Об ограничении наличных расчетов при закупке сельхозпродукции

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Октябрь, 2009/№ 84
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 15.09.2009 г. № 9112/6/23-7015/846

Об ограничении наличных расчетов при закупке сельхозпродукции

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 15.09.2009 г. № 9112/6/23-7015/846

(извлечение)

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо <…> по вопросу ограничения предельной суммы наличных расчетов между субъектами хозяйствования за сельскохозяйственную продукцию и в пределах компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 2.3 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637, предельная сумма наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам устанавливается соответствующим постановлением Правления Национального банка Украины. Платежи сверх указанной предельной суммы производятся исключительно в безналичной форме. Количество предприятий (предпринимателей), с которыми осуществляются расчеты, в течение дня не ограничивается.

Постановлением Правления Национального банка Украины от 09.02.2005 г. № 32 «Об установлении предельной суммы наличного расчета» (далее — Постановление № 32

) установлена предельная сумма наличного расчета в соответствии с пунктом 2.3 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине в размере 10000 гривень.

Указанные ограничения не распространяются на расчеты предприятий (предпринимателей) между собой во время закупки сельскохозяйственной продукции. Перечень товаров, относящихся к этой продукции (далее — сельскохозяйственная продукция), определен Законом Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины».

В случае осуществления предприятиями наличных расчетов с другими предприятиями (предпринимателями) сверх установленной предельной суммы средства в размере превышения установленной суммы расчетно прибавляются к фактическим остаткам наличности в кассе на конец дня плательщика наличности разово в день осуществления этой операции, с последующим сравнением полученной расчетной суммы с утвержденным лимитом кассы.

В соответствии с пунктом 2.15 статьи 2 Закона Украины от 24.06.2004 г. № 1877 «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» (далее — Закон № 1877) сельскохозяйственная продукция (сельскохозяйственные товары) — товары, указанные в группах 1 — 24 УКТ ВЭД согласно Закону Украины «О Таможенном тарифе Украины», если при этом такие товары (продукция) выращиваются, откармливаются, вылавливаются, собираются, изготовляются, производятся, перерабатываются непосредственно производителем этих товаров (продукции), а также продукты обработки и переработки этих товаров (продукции), если они были приобретены или произведены на собственных или арендованных мощностях (площадях).

Таким образом,

ограничение относительно предельной суммы наличных расчетов, которые установлены Постановлением № 32, не распространяется на такие расчеты субъектов хозяйствования между собой во время закупки у производителей сельскохозяйственной продукции (1).

 

<...>

 

Вместе с тем в случае проведения наличных расчетов между субъектами хозяйствования за товары, которые в соответствии с Законом № 1877 не относятся к сельскохозяйственным товарам, на такие расчеты распространяются ограничения, установленные Постановлением № 32.

 

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

«Наличное» ограничение не распространяется на сельхозтовары непосредственного производителя

Вопрос об ограничении 10000 грн. наличных расчетов при закупке сельхозпродукции связан с недавними изменениями Закона Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV (далее — Закон о господдержке сельского хозяйства), по большей части освещенными нами в статье «Закон № 1447: новая ступень государственной поддержки аграриев» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 58, с. 33).

В этой статье мы обращали внимание на новую редакцию п. 2.15 Закона о господдержке сельского хозяйства. Именно на этой новации в Законе о господдержке сельского хозяйства — о признании

сельхозпродукцией (сельхозтоварами) товаров групп 1 — 24 УКТ ВЭД только при условии, если они выращены, откормлены, выловлены и т. п. непосредственно производителем, а продукты обработки и переработки этих товаров (продукции) приобретены или произведены на собственных или арендованных мощностях (площадях), и строится аргументация ГНАУ.

Итак, по мнению ГНАУ,

ограничение 10000 грн. не распространяется на наличные расчеты за сельхозтовары непосредственного производителя. Если же наличные расчеты производятся за товары, которые с учетом вышеприведенных новаций Закона о господдержке сельского хозяйства не подпадают под определение сельхозтоваров, то на такие расчеты ограничение распространяется. Следовательно, ограничение 10000 грн. распространяется и на сельхозпродукцию, полученную по давальческой схеме обработки и переработки.

Кстати, различия в определениях одного и того же понятия сельхозтоваров Законом об НДС и Законом о господдержке сельского хозяйства создают парадоксальную ситуацию: сельхозпредприятие-

продавец правомерно считает сельхозтоварами свою сельхозпродукцию давальческой переработки, а покупатель не соблюдать «наличное» ограничение при расчетах за такую продукцию не вправе.

В заключение следует отметить и то, что в понимании обновленного Закона о господдержке сельского хозяйства

к сельхозпродукции (товарам) относятся также и определенные виды отходов, полученные при производстве сельхозпродукции (товаров), а также все биологическое топливо и энергия, полученные при переработке и утилизации сельхозпродукции (товаров) и их отходов (биогаз, биодизель, этанол, твердое биотопливо, в производстве которого была использована сельхозпродукция (ее отходы) в размере больше 50 % от всей использованной продукции, электрическая энергия, пары, горячая вода и т. п.). Это установлено абзацем вторым п. 2.15 Закона о господдержке сельского хозяйства, который ГНАУ почему-то забыла упомянуть в письме, ограничившись только абзацем первым этого пункта.

С точки зрения практической реализации предписаний комментируемого письма, возникает вопрос о подтверждении соблюдения порядка закупки сельхозтоваров в соответствии с новациями Закона о господдержке сельского хозяйства (особенно перед лицом проверяющих). С одной стороны, обязанность такого подтверждения не предусмотрена законодательством. С другой стороны,

во избежание проблем покупателям можно порекомендовать запастись официальными документами (письма, справки и т. п.) от продавца о том, что продукция произведена непосредственно им, т. е. является продукцией его собственного производства, а также указывать это в договорах купли-продажи. Поскольку изменения Закона о господдержке сельского хозяйства вступили в силу с 15.07.2009 г., проанализировать свои наличные расчеты покупателям сельхозпродукции целесообразно с указанной даты.

 

Анатолий Бобро

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд