

Напомним также, что особенности учета ремонта и улучшений арендованных ОС подробно рассматривались в тематическом выпуске газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 50.

 

Предприятие, арендующее компьютер (для использования в хозяйственной деятельности), оплатило услуги сторонней сервисной организации по техобслуживанию арендованной компьютерной техники. Их стоимость составила 360 грн. (в том числе НДС — 60 грн.). Можно ли в налоговом учете отнести такую сумму на валовые расходы? Как отразить такую операцию в учете?

Учет расходов на

техобслуживание арендованных ОС аналогичен учету расходов на техобслуживание собственных ОС. Так, в бухгалтерском учете это расходы периода, а в налоговом учете — валовые расходы согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль (как расходы, связанные с ведением хозяйственной деятельности). Ведь, как следует из ст. 785 и ст. 776 ГКУ, поддержание объекта аренды в рабочем состоянии — обязанность арендатора.

При этом в учете расходы по техобслуживанию арендованной компьютерной техники отразятся следующим образом:

 

Техобслуживание арендованной компьютерной техники

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1. Отражены расходы по техобслуживанию арендованного компьютера

23, 91, 92, 93, 94

631

300

300

2. Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

631

60

3. Оплачены услуги по техобслуживанию

631

311

360

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд